Как владелец «ВИМ-Авиа» хотел сделать Казань хабом между Китаем и Европой

Росавиация в минувший уик-энд инициировала сбор кредиторов авиакомпании: те дружно согласились реструктуризировать ее долги

«Татнефть», поставлявшая топливо проблемной «ВИМ-Авиа», согласилась помочь ей, чтобы дать возможность продолжить полеты. Из-за долгов полетная сетка «ВИМа» расшаталась: за выходные почти 3 тыс. пассажиров ждали своих рейсов в Домодедово, после чего проверку компании начал следком РФ. Наладится ли ситуация вокруг «ВИМ-Авиа» и что представляет из себя ее владелец, недавно перерегистрировавший компанию в Татарстане, узнавал «БИЗНЕС Online».


Фото: ©Виталий Аньков, РИА «Новости»

ТАТАРСТАН ПОШЕЛ НАВСТРЕЧУ

За последние сутки сразу два федеральных издания – The Bell   (бывшая команда РБК) и «Ведомости» — сообщили о том, что  «Татнефть» согласилась помочь авиакомпании «ВИМ-авиа», которая отменяет и задерживает рейсы и может вовсе остановить полеты из-за долгов перед аэропортом «Домодедово». В субботу, 23 сентября, следственный комитет России сообщил, что перевозчик отменил или задержал на неопределенный срок свыше десятка рейсов — как внутриросийских, так и международных. Глава следкома Александр Бастрыкин поручил провести по этим фактам доследственную проверку. По данным СК, задержка 15 рейсов от 22 и 23 сентября нанесла ущерб почти 3 тысячам пассажиров.

Главная проблема, по просочившимся в медиа данным, в крупной задолженности перевозчика перед «Домодедово» за аэропортовые услуги и, прежде всего, за топливо. Долги только перед аэропортом достигают 500 миллионов рублей. Здесь навстречу «ВИМ-авиа» пошла «Татнефть», предоставив «Домодедово» гарантийное письмо об оплате. Напомним, что поставкой авиатоплива занимается «дочка» Татнефти – «Татнефтьавиасервис». Кроме того, по данным The Bell, материальную помощь авиакомпании оказал и банк «Татнефти» «Зенит». По сведениям источника «БИЗНЕС Online», «Татнефть» и «Зенит» действительно являются кредиторами авиакомпании (сколько их всего – неизвестно). По его словам, задолженность «ВИМ-авиа» перед «Зенитом» превышает 1 млрд рублей. В залоге у банка остаются самолеты и недвижимость. Вчера в Москве — по инициативе Росавиации — состоялся совет кредиторов «ВИМ-авиа» с участием «Татнефти», «Зенита» и «Домодедово»   и целой группы игроков, на котором было принято решение о реструктуризации долгов авиакомпании, с которым все кредиторы согласились. На какой срок, наш собеседник не уточнил.

Любопытный момент: авиакомпания зарегистрирована в Татарстане, в поселке Богатые Сабы – она сменила «прописку» с Москвы на Татарстан в феврале этого года. Владельцы «ВИМ-авиа», согласно официальной информации авиакомпании, – татарский бизнесмен  Рашид Мурсекаев с женой Светланой. Отметим, что, согласно базе данных «Контур-фокус», «ВИМ-авиа» кредитуется у «Зенита» уже давно: 5% ООО «Авиакомпания „ВИМ-Авиа“ заложено в этом банке согласно кредитному договору от 8 декабря 2016 года.

Банк „Зенит“ отказался комментировать ситуацию, а Татнефть ответила весьма сдержанно. „Да, мы как поставщики топлива являемся одними из кредиторов, но не больше“, — сообщила пресс-служба нефтяной компании в ответ на наш запрос. А глава пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин сообщил БИЗНЕС Online, что «ни правительство Татарстана, ни „Татнефть“ отношения к авиакомпании „ВИМ-Авиа“ и ее обязательствам не имеет».

Рашид Мурсекаев Фото: скриншот

РУКОВОДИТЕЛЬ ИНТЕРЕСНЫЙ, ТОЛКОВЫЙ, НО НЕ РАССЧИТАЛ СВОИ ФИНАНСОВЫЕ СИЛЫ“

Игроки татарстанского авиарынка говорят, что прекрасно знакомы с владельцем „ВИМ-авиа“. „Я знаю хорошо Рашида Мурсекаева. Он не из Татарстана, он из Барнаула, просто он — этнический татарин. Много лет знакомы. Руководитель интересный, толковый, но, к сожалению, не рассчитал свои финансовые силы», — говорит председатель совета директоров ГК „Тулпар“ Азат Хаким .

