Российские руководители очень боятся потери интеллектуальной собственности, констатируют эксперты, но в то же время не спешат переходить к новой Индустрии 4.0 .
"В будущем Индустрия 4.0 приведет к ежегодному росту ВВП на 1%, а производительность вырастет на 10–20%. Параллельно увеличится и количество рабочих мест", – убежден директор Российской академии электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко .
СПРАВКА: Индустрия 4.0 (Четвертая промышленная революция) – это производственная сторона, ориентированная на потребителей "Интернета вещей", в котором предметы быта, машинные производства, всякая мелочь, которую человек выполняет вручную, будут подключены к глобальной сети."Мы сами отгораживаем себя "забором"
Компания IBM провела масштабное исследование, в котором приняли участие топ-менеджеры со всего мира. Были опрошены работодатели самых обычных спектров экономики – банки, промышленность, телекоммуникации и т.д. Исследовался весь мир в сопоставлении с Россией и странами СНГ.
Гендиректор IBM в России и СНГ Андрей Филатов подчеркивает, что сходства между российскими и зарубежными руководителями есть, но мы ( российские руководители, ред. ), поясняет Филатов, имеем свои принципиальные отличия.
"Мы уверены, что через 3–5 лет макроэкономические и рыночные факторы будут оказывать более значимое влияние на предприятия, чем технологические", - поясняет он.
Эксперты аргументируют такое влияние экономическим кризисом и политическими санкциями.
"Санкции на нас обрушились, но Россия по-прежнему остается страной-лидером в поставках оружия, вертолетов, спутниковой связи – это доход в $15 млрд в год", - говорит директор по коммуникациям, аналитике и стратегическим исследованиям "Ростеха" Василий Бровко .
Чтобы пройти мимо "заборов", мешающих эффективному развитию бизнеса, эксперты рекомендуют руководителям компаний уделять большее внимание именно технологическим факторам - явлениям и процессам, а также отдельным людям и организациям, способствующим разработке новых прогрессивных технологий, благодаря которым создаются новые товары, услуги и маркетинговые возможности.
"Нет особого пути, нет определенных инструментов. Мы сами огораживаем себя "забором", - подчеркивает старший вице-президент по проектированию и разработке ПО Acronis Станислав Протасов . - Надо стремиться к тому, чтобы наши продукты были популярны на внешнем рынке".
Топ-лист страхов руководителяЭксперты составили и перечень рисков, с которыми боятся столкнуться топ-менеджеры России и СНГ. В топе "страхов" – риски ИТ-безопасности, финансовые риски и страх потери интеллектуальной собственности. Для всех пунктов есть свои объяснения, и именно эти страхи в большинстве случаев мешают российским компаниям создавать инновационный продукт.
Еще одна проблема - в умах самих руководителей, которые используют неправильные методы работы. По словам экспертов, в России и СНГ большинство управленцев по-прежнему полагаются на традиционные методы типа мозгового штурма, даже для обнаружения новых тенденций.
"Похвально, что мы активно используем аналитику, но российские руководители практически не знакомы с понятием "Когнитивные вычисления", - сетует Филатов.
Между тем, он полагает, что когнитивные вычисления в ближайшие годы будут востребованы в самых различных сферах деятельности. В первую очередь они затронут те офисные сферы, где труд является достаточно рутинным, но при этом очень дорогостоящим.
Еще один "забор", который "выстраивают" российские руководители - безразличие по отношению к отзывам клиентов. Многие компании России и стран СНГ не обращают внимания на то, что пишут в отзывах, и это, поясняют эксперты, мешает создать хорошую "почву" для развития конкуренции.
"Конкуренция заставляет получить уверенность в том, что мой продукт действительно мирового уровня", - подчеркивает значимость развития соперничества представитель компании Acronis.
Между тем, статистика говорит о том, что Россия и СНГ активно изучают смежные области для того, чтобы понять, в каком направлении двигаться дальше.
Еще один интересный момент в исследовании IBM касается перевода взаимодействия с клиентами в виртуальное пространство.
Как поясняет Андрей Филатов, показатели российских компаний по сравнению с 2014 годом улучшились более чем на треть. У 92% руководителей наблюдается полный перевод взаимодействия с клиентами в виртуальное пространство.
Руководители и компании России и СНГ, по мнению экспертов, пока лишь готовятся к Индустрии 4.0. Препятствиями являются внешние факторы и слабая информированность - в России есть все условия для того, чтобы создавать хорошие продукты, но мешают определенные обстоятельства, поясняют они.
"Про Россию говорят: если хотите создать уникальную вещь, которую не может сделать никто, идите к русским. Если надо сделать несколько одинаковых вещей, то идти стоит к кому угодно, кроме русских. Это стабильная картина мира, - говорит гендиректор DZ Systems Дмитрий Завалишин . – Мы плохо умеем делать рядоположные вещи, это касается и промышленности. Мы любим и умеем рождать гениев, но плохо умеем строить повторяемые стабильные качественные процессы".
Эксперты подчеркивают: для компании любого уровня должен быть важен вопрос выхода на глобальные рынки. Не только потому, что глобальный рынок намного больше - если предприятие начинает замыкаться в себе, оно теряет чувство того, какой проект оно делает.
Мария Андреева