Новости города БезФормата.Ru
Казань
Главные новости
 
Задать вопрос?

Пустая тарелка: заслуживает ли внимания выставка фарфора в «Эрмитаж-Казань»?

Почему главный музей страны 12 лет выставляет в столице РТ малоинтересное прикладное искусство

Вместо «вкусного блюда» в Казань привезли только посуду. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на новой выставке в кремле и не увидел в ней ничего, кроме формальной попытки сотрудничества двух музеев.

ФАРФОР — ДАЛЕКО НЕ ГЛАВНОЕ В «ЭРМИТАЖЕ»

Если вы были в «Эрмитаже», то знаете – увидеть всё запланированное за несколько часов невозможно. Чтобы рассмотреть каждый экспонат (учитывая филиалы музея), вам потребуется 11 лет. Чем-то приходится жертвовать. Давайте начистоту: вряд ли вы пробегали мимо Главного штаба с импрессионистами, Леонардо, Каналетто, Айвазовского и Брюллова. В основном на второй план уходят гобелены, ювелирные украшения, декоративно прикладное искусство. И, конечно же, фарфор.

Нет, изделия из фарфора, фаянса и прочих дорогих материалов – определённо великое и прекрасное искусство. Но до безобразия скучное и неактуальное. Современный музей – это, в идеальном его виде, интерактив, доступный и понятный массам. В фарфоре, прямо скажем, разбираются единицы. Что вполне логично – искусство его росписи далеко от русской культуры с её пёстрой хохломой и залихватской гжелью. Недаром лучшие образцы фарфора пришли из интровертного Востока – создание подобных произведений требует не меньшего терпения и вдумчивости, чем его лицезрение. Европейский фарфор априори вторичен и менее ценен. Российский, спродюссированный, как и многие великие достижения Запада, Петром I, уже копия второго порядка – симулякр. В России фарфор – это тётя Галя, прикасающаяся к прекрасному только во время просмотра шоу «Голос» и вздыхающая над каждой тарелочкой: «Ммм! Какая красота!».

Как и в любом направлении искусства, здесь присутствуют признанные шедевры. Но на выставке в Казани их всего пара – ровно две вазы XVIII века. Зато открытие экспозиции подавалось с помпой. Третью столицу России, похоже, до сих пор принимают за рядовую провинцию и пытаются удивить тем, что давно наскучило петербуржцам и туристам.

ФАРФОР — НЕ ИСКУССТВО В ЕГО ОБЫВАТЕЛЬСКОМ ПОНИМАНИИ

Несмотря на всё вышесказанное, традиция росписи на фарфоре в России богатая. Связана она, прежде всего, с Императорским фарфоровым заводом, нынешняя инкарнация которого тесно взаимодействует с «Эрмитажем». Но экспонаты тех самых елизаветинских времён вы на выставке не увидите. Как и шедевров десятка последующих десятилетий. Выставка «Под прозрачным льдом глазури» посвящена фарфору XX и XXI века. Посидите минутку и поразмышляйте, с чем у вас ассоциируется искусство данной эпохи. Ну как, вклинился фарфор хотя бы в 20-й ряд ассоциаций?

Немалая часть экспонатов приходится на советскую эпоху – время, в котором искусство превращалось в конвейер. Фарфор всегда был искусство тиражным, в XX века это его свойство было возведено в квадрат и умноженное на изрядную долю агитпропа. Отсюда и довольно простенькая посуда с сюжетами классических литературных произведений, кубистическими мотивами и анималистикой. Из этой простоты, тем не менее, возникает главное достоинство выставки – грамотная музейная экспозиция: залы разделены по тематикам, а путь по выставке потрясающе логичен. Просмотр начинает с образов Петербурга, плавно перетекая в искусство и его великих авторов, третий и четвёртый зал посвящён основным тематикам росписи фарфора (цветы и анималистика), а пятый – фарфор для быта. В нём и кроется главный парадокс – это искусство, являясь массовым и востребованным, остаётся элитарным и непонятным, что по цене, что по оценке. Музейные экспонаты здесь – реклама, с которой делаются копии на продажу. Выставка всё больше напоминает модный показ.

