Творцы и конфессии в диалоге культур

С 15 по 19 сентября под девизом "Через диалог культур к культуре диалога" в столице Татарстана прошел VI Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Среди почетных гостей - звезда нашумевшего фильма "Пианист" Эдриан Броуди, авторитетный российский кинорежиссер Сергей Соловьев, известный киноактер и худрук столичных театров Олег Табаков, воплощение чести и достоинства российского кино-экрана Вениамин Смехов. Более 70 картин кинематографистов из разных стран вошли в конкурсную и внеконкурсную программы. Географию жюри составили именитые кинематографисты Австралии, Италии, Индии, Казахстана, ОАЭ, Турции, Ирана, России. Главным достижением этого кинофорума, пожалуй, стало единодушие его участников в стремлении к конструктивному диалогу культур и конфессий. Сойдя со звездной дорожки в фойе КРК "Пирамида", гости и участники спешили сфотографироваться на память с муллой и батюшкой, с веселым добродушием беседовавшими о вполне земных вопросах. Лучшим игровым фильмом нынешнего фестиваля единодушно признан татарстанский фильм "Бибинур" режиссера Юрия Фетинга, с которым мы успели побеседовать за несколько часов до заключительной церемонии.

Символично, что съемки полнометражного игрового фильма "Бибинур" начались с благословения муллы и прочтения суры "Аль-Фатиха", а представители съемочной группы то и дело прерывались на намаз. Мотивировка питерского кинорежиссера Юрия Фетинга, принявшего предложение продюсера Светланы Бухараевой, нетривиальна - он давно питает неподдельный интерес к татарскому народу, активно изучает его литературу, фольклор и историю. Показательно, что в первом самостоятельном фильме ученика Алексея Германа (старшего) "Рождественская история" снялись Сергей Шакуров, Чулпан Хаматова и несколько других актеров-татар. Кроме того, будучи из обрусевших немцев, Юрий Николаевич предполагает связь своих предков с Карлом Фуксом, внесшим особый вклад в историю татарского народа. Тайны, загадки, неизвестные факты - это то, что захватывает режиссера.

Главное, что пытался сохранить Юрий Фетинг из повести Аяза Гилязова "Три аршина земли",    - это душа татарской женщины, которая, по мнению режиссера, совершенно точно описана. Все остальное действие перенесли из 60-х годов прошлого века в настоящее время.

- Когда я взялся за материал, понял, что сместились какие-то акценты, - вспоминает он. - Все это родилось, когда я увидел настоящую татарскую деревню - мы поездили, побывали в глухих деревушках Татарстана, везде беседовали с жителями. У нас появился замечательный консультант Гумер хазрат, он читал Коран для меня, и я пытался разобраться в этом.

Для съемочного процесса в российском кино спартанские условия, которые были на проекте "Бибинур", не редкость. Юрий Фетинг прошел эту школу на проектах своего учителя. Часто студенты Алексея Германа стажируются на его картинах, подготавливая актеров и операторскую группу непосредственно к съемке, разбирая задачи и сверхзадачи, проводя предварительную съемку. Мастер просматривает работу ученика, вносит свои правки и потом лично выходит на площадку.

- Как правило, репетиционное время бывает очень тяжелым, - рассказывает Юрий Николаевич. - Как-то так случилось, что "Хрусталев, машину!" мы снимали в заснеженной Москве, когда был мороз минус 25-30, мерзли актеры, звери (снимали в зоопарке). Мне было жалко смотреть на обезьян, они дрожали. Дрожали там же и ученики Алексея Юрьевича, в числе которых был я. Но мы понимали, ради чего дрожим - мы все хотели помочь Учителю сделать большое кино. И, наверное, после такой школы я понял, что все остальное - ерунда. На моем самостоятельном фильме "Мифы моего детства" мы, как всегда, опаздывали с природой и с погодой и лето снимали глубокой осенью. По утрам уже появлялись льдинки, а нам нужно, чтобы в кадре были пляж, море и плавающий в нем актер. Было очень страшно, но каждое утро я начинал с того, что шел к морю и в любую погоду все равно заплывал подальше. После такой "зарядки" я понимал, что имею моральное право других загонять в это море. У нас сохранились смешные фотокадры, где по краю пляжа по рельсам едет камера, с одной стороны которой лежат у моря отдыхающие под зонтиками в купальных костюмах, томятся от зноя, а с другой, за кадром, стоят люди в тулупах и приплясывают от холода. Во время съемок "Бибинур" тоже были не очень погожие дни, многие заболели. Действительно, было тяжело. Но тем не менее был энтузиазм, и люди все-таки справлялись.

