«Такого еще не было: осень-2017 с неуходящей зеленой листвой и приходящими прокурорами»

Октябрьские тезисы Римзиля Валеева по «языковому вопросу» в Татарстане

Каково быть учительницей, если 1 сентября кроха-первоклассник поднимает руку и заявляет: нас не нужно учить вашему языку? Если ребенок, еще не проучившись в школе ни одного дня, уже получает первый урок этнофобского мировоззрения. И думает, что одни языки великие и могучие, а другие — так себе, лишь отвлекают от важных дел? Потрясенный журналист Римзиль Валеев в статье для «БИЗНЕС Online», сопереживая растерянной учительнице, делится своими мыслями о тонкостях образования и воспитания.


Фото: tatar-congress.org

КУДА ПОСЛАТЬ ПРОКУРОРОВ И КИНОЛОГОВ С СОБАКАМИ?   

Такого еще не было: осень-2017 с не уходящей зеленой листвой и приходящими прокурорами. Директора школ и вообще педагоги, особенно учителя родного языка и литературы, в подвешенном, взъерошенном состоянии.  Кое-кто предвкушает избавиться от уроков по неродному и «ненужному» языку, пусть даже государственному. Даже если на нем говорили твой прадед или бабушка.  

Считается, что школьные программы перегружены, и так в них немало ненужного. Например, астрономия оказалась лишней. Пусть на время. А вот некоторые разделы обществоведения, например, история КПСС теперь не востребованы.

А как сложится жизнь учителей родного языка? Могут ли оказаться за бортом не столько они сами, сколько их взгляды, сложившиеся десятилетиями и пока еще не опровергнутые? Непостижимо.

Я не раз писал статьи по данной теме. Надо закругляться. Кто-то согласился со мной. Кого-то не убедил. Собственно, я и не мечтал насильно учить моему языку. Про себя думал: лучше бы родной язык остался нашим секретным инструментом для сохранения культурного кода, песен и стихов, истории и обычаев моего и родственных народов. Лучше бы не пачкали его, не ломали, не унижали. Лучше будем реже общаться с некоторыми земляками. А что кривляться, прикидываться, играть в толерантность? Но при этом вижу удивленные глаза тех русскоязычных знакомых, которые вполне благосклонны к татарскому языку.

По мне, пусть учатся только добровольно. Но с оговоркой: чтобы на работу     брали наиболее компетентных, если должность связана с общением, с языком и культурой местного населения. Готовясь трудиться в гуманитарной сфере, часть публики сама будет учить этнокультуру и языки самостоятельно, по самоучителю или с репетитором. Или отправится в деревню на лето и вернется с разговорной речью. Наверное, поэтому и затеяли обучение национальным языкам определенной местности, чтобы помочь таким. За счет государства.

Повторяю: учит не школа, а языковая среда и интерес. Без них никак. Вот меня не учили в школе башкирскому языку. Но понимаю, говорить и писать могу. Очень горжусь этим. С казахами, киргизами объяснюсь. Нет проблем. Потому что мне так хотелось. Если бы не хотел, у меня ничего не получилось бы.

Как быть учительнице, которая в первый день сентября услышала протест мальчика-первоклашки? После урока ее трясло. Меня тоже этот эпизод встревожил. А еще вчерашнее восклицание активистки родительского движения. «Свершилось чудо! — пишет она. — В одной из школ обещали рассмотреть заявление об уменьшении уроков татарского и увеличении русского».

А разве это чудо? По-моему, это обычное дело. «Лингвистический саботаж» и уклонение от языка с размахом идет не первый год. Сбор подписей в интернете я вижу уже пятый год. Теперь даже крохи-первоклашки подтягиваются. Ведь никто не смог их заставить говорить на чужом языке, не правда ли?

Давайте разберемся. Паниковать не надо. Татарским чипом в ваших мозгах русский язык не заменят. Опасения высокого начальства и прокуроров по части филологии, по-моему, тоже излишни. Не знаю, как в южных горных краях, в северной тундре, но двух-трех-язычных урбанизированных поволжских татар русским языком не испугаешь. Они, по-моему, часто самих русских обгоняют, клянусь тотальным диктантом и книгами русскоязычных писателей из татар.

