«Работа особой деликатности»: «Ак Барс» и «Салават» забрендировали свое «зеленое дерби»

Впервые в истории российского спорта клубы организовали маркетинговую коллаборацию, которая подстегнет интерес к главному «побоищу» КХЛ

Сегодня за несколько часов до первого в сезоне матча «Ак Барса» и «Салавата Юлаева» казанский и уфимский клубы презентовали совместный бренд «Зеленое дерби». Команды решили застолбить за собой уникальное название собственного противостояния. Теперь болельщиков ждут необычные сувениры, а в перспективе команды, возможно, будут выходить на лед в особой форме. «БИЗНЕС Online» рассказывает об уникальном кейсе не только для отечественного, но и для мирового спорта.

КХЛ признает: это противостояние станет главным в лиге

ОТДЕЛЬНАЯ ФОРМА ДЛЯ «ЗЕЛЕНОГО ДЕРБИ»

«Ак Барс» и «Салават Юлаев» презентовали логотип «зеленого дерби» —  так уже принято называть матчи двух команд. Сама КХЛ признает:  это противостояние стало главным в лиге. Все матчи проходят с традиционным аншлагом и невероятным ажиотажем, который чувствуется уже за несколько дней до матча. Состав «Ак Барса» буквально набит собственными воспитанниками, которые чуть ли не с детства впитывают традиции принципиального соперничества, а в Уфе проигрыш казанцам может стоить тренеру работы.

Интересно, что клубам довольно быстро удалось согласовать совместную акцию, ведь зачастую накал спортивной борьбы перетекает и в офисы, что могло и помешать диалогу. Здесь же все вышло на удивление гладко. Оба клуба могут самостоятельно выпускать продукцию под новым брендом и равноправно использовать лого.

По словам начальника отдела шоу-программ «Ак Барса» Станислава Прудникова , в этом сезоне будет запущена линейка сувениров, которая должна пользоваться особым спросом, а в будущем году использование бренда расширят еще больше. «Уже сейчас, на наш взгляд, становится актуальным вопрос о создании отдельной игровой формы для „зеленого дерби“, что еще больше подстегнет интерес к нашим матчам в медиапространстве и среди болельщиков», — сказал он «БИЗНЕС Online».

«В КХЛ есть несколько ярких противостояний. Такие принципиальные матчи нравятся зрителям» Фото: «БИЗНЕС Online»

Хотя логотип получился нейтральным, с акцентом на спорт, а не политику, бренд способен привлечь внимание тех, кто не особо внимательно следит за «Ак Барсом» или «Салаватом Юлаевым» по отдельности. Кому-то могут быть интересны только эти матчи. 

«Билеты на сегодняшнюю игру мы продали еще в понедельник, что говорит об ажиотаже. Насколько нам известно, еще никто в российском хоккее не использовал специальные логотипы  исключительно на совместных матчах. Мы здесь первопроходцы», — говорит заместитель генерального директора «Салавата Юлаева» Александр Курносов .


По словам Аделя Исламова , специалиста по регистрации интеллектуальной собственности при ТПП РТ, который будет заниматься вопросами регистрации логотипа «Зеленого дерби», в российском спорте пока действительно нет подобных прецедентов. Но в целом для экономики коллективные товарные знаки, когда несколько разных компаний выпускают продукцию под единым брендом, не новшество. «Самыми известные —  табачный бренд „Прима“ и „Боржоми“. Коллективных товарных знаков не так много, хотя они имеют одно преимущество перед обычным товарным знаком — качество продукции. Коллективный товарный знак не может себе позволить, чтобы под ним выпускалась продукция плохого качества, иначе его аннулируют другие участники», — рассказал он.