О личном знакомстве с Мурсекаевым говорит и гендиректор ЮВт-аэро Петр Трубаев : «Я желаю только добра этой авиакомпании, тем более, что я лично знаю ее руководителя, и хотел бы, чтобы они быстрее вышли из этой ситуации. Не хотелось бы, чтобы наши коллеги, попав в такую ситуацию, вышли из нее недостойно». Источник «БИЗНЕС Online» на авиационном рынке рассказал, как «ВИМ-Авиа» попала в Татарстан. По его сведениям, Мурсекаев планировал развивать грузовые воздушные перевозки по направлению Китай-Европа  через Казань и, соответственно, намеревался «подружиться» с казанским аэропортом. Чтобы наладить работу в Татарстане, он по совету своих бизнес-парнеров, крупных бизнесменов, зарегистрировал компанию в Сабах. Однако грузовой проект не пошел (но пропсика осталась!), а действующий начал испытывать трудности. Два основных направления работы «ВИМ-авиа» — чартерная перевозка туристов и «вахтовиков», из которых первая дала сбой. Компания развивалась стремительно, слишком динамично, и в конечном итоге «подорвала силы», говорит наш источник.

Впрочем, ВИМ-Авиа вступила в отношения с «Зенитом» еще до «переезда» в Татарстан – вероятно, еще в Москве. Напомним, что «Татнефть» два года назад сама вступила в авиационный бизнес, купив   воздушные ворота юго-востока Татарстана — аэропорт Бугульмы. В Закамье же базируется и единственная оставшаяся после банкротств «АК „Татарстан“ и „Ак барс аэро“ республиканская авиакомпания „ЮВТ-аэро“ (зарегистрирована на частное лицо). Последняя запланировала обновление авиапарка, сейчас компания владеет семью Bombardier и двумя вертолетами. Буквально на днях „ЮВТ-аэро“ получила от Росавиации допуск к международным полетам. 


Фото: Михаил Почуев/ТАСС

ПОЛЕТИМ ЛИ?

Судя по информации нашего источника, после решения о реструктуризации долгов полеты должны возобновиться в нормальном режиме.  Судя по онлайн-табло базового аэропорта ВИМ-Авиа, компания в ближайшие два дня имеет высокую загруженность и планирует рейсы не только по России и ближнему зарубежью, но также в Бельгию и Китай. Сегодня из Домодедово должны улететь десять самолетов компании в Анталью (Турция), Сочи, Симферополь, Благовещенск, Анадырь, Тайюань (Китай), Певек, Иркутск,   Хайкоу (Китай). Еще девять самолетов должны прилететь в Москву   из Антальи, Краснодара, Еревана (Армения), Льежа (Бельгия), Даламана (Турция), Сочи и Симферополя. 26 сентября у ВИМ-Авиа запланировао 15 полетов в те же самые города, что и сегодня, и еще 13 обратно.

Пока официальной информации насчет регулярности полетов не дает ни сама авиакомпания, ни власти. Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский в беседе с «БИЗНЕС Online» сообщил, что официальная позиция ведомства по ситуации с «ВИМ-авиа» будет опубликована на официальном сайте Росавиации в течение дня. Он отказался даже приблизительно оценить положение дел, поскольку, по его словам, дело касается «судьбы тысяч пассажиров, которые купили билеты».

Директор по связям с общественностью авиакомпании «ВИМ-авиа» Елена Федорова сообщила нам, что сейчас авиакомпания участвует в заседании оперативного штаба Росавиации, а также провела ряд консультаций с государственными органами, контролирующими авиационную отрасль. «Проходят переговоры с партнерами авиакомпании. В данный момент достигнуты предварительные соглашения, что должно привести к  исправлению ситуации. Разрабатывается план урегулирования ситуации совместно с финансовыми организациями, принявшими решение поддержать авиакомпанию. Авиакомпания приносит пассажирам за доставленные неудобства», — сообщила Федорова в ответ на официальный запрос нашей редакции.


