Зимняя школа преподавателя

В постоянной рубрике – о том, как лучший опыт электронного обучения в российских вузах может быть использован в КНИТУ-КАИ.

В рамках рубрики «Новости электронного обучения» Отдел электронных технологий в образовании предлагает обсудить возможности применения в КНИТУ-КАИ методик электронного обучения, представленных на онлайн-конференции «Зимняя школа преподавателя».

Одним из условий успешного внедрения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в вузе является изучение и применение передового опыта российских и зарубежных вузов. Отдел электронных технологий в образовании (ЭТвО) КНИТУ-КАИ уделяет большое внимание изучению лучших практик электронного обучения в России и за рубежом. Анализ наиболее интересных материалов, заслуживающих, на наш взгляд, внимания преподавателей КНИТУ-КАИ, содержится в серии аналитических статей, публикуемых Отделом ЭТвО на портале КНИТУ-КАИ в рамках рубрики «Новости электронного обучения». Напомним, что предыдущий материал из этого цикла был посвящён анализу опыта Томского государственного университета [1]. Сегодня мы предлагаем Вам обсудить возможности применения в КНИТУ-КАИ лучшего опыта российских вузов в области электронного обучения (по итогам онлайн-конференции «Зимняя школа преподавателя» ).

«Зимняя школа преподавателя» [2] – так назвалась онлайн-конференция, проводимая издательством «Юрайт» с 5 по 11 февраля 2018 г. В конференции приняли участие представители Издательства и ряда российских вузов, достигших известных успехов в применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: Московского государственного педагогического университета, Санкт-Петербургского государственного технологического института, Института водного транспорта им. Г. Я. Седова (г. Ростов-на-Дону) и других. Большой интерес участников конференции вызвали представленные на обсуждение авторские методики электронного обучения в условиях адаптации учебного процесса к новым Федеральным государственным стандартам высшего образования. По мнению авторов данного материала, они могут оказаться востребованными и в нашем университете.

Новая философия образования – объективная реальность

Сегодня всё чаще можно услышать о становлении новой философии образования, диктующей необходимость кардинальных изменений всех аспектов образовательного процесса – методики, организационной схемы, педагогических технологий – на основе внедрения электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). В чём состоит суть этой новой философии, каковы её ключевые моменты, рассказала профессор МПГУ, эксперт Института развития интернета, победитель Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании» М. Е. Вандорф-Сысоева.

Один из основных постулатов новой философии – это кардинальное изменение парадигмы образования – от знаниевой (когда преподаватель является основным носителем и «транслятором» информации) до компетентностой (когда преподаватель выстраивает образовательный процесс, направленный на достижение учебных целей, приобретение студентом тех или иных компетенций, предусмотренных ФГОС). Задача преподавателя сегодня – не столько донести информацию до студента (некоторые методики вообще минимизируют эту компоненту), сколько персонализировать образовательную траекторию обучаемых, обеспечить обратную связь в течение всего времени обучения, организовать эффективное взаимодействие на трёх уровнях: «обучаемый – преподаватель», «обучаемый – контент», «обучаемый – обучаемый».

В этих условиях электронное обучение, применение дистанционных образовательных технологий играют первостепенную роль.

Одной из особенностей современного этапа развития электронного обучения является недостаточность нормативно-правового обеспечения этого процесса. Так, даже для такого широко используемого сейчас понятия, как «онлайн-курс» нет утверждённого ФГОС определения (а только рекомендуемое Министерством образования [3]). В этой связи разработка локальной нормативной базы электронного обучения становится одной из первоочередных задач университетов.

Среди аспектов электронного обучения, регулируемых локальными нормативными документами вуза, центральное место должна занимать модель обучения. По мнению докладчика (полностью совпадающему с мнением авторов данного материала), наиболее естественной и (цитата) «комфортной» моделью поэтапного внедрения ЭО, ДОТ в вузе является веб-поддержка традиционного обучения с использованием электронных курсов в системе управления обучением (LMS, от англ.: Learning Management System) (напомним, что для обучения в рамках основных образовательных программ в КНИТУ-КАИ используется LMS BlackBoard). Основное преимущество электронного курса – это возможность хорошо структурировать учебный материал, выстроить образовательную траекторию, обеспечить все вышеперечисленные уровни взаимодействия.

Открытые онлайн-курсы: каково их место в современном образовании?

В процитированном выше докладе было отмечено, что «открытые онлайн-курсы» – это электронные курсы, принципиально отличающиеся от «домашних» электронных курсов университетов, используемых для веб-поддержки обучения. Основная специфика открытых онлайн курсов состоит в следующем:

  – обучение на открытых онлайн-курсах осуществляется исключительно   с применением дистанционных образовательных технологий;

– открытый онлайн-курс обязательно имеет единый педагогический сценарий;

– к качеству открытого онлайн-курса предъявляются намного более жёсткие требования – с этой целью он подлежит всесторонней предварительной экспертизе: контекстной, технологической и прочей;

– для создания открытых онлайн-курсов, как правило, создаются команды из нескольких разных специалистов (см., например, [1]);

– решения о «встраивании» открытых онлайн-курсов в обучение студентов по основным образовательным программам принимает сам вуз, причём эти решения обязательно должны быть подкреплены в соответствующей локальной нормативной базе университета – в частности, абитуриенты при поступлении в вуз должны дать письменное согласие на то, что ряд дисциплин будет изучаться ими на открытых онлайн-курсах;

– вуз должен нести ответственность за качество выбранных онлайн курсов – в частности, преподаватели должны предварительно сами обучиться на рекомендуемых ими онлайн-курсах.