На логотипе изображено противостояние команд в виде двух игроков Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕЛЬЗЯ БЫЛО ДОПУСТИТЬ ПЕРЕКОСА В ОДНУ СТОРОНУ»

Логотип разработал Михаил Антипин , который  специализируется на хоккейном брендинге. «Нужно понимать, что работа над подобными проектами требует особой деликатности. Нельзя допустить перекоса в чью-нибудь сторону, — рассказывает Антипин. — Следить за этим балансом, пожалуй, и было самым трудным. У меня уже был опыт работы с обоими клубами, в какой-то мере это помогло быстрее определиться с концепцией». К примеру, в логотипе учтено различие оттенков зеленого цвета, которые используют команды: у Казани в экипировке глубокий зеленый, у Уфы — светлый, яркий. Белый и золотой встречаются в обоих клубах. Противостояние команд олицетворяют два игрока. «Это может быть как игра на точке, встреча капитанов перед матчем или потасовка на пятаке», — говорит дизайнер.

Проект формы для Недели звезд хоккея подходит к логическому завершению. Был рад вновь сотрудничать с КХЛ
Публикация от Mikhail Antipin (@mihanti) Янв 11 2017 в 12:45 PST

По мнению дизайнера, «Ак Барс» и «Салават Юлаев» могут подтолкнуть и другие клубы Лиги, у которых есть подобные истории, к разработке своих брендов. «В КХЛ есть несколько ярких противостояний. Такие принципиальные матчи нравятся зрителям. Эту тему можно и нужно развивать. Со временем вокруг популярных франшиз можно будет формировать календарь КХЛ. Несколько раз в месяц в КХЛ будет не просто рядовой матч, а яркое событие с хорошей подготовкой, подсвечиванием телевидения и прочими медиа», — говорит Антипин. В КХЛ сейчас помимо «зеленого дерби», можно выделить матчи ЦСКА — СКА, игры команд из Хабаровска и Владивостока, как отдельное событие «ретро-матч „Спартака“ или игры „Трактора“ и „Магнитки“.

ЭТА ПРАКТИКА ПРИШЛА ИЗ АМЕРИКАНСКОГО СОККЕРА

Отметим, что подобная практика мало распространена и в мировом спорте. В европейском футболе до сих пор нет бренда испанского „Эль Классико“, или же английских дерби. Наименование матча между „Реалом“ и „Барселоной“ используется лишь в массовом обиходе, но нигде официально не зарегистрировано. Такая же ситуация и в крупнейших американских лигах – НФЛ, НХЛ, НБА и МЛБ. Есть лишь официальное название для телевизионных слотов или трансляций, например,  Sunday  Night  Football. Так что и среди ведущих лиг своих стран трейдмарк „зеленое дерби“ можно считать новаторским.

В МЛС есть два крайне популярных „внутренних кубка“ — Кубок Каскадии и Калифорнийское классикоФото: Kevork Djansezian, gettyimages.com

Но сама идея проводить „матчи повышенной важности“ в виде отдельных „соревнований“ не нова, и уже несколько десятилетий используется в МЛС (американская футбольная лига). Это была вынужденная мера, так как популярность „футбола с круглым мячом“ в США невысока. Руководители лиги разработали план, согласно которому во время регулярного сезона клубы МЛС борются не только за попадание в плей-офф, но и в MLS Rivalry cup.

Например, в МЛС есть два крайне популярных „внутренних кубка“ — Кубок Каскадии и Калифорнийское классико. Первый „трофей“ разыгрывается между тремя командами с северо-запада континента: „Ванкувером“, „Портлендом“ и „Сиэтлем“. Второй же между двумя самыми популярными калифорнийскими командами: „ЛА Гэлэкси“ и „Сан-Хосе“. В итоге, в зачет „Калифорнийского классико“ идут лишь игры, которые проводятся между этими двумя клубами в регулярном сезоне. В конце сезона лучшим клубам этих „мини-турниров“ вручается кубок. Всего в МЛС сейчас 11 таких „дерби“. Благодаря ним повышается как посещаемость матчей у команд, так и увеличивается аудитория у телевизионных экранов. Хештег #CascadiaCup, например, во время игр между „Сиэтлом“ и „Портлендом“ много чаще используются, нежели хештеги #MLS, а во время трансляции плашка „Cascadia  Cup“  почти всегда красуется под счетом матча.

