В центре внимания человек и его жизнь

Фото: www.yakazanec.com

Пристальным вниманием к человеку, истории его жизни, к  его проблемам  проникнуты короткометражные фильмы документалистов конкурсной программы фестиваля мусульманского кино.

В пятиминутном фильме турецкого режиссера Мустафы Корай Полата зрителю предлагается заглянуть в семью, где мусульманка — мать четверых детей — старается выжить во время кризиса.  Всё дорожает, а денег на продукты ждать неоткуда. «Достаточно нам Аллаха, Прекрасный Он Покровитель!» — несколько раз повторяет в картине главная героиня,   и эти ее слова и та вера, что звучит в устах женщины, вселяют оптимизм.  При этом, название фильма «Стена» заставляет задуматься. Что для нас неизбежные перипетии жизни?  Стена, в которую мы упираемся как в тупик, или  та вертикаль,   вскарабкавшись на которую, мы находим новые возможности и пути?!

«Цель творчества – самоотдача!» — пожалуй, эти слова Пастернака, как нельзя лучше подходят к определению личности скромного героя фильма Сергея Александрова «Одинокий странник». Режиссер   знакомит нас с фотохудожником Валерием Сутуловым. Шаг за шагом мы узнаём о трудном детстве героя   в   стенах детского дома,   и о том, что, один из немногих детдомовцев, он смог найти и развить свой талант, создать крепкую семью и оставить после себя тысячи художественных фотографий.  Валерий воспевал красоту родной казахской степи, её рассветы и закаты. С большой любовью снимал сцены из жизни птиц и насекомых, часами подкарауливая удачный  кадр, ходил на медведя «с одним фотоаппаратом», объектом его внимания были обычные люди и именитые представители власти.

Фильм узбекских кинематографистов Христины Белоусовой и Данте Рустава «Люмьеры»,  стоит посмотреть всем, кто любит кино, независимо от того находятся они по ту или по эту сторону экрана. Идея режиссеров создать кино о кино глазами детей и её воплощение порадует, удивит и растрогает любого. Дети разных стран, разных возрастов, говорящие на разных языках, отвечают   на вопросы о том, кто придумал кино; какое значение оно имеет в жизни взрослых и детей; чем отличаются плохие фильмы от хороших; кто, -мужчина или женщина,- лучше снимают кино,   о чём бы они сами хотели снять фильм и зачем, вообще, оно нужно.

Листая фотоальбом со старыми  фотографиями, азербайджанский режиссер Теймур Даими  в фильме «Это любовь!» рассказывает историю семейной пары. Мы не знаем, при каких обстоятельствах познакомились Рустам и Земфира. Но по тому какая светлая грусть отражается на их лицах, когда они, уже убеленные сединами, играют с внуками или, держась за руки, следят за событиями кинофильма, можно судить как они прожили 65 лет вместе. Оператор и режиссер в картине используют эффект киноплёнки, которая по мере развития событий, блёкнет и обрывается, как обрывается жизнь одного из героев. Старые фотографии также легли в основу сюжета фильма албанского режиссера Энесос Карка.   Герой фильма «Мими» — рано остался без матери и сам, без помощи родных, нащупывал свой путь.  «Горе тому, кого жизнь сбивает с ног». Эта поговорка стала его жизненным девизом. Сегодня это старик, перебирая старые фотографии, он вспоминает основные вехи своего нелегкого путешествия по жизни.

Любовь и упорство делает настоящие чудеса. Эксперты утверждали, что у героя  короткометражки «Свет, тень, жизнь» Али Садеки нет шансов излечиться от врождённого слабоумия. Родная мать оставила его. И только благодаря стараниям отца, который не захотел   смириться с таким вердиктом медиков, молодой человек научился говорить, рисовать, играть на   музыкальных инструментах, петь,   стал полноценным членом общества, научившись   непринужденно общаться. «Я не строю из себя героя, — говорит отец Али, в фильме иранского режиссера Шахрияра Пурсейедиана,   – Но, составляя новую модель индивидуального обучения,  я плыл против течения, это тяжелейший труд, и сейчас я вижу результаты».