Подчас фарфор здесь выглядит как сувенир. Тарелки с сюжетами из классической литературы, фигурку театральных персонажей, вазы с видами Петербурга – как те же магнитики, но за баснословные суммы или вовсе бесценные. Соседствуя с подлинным искусством, вроде современной росписи «Эрмитаж» вчера, сегодня, завтра», экспонаты вводят в недоумение. Пиком же торжества массовой культуры становится инсталляция из совершенно обычных чашек с принтами – символами Санкт-Петербурга (корюшка, белые ночи, Чижик-пыжик и т.д.). При всей логике и подчёркнутом своеобразии русского фарфора (при всём написанном выше он остаётся уникальным хотя бы благодаря материалам, из которых произведён – основные ингредиенты разнятся составом из-за географии происхождения), выставка сама не может определиться о чём она. И как это понимать рядовому жителю Казани, купившемуся на рекламу?

ФАРФОР — НЕ СОБЫТИЕ ДЛЯ КАЗАНИ

Третья столица России музеями откровенно не балует. Смотреть здесь, по большому счёту, нечего. Потому филиал «Эрмитажа» вполне мог бы стать жемчужиной. Хотя бы потому, что он один такой в России. Но взаимодействовать со своим старшим братом у него получается не очень здорово – жителям города приходится напрячься, чтобы вспомнить хоть одну яркую выставку. Правда в том, что их не было. Обычно казанцам на ум приходят «Сокровища Золотой Орды» – первая выставка с момента открытия филиала «Эрмитажа» (на Западе это вполне бы сошло за расизм).

Вывод из всего этого простой: один из богатейших музеев мира не торопится делиться с провинцией. Восприятие Казани, как рядовой провинции, – крайне спорное видение со стороны Петербурга. Но оно вполне очевидно, поскольку доказывается действиями – ничем более-менее узнаваемым «Эрмитаж» делиться не хочет. Парадокс в том, что на это согласна «Третьяковка» – выставка художников «Серебряного века» с врубелевской «Царевной-лебедь» стала настоящим бумом, люди фотографировались даже со стендом на улице. Казанцы вполне восприимчивы к большому искусству, а картина великого художника никуда за всё время не пропала. Чего же боится «Эрмитаж»?

На прощупывание почвы это тоже не походит. Сотрудничество музеев не сдвинулось с мёртвой точки: уже 12 лет в Казани выставляет малоинтересное прикладное искусство. Открытия проходят с помпой, но самой интересной их составляющей остаются спикеры – слушать Минтимера Шаймиева и Михаила Пиотровского на фоне лент в разы приятнее, чем экскурсоводов на фоне бесценной посуды. Пока Россию покоряют оригинальные экспозиции современного искусства и медиа-выставки, Казань делает праздник из запылившихся сокровищ «Эрмитажа».

Соседство с Государственным музеем изобразительных искусств делает выставку даже более не уместной, чем находящаяся в том же зале экспозиция любимого художника российской эстрады – Никаса Сафронова . Этажи с гениальным Николаем Фешиным пустуют, пока публика покупается на громкие вывески, скрывающие за собой пустоту. Скромная пятизальная экспозиция обойдётся вам в 200 рублей – приличная сумма для музеев провинции. Ровно столько же вы сможете потратить на билеты в ГМИИ и филиал Русского музея в сумме.

Северная столица жадничает угощать братьев деликатесами, но горазда дразнить пустой посудой. Тоже искусство, тоже хватает ценителей, но крайне скромно на фоне богатейшей коллекции «Эрмитажа». Если и есть смысл в сотрудничестве, то он состоит в том, чтобы возвращать современных людей в классические музеи. Пока же они пустуют. Торжественное открытие временной выставки с громкими именами и толпами журналистов больше походит на формальный отчёт, чем на маркетинговую стратегию.