Что ж, теперь идею „Ак Барса“ и „Салавата Юлаева“ должны подхватить КХЛ и телевидение. В этом сезоне „Ак Барс“ и „Салават“ сыграют минимум четыре матча, а, если повезёт, команды могут встретиться в плей-офф. Начало сегодняшней игры — в 17:00 по московскому времени.


«ГДЕ ОСТРОТА, ОНИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ КАСКАМИ УДАРИТЬСЯ, ЧТОБЫ ИСКРЫ ПОЛЕТЕЛИ!»

Эксперты «БИЗНЕС Online» посчитали, что, несмотря на качественное графическое исполнение, эмблеме «зеленого дерби» не хватает искры, которая зажжет болельщиков.

Тимур Мухаметзянов  – дизайнер:

– Логотип неплохой, чувствуется стилизация под образцы 50-60-х годов. Есть явная отсылка к классическому дизайну логотипов североамериканских хоккейных команд. При том, что использованные шрифты не противоречат и советским традициям. Все элементы сбалансированы, есть симметрия, рисунок выразителен, что называется «графичен». В логотипе присутствует монументальность и, в то же время, здоровый минимализм. Всё так, как и должно быть в хоккейном логотипе.
А еще здесь есть политический подтекст. Согласно определению, «дерби» - встреча двух команд из одного города или одного региона. По этой логике можно предположить, что Татарстан и Башкортостан – один регион. Мы знаем, что в Башкирии живет изрядное количество татар, многих из которых во время переписи записывают себя башкирами. Да и вообще бытует мнение, что башкиры – это степной вариант татар. Вольно или невольно, этот логотип напоминает нам о близости татарского и башкирского народа, о диалектическом единстве вечных соперников-родственников.

Сергей Насекин  – дизайнер:

– С точки зрения графического решения, все достойно. Видно, что делали это люди понимающие, оформлено в ретротрадициях олдовых европейских спортивных эмблем и шильдиков. В принципе, все грамотно.

Но я не вижу преемственности отечественных российских и советских традиций. Кроме того, здесь нет никакого нерва «дерби». Человек, который не в контексте без надписи «зеленое дерби» не поймет, что изображено. Но это мероприятие позиционируется как очень острое «дерби» — активное противостояние, напряженное, принципиальное. Его подчеркивает географическая близость противников, есть в этом вопросе и политическая и этническая составляющая. Но ничего этого в эмблеме я не вижу. Да, два хоккеиста в касках. Но где острота, они должны были касками удариться, чтобы искры полетели! И на той же атрибутике это смотрелось бы острее. Хоккей - это силовая игра с большим числом силовых приемов, с мужской борьбой. Это же не волейбол, и не крокет.

Смотреться эта эмблема будет нормально, но активные болельщики и фанаты любят все поострее, поклыкастей, позубастей. Они и к этому привыкнут, но оно дело привыкнуть, другое - воспринять сразу на «ура»!»

Дмитрий Кошкин – дизайнер:

– Строго говоря, это не логотип, а эмблема для разового или серийного мероприятия — известный ход, опробованный на Универсиадах или чемпионатах по футболу.

Если говорить о дизайне этого экземпляра, то нарисован он достаточно профессионально, неплохо, текст выполнен нормально сделано, ошибок нет. На этом все, какой-то идеи я здесь не вижу. На первый взгляд непонятно даже, кто на эмблеме, боксеры или хоккеисты, «прочитать» его помогает шайба, она выдает их пристрастия.

Наверняка есть более эффективные способы привлечь аудиторию на матчи, это только один из них, зато достаточно эффективный. На логотипе, по сути, строится вся визуальная составляющая мероприятия, поэтому это важный маркетинговый элемент.