Но прокуроры все-таки приходят в школы, как будто не учителя там, а какие-то насильники. Бывают же в жизни такие недоразумения! Настолько дикие, что казанские литераторы пишут письма в столицу империи с просьбой разрешить жить по Конституции РФ и работать по федеральным законам. Лучше бы прокуроров и кинологов с собаками отправлять не по поводу языкового насилия.  А поручить им поимку телефонных террористов. Экономически выгодно, и настроение поднимется.

КРОХА С ПЕРВОЙ ПАРТЫ ПЕРВОГО КЛАССА

Воспитание детей объединяет буквально всех. И горожан, и селян. Людей разных кровей, разного достатка. Даже возрастов. Даже избавление от языкового ига не освобождает родителей от миссии воспитания малыша достойным человеком. От подготовки к трудностям, к удаче. Даже будущих королей и царей специально готовят, и от их навыков и воспитания зависит судьба династии и благополучие государства с его подданными.

И офицеров готовят, и инженеров, и музыкантов, и не только учат, но и воспитывают. Есть помимо прочего морально-этические нормы, вечные истины.   Желательно, чтобы они засели уже в подсознании и диктовали, как действовать в критической ситуации. Как остаться человеком, не обманывать, и не «лохануться»? Кто приучит уважать родителей, страну? Чтобы молодой человек в пылу максимализма не крушил все вокруг, не посылал всех подряд куда подальше. Это куда важнее, чем даже знание языков.

Я паникую из-за первоклассника в нарядной форме, крохе при черном галстуке и белой рубашке, впервые явившемся в школу. И совершившем первый гражданский поступок. Не догадываясь, что мама или тетя отравила его сознание и душу!

Возможно, он станет неплохим специалистом. Инженером или менеджером, врачом. А может безработным (не дай бог!) или сотрудником охраны, офицером или директором фирмы, даже депутатом. Но забудет ли он, что народы и языки могут быть разными по значению и сорту? Как он спасал себя и одноклассников, спасал русский язык от навязывания татарского?

Правда конкретно этот первоклассник к концу сентября уже втянулся к игровому методу обучения и стал довольно активно напевать татарскую песню вместе с классом.  Вот что такое новая методика и творческий мыслящий педагог! Но в принципе школьники, «спасенные» от языка 2 млн. земляков из Татарстана, могут наткнуться на проблемы с окружающим миром. В мире далеко не всегда признают русский язык инструментом глобализации. Им пользуются примерно 200 млн. человек. Это сопоставимо с населением Индонезии. Чтобы не задавило колесо глобализации, придется изучать языки, неродные и не всегда приятные. Английский, китайский, испанский, немецкий и французский, турецкий. Татарский в том же ряду. Жить с выходцами разных стран и народов. Продвигать свою культуру в среду других народов. И делать это добровольно...

ОТ КОЛИЧЕСТВА УРОКОВ ПОЧТИ НЕ ЗАВИСИТ ЗНАНИЕ ЯЗЫКОВ И ВОСПИТАНИЕ ХОРОШЕГО  ЧЕЛОВЕКА...

Вот мои октябрьские тезисы по национальному и языковому вопросам.

1. Наезд на языки республик противоречит Конституции и законам РФ, вызывает недоумение и обиду нерусских народов. И вообще противопоставление языков доказывает абсурдность такой полемики.

Но президент перед выборами не мог не отреагировать на жалобы организованных родителей, преподнесенные как национальная идея, не поддержать язык основного этноса. Просто не мог и все. И Конституцию никто срочно переписать не может. Поэтому     на школы наступают прокуроры и блогеры.

2. А может политтехнологи по внутренней политике (дай бог, чтобы они не взорвали страну изнутри) готовят народ к изменению Конституции? Чтобы сначала проголосовали на выборах, а потом согласились жить в унитарном монархическом государстве, к чему подталкивают отдельные «якобы патриотические» группировки? Без республик и языков?

3. Увеличение или сохранение количества уроков принесет пользу, если учитель креативен, талантлив, образован, а методика обучения современна. Ученики таких преподавателей успешно постигают язык и предмет в целом. А если нет? Если педагог скучен и малограмотен? Тогда зачем пытать детей уроками каждый день и 10 лет, и без толку?

4. А если учитель русского языка, математики, физики не интересен и не глубок, тогда поможет ли его ученикам увеличение количества уроков? Наоборот, мучений только прибавится.

