Без шума, без всплеска: завод им. Горького спустил на воду «колониальную канонерку»

В сеть просочилось первое «живое» фото самого модернового корабля российского ВМФ

Разочаровывает флотофилов завод им. Горького. Там без всякой помпы состоялось, можно сказать, эпохальное событие — спустили на воду первый в истории российского ВМФ специализированный патрульный корабль проекта 22160. И все было бы тихо, если б в сеть не утекло соответствующее фото этого чрезвычайно элегантного корабля. Впрочем, как полагает эксперт «БИЗНЕС Online», следующие корабли проекта, возможно, будут выглядеть иначе.

До сих пор общий вид корабля проекта 22160 мы представляли только по рисункам

КРАСОТА ПО-ВОЕННО-МОРСКОМУ

Как выясняется окольными путями, зеленодольский завод им. Горького (входит в холдинг «Ак Барс») уже спустил на воду головной корабль проекта 22160. Соответствующее фото опубликовано в группе milinfolive   Вконтакте (мы воспроизводим его с разрешения авторов). Это первая полноценная фотография корабля проекта 22160 – ранее были доступны только рекламные 3D-изображения, фото моделей, а также окруженные стапелями корпуса в достройке. И вид корабля весьма впечатляет изрядной долей футуристичности и солидными для зеленодольской верфи размерами, особенно на фоне стоящей рядом нынешней рабочей лошадки флота – малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М».

Каково предназначение 22160 (проектант — питерское Северное проектно-конструкторское бюро)? Это патрульный корабль для охраны территориальных вод, пресечения контрабанды и пиратства, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, для охраны кораблей и судов, военно-морских баз и водных районов. Предполагаемые характеристики: водоизмещение — 1300 т, автономность — 60 суток, скорость — до 30 узлов, экипаж — 80 человек. Предусмотрен вертолет типа Ка-27. Базовое вооружение — артиллерийское. Словом, нанести сокрушительный удар или отбиться от серьезного противника патруль не сможет. Его дело — продемонстрировать Андреевский флаг там, где это потребуется. Эксперты указывают, что руководство страны начало понимать: ВМФ как государственный инструмент способен помочь в решении политических задач стратегического масштаба, поэтому 22160 заточены под плавание в любой точке Мирового океана. Из чисто практических задач — замена в операциях мирного времени (например, антипиратских) более мощных и хорошо вооруженных кораблей, что позволит последним экономить ресурс.

Проекту 22160 уделяется повышенное внимание и с чисто технической точки зрения. Прежде всего, потому, что у российского ВМФ до сих пор не было специализированных патрульных кораблей. К тому же это первый российский корабль, создаваемый по модульному принципу. Правда, пока не раскрывается, как он будет реализован. Первый вариант: для каждого построенного корабля создается несколько быстро заменяемых модулей под конкретную боевую задачу — ударный, ПВО, противолодочный, спасательный. Второй вариант: отдельные партии кораблей без внесения серьезных изменений в проект выпускаются ударными, противолодочными, «зенитными», патрульными. Моряков порадует комфорт, что важно при патрулировании в удаленных районах Мирового океана. Этим наш флот не избалован.

Первые 6 кораблей проекта пойдут на Черноморский флот, а это, скорее всего, означает длительные командировки в Средиземное море. Учитывая модульность, то есть перспективу установки зенитно-ракетного комплекса «Штиль» и знаменитого ныне ракетного комплекса «Калибр-НК», возможности 22160 выглядят серьезными. Например, патруль получит возможность простреливать крылатыми ракетами значительную часть Средиземного моря. С присутствием таких кораблей нашим «партнерам» нельзя будет не считаться.

Всего в Зеленодольске планируется построить двенадцать 22160. Головной («Василий Быков»), который и изображен на фото, заложили 26 февраля 2014 года. Первый серийный («Дмитрий Рогачев») — 25 июля 2014-го. Второй («Павел Державин») — 18 февраля 2016 года. Третий («Сергей Котов») — 8 мая 2016-го. Четвертый («Виктор Великий») – 25 ноября 2016 года. Согласно годовому отчету предприятия, начата работа над еще одним корпусом. Головной корабль планировалось сдать в 2017 году, три следующих – в 2018-м, еще двух – в 2019-м.

