Утверждающие жизнь

Передвижники_kuda-kazan.ru_
Фото: rt-online.ru

 

 

Как уже сообщалось, в эти дни в центре «Эрмитаж-Казань» работает выставка, организованная в сотрудничестве с Третьяковской галереей и открывающая новые грани в творчестве русских художников-передвижников.

 

Движение передвижников сформировалось после отказа 14 самых талантливых выпускников Академии художеств выполнять конкурсную работу в традициях классицизма: вместо очередного античного сюжета они хотели получить разрешение на свободную тему, чтобы передать русскую реальность. Профессура посчитала их требование неслыханной дерзостью и отвергла новшество – академический конкурс 1863 года был сорван. В этом же году молодые живописцы объединились в первую творческую артель, которая просуществовала семь лет. Затем новый подход к живописи, и не только в плане исполнения, но и в экономических вопросах, реализовался в «Товариществе передвижных художественных выставок». Объединение просуществовало с 1870 по 1923 год – настолько его идеи и организационные принципы были актуальны для того времени. Однако к распаду творческого союза привело официальное признание наиболее известных представителей товарищества (они стали профессорами и преподавателями Академии художеств), а также нежелание маститых передвижников откликаться на новые веяния в искусстве.

Различия во взглядах среди членов товарищества существовали с самого начала. И нынешняя экспозиция в Казанском Кремле стремится показать неоднозначность и широту идей этого значительного художественного движения.

 

Символичен заключительный штрих выставки – «Свежий ветер. Волга» Левитана. Посетителей обдает яркими солнечными красками, энергией простора и движения. Это настоящее утверждение жизни – во всей ее силе, красоте и необъятности

 

В первом, вступительном зале посетителей встречает огромная – во всю стену – фотография. Это групповой портрет художников, поражающий количеством членов объединения. Подробная хронология событий на противоположной стене зала представляет интересную судьбу передвижничества.

Сумеречная атмосфера залов настраивает на сосредоточенность и вдумчивость в общении с искусством. Картины отлично освещены, нет затрудняющих восприятие бликов и отражений. Правда, суровые серые стены и официальные прямоугольники с пояснительными текстами действуют несколько угнетающе: словно пытаются заковать в строгие рамки творческую энергию живописцев. Разно­образят оформление картины, выделенные на стенах коралловым фоном. Таким образом организаторы экспозиции отметили те полотна, которые уже побывали в Казани на прижизненных выставках передвижников.

 

 Полотна второго и третьего залов также повествуют о судьбе простого человека.
Илларион Прянишников, например, центральным персонажем своей картины «Порожняки» делает бедного студента. Вереница розвальней движется через заснеженное поле. На последних сидит съежившийся от холода юноша, рядом связка книг – все его убогое имущество.

 

Первый зал тематически разделен на две части. Справа – ряд портретов замечательных людей конца XIX века. Эту галерею открывает «Портрет П.М.Третьякова» кисти Ильи Репина – определенная дань уважения знаменитому меценату, который в свое время приобрел две тысячи полотен представителей товарищества. Особое внимание посетителей привлекает полотно Николая Ге «Портрет Л.Н.Толстого». Писатель в то время работал над трактатом «В чем моя вера?» и настолько погружался в свои мысли и строки, что не замечал присутствия художника. Свет озаряет склонившееся лицо и исписанные листы на столе – свет человеческого духа.

На левой стене зала – сцены из народной жизни. Их открывают «Бурлаки, идущие вброд» Репина – третья работа художника на тему бурлацкого труда. Примечательно, что одна из них – «Бурлаки на Волге» – стала своеобразным символом движения передвижников. Картина, представленная в экспозиции, изображает группу рабочих-артельщиков, словно идущих на зрителя, – это народ в его тяжелом труде, неприглядной нищете, но и в безграничной мощи входит в искусство, становясь важным действующим лицом истории.

Полотна второго и третьего залов также повествуют о судьбе простого человека. Илларион Прянишников, например, центральным персонажем своей картины «Порожняки» делает бедного студента. Вереница розвальней движется через заснеженное поле. На последних сидит съежившийся от холода юноша, рядом связка книг – все его убогое имущество. Хмурое небо, ветер, воронье. Что ждет впереди этого молодого человека? Но есть здесь и милые жанровые сценки (рыбалка, охота), картины, передающие безмятежное слияние с природой, наслаждение молодостью или смиренное принятие старости.

 

Передвижников особенно любили в советские времена. В своих произведениях они изображали трудную долю простых людей, призывали сделать искусство приближенным к действительности

 

Четвертый зал посвящен пейзажам передвижников. Пожалуй, здесь самые светлые и умиротворенные полотна. В качестве натуры выбраны пашня, московский дворик, деревенский уголок, ночная Нева, природа Востока и Африки.

Картины, завершающие экспозицию, показывают влияние на передвижников новых художественных течений – импрессионизма, модерна. Молодые члены товарищества ищут выразительные приемы для передачи настроения, воздушности, света. Символичен заключительный штрих выставки – «Свежий ветер. Волга» Левитана. Посетителей обдает яркими солнечными красками, энергией простора и движения. Это настоящее утверждение жизни – во всей ее силе, красоте и необъятности.

 

Гузель БАРИЕВА

 

 
По теме
В Казани на сцене Государственного Большого концертного зала им. С. Сайдашева 3 апреля в 18.30 состоится концерт Государственного академического симфонического оркестра Республики Башкортостан.
Мы сильны любовью к Родине! 18 марта в музее Большеподберезинской СОШ имени Героя Советского Союза А. Е. Кошкина прошло мероприятие " Крым навсегда с нами!", посвящённое десятой годовщине воссоединения Крыма с Россией.
На протяжении последних лет неуклонно растет количество несовершеннолетних, осужденных за действия, связанные со сбытом наркотических средств и психотропных веществ.
Нижнекамский городской суд
Лейкоз - Главное управление ветеринарии Лейкоз крупного рогатого скота  – хроническая инфекционная болезнь, характеризующаяся лимфоцитозом или образованием опухолей в кроветворных и других органах и тканях Лейкоз крупного рогатого скота – хроническая инфекц
Главное управление ветеринарии
С миром в душе в Великий пост! - Свято-Вознесенское Архиерейское подворье Чин прощения состоялся на приходе Свято-Вознесенского собора Набережных Челнов.
Свято-Вознесенское Архиерейское подворье
Минниханов: «С Праздником! С 10-летием воссоединения Крыма и Севастополя с Россией!» - ИА Татар-информ Раис Татарстана Рустам Минниханов поздравил татарстанцев с 10-летием исторического события – подписанием 18 марта 2014 года договора о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации и образовании в составе страны
ИА Татар-информ
Православные мензелинцы отмечают Чистый понедельник - Мензеля Сегодня начинается Великий Пост, который продлится семь недель и завершится Пасхой В течение всего этого времени необходимо заботиться о душевной и духовной чистоте, отказаться от вредных привычек и увеселений.
Мензеля