Документалисты не были бы собой, если бы не ставили перед зрителем насущных вопросов, как это сделал автор фильма   «Бахши». Так называют  героя фильма Анаморада   Растгари.     Бахши переводится — певец народных песен. Действительно, с детства играя на   музыкальном инструменте — дутаре, он поёт о любви и верности, о праве на выбор, о первом чувстве. Но священнослужители запрещают слушать его игру и песни, ибо считается: », «игра на дутаре веселит и отвращает от поминания Бога»,  «где дутар, там алкоголь и веселье – вещи неприемлемые в шариате». Против дутара уже много лет ведётся настоящая война. Его владельцев преследуют, избивают, заставляя собственноручно уничтожать инструмент. Человек многогранен, считает бахши Анаморад,  музыка поднимает в нём либо возвышенное и мудрое, либо похоть и гнев. Но он уверен, что его игра это лишь дань древним традициям его народа и нельзя запрещать песен только за то, что они исполняются под аккомпанемент дутара.  «Такая чрезмерная строгость толкает молодёжь к синтезатору и джазу!» — сокрушается он, — я же знаю одно, с помощью дутара я сделал счастливыми многих моих соплеменников».

Верой в своё дело проникнута и история, рассказанная в фильме «Театр из 7 девушек». С началом войны и уходом на фронт большей части театральной труппы,  семь молодых женщин дарили своё искусство землякам. Играя мужские роли и по несколько ролей в одном спектакле. История о том, как справлялись с холодом и голодом, хоронили детей, а потом выходили на сцену играть комедию, потому что хоть за кулисами и шла война, но зритель ждал чуда.   В ткань фильма вплетена легенда о мальчике, добравшемся   до Ташкента, а, как известно, Ташкент-город хлебный, чтобы привезти исхудавшим артисткам немного  лепёшек.     Удивительно проникновенный и трогательный, основанный на реальных событиях, фильм   получился у узбекского кинематографиста Кирстена Гайнета. А множество режиссерских приёмов, применение хроники, рисунка и графики делает его еще и неповторимым и любопытным с точки зрения подачи материала.

Об авторе: Ирина Ульянова
 
По теме
Владимир Вдовиченков: - Бизнес Online Звезда «Левиафана» и «Бригады» о работе в татарском фильме, любви к лежанию на диване и отказе от съемок в «Матильде» «Мы по-прежнему живем по принципу, что как-нибудь да прокатит», — считает известный актер Владимир Вдовиченков,
13.09.2017
 
 
Знакомые знали, что девочка живет в ужасных условиях, но не шли в полицию, потому что "потом затаскают" Елена КОНОВА - На похоронах тело Полины накрыли белой тканью, она выглядела как пластиковая,
21.07.2018 Комсомольская правда Казань
Они строили храм героям войны, поклонялись Иосифу Виссарионовичу и ненавидели женщин Виктория ЯКУШИНА Алексей ИВАНОВ Небольшой 17-тысячный городок Суворов находится в стороне от федеральных трасс на границе Тульской и
20.07.2018 Комсомольская правда Казань
    В конце прошлого года в Казани при поддержке мэрии стартовал весьма любопытный и по-своему уникальный проект – арт-резиденция «Старо-Татарская слобода».
19.07.2018 Республика Татарстан
Среди организаторов сегодняшнего праздника плуга в Москве – челнинцы В московском историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике «Коломенское» сегодня проходит Сабантуй.
21.07.2018 Челнинские Известия
Испанский разыгрывающий стал игроком турецкого «Бахчешехира». (Казань, 21 июля, «Татар-информ», Сергей Гаврилов).
21.07.2018 ИА Татар-информ
Уже неделю мы учимся жить без чемпионата мира. Привыкаем, что бесшабашные латиноамериканцы исчезли с улиц российских городов, а вечером безуспешно переключаем с канала на канал, в поисках футбола.
21.07.2018 Комсомольская правда Казань
В Татарстане при подготовке к мундиалю была проведена огромная работа. В числе прочего для команд-участниц ЧМ обустраивались тренировочные базы.
20.07.2018 Казанские ведомости
Грандиозный футбольный праздник в России подошел к концу. Его решающие матчи прошли в двух столицах, куда и отправился наш корреспондент в погоне за эмоциями.
19.07.2018 Казанские ведомости
Суд в Москве арестовал по делу о госизмене сотрудника Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИмаш) — головного института госкорпорации «Роскосмос» — Виктора Кудрявцева, передает ТАСС .
22.07.2018 Вечерняя Казань