Николай Самофалов Фото: Сергей Елагин
Сегодня в Музее ИЗО республики- «Музыкальный четверг в белокаминном зале».Гости смогут посетить выставку произведений изобразительного искусства Серебряного века.
26.10.2017 ГТРК Татарстан
Удивительной красоты сервизы, вазы, фарфоровые статуэтки из коллекции Эрмитажа и Музея Императорского фарфорового завода XVIII - XXI веков представлены в центре «Эрмитаж-Казань» на выставке «Под прозрачным льдом глазури.
24.10.2017 Казанские ведомости
В «Смене» состоится лекция о Первой триеннале российского современного искусства в Москве (Казань, 21 октября, «Татар-информ»).
21.10.2017 ИА Татар-информ
Одним из центральных событий стало открытие выставки «Под прозрачным льдом глазури.
18.10.2017 Министерство культуры РТ
Как создаются музейные фонды: рассказывают сотрудники альметьевского краеведческого музея - Альметьевск РТВПодведены итоги республиканского конкурса среди работников учреждений культуры, искусства и кинематографии.
12.10.2017 Альметьевск РТВ
В Казанский Кремль привезли около 4 тонн экспонатов из собрания «Эрмитажа» - ИА Татар-информВыставка «Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга» откроется в центре «Эрмитаж-Казань» 19 октября.
11.10.2017 ИА Татар-информ
Спасатели Зеленодольска сняли со льда двоих сбежавших из приюта подростков - ИА Татар-информПодростки сбежали из детского дома Казани около недели назад. (Казань, 22 апреля, «Татар-информ», Валерия Белова).
22.04.2018 ИА Татар-информ
muzliga - Комсомольская правда КазаньВ соцсетях люди рассказывают, как спасались во время урагана в Москве [фото, видео] Алиса ТИТКО kp_ru_msk @AlisaTitko Москва приходит в себя после урагана 21 апреля .
22.04.2018 Комсомольская правда Казань
Разрушения в Обнинске. Фото: ! Соцсети - Комсомольская правда КазаньВ Москве и области — двое погибших, в соседних регионах — множество разрушений [фото, видео] Алексей ИВАНОВ По центральным областям России сегодня, 21 апреля, прошелся мощный ураган.
21.04.2018 Комсомольская правда Казань
РТ встретит сезон пожаров в полной готовности - Новая Неделя
РТ встретит сезон пожаров в полной готовности
Ежегодно пожары уничтожают огромные площади лесных массивов, создавая угрозу населённым пунктам и ухудшая экологическую ситуацию.
Новая Неделя
Из окна в Челнах выпал 4-летний ребенок
Девочка оперлась на москитную сетку В воскресенье, 22 апреля, из окна 2-го этажа дома в 49-м комплексе Челнов выпал ребенок.
Челнинские Известия
Челнинские спасатели доставили на берег провалившегося под лед рыбака
Его вытащили из воды на расстоянии свыше 200 метров от берега В центральную диспетчерскую ГУ МЧС России по РТ 21 апреля поступило сообщение о том, что на реке Ик,
Челнинские Известия
Эльвира Ногманова: «Челнинцы обладают изысканным вкусом, им трудно угодить» - Челнинские ИзвестияВ последнее время Набережные Челны активно меняются. И не только внешне. Все мы наблюдаем за тем, как город наполняется интересными событиями: то к нам съезжаются мимы со всей страны,
22.04.2018 Челнинские Известия
Безопасный Нижнекамск: юные инспектора движения приготовились к тёплому сезону - Администрация НижнекамскаС наступлением тёплых дней все больше детей и велосипедистов оказывается на проезжей части.
22.04.2018 Администрация Нижнекамска
Для участников международной олимпиады по татарскому языку подготовлено 20 комплектов заданий - ИА Татар-информИсходя из мониторинга прошлогодних заданий международной олимпиады по татарскому языку и литературе, в них вносятся изменения.
22.04.2018 ИА Татар-информ