5. Иногда считают, что казанский школьник, отвлекаясь на изучение государственного татарского, недополучает знаний по русскому и математике по сравнению, допустим, с самарским школьником. Тогда почему самарская и другие области без местного государственного языка не обогнали Татарстан по баллам ЕГЭ в гуманитарных и точных науках? Где сокрушительные победы других субъектов федерации на олимпиадах, в науке, экономике, технологии? Ведь они живут в зоне, где «чудо» происходит каждый день, там у них нет уроков татарского?

6. Кстати, в татарской школе Самары «Яктылык» («Свет»), так же как в саратовской татарской гимназии, добиваются прекрасных показателей по учебе и воспитанию детей. Иногда они востребованы школьниками других национальности. Значит отказ от уроков по языкам — никакое не чудо, и не победа, если думать о благополучии детей.

7. В некоторых продвинутых школах Казани изучают несколько языков, иностранных и региональных, в том числе внедряя их в качестве языка обучения. То есть, географию изучают по-французски (условно!), математику — по-английски, а историю, допустим, по-татарски. И ребята в раннем возрасте усваивают языки без всяких затруднений.

8. Академик РАН Камиль Валиев , ныне уже покойный, приехал учиться в КГУ из своей деревни Шандер (20 дворов) Мамадышского района, не зная толком русского языка.

Очень скоро он стал преуспевающим математиком и физиком, аспирантом и доктором наук, а потом директором института микроэлектроники АН СССР, лауреатом Ленинской премии. С математическим мышлением и языком физики у него был полный порядок. Не факт, что он раскрылся бы, если бы не получил начального образования на родном языке.

9. До 7-го класса в моей Аитовской школе Бижбулякского района БАССР все предметы, кроме русского языка и литературы, проходили по-татарски. Что не помешало мне побеждать на олимпиадах по алгебре, писать статьи на русском языке, работать в центральной прессе. Мысль и понимание жизни чуть в сторонке и выше языков! Если человек глуп и ленив, то никакой великий язык его не вытащит из дремучего состояния. Чем больше мозги загружаешь знаниями и языками, тем лучше варит «котелок». Разве не так?

10. Еще раз о личном опыте. Со мной в Москве учились одноязычные выпускники лучших университетов, но по общим и творческим показателям никто из них не обогнал меня, выпускника обычной сельской татарской школы. Мое преимущество было в том, что владел 3-4 языками, и первым был язык матери, который послужил шлюзом для постижения русской и российской культуры. А через русский язык пришла мировая культура. И сам стал носителем русского языка и культуры. Но в отличие от многих других, я еще оставался носителем татарского языка и культуры. Это все равно, что я в совершенстве овладел еще одним иностранным языком (а татарский ничуть не уступает по значению языку любой высокоразвитой страны). Это преимущество двуязычных татар официально признал выдающийся этнолог Валерий Тишков .

11. В некоторых сферах роль родного и регионального (в т.ч. русского или татарского) языка отодвигается на второй план, уступая языку математических формул, химических реакций, музыкальных нот, медицинских терминов по латыни. Есть еще язык футбола, баскетбола и других видов спорта, есть производство, где люди прекрасно общаются на профессиональном поле, почти не прибегая обычной болтовне.   Так явилось откровение -не надо преувеличивать значение слов!

12. Вербальное общение, языки все больше оттесняются видеороликами, компьютерными играми, зарубежными боевиками и фантастикой, эстрадой, развлекательными видеосюжетами и слайд-фильмами . Именно через гаджеты и компьютеры приходят неведомая старшему поколению культура и языки. Наши дети и внуки становятся неузнаваемыми. Хорошо, если все перемены в лучшую сторону. Но отцы цифровой технологии Билл Гейтс и Стив Джобс не перегружали мозги своих детей компьютерами.

13. Русский язык и литература, грамматика и классика, вряд ли могут конкурировать с информационной продукцией.   Творения Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Бунина, Есенина, Горького, Шолохова могут дойти до современных школьников лишь опосредованно, через телевизионные версии. Потихоньку они останутся лишь в памяти любителей и специалистов-филологов. Аналогична судьба и других литератур, включая татарскую. Вот об этом и стоит развернуть полемику!

14. Хочу представить, как крошка с первой парты, смело выступивший на первом же уроке против изучения языка соседей, вырос и вместе с товарищами защищает честь и благополучие, а может безопасность России. В настоящем бою, а может в спорте, искусстве, бизнесе. А рядом с ним стоят в одном строю или под его началом — татары, башкиры, чуваши, марийцы, узбеки и представители других народов с высоким демографическим темпераментом. И сохранившие память о своем роде и предках. Мне, как и выросшему первокласснику 2017 года, в такой момент защиты Родины было бы очень неуютно.