Вид корабля впечатляет изрядной долей футуристичности и солидными для зеленодольской верфи размерами, особенно на фоне стоящей рядом нынешней рабочей лошадки флота - малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М» Фото: vk.com/milinfolive

ЗАЧЕМ ПРОТИВ ПИРАТОВ ТЕХНОЛОГИЯ СТЕЛЛС?

«БИЗНЕС Online“ предложил прокомментировать появление фото независимому военно-морскому эксперту  Дмитрию Глухову   (Санкт-Петербург).

Он, прежде всего, отметил, что трудно понять такую конспирацию. Возможно, руководство предприятия не хочет афишировать то, что корабль сдают с запозданием, но все мы понимаем сложности с тем же импортозамещением. Ранее сообщалось, что и проектант, и завод напрягают все силы для сдачи кораблей в срок. Дело в том, что уже на старте производство столкнулось с серьезными проблемами. Из-за санкций немецкая компания MAN отказалась поставлять двигатели и редукторы, теперь все это будет делаться в Коломне.

„Тем не менее, спуск на воду — это праздник, — настаивает Глухов. — Это не только новый корабль для Черноморского флота, но и новый тип корабля для ВМФ России. И хотя многие считают этот проект спорным, у него большой потенциал. В каком ключе? Например, на экспорт он уже предлагается со встроенными „Калибрами“, противолодочным вооружением. Далее. Видимо, на этом корабле будет обкатываться модульность, и на основании опыта эксплуатации будет развертываться широкое строительство кораблей подобной концепции“.

Насколько известно, у идеи такого патрульного корабля есть влиятельные противники. Они указывают на откровенно слабое для корабля такого водоизмещения вооружение, а также на то, что модульность обернется организационными и техническими трудностями как для промышленности, так и для ВМФ. Насколько обоснованная такая точка зрения? „Действительно, здоровенный пароход, а вооружения нет, — частично согласен с тезисами оппонентов проекта Глухов. — Одна пушечка и два пулемета – это ни о чем, и уж точно не в традициях российского кораблестроения. Многие даже называют его колониальной канонеркой, потому что корнями идея уходит в то, что такие корабли должны нести службу у Африканского рога, где бесчинствуют пираты. Поэтому и место службы первой шестерки – Черноморский флот. Но, видимо, задачи с того момента, когда корабль задумывался, здорово изменились — повлияли события на Украине, в Сирии. Видимо, это подвигнет Минобороны и ВМФ сделать из этих кораблей все-таки нечто более сильное, чем просто патрульный шлюп для борьбы с лодками и людьми с легким стрелковым вооружением. Объемы корпуса позволяют стационарно поставить комплексы, которые сделают из этого корабля реальную силу: не просто модульный, – четыре „Калибра“ в контейнерах, — а настоящий боевой корабль. В том числе, добавят противолодочных способностей, которые сейчас у него отсутствуют. Возможно, на последних кораблях серии все это будет учтено. Тем более, модульность „Калибров“ под вопросом – потому что никто не представляет, где будут храниться эти контейнеры с ракетами, как они будут на корабль загружаться, как он их будет применять, откуда получать целеуказание. Мне кажется, эти вопросы еще только на уровне теории проработаны“.

Глухов обратил внимание на внешний вид корабля: „Конечно, очень эффектно. До сих пор у нас были лишь корабли с элементами стеллс, а теперь — полноценный. И это, кстати, вызывает недоумение: почему антипиратский патрульный корабль так по-взрослому застелсован? Может, для борьбы с пиратами можно и чего попроще? Хотя, с другой стороны, строительство таких кораблей позволит отработать технологии, посмотреть, как они будут эксплуатаироваться, насколько заметны на волне для радиолокаторов. И вообще, чего мы вдруг решили подрядиться возле Африки танкера охранять от пиратов, тем более, они сейчас подвывелись, да и наших судов там единицы. Эту задачу можно было решать другими способами — гораздо более дешевыми, чем походы кораблей. Это я к тому, что главный вопрос — в концепции применения подобных кораблей“.