Неподражаемая Нина Дорошина: как актрисе, создавшей мем "Людк-а-Людк" удалось покорить современную молодежь - Комсомольская правда Казань
Неподражаемая Нина Дорошина: как актрисе, создавшей мем "Людк-а-Людк" удалось покорить современную молодежь
Не стало Нади из «Любовь и голуби» [видео] Евгения КОРОБКОВА специальный корреспондент отдела культуры Она немного снималась в кино, но, вопреки всему, оставалась популярной.
Комсомольская правда Казань
«Болгар радиосы» приглашает на ретроводевиль - Казанские ведомости
«Болгар радиосы» приглашает на ретроводевиль
26 апреля в КРК "Пирамида" пройдет необычный концерт. Его организаторы - а ими выступили телеканал «Новый Век» и «Болгар радиосы» - определили мероприятие как ретроводевиль.
Казанские ведомости
99 - Республика Татарстан
«Музейная весна»: с полудня до полуночи
    21 апреля в столице Татарстана в пятый раз стартует республиканская акция «Музейная весна», инициированная с целью укрепления музейного сообщества и популяризации музеев как центров просвещения и общественного притяжения.
Республика Татарстан
Dja_2992 - ФК РубинГлавный тренер «Ростова» Валерий Карпин - о ничьей с «Рубином» (1:1) в 27-м туре РОСГОСТРАХ Чемпионата России.
22.04.2018 ФК Рубин
«Ак Барс» в Казани выйграл 5й матч против московского «ЦСКА» со счетом 1:0 и стал трехратным обладателем Кубка Гагарина!
22.04.2018 Казанские ведомости
Кристиан Нобоа рассказал о забитом в «девятку» голе - Казанские ведомостиПолузащитник «Рубина» дал комментарий после ничьей с «Ростовом» в 27-м туре чемпионата России (1:1).
22.04.2018 Казанские ведомости
Хорен Байрамян: «Нобоа - это большой мастер» - Казанские ведомости
Хорен Байрамян: «Нобоа - это большой мастер»
Полузащитник «Ростова» дал комментарий после ничьей с «Рубином» в 27-м туре чемпионата России (1:1).
Казанские ведомости
Валерий Карпин: «Почему мою фамилию путают дикторы? Вопрос не ко мне» - Казанские ведомости
Валерий Карпин: «Почему мою фамилию путают дикторы? Вопрос не ко мне»
Главный тренер «Ростова» прокомментировал результат матча с «Рубином» в 27-м туре чемпионата России (1:1).
Казанские ведомости
«Рубин» не удержал победу - Казанские ведомости
«Рубин» не удержал победу
Футболисты казанского «Рубина» с первых же минут матча против «Ростова» на Центральном стадионе взяли мяч под контроль, и атаковали большими силами.
Казанские ведомости
«Ак Барс» в Казани выйграл 5й матч против московского «ЦСКА» со счетом 1:0 и стал трехратным обладателем Кубка Гагарина!
22.04.2018 Казанские ведомости
Для участников международной олимпиады по татарскому языку подготовлено 20 комплектов заданий - ИА Татар-информИсходя из мониторинга прошлогодних заданий международной олимпиады по татарскому языку и литературе, в них вносятся изменения.
22.04.2018 ИА Татар-информ
Внимание! Штормовое предупреждение об опасном явлении на территории Республики Татарстан с 11 час. до 21 час. 22 апреля 2018 г. - МЧС РТ По данным УГМС РТ в ближайшие 1-3 часа, с сохранением в течение дня и вечером 22 апреля 2018 г. в восточных районах Республики Татарстан ожидается очень сильный южный ветер порывами 20-25 м/с.
22.04.2018 МЧС РТ
Внимание, штормовое предупреждение! - Администрация Н.ЧелныУправление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ извещает о штормовом предупреждении на территории Республики Татарстан с 11 часов до 21 часов 22 апреля.
22.04.2018 Администрация Н.Челны
С начала санитарно-экологического двухмесячника инспекторы выявили более полутора тысяч нарушений.
22.04.2018 ИА Татар-информ