Пустая тарелка: заслуживает ли внимания выставка фарфора в «Эрмитаж-Казань»?

Почему главный музей страны 12 лет выставляет в столице РТ малоинтересное прикладное искусство

Вместо «вкусного блюда» в Казань привезли только посуду. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на новой выставке в кремле и не увидел в ней ничего, кроме формальной попытки сотрудничества двух музеев.

ФАРФОР — ДАЛЕКО НЕ ГЛАВНОЕ В «ЭРМИТАЖЕ»

Если вы были в «Эрмитаже», то знаете – увидеть всё запланированное за несколько часов невозможно. Чтобы рассмотреть каждый экспонат (учитывая филиалы музея), вам потребуется 11 лет. Чем-то приходится жертвовать. Давайте начистоту: вряд ли вы пробегали мимо Главного штаба с импрессионистами, Леонардо, Каналетто, Айвазовского и Брюллова. В основном на второй план уходят гобелены, ювелирные украшения, декоративно прикладное искусство. И, конечно же, фарфор.

Нет, изделия из фарфора, фаянса и прочих дорогих материалов – определённо великое и прекрасное искусство. Но до безобразия скучное и неактуальное. Современный музей – это, в идеальном его виде, интерактив, доступный и понятный массам. В фарфоре, прямо скажем, разбираются единицы. Что вполне логично – искусство его росписи далеко от русской культуры с её пёстрой хохломой и залихватской гжелью. Недаром лучшие образцы фарфора пришли из интровертного Востока – создание подобных произведений требует не меньшего терпения и вдумчивости, чем его лицезрение. Европейский фарфор априори вторичен и менее ценен. Российский, спродюссированный, как и многие великие достижения Запада, Петром I, уже копия второго порядка – симулякр. В России фарфор – это тётя Галя, прикасающаяся к прекрасному только во время просмотра шоу «Голос» и вздыхающая над каждой тарелочкой: «Ммм! Какая красота!».

Как и в любом направлении искусства, здесь присутствуют признанные шедевры. Но на выставке в Казани их всего пара – ровно две вазы XVIII века. Зато открытие экспозиции подавалось с помпой. Третью столицу России, похоже, до сих пор принимают за рядовую провинцию и пытаются удивить тем, что давно наскучило петербуржцам и туристам.

ФАРФОР — НЕ ИСКУССТВО В ЕГО ОБЫВАТЕЛЬСКОМ ПОНИМАНИИ

Несмотря на всё вышесказанное, традиция росписи на фарфоре в России богатая. Связана она, прежде всего, с Императорским фарфоровым заводом, нынешняя инкарнация которого тесно взаимодействует с «Эрмитажем». Но экспонаты тех самых елизаветинских времён вы на выставке не увидите. Как и шедевров десятка последующих десятилетий. Выставка «Под прозрачным льдом глазури» посвящена фарфору XX и XXI века. Посидите минутку и поразмышляйте, с чем у вас ассоциируется искусство данной эпохи. Ну как, вклинился фарфор хотя бы в 20-й ряд ассоциаций?

Немалая часть экспонатов приходится на советскую эпоху – время, в котором искусство превращалось в конвейер. Фарфор всегда был искусство тиражным, в XX века это его свойство было возведено в квадрат и умноженное на изрядную долю агитпропа. Отсюда и довольно простенькая посуда с сюжетами классических литературных произведений, кубистическими мотивами и анималистикой. Из этой простоты, тем не менее, возникает главное достоинство выставки – грамотная музейная экспозиция: залы разделены по тематикам, а путь по выставке потрясающе логичен. Просмотр начинает с образов Петербурга, плавно перетекая в искусство и его великих авторов, третий и четвёртый зал посвящён основным тематикам росписи фарфора (цветы и анималистика), а пятый – фарфор для быта. В нём и кроется главный парадокс – это искусство, являясь массовым и востребованным, остаётся элитарным и непонятным, что по цене, что по оценке. Музейные экспонаты здесь – реклама, с которой делаются копии на продажу. Выставка всё больше напоминает модный показ.

Подчас фарфор здесь выглядит как сувенир. Тарелки с сюжетами из классической литературы, фигурку театральных персонажей, вазы с видами Петербурга – как те же магнитики, но за баснословные суммы или вовсе бесценные. Соседствуя с подлинным искусством, вроде современной росписи «Эрмитаж» вчера, сегодня, завтра», экспонаты вводят в недоумение. Пиком же торжества массовой культуры становится инсталляция из совершенно обычных чашек с принтами – символами Санкт-Петербурга (корюшка, белые ночи, Чижик-пыжик и т.д.). При всей логике и подчёркнутом своеобразии русского фарфора (при всём написанном выше он остаётся уникальным хотя бы благодаря материалам, из которых произведён – основные ингредиенты разнятся составом из-за географии происхождения), выставка сама не может определиться о чём она. И как это понимать рядовому жителю Казани, купившемуся на рекламу?

ФАРФОР — НЕ СОБЫТИЕ ДЛЯ КАЗАНИ

Третья столица России музеями откровенно не балует. Смотреть здесь, по большому счёту, нечего. Потому филиал «Эрмитажа» вполне мог бы стать жемчужиной. Хотя бы потому, что он один такой в России. Но взаимодействовать со своим старшим братом у него получается не очень здорово – жителям города приходится напрячься, чтобы вспомнить хоть одну яркую выставку. Правда в том, что их не было. Обычно казанцам на ум приходят «Сокровища Золотой Орды» – первая выставка с момента открытия филиала «Эрмитажа» (на Западе это вполне бы сошло за расизм).

