В столице РТ обсудили экологическую составляющую проекта строительства участка ВСМ «Москва – Казань»

В столице РТ обсудили экологическую составляющую проекта строительства участка ВСМ «Москва – Казань»
Фото: www.kzn.ru
В столице Татарстана накануне вечером прошли общественные обсуждения материалов оценки воздействия на окружающую среду в составе проектной документации по строительству участка высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург». В зале НКЦ «Казань» собралось около 300 человек – представители государственных, проектных, общественных и экологических организаций, а также неравнодушные жители города и республики. Все участники мероприятия узнали о ходе реализации проекта, задали интересующие их вопросы и выступили с собственными замечаниями и предложениями.

В этом году завершается проектирование участка от столицы РФ до столицы РТ высокоскоростной магистрали железнодорожной магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург». Как отметил директор технического департамента ОАО «Скоростные магистрали» Юрий Котлов, запуск ВСМ между Москвой и Казанью сократит время в пути в 4 раза (с 14 часов до 3,5 часа). Среднее время в пути между столицами регионов, через которые пройдет магистраль, будет составлять 1 час. При этом предусматривается 4 класса обслуживания пассажиров – первый, бизнес, туристический и экономический.

Спикер также привел данные по энергоэффективности различных видов транспорта: так, количество перевезенных пассажиров на единицу затраченной энергии по ВСМ в 4 раза больше, чем автомобильным транспортом, и в 8,5 раза больше, чем авиационным. Выбросы углекислого газа, в свою очередь, у ВСМ более чем в три раза ниже, чем у городского и междугороднего автомобильного транспорта, и более чем в 4 раза ниже, чем у авиационного. По словам Юрия Котлова, ВСМ позволит создать более 300 тыс. новых рабочих мест в разных отраслях.

Эксперт рассказал и о технических подробностях проекта, в частности, о конструкциях верхнего полотна, мостов и эстакад и т.д. По его словам, были разработаны индивидуальные проектные решения для 5 внеклассных мостов через Оку, Волгу, Суру, Клязьму, которую ВСМ будет пересекать дважды. В ходе выступления Ю.Котлов также представил схему железнодорожного узла «Казань-2». К слову, протяженность ВСМ в пределах Татарстана составит 47 км 810 м, в пределах Казани – 18 км 560 м.

Директор технического департамента ОАО «Скоростные магистрали» отметил, что нынешний проект ВСМ на участке от Москвы до Казани был взят за основу после продолжительных обсуждений и проведения инженерных, экологических, гидрометеоролических и изысканий. «Был найден вариант, который не предусматривает сноса ни одного жилого и нежилого строения, тогда как предыдущий вариант затрагивал большое количество построек разного назначения, в том числе жилого», - подчеркнул Юрий Котлов.

Кандидат технических наук, директор ООО «Экада-Т» Аркадий Ярошевский обратил внимание на то, что при реализации проекта ВСМ воздействие на окружающую среду не выходит за рамки допустимого. Так, в период эксплуатации магистрали не будет воздействия на атмосферный воздух благодаря тому, что трасса полностью электрифицирована, а, как известно, электротранспорт является наиболее экологичным. В период строительства воздействие на воздух будет локальным и кратковременным и не превысит допустимых значений. Если говорить о водных объектах, то на территории Татарстана трасса пересекает только одну реку – в Зеленодольском районе.

Что касается шума, то во время строительства все работы будут проводиться днем, кроме того, будут использоваться мобильные шумозащитные экраны, а в дальнейшем вдоль жилых зон появятся стационарные экраны. Аркадий Ярошевский, как впоследствии и другие участники обсуждения, предложил установить такие экраны и на участках трассы у озера Изумрудное и Лебяжьих озерах.

Вибрационного воздействия на дома вдоль трассы также не будет. Ведущий специалист Института акустических конструкций Санкт-Петербурга Валерий Светлов объяснил, что вибрационное воздействие от высокоскоростной магистрали распространяется на расстоянии до 25 м, а это меньше, чем расстояние от железнодорожных путей до ближайшего дома.

Во время прений все желающие смогли выразить свою позицию и выступить с критикой проекта или в его защиту. Многие из участников общественных слушаний предлагали вернуться к уже пройденному этапу: обсуждению разных вариантов прохождения высокоскоростной магистрали.

Директор технического департамента ОАО «Скоростные магистрали» Юрий Котлов пояснил, что на начальном этапе в ходе обсуждений с участием общественности из трех основных вариантов: «северного» – мимо Казани, через Волжско-Камский заповедник, «южного» – ниже аэропорта, и так называемого центрального, был выбран последний. Он предполагает, что жители Татарстана смогут воспользоваться ВСМ. Центральный вариант, в свою очередь, получил 5 подвариантов. В результате работы проектировщиков был найден рассматриваемый вариант, в котором минимизированы все проблемные зоны.

С тем, что выбранный путь оптимальный, согласился Виктор Белоногов из Института экологии и природопользования КФУ, который отметил, что «когда речь идет о крупных инвестиционных проектах, нельзя удовлетворить чаяния всех заинтересованных сторон», так как каждый ратует за свое. «Разные варианты прохождения трассы уже обсуждались в 2013 году. Нынешний вариант я рассматриваю как компромиссный, потому что никакая хозяйственная деятельность не может идти без ущерба», - отметил Виктор Белоногов. При этом он обратил внимание на то, что мало тех, кто в принципе ставит под сомнение необходимость высокоскоростной магистрали.