«У НИХ ОЧЕНЬ ГРАМОТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ИМ ВСЕГДА УДАВАЛОСЬ БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМИ»

О вероятной судьбе «ВИМ-авиа» и о том, чего ждать пассажирам авиакомпании, рассказали  эксперты «БИЗНЕС Online».

Азат Хаким  — председатель совета директоров ГК «Тулпар Эйр»:

— Ситуация, действительно, критичная. Потому что эти долги у авиакомпании уже не первый год и у них постоянно идут переговоры, они договариваются. Но, видимо, долги стали на столько критичные, что уже аэропорт не пойдет ни на какие уступки. Понятно, что это не просто так на пустом месте возникло. Авиакомпания набрала очень много техники, особенно дорогой – это Боинг 777. Там очень большие лизинговые платежи, которые нужно оплатить во время и понятно, что авиакомпания просто финансово не тянет такие затраты. Брать в долг топливо для авиакомпании нормально, но в данном случае это уже говорит о том, что финансовое положение очень тяжелое. Если они всем уже должны, то ситуация становится критичной. Они должны лизингодателям, перевозчикам, должны за пролет и самое худшее, что они еще и должны зарплату сотрудникам. А когда сотрудники работают в долг, то они работают без особого рвения. С большей долей вероятностью думаю, что компания будет вынуждена остановить свою операционную деятельность.

Что касается поддержки правительства, то в компании нет доли госучастия, и вряд ли минтранс пойдет навстречу. То, что билеты уже проданы, пассажиров надо перевозить – это мы уже проходили. Будут перераспределять другим авиакомпаниям и вывезут всех. На мой взгляд, минтранс примет более взвешенное решение – субсидировать те авиакомпании, которые потом будут вывозить пассажиров ВИМ-Авиа.

Олег Пантелеев   главный редактор  «АвиаПорт.Ру»:

— Все зависит от того, какие будут взаимоотношения между перевозчиком и кредиторами. Причем, в том числе поставщиками услуг. Конечно, у нас были прецеденты, когда поставщики услуг прекращали обслуживание авиакомпании, и в связи с этим организация прекращала свою операционную деятельность. Как это ни прискорбно, но риски очень велики, однако никто не заинтересован в остановке авиакомпании. Потому что даже для поставщиков услуг совершенно очевидно, что остановка авиакомпании означает то, что значительную часть задолженности вернуть уже не удастся. Кроме того, с точки зрения правительства ВИМ-Авиа – это один из немногих перевозчиков, работающих на регулярных линиях на дальневосточном направлении. Авиакомпания летала в Магадан, летала в Благовещенск. С этой точки зрения, конечно, было бы важно, чтобы перевозчик сохранился, потому что это повышает транспортную доступность дальневосточных регионов. Еще раз повторюсь, что многое зависит от кредиторов и в том случае, если компанию все-таки поддержит правительство и предоставит финансовые гарантии, это даст возможность авиакомпании продолжить полет. В долгосрочной перспективе пока ничего позитивного не просматривается.

Пассажирам имеет смысл, отправляясь в путешествие, иметь с собой запас наличных для того, чтобы оплатить питание, ночлег или транспорт до дома. Нужно постоянно отслеживать показания на табло, где указаны параметры прибытия и отправления рейса. По возможности связаться с представителями авиакомпании. Но стоит заметить, что мы видим по примеру предыдущих проблемных ситуаций, когда та или иная компания была на грани остановки  либо вообще прекращала  свои полеты, правительство находило возможность перераспределить пассажиров по другим авиакомпаниям. Тем самым в ряде случаев их проблемы были минимизированы. Если у пассажира билет предусматривает возврат средств, то в случае длительной задержки есть смысл осуществить возврат и с высокой вероятностью деньги вернутся быстро.