Фарит Мухамедьяров  – генеральный директор гастрольно-концертного агентства «Сабантуй»:

– Я думаю, что «дерби» уже достаточно раскручено, и без того на них всегда аншлаги, но логотип еще больше поддержит интерес к спортивным соревнованиям и привлечет дополнительную аудиторию. «Дерби» всегда народ привлекают, что футбольные, что хоккейные.

Логотипы спортивных соревнований отсылают нас к призывам, которые на каждом столбе печатались во время войны - «Родина-мать зовет» и т. д., это же из той же области, это призыв к людям двигаться в сторону хокккейного матча. Вот это мне нравится, и сувенирка в этом плане будет хорошая, покупать ее будут люди, которые живут в двух больших городах с богатой историей и хоккейными клубами.

Айрат Шамилов , Максим Никерин , Алексей Лучников

Ещё новости о событии:

В ХК «Ак Барс» мгновенно отреагировали на отмену дисквалификации форварда Даниса Зарипова.
09:52 23.11.2017 Казанские ведомости - Казань
Сегодня, 22 ноября, в столице Республики Башкортостан «барсы» проведут очередной матч Чемпионата КХЛ.
09:44 23.11.2017 ТРК Татарстан-Новый век - Казань
Казанский «Ак Барс» разгромил уфимский клуб «Салават Юлаев» в очередном матче чемпионата КХЛ.
09:23 23.11.2017 Администрация г. Казань - Казань
Казанцы одержали самую крупную в истории «зеленого дерби» гостевую победу Чего только не наслушался вчера от болельщиков главный тренер уфимцев Эркка Вестерлунд: «Вы бесславные ублюдки!», «Это фиаско, братан!»,
08:24 23.11.2017 Бизнес Online - Казань
Казанский "Ак Барс" разгромил на выезде уфимский "Салават Юлаев" в "зеленом дерби" в рамках чемпионата КХЛ.
07:38 23.11.2017 TatCenter.ru - Казань
Главный тренер «Ак Барса» Зинэтулла Билялетдинов прокомментировал победу над «Салаватом Юлаевым» (5:0) в матче регулярного чемпионата КХЛ.
22:26 22.11.2017 Бизнес Online - Казань
Пять безответных шайб в ворота "Салавата Юлаева" отправили хоккеисты "Ак Барса" в ворота уфимской команды в гостевом матче чемпионата КХЛ.
22:09 22.11.2017 Вечерняя Казань - Казань
Казанцы перед матчем в Уфе в «зеленом дерби» ввели в состав Токранова и Ландера.
21:44 22.11.2017 Казанские ведомости - Казань
Сегодня «Ак Барс» на выезде в матче регулярного чемпионата КХЛ на выезде разгромил «Салават Юлаев» (5:0).
21:19 22.11.2017 Бизнес Online - Казань
Казанцы разгромили «Салават Юлаев» со счетом 5:0 и без единого удаления. (Казань, 22 ноября, «Татар-информ», Сергей Гаврилов).
21:13 22.11.2017 ИА Татар-информ - Казань
Хоккеист отличился во втором периоде гостевого матча против «Салавата Юлаева».
20:19 22.11.2017 ИА Татар-информ - Казань
«Татнефть» своих не бросает: юристы Наиля Маганова отбили легенду «Ак Барса» у спортивных бюрократов   Сенсационная новость пришла накануне вечером из Лозанны:
19:57 22.11.2017 Федерация хоккея Казани - Казань
Генеральный менеджер «Ак Барса» прокомментировал возможное возвращение хоккеиста.
18:26 22.11.2017 ИА Татар-информ - Казань
Сегодня, 22 ноября, в столице Республики Башкортостан «барсы» проведут очередной матч Чемпионата КХЛ.
17:00 22.11.2017 ТРК Татарстан-Новый век - Казань
«Ак Барс» и «Салават Юлаев» решили вывести на новый уровень историю противостояния команд.
14:49 22.11.2017 ИА Татар-информ - Казань
«Ак Барс Инфо» приводит интересные факты, связанные с предстоящим матчем.
14:27 22.11.2017 ХК Ак Барс - Казань
  22 ноября «Ак Барс» проведет очередной матч чемпионата КХЛ против «Салавата Юлаева».
14:08 22.11.2017 Газета Республика Татарстан - Казань
КХЛ признаёт: это противостояние станет главным в Лиге - Бизнес Online
Впервые в истории российского спорта клубы организовали маркетинговую коллаборацию,
13:33 22.11.2017 Бизнес Online - Казань
«Зеленое дерби» - феномен в отечественном хоккее, аналогов которому нет. «Зеленое дерби» - хоккейная битва двух лучших клубов России, двух республик, двух столиц.
11:40 22.11.2017 ХК Ак Барс - Казань
Капитан казанского «Ак Барса» Александр Свитов 22 ноября не сможет принять участие в матче в Уфе против «Салавата Юлаева».
11:08 22.11.2017 Казанские ведомости - Казань
22 ноября "Ак Барс" проведет очередной матч чемпионата КХЛ против "Салавата Юлаева".
10:07 22.11.2017 TatCenter.ru - Казань
Сегодня матчем с магнитогорским «Металлургом» «Нефтехимик» начнет домашнюю серию игр в регулярном чемпионате Континентальной хоккейной лиги, напоминают «Известия» .
09:51 22.11.2017 Администрация Нижнекамска - Нижнекамск
 