Как признается лауреат VI Казанского международного фестиваля мусульманского кино, в среднем на создание полнометражного игрового фильма уходит полтора года, и все зависит от финансирования. И простои тоже. Этим он отчасти объяснил многолетний съемочный период фильмов Германа-старшего. А также состоянием здоровья мастера, который вынужден прерывать съемки на период лечения.

По мнению коллег, Юрий Фетинг достаточно жесткий режиссер, но при этом на выходе получается поэтический, светлый продукт, такой как "Бибинур". Сам он объясняет это требованиями к профессии режиссера:

- Когда создается коллектив из гениального сценариста, гениального оператора, гениальных артистов, гениального композитора, гениальной администрации, что остается делать режиссеру? Гениальные актеры гениально сыграют, гениальный оператор снимет, гениальный монтажер смонтирует - все гениально сделается без режиссера. Но в момент, когда звучит команда "Мотор!", все эти гениальные люди несутся в разные стороны. И чтобы управлять этими сильными, талантливыми людьми, заставить их идти в одну сторону, нужно кричать: "Стоп!! Стоять!! Не туда! Сюда!!!", и тогда только сдвигается этот воз, тогда его можно направить и выиграть тем самым.

Его детская мечта стать кинорежиссером стала воплощаться только в возрасте 35 лет, когда он, будучи актером Московского театра имени Ленинского комсомола с десятилетним стажем, вдруг пришел поступать на Высшие курсы сценаристов и режиссеров при "Ленфильме". Решающую роль сыграл именно возраст, старше которого уже не принимают, а также бесплатность обучения. Будущий режиссер не мог упустить такой шанс и благодарен за него судьбе до сих пор.

Участие в проекте "Улицы разбитых фонарей" режиссер считает светлым этапом в своей жизни, еще в пору студенчества. Это был творческий тандем с другом Андреем Кравчуком, который позднее снял фильмы "Итальянец" и "Адмирал". Первым делом студент Фетинг обратился к продюсеру с просьбой предупредить актеров Селина, Нилова и всех остальных, что если он увидит кого-то в нетрезвом состоянии и с неадекватным поведением, то просто прекратит съемки и уйдет из проекта. Серию нужно было снять за 7 дней, и это было существенно. Просьба возымела действие, актеры держались четко, и съемки проходили весело, непринужденно, доставляя всем удовольствие.

- Во время съемок они не всегда понимали, что произносимые ими реплики - это смешно, а на монтаже долго не могли начать озвучивать, особенно Юрий Александрович Кузнецов, он такой хохотун. Он несколько раз пытался произнести одну и ту же реплику, но не выдерживал и начинал хохотать. Мы работали весело, дружно, картину сразу выдвинули на ТЭФФИ.

Юрий Фетинг считает важным, что на казанском кинофоруме объединяются разные люди, представители различных конфессий. И уверен, что традиция эта сохранится и в будущем:

- Надо понимать, что ислам является неагрессивной религией, это то, что ведет всех нас к миру, к Богу, к примирению. Мне кажется, именно с этой точки зрения должны подбираться фильмы, состав жюри и всех приглашенных.

Единодушен с ним в этом вопросе и председатель отборочной комиссии VI КМФМК, большой друг казанского кинофестиваля режиссер Овидио Салазар. Он считает, что первый фестиваль, в котором он также принимал участие, был подобен младенцу, который пытается ползать, чтобы в дальнейшем начать ходить. И надеется, что в будущем фестиваль мусульманского кино будет не просто "ходить", а "бежать", и в Казани будут представлены фильмы действительно всех стран мира, а их качество будет расти, потому что фестиваль вдохновляет на создание новых кинопроизведений на тему мусульманского призыва. Такую же уверенность он выразил и в отношении татарстанского кино. Британский кинорежиссер, принявший ислам, в свое время восхитился фильмом "Куктау" и считает, что этот "малыш" закономерно перерос в такое зрелое кино, как "Бибинур". Но в то же время он понимает, что успешность кинопроектов напрямую связана с государственной поддержкой.

- Как режиссер-документалист, я был участником многих фестивалей в Америке, Италии, Франции. Даже побывал на фестивале "Ноев ковчег" в Чечне два года назад, - вспоминает Овидио Салазар. - Я горжусь тем, что принимаю участие в Казанском международном фестивале мусульманского кино, быть причастным к нему - большая радость. Мне приятно, что его организаторы меня приглашают и высоко ценят мое мнение. Когда к сотрудничеству приглашаются люди, имеющие опыт участия в других фестивалях, и создаются для них достойные условия, мы можем делиться опытом и плодотворно работать вместе. И это не вопрос денег, это тяга души, творческая атмосфера, общий дух.