Таким образом, обучение на открытых онлайн-курсах – качественно иная ступень электронного обучения.

Мы разделяем мнение докладчика о том, что оптимальный путь использования открытых онлайн-курсов в вузе состоит в применении их в рамках дополнительного образования и самообразования обучаемых. (Напомним, что вопросам развития открытых онлайн-курсов в России и возможностям их применения в КНИТУ-КАИ была посвящена наша аналитическая статья [4].)

«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» – один из трендов в отечественном образовании?

«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» – название приоритетного проекта Министерства образования и науки Российской федерации [5], целью которого является создание «условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организациях, освоивших онлайн-курсы, до 11 млн человек к концу 2025 года».

Одна из главных целей реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда…» – это объединение онлайн-платформ и отдельных онлайн-курсов для обеспечения доступа к ним по принципу «одного окна». В настоящее время Каталог открытых онлайн-курсов [6], создаваемый в рамках проекта, находится в стадии опытной эксплуатации. Помимо самих электронных курсов (их число, по состоянию на 19.02.2018, уже превышает 450), Каталог содержит средства поиска курсов: по предметной области, направлению подготовки, платформе, рейтингу и т.д.

Предлагаем преподавателям КНИТУ-КАИ ознакомиться с Каталогом и принять участие в обсуждении вопросов применения открытых онлайн-курсов и других аспектов внедрения электронного обучения дистанционных технологий в КНИТУ-КАИ.

В рамках одного материала невозможно осветить все вопросы, обсуждавшиеся на конференции. Мы намерены продолжить освещение этой темы в наших следующих публикациях на Портале КНИТУ-КАИ.

Пожалуйста, ответьте на вопросы нашей Анкеты (это займёт у Вас несколько минут). Отдел электронных технологий в образовании внимательно анализирует результаты проводимых опросов и использует их при подготовке проектов локальных нормативных документов КНИТУ-КАИ в области электронного обучения.

Источники

1.  Открытые онлайн-курсы: опыт Томского государственного университета (Материал Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ в рамках рубрики «Новости электронного обучения») (17.11.2017)

2.  Программа конференции «Зимняя школа преподавателя» (5 – 11 февраля 2018)

3. « Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием онлайн курсов » Министерства образования и науки РФ от 05.09.2017

4.  Онлайн-курсы и ресурс «Одного окна» (Материал Отдела электронных технологий в образовании КНИТУ-КАИ в рамках рубрики «Новости электронного обучения»)  (03.11.2017)

5.  Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» // официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации

6.  Каталог открытых онлайн-курсов «Современная цифровая среда РФ» (в опытной эксплуатации)

Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru , vnustyugova@kai.ru , rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631. Ждём Ваших вопросов и предложений по вопросам внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ.

 

Автор: Отдел электронных технологий в образовании Источник:
 
По теме
Напоминаем, что сегодня  проведут родителям свои презентации обучающих и образовательных программ ведущие ВУЗЫ Казани: Казанский (приволжский) федеральный университет,
Студенты КГЭУ в рамках освоения образовательных программ могут изучать онлайн-курсы, размещенные на Национальной платформе открытого образования.
Выставка «Образование. Карьера» - единственный выставочный проект в нашей республике, который демонстрирует образовательный потенциал столицы Татарстана,
Приглашаем преподавателей КНИТУ пройти обучение в Центре подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов КНИТУ за счет средств бюджета по дополнительной профессиональной программе «Педагогическое мастерство».
В Доме детского творчества состоялось захватывающее мероприятие «Игромир» - Газета Новая жизнь Весёлое времяпровождение во время весенних каникул. В четверг 28 марта в Доме детского творчества состоялось захватывающее мероприятие "Игромир", организованное педагогом Натальей Шишкиной из объединения "Чудесная мастерская".
Газета Новая жизнь
Минниханов поручил усилить меры безопасности на всех объектах - ГТРК Татарстан В Татарстане сегодня были избраны новые мировые судьи. Представление кандидатов прошло под руководством исполняющего обязанности Председателя Верховного суда Татарстана — Эдуарда Каминского.
ГТРК Татарстан
В КГМА прошла встреча с ординаторами - КГМА 28 марта 2024 года в Актовом зале КГМА состоялась  встреча руководства КГМА с заведующими кафедрами, ординаторами второго года обучения  и их кафедральными кураторами.
КГМА
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
Газета Тетюшские зори
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время