Римзиль Валеев
 
По теме
90% родителей выступили за то, чтобы их дети изучали татарский язык. Соответствующее заявление сделала член родительского комитета  6-го «Г» класса СОШ № 165 Казани Нина Максимова в эфире одной из телепередач.
31.10.2017
Жириновский об уроках татарского: это путь к выдавливанию русских из национальных регионов - ProKazan.Ru По его словам, позиция Казани в этом вопросе схожа с позицией Киева Политик Владимир Жириновский прокомментировал ситуацию с уроками татарского языка в школах Татарстана, по его словам,
31.10.2017
 
 
Экс-депутат горсовета Набережных Челнов Сергей Еретнов в своем блоге раскритиковал решение Госсовета РТ отложить рассмотрение вопроса о преподавании государственных языков.
27.10.2017
 
 
  Заместитель Председателя Госсовета Татарстана Римма Ратникова выступила сегодня перед депутатами по вопросу преподавания и изучения государственных языков РТ и родных языков народов РТ.
26.10.2017
Вячеслав Никонов: «Изучение госязыка субъекта РФ не будет обязательным для всех школьников региона» - TatCenter.ru Председатель Комитета по образованию и науке о том, какие изменения в закон «Об образовании в РФ» может принять Госдума и как после их вступления в силу будет строиться система изучения национальных языков в России.
19.06.2018 TatCenter.ru
Агрызский приют «Ласка» принял гостей - Министерство труда Накануне, 19 июня, с рабочим визитом Агрызский социальный приют для детей и подростков «Ласка» посетили ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Илсояр Гарифуллина и уполномоченный по
20.06.2018 Министерство труда
Вместе с ним перед законом за целый ряд преступлений ответят еще трое его подельников Лика ИСАЕВА Чувашские следователи завершили расследование резонансного уголовного дела об исчезновении и убийстве 39-летней Натальи
19.06.2018 Комсомольская правда Казань
Огромный баобаб и Алиса в стране чудес: в Казани открылся Цветочный фестиваль-2018 - Администрация г. Казань Фото: Марат Мугинов (Город Казань KZN.RU, 19 июня, Ксения Швецова). В Казани открылся Цветочный фестиваль: на площадке перед театром кукол «Экият» представлено 20 композиций,
19.06.2018 Администрация г. Казань
С 9 по 18 июля в Елабужском государственном музее-заповеднике будет проходить ХIII Международный арт-симпозиум по современному искусству на тему «Народные игры и забавы».
20.06.2018 Елабужский музей-заповедник
Музыканты выступали на конкурсах профмастерства Традиция проведения концертов в заводских цехах родилась вместе с «КАМАЗом».
19.06.2018 Челнинские Известия
Кто-то до сих пор на гребне популярности, а кто-то забыт и никому не нужен Юлия МАЗУР Когда-то мы смотрели их клипы по музыкальным каналам каждый день по тысяче раз.
19.06.2018 Комсомольская правда Казань
Республиканская клиническая больница и городская клиническая больница №7 стали основными госпиталями FIFA в Казани - Республиканская клиническая больница Республиканская клиническая больница и городская клиническая больница №7 стали основными госпиталями FIFA в Казани.
20.06.2018 Республиканская клиническая больница
Россия высоко подняла планку мундиаля - Казанские ведомости Итак, все приготовления к ЧМ-2018 - уже история. Чемпионат в России стартовал и поехал по городам России - без эксцессов, а с ощущением праздника.
19.06.2018 Казанские ведомости
В минувшую субботу Казань приняла эстафетную палочку ЧМ-2018. Один из фаворитов мундиаля на «Казань-арене» сразился с амбициозными парнями с Зеленого континента.
19.06.2018 Казанские ведомости
О годовом общем собрании акционеров ПАО «Нижнекамскнефтехим» - Министерство финансов Сегодня в Нижнекамске состоялось годовое общее собрание акционеров ПАО «Нижнекамскнефтехим», на котором были подведены итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия в 2017 году.
20.06.2018 Министерство финансов
(Казань, 20 июня, «Татар-информ», Александр Елисеев). С 1 июля на территории России начнет действовать обязательное оформление ветеринарно-сопроводительных документов через систему  «Меркурий» .
20.06.2018 Главное управление ветеринарии