Тимур Латыпов

Ещё новости о событии:

До сих пор общий вид корабля проекта 22160 мы представляли только по рисункам - Бизнес Online
В сеть просочилось первое «живое» фото самого модернового корабля российского ВМФ Разочаровывает флотофилов завод им.
08:23 08.08.2017 Бизнес Online - Казань
  В Набережных Челнах подвели итоги налоговой службы за первое полугодие 2017 года.
17:10 07.08.2017 Газета Республика Татарстан - Казань
    Более шести тысяч севастопольцев посетили концерт лауреатов фестиваля «Созвездие – Йолдызлык», который состоялся в городе-герое по случаю празднования Дня Военно-Морского Флота России.
17:09 07.08.2017 Газета Республика Татарстан - Казань
В Набережных Челнах подвели итоги работы налоговой службы за первое полугодие 2017 года.
17:08 07.08.2017 TatCenter.ru - Казань
Об итогах деятельности налоговой службы Челнов за 1 полугодие  2017 года рассказала на деловом понедельнике  начальник ведомства Лилия Гатина.
14:21 07.08.2017 Администрация г. Набережные Челны - Набережные Челны
Налоговики Автограда организуют выездные комиссии к крупным должникам. (Набережные Челны, 7 августа, «Татар-информ», Эльвира Мухаметдинова).
13:39 07.08.2017 ИА Татар-информ - Казань
Лилия Гатина пообещала 7 уголовных дел против крупных должников и отчиталась о налоговом чуде – рост сборов составил 63% Футболиста Лионеля Месси и теннисистку Штеффи Граф вспомнил сегодня мэр Челнов Наиль Магдеев,
12:44 07.08.2017 Бизнес Online - Казань
  Один из кораблей Черноморского флота назовут в честь Набережных Челнов.
12:37 07.08.2017 Газета Республика Татарстан - Казань
В первом полугодии с помощью АСК отработано «налоговых разрывов» на 2,8 млрд рублей.
12:07 07.08.2017 ИА Татар-информ - Казань
Идея поступила от командующего Черноморским флотом адмирала Александра Витко во время визита делегации челнинцев в Севастополь на День ВМФ.
12:07 07.08.2017 ИА Татар-информ - Казань
С такой инициативой выступил главнокомандующий флотом адмирал Александр Витко.
11:52 07.08.2017 Казанские ведомости - Казань
На Черноморском флоте появится корабль под названием «Набережные Челны». Об этом сегодня в ходе делового понедельника сообщил мэр автограда Наиль Магдеев, который в день ВМФ посетил подшефную воинскую часть в Севастополе.
11:40 07.08.2017 ProKazan.Ru - Казань
Назвать один из военных кораблей «Набережные Челны» предложил командующий Черноморским флотом адмирал Александр Витко.
11:33 07.08.2017 Вечерние Челны - Набережные Челны
Один из кораблей Черноморского флота будет носить название в честь автограда — Набережные Челны.
10:36 07.08.2017 Бизнес Online - Казань
Фото с сайта img-fotki.yandex.ru. Во время недавней поездки мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева в Севастополь с такой инициативой выступил главнокомандующий флотом адмирал Александр Витко.
09:42 07.08.2017 Челнинские Известия - Набережные Челны
 
По теме
Мэр города Наиль Магдеев заявил о том, что в ходе его недавней встречи с командующим Черноморским флотом Александром Витко в Севастополе, было выдвинуто предложение назвать военный корабль Набережные Челны.
Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев , будучи в служебной командировке в Севастополе, встретился с челнинскими моряками, которые служат на Черноморском флоте, поздравил их с днем ВМФ и вручил подарки.
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
Газета Тетюшские зори
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время