По теме
Завтра, 29-го ноября, в Ледовом дворце «Татнефть Арена» состоится матч Чемпионата КХЛ между командами «Ак Барс» (Казань) и «Салават Юлаев» (Уфа).
«Ак Барс Инфо» рассказывает о достижении капитана казанской команды. Фото:  ХК "Сочи" Первый гол в КХЛ Интересно, что первый матч в КХЛ Александр Свитов провел в Казани против «Ак Барса»,
«Ак Барс Инфо» вспоминает ключевые моменты минувшего матча. Состав Перед принципиальной игрой в Уфе состав «барсов» удалось подлатать возвращением Ландера и Токранова, но рассчитывать на Малыхина, Попова, Азеведо,
Назван состав ХК «Ак Барс» на матч с уфимским «Салаватом Юлаевым» Вратари: Эмиль Гарипов (Тимур Билялов) Альберт Яруллин — Андрей Марков, Иржи Секач — Антон Ландер — Станислав Галиев Василий Токранов — Дамир Мусин,
Форвард казанского «Ак Барса» Владимир Ткачев пояснил свое отсутствие в последних матчах клуба простудой, и пообещал, что к матчу с уфимским клубом 22 ноября сможет выйти на лед.
Хоккеисты КАИ – чемпионы республиканской студенческой лиги Татарстана - КНИТУ-КАИ Сборная КНИТУ-КАИ стала победителем Студенческой хоккейной лиги региона 25 и 26 марта в финальной серии до двух побед команда КАИ дважды оказалась сильнее главного своего соперника – КХТИ (со счетом 8:2 и 5:3),
КНИТУ-КАИ
«Обратите внимание на ветеранов «Синтеза». Им под 80 лет, но все в строю» - Реальное время «В плане здоровья, водное поло в числе самых безопасных видов спорта» Фото: предоставлено пресс-службой «КОС-Синтеза» «Каждый выпускной год может предоставить в команду качественных игроков» — Анвар,
Реальное время
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
«Не спрятался в окопе – пошел в атаку»: о пропавшем без вести на СВО рассказал его брат - ИА Татар-информ Александр Турнин пропал без вести месяц назад под Угледаром. Его мобилизовали одним из первых в Алексеевском районе, и он с честью выполнял долг защитника Родины – в числе первых рвался в бой,
ИА Татар-информ
Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
Газета Тетюшские зори
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время