Вывод из всего этого простой: один из богатейших музеев мира не торопится делиться с провинцией. Восприятие Казани, как рядовой провинции, – крайне спорное видение со стороны Петербурга. Но оно вполне очевидно, поскольку доказывается действиями – ничем более-менее узнаваемым «Эрмитаж» делиться не хочет. Парадокс в том, что на это согласна «Третьяковка» – выставка художников «Серебряного века» с врубелевской «Царевной-лебедь» стала настоящим бумом, люди фотографировались даже со стендом на улице. Казанцы вполне восприимчивы к большому искусству, а картина великого художника никуда за всё время не пропала. Чего же боится «Эрмитаж»?

На прощупывание почвы это тоже не походит. Сотрудничество музеев не сдвинулось с мёртвой точки: уже 12 лет в Казани выставляет малоинтересное прикладное искусство. Открытия проходят с помпой, но самой интересной их составляющей остаются спикеры – слушать Минтимера Шаймиева и Михаила Пиотровского на фоне лент в разы приятнее, чем экскурсоводов на фоне бесценной посуды. Пока Россию покоряют оригинальные экспозиции современного искусства и медиа-выставки, Казань делает праздник из запылившихся сокровищ «Эрмитажа».

Соседство с Государственным музеем изобразительных искусств делает выставку даже более не уместной, чем находящаяся в том же зале экспозиция любимого художника российской эстрады – Никаса Сафронова . Этажи с гениальным Николаем Фешиным пустуют, пока публика покупается на громкие вывески, скрывающие за собой пустоту. Скромная пятизальная экспозиция обойдётся вам в 200 рублей – приличная сумма для музеев провинции. Ровно столько же вы сможете потратить на билеты в ГМИИ и филиал Русского музея в сумме.

Северная столица жадничает угощать братьев деликатесами, но горазда дразнить пустой посудой. Тоже искусство, тоже хватает ценителей, но крайне скромно на фоне богатейшей коллекции «Эрмитажа». Если и есть смысл в сотрудничестве, то он состоит в том, чтобы возвращать современных людей в классические музеи. Пока же они пустуют. Торжественное открытие временной выставки с громкими именами и толпами журналистов больше походит на формальный отчёт, чем на маркетинговую стратегию.

Николай Самофалов Фото: Сергей Елагин
 
По теме
18 октября в Центре «Эрмитаж-Казань» состоялось открытие выставки Императорского фарфора «Под прозрачным льдом глазури», на которой группе студентов и преподавателей Факультета художественной культуры и изобразительных искусств посчастливилось побывать - КазГИК 18 октября в Центре «Эрмитаж-Казань» состоялось открытие выставки Императорского фарфора «Под прозрачным льдом глазури»,
24.10.2017
Удивительной красоты сервизы, вазы, фарфоровые статуэтки из коллекции Эрмитажа и Музея Императорского фарфорового завода XVIII - XXI веков представлены в центре «Эрмитаж-Казань» на выставке «Под прозрачным льдом глазури.
24.10.2017
 
 
В его телефоне найдено предсмертное сообщение ДЮСШ «Витязь»   Судя  по дате предсмертного сообщения, которое 44-летний  заместитель директора  по общим вопросам  ДЮСШ «Витязь», чемпион Евразии по боям без правил,
16.07.2018 Челнинские Известия
14-летнего москвича мать отправила на исправление в Казань Ирина ЛЕСКОВА Жительница Москвы написала заявление в следственный комитет Татарстана о том, что ее 14-летний сын попытался покончить с собой из-за издевательств,
17.07.2018 Комсомольская правда Казань
Наталья Берестова Скоро завершится проходящий в Елабуге ХIII Международный арт-симпозиум по современному искусству «Народные игры и забавы».
17.07.2018 Елабужский музей-заповедник
Это вторая выставка к 50-летию «КАМАЗа» Фото: Музей КАМАЗа   Определены сроки работы второй по счету выставки в Картинной галерее, посвященной 50-летию с начала строительства КАМАЗа, сообщают «Вести КАМАЗа» .
17.07.2018 Челнинские Известия
    Как уже сообщалось, в эти дни в центре «Эрмитаж-Казань» работает выставка, организованная в сотрудничестве с Третьяковской галереей и открывающая новые грани в творчестве русских художников-передвижников.
16.07.2018 Республика Татарстан
Итак, месяц, в течение которого любители футбола неотступно следили за тем, что же происходит в России, пролетел как одно мгновение.
17.07.2018 Казанские ведомости
    Выиграв в финале со счетом 4:2, сборная Франции во второй раз стала чемпионом мира, отложив для соперника – команды Хорватии мечты о футбольном троне как минимум до следующего мундиаля.
16.07.2018 Республика Татарстан
С министром муниципалитета и окружающей среды Катара господином Мохаммедом бин Абдуллой Аль Румаихи встретился сегодня в Москве Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.
17.07.2018 Президент РТ
Министерство информатизации и связи Республики Татарстан информирует жителей республики о том, что 18 июля планируется проведение регламентно-профилактических работ на спутнике космической связи.
17.07.2018 Министерства информатизации и связи
Происшествия за 16 июля:  Пожарные подразделения выезжали по тревоге  52 раза, из них на тушение мусора - 1 раз, на тушение бесхозного здания – 1 раз, на ложные вызовы – 20 раз,  на короткое замыкание – 2 раза,
17.07.2018 МЧС РТ