Роман Гусаров —  главный редактор отраслевого портала Avia.ru:

— Шансы на выживание у авиакомпании есть всегда, но все зависит от доброй воли и возможностей тех, к кому компания обращается за помощью. Здесь есть и отрицательные, и положительные исходы подобной ситуации. Яркий отрицательный пример – это компания «ТрансАэро», которая набрала столько долгов, что ее поддержка не имела никакого смысла, даже при поддержке она бы оставалась убыточной и накапливала бы долги. Одновременно с этим аналогичные трудности испытывала авиакомпания «Ютэйр». И здесь ситуацию сложилась совершенно иначе. Акционеры нашли возможность своими ресурсами поддержать авиакомпанию, проведя переговоры с кредиторами, реструктуризировали долги, оптимизировали структуру компании, сократили примерно на 40% парк воздушных судов. Они уступили позиции на рынке, пошли на ряд жертв, но привели авиакомпанию в положительную зону рентабельности. Да, она стала меньше по объемам, но зато перестала производить убытки. И сейчас она достаточно успешно работает.

Что касается ВИМ-Авиа, у них очень грамотный менеджмент. Им всегда удавалось быть эффективными. Они не склонялись к каким-то авантюрам, особо не рисковали. Но всегда достаточно хорошо выдерживали свою финансовую состоятельность. И репутация компании хорошая, у них никогда не было серьезных сбоев до этого лета, не было проблем с кредиторами. Я думаю, что надо ее поддержать. Никто не заинтересован в сокращении участников рынка. Если такими темпами пойдет – будут уходить по одной, две крупной авиакомпании в год, то мы через несколько лет может просто остаться с одним перевозчиком. Монополизация рынка никому не интересна — ни государству, ни пассажирам. Поэтому авиакомпанию с хорошей репутацией можно было бы и поддержать. Шансы на выживание я бы оценивал 50/50.

Елена Иванова , Елена Галеева , Наталья Голобурдова

По данным «Ведомостей», «ВИМ-авиа» занимает десятое место среди российских авиакомпаний по пассажиропотоку и четвертое среди летающих из «Домодедово». Ее перевозки в январе - августе выросли почти на треть до 1,8 млн пассажиров. В конце мая - начале июня «ВИМ-авиа» задержала почти двести рейсов и в итоге сократила чартерную программу, отказавшись от перевозки около 100 000 человек. По данным «Контур.Фокуса» , в 2016 году «ООО авиакомпания «ВИМ-авиа» получила выручку в 17,2 млрд рублей (на 38% больше, чем годом ранее) и чистую прибыль в 89,1 млн рублей.

Последние новости Татарстана по теме:
Как владелец «ВИМ-Авиа» хотел сделать Казань хабом между Китаем и Европой

- Казань
1. Авиакомпания «ВИМ-Авиа» продолжает отменять и задерживать рейсы и может вовсе остановить полеты из-за долгов перед аэропортом Домодедово.
20:16 25.09.2017 Бизнес Online
- Казань
Сегодня СМИ предрекали прекращение работы компании «ВИМ-Авиа». Якобы, у перевозчика нет денег на топливо и оплату услуг аэропортов.
19:45 25.09.2017 ГТРК Татарстан
- Казань
Правительство Татарстана не занималось выплатой долгов авиакомпании "ВАМ Авиа", так как никакого отношения к ее обязательствам не имеют, сообщения СМИ опроверг глава пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин.
15:37 25.09.2017 ProKazan.Ru
- Казань
  Татарстан не имеет отношения к обязательствам авиакомпании «ВИМ-Авиа» (зарегистрирована на территории республики), сообщил руководитель пресс-службы президента Татарстана Эдуард Хайруллин.
15:20 25.09.2017 Республика Татарстан
- Казань
  Федеральное агентство по воздушному транспорту (Росавиация) инициировало внеплановую проверку авиакомпании «ВИМ-Авиа», задержавшей на днях десятки рейсов.
15:19 25.09.2017 Республика Татарстан
- Казань
Проверки стали последствием массовых задержек вылетов рейсов. (Казань, 25 сентября, «Татар-информ», Гузель Гайнанова).
14:58 25.09.2017 ИА Татар-информ
- Казань
Информация о том, что правительство Татарстана согласилось профинансировать рейсы авиакомпании "ВИМ-Авиа", не соответствует действительности.
14:32 25.09.2017 TatCenter.ru
... - Бизнес Online
Как владелец «ВИМ-Авиа» хотел сделать Казань хабом между Китаем и Европой - Казань
Росавиация в минувший уик-энд инициировала сбор кредиторов авиакомпании: те дружно согласились реструктуризировать ее долги «Татнефть», поставлявшая топливо проблемной «ВИМ-Авиа», согласилась помочь ей,
14:31 25.09.2017 Бизнес Online
- Казань
Татнефть поставляла топливо для авиакомпании, банк «Зенит» кредитовал перевозчика.
14:02 25.09.2017 ИА Татар-информ
- Казань
В Татарстане опровергли информацию о том, что республика профинансировала работу «ВИМ-Авиа».
13:17 25.09.2017 E-kazan.Ru
- Казань
Правительство Татарстана не имеет отношения к обязательствам авиакомпании «ВИМ-Авиа», зарегистрированной в Богатых Сабах.
12:33 25.09.2017 Бизнес Online
- Казань
В аэропорту «Домодедово» сегодня задержаны 7 рейсов, выполняемых авиакомпанией ВИМ-авиа, зарегистрированной в Богатых Сабах.
11:11 25.09.2017 Бизнес Online
- Казань
Дальнейшая судьба авиакомпании будет решаться в сегодня на правительственном уровне Правительство Татарстана согласилось погасить долги авиакомпании «ВИМ-Авиа», зарегистрированной в Богатых Сабах,
09:58 25.09.2017 ProKazan.Ru
- Казань
Правительство Татарстана и близкие к нему структуры профинансировали работу авиакомпании «ВИМ-Авиа».
08:09 25.09.2017 E-kazan.Ru
- Казань
Приволжская транспортная прокуратура начала проверку в связи с многочисленными задержками авиарейсов ВИМ-Авиа с 21 по 23 сентября.
07:52 25.09.2017 TatCenter.ru
- Казань
Накануне «ВИМ-авиа» до 12.00 понедельника согласились профинансировать структуры, близкие к правительству Татарстана, где зарегистрирована авиакомпания.
22:21 24.09.2017 Бизнес Online
- Казань
Рейсы компании, осуществляемые до полудня понедельника, профинансировали «Татнефть», Правительство РТ и банк «Зенит».
20:36 24.09.2017 ИА Татар-информ
 