Не раз во время обсуждения звучали опасения по поводу того, что ВСМ, проходящая через лесопарк Лебяжье, станет препятствием не только для пешеходов и любителей спорта, но и для животных, перегородив их миграционные пути. Как заверил Юрий Котлов, эти опасения напрасны, поскольку 6 из 7 км железнодорожных путей, которые будут проходить по территории лесопарка, разместятся на эстакаде высотой примерно 10 м. «ВСМ не предусматривает ни одного пересечения ни на одном уровне, - подчеркнул спикер. – Ограждение будет только на земляном полотне, для безопасности людей и животных».

А.Ярошевский, в свою очередь, отметил, что если железная дорога на этом участке проходила бы по земле, а не по эстакаде, количество подлежащих вырубке деревьев увеличилось бы в четыре раза. Также он подчеркнул, что взамен каждого вырубленного в лесопарке дерева будет высажено три новых: так, при строительстве планируется вырубка 54 тыс. 663 деревьев, и для компенсации будет высажено 176 тыс. 324 дерева. Кроме того, принято решение об увеличении площади парка Лебяжье. Участники обсуждения высказали пожелания, чтобы приживаемость новых деревьев держали под контролем, а растения, занесенные в Красную книгу, были сохранены.

Стоит отметить, что многочисленные мнения участников обсуждения фиксировались и будут внесены в протокол. Развернутые ответы на свои вопросы они смогут получить в течение 30 дней.

В завершение мероприятия модератор слушаний, которым выступил начальник Управления архитектуры и градостроительства Владимир Фомин, поблагодарил всех активно участвовавших в обсуждении и подчеркнул, что дискуссия прошла цивилизованно, и все участники мероприятия смогли высказать и услышать мнения друг друга о таком важном проекте федерального значения, как ВСМ.

Для справки

На сегодня протяженность высокоскоростных магистралей в мире насчитывается более 37 тыс. км. Лидером в этом отношении является Китай, где общая протяженность находящихся в эксплуатации высокоскоростных магистралей со скоростью движения свыше 200 км/ч, составляет около 24 тыс. км, еще 11 тыс. км линий находится на стадии строительства. По высокоскоростным магистралям ежегодно перевозится более 1,5 млрд человек.

Программа развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения в России предусматривает строительство более 4300 км высокоскоростных и организацию почти 7 тыс. км скоростных линий. Всего программой предусмотрено реализация 20 таких проектов, которые позволят организовать более 50 скоростных маршрутов.
 

  • Фото: Общественные обсуждения проекта строительства участка ВСМ «Москва – Казань»
  • Ещё новости о событии:

    Строительство ВСМ "Москва-Казань" не предусматривает снос жилых и нежилых зданий в Казани, заявил на общественных слушаниях директор технического департамента ОАО "Скоростные магистрали" Юрий Котлов.
    15:32 15.06.2017 TatPressa.Ru - Казань
    Публичные слушания: битком набитый зал НКЦ «Казань», 1,3 млрд. рублей плюсом к 170 тыс.
    11:02 15.06.2017 Бизнес Online - Казань
    13.06.2017 в Зеленодольском центре культуры и народного творчества им.
    10:59 15.06.2017 Минземимущество РТ - Казань
    В Татарстане для строительства высокоскоростной магистрали Москва — Казань может быть вырублено почти 55 тыс.
    09:57 15.06.2017 ТРК Татарстан-Новый век - Казань
      В столице Татарстана накануне вечером прошли общественные обсуждения материалов оценки воздействия на окружающую среду в составе проектной документации по строительству участка высокоскоростной железнодорожной магис
    09:51 15.06.2017 Газета Республика Татарстан - Казань
    Строительство ВСМ "Москва-Казань" не предусматривает снос жилых и нежилых зданий в Казани, заявил на общественных слушаниях директор технического департамента ОАО "Скоростные магистрали" Юрий Котлов .
    09:51 15.06.2017 TatCenter.ru - Казань
    Строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань должно пройти безболезненно для казанцев.
    09:40 15.06.2017 E-kazan.Ru - Казань
    Казанцев обещают не беспокоить во время строительства высокоскоростной магистрали Москва – Казань.
    09:11 15.06.2017 E-kazan.Ru - Казань
    В столице РТ обсудили экологическую составляющую проекта строительства участка ВСМ «Москва – Казань» - Администрация г. Казань
    В столице Татарстана накануне вечером прошли общественные обсуждения материалов оценки воздействия на окружающую среду в составе проектной документации по строительству участка высокоскоростной железнодорожной магистрали
    08:21 15.06.2017 Администрация г. Казань - Казань
    В Казани под строительство ВСМ, которая будет пересекать лесопарк «Лебяжье», будет вырублено около 54 тыс.
    22:11 14.06.2017 Коммерсантъ - Казань
    Вырубку леса под ВСМ Москва-Казань в ООПТ «Лебяжье» компенсируют не только саженцами, увеличением территории, но выплатой городу 1,3 млрд.
    20:41 14.06.2017 Бизнес Online - Казань
    В Казани прошли общественные слушания по строительству татарстанского участка высокоскоростной магистрали Москва-Казань.
    19:41 14.06.2017 ИА Татар-информ - Казань
     
    По теме
    Высокоскоростную магистраль Москва-Казань планируют продлить по Татарстану, захватив район Закамья, сообщает Бизнес Online.
    Вице-президент РЖД Александр Мишарин заявил, что строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань простимулирует рост экономики в регионах ВСМ на 10 трлн рублей.
    В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
    Мензеля
    Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
    Газета Тетюшские зори
    Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
    Реальное время