Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан вынесло заключение по делу об устном соглашении между участниками аукционов на выполнение капитального ремонта гидротехнических сооружений и мелиоративных работ на территории республики.
В результате неправомерных действий нескольких организаций стал возможным минимальный процент снижения цены контракта в ходе торгов - на 0,5-2,5% от начальной цены (стоимости).
Такое пассивное поведение участников аукциона, среди которых: ООО «Стройальянс», ООО «ГидроТехСпецСтрой», ООО «КамаСтройАгроСервис», ООО «Лаишевский «Мелиоводстрой», ООО «ПКФ «Агроинвестстрой», ООО «СтройАгроСоюз», ООО «Кукморский «Мелиоводстрой», ООО Сабинская ПМК «Мелиорация», ООО «Мелиорация-Строй», ООО «НГСП, ООО «Строймаркет», ООО «Буинский «Мелиоводстрой», говорит о намерении обеспечить заключение контракта по максимально низкой цене.
Более того, подача заявок от участников осуществлялись с одинакового IP-адреса, что по техническим причинам невозможно даже при предоставлении его одним и тем же провайдером. Осмотр свойств файлов заявок участников выявил совпадение имени учетной записи, создавшей и изменившей файл, а также размеров, даты и времени создания файлов.
Объясняя этот факт, представитель ответчиков пояснил, что между ним и участниками аукциона заключены договоры на оказание услуг по сопровождению участия в закупках. Кроме того, исходя из пояснений ответчика, совпадение обусловлено и тем, что подача заявок осуществлялась из его офиса. Одна из причин этого - якобы слабый Интернет-сигнал у расположенных за пределами города обществ.
Отметим, что использованный IP-адрес был выделен ФГБУ «Управление «Татмелиоводхоз», который занимает офис в этом же здании на основании договора аренды с ООО «Татмелиорация». Офис, правда, расположен двумя этажами ниже представителя ответчиков, и совпадение IP-адреса в этом случае невозможно.
Комиссия антимонопольного органа заинтересовалась и наличием у представителя ответчиков профессионального опыта и квалификации в сфере сопровождения участия в закупках. Однако ничего, кроме удостоверения о повышении квалификации с более поздней датой, чем даты заключения и исполнения договоров с ответчиками, Комиссия на свои запросы не получила. При этом с иными организациями представитель аналогичные договоры на оказание подобных услуг никогда не заключал, следовательно, опыта работы в данной сфере у него не было.
Вместе с тем, анализ информации на сайте zakupki.gov.ru позволил установить устойчивую связь обществ при участии в государственных закупках на протяжении 2013-2016 годов. В таком случае можно говорить о совместном ведении деятельности, определении общей ценовой и коммерческой политики связанных совместным участием на 67 закупках в различных комбинациях участников аукционов.
Так, в 2013-2015 годах участниками аукционов для подачи заявок использовался одинаковый IP-адрес, а также был установлен факт совпадения учетной записи, создавшей файл заявок, время и даты создания этих файлов. Соответственно, доводы ответчиков опровергаются наличием устойчивых связей между всеми ответчиками еще задолго до заключений договоров с вышеуказанным гражданином.
Минимальное снижение цены контракта, использование одного и того же IP-адреса для подачи заявок, в том числе и в других закупках, прослеживание схожей модели поведения в каждом из проходящих аукционов – все это говорит о заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию, которое привело к поддержанию цен на торгах.
Кроме того, заключение картельного соглашения, реализация которого приводит к поддержанию определенной цены на торгах, ведет к получению дохода. По оценке Татарстанского УФАС России при реализации данного соглашения общий доход его участников в результате победы на торгах и заключения государственных контрактов составил около 300 миллионов рублей.
Таким образом, участники аукционов нарушили пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, заключение соглашение, реализация которого привела к поддержанию цен на 13 аукционах в электронной форме.