По теме
 
 
 
Какую авиакомпанию россияне выбирают чаще всего Фото: Алексей СТЕФАНОВ - Комсомольская правда Казань Стоит ли опасаться, что проблемы могут возникнуть и у других авиаперевозчиков Елена АРАКЕЛЯН @dd_money Застрявших по разным городам и странам пассажиров ВИМ-Авиа общими усилиями уже почти развезли по домам.
09.10.2017
 
 
Депутаты, министры и губернаторы пересаживаются на мотоциклы и велосипеды Роман ГОЛОВАНОВ Милонов готов давить на мотоцикле всю нечисть - Мне надоело коптиться в московских пробках,
14.07.2018 Комсомольская правда Казань
Шквал неприятностей обрушился сегодня на Автоград. В Сети появились кадры последствий ливня.
19.07.2018 ГТРК Татарстан
Гостями города на Каме стали знаменитые российские музыканты     Он сыграл Шопена под аккомпанемент ливня, а потом встал из-за рояля и вышел навстречу публике под проливной дождь.
18.07.2018 Республика Татарстан
21 июля на территории Болгарского музея-заповедника состоится традиционное торжественное мероприятие «Изге Болгар жыены», посвященное Дню официального принятия ислама Волжской Булгарией.
17.07.2018 Казанские ведомости
888 - Республика Татарстан В Татарстане подсчитали прибыль от футбольных болельщиков     Более 300 тысяч туристов из 36 стран посетили Татарстан в дни завершившегося чемпионата мира по футболу.
18.07.2018 Республика Татарстан
Итак, месяц, в течение которого любители футбола неотступно следили за тем, что же происходит в России, пролетел как одно мгновение.
17.07.2018 Казанские ведомости
zakon - Республика Татарстан     В июне и июле этого года вступили в силу республиканские законы, позволяющие проводить независимую оценку качества услуг,
18.07.2018 Республика Татарстан
В Лаишеве завершились всероссийские соревнования «Камское море 2018» - ИА Татар-информ Фото: пресс-служба Лаишевского района РТ Победителей состязания наградили заместитель главы района Татьяна Бурганова, председатель правления Федерации парусного спорта РТ Вадим Трофимов.
18.07.2018 ИА Татар-информ
  В Заинске трубы теплотрассы не будут больше портить городские виды. Принято решение демонтировать старые и изношенные трубы, а новые проложить под землёй.
18.07.2018 Республика Татарстан