Овидио (хаджи Абдулатив) Салазар родом из Калифорнии, кинодокументалистикой занимается более двадцати лет. После учебы в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, увлекшись суфизмом, отправился в Европу и на Ближний Восток. Основы ислама начал постигать в Англии, где нашел своих учителей, общался с людьми и черпал информацию из книг и сети Интернет. Стал продюсером сериала "Лица ислама" на ВВС и снял фильм о своем паломничестве в Мекку.

Овидио Салазар придает большое значение интуиции и рассказал о своем сновидении, которое перевернуло его жизнь: карабкаясь вверх по лестнице, он не смог подняться выше, огляделся вокруг и увидел над собой небо, а под ногами - пропасть. Голос сказал ему: "Брось книги!" - и он понял, что несет с собой тяжелый груз. Сбросив его, попал на площадку, где его встречали люди в белых одеждах и тюрбанах. С этого момента Овидио осознал, что весь его прежний рациональный опыт мешает ему возвыситься духовно. Он не испытывал трудностей со стороны близких, которые всегда предоставляли ему право выбора. По убеждению господина Салазара, чтобы себя достойно реализовать и достигнуть умиротворения, понять свою сущность, как в суфизме, ислама вполне достаточно.

- В суфизме у меня были великолепные наставники, - горячо подхватывает заданную тему хаджи Салазар. - Они действительно были просветленные личности и сами излучали свет. Они никому не навязывали своих идеалов, никогда не указывали на чью-то неправоту. Они жили в духе толерантности, потому что смотрели на людей, как на творение Всевышнего. Только так человечество способно развиваться и понимать смысл своего существования. Это не игра во внешние правила, а попытка возвыситься духом.

Говоря о знаменитой татарстанской толерантности, Овидио Салазар предположил, что она проистекает из исторических факторов: татарский народ веками испытывал на себе определенные ограничения в вопросах веры. Он напомнил, что традиционное татарское приветствие "Исэнмесез!" дословно переводится как "Живы ли вы до сих пор?", то есть татарский народ, по мнению британского документалиста, действительно понимает ценность жизни, и поэтому у него довольно широкая интерпретация ислама.

- Хорошо, что сейчас есть свобода вероисповедания и право выбора своего пути. Ничего не насаждается насильно. Потому что иначе это уже не религия, а фашизм, - считает О.Салазар. - Даже самые лучшие и высокие идеи могут раствориться при недобросовестном подходе и узости мышления. Действительно, некоторые организации обладают хорошими финансовыми средствами, чтобы экспортировать эту идеологию и насаждать ее среди молодежи через внешние спецэффекты. А это может быть губительно, в том числе и для татарстанского ислама. Все прекрасные идеи разбиваются в пыль, когда происходит "макдональдизация", тиражирование и торговля этими идеями. От этого страдает духовность.

С юных лет Овидио Салазар много путешествовал, побывал почти во всех государствах мусульманского мира, в любой стране он находит выражение красоты ислама, проникновенное и искреннее общение с людьми. Антиподом сегодняшнего экстремизма является герой его картины "Аль-Газали", удостоившейся приза "За вклад в дело мусульманского призыва" на I КМФМК. Сам режиссер называет его фильмом смешанного жанра, где присутствуют элементы драмы и документального кино. Сейчас он планирует снять игровой фильм о Джалаладдине Руми. Это будет рассказ о том, как он стал поэтом. Стихи предполагается дать в оригинальном звучании на фарси, поэтому главную роль будет играть "иранский Брэд Питт".

Напоследок Овидио Салазар выразил намерение продолжать сотрудничество с казанским кинофестивалем, а также потрудиться на ниве татарского кинематографа.

Мансур хазрат Джалялетдин, имам-мухтасиб города Казани, имам мечети Марджани:

Я искренне рад, что имею возможность ежегодно посещать Казанский международный фестиваль мусульманского кино в качестве приглашенного гостя. Мне приятно видеть из года в год, как растет количество его участников из разных стран мира. Хотелось бы также отметить, что фильмы последних фестивалей мне очень нравятся. Особенно горд тем, что татарстанские ленты получают призы на этом международном форуме. На последней церемонии закрытия известный кинорежиссер Сергей Александрович Соловьев выразил сожаление, что в Татарстане нет своей киностудии. Я, как патриот нашей республики, согласен с ним и искренне ратую за появление такой киностудии, потому что у нас есть свои таланты и мы должны иметь возможность снимать татарское кино. Сожалею о том, что такой представительный форум лишился названия "Золотой минбар", мне думается, что без него он растворяется в обилии других подобных кинофестивалей. Все-таки хотелось бы, чтобы в этом смысле Казанский международный фестиваль мусульманского кино сохранил свое лицо.

Протоиерей Михаил (Григорьев), настоятель Пятницкого храма в Казани:

- Мне несказанно повезло присутствовать в качестве приглашенного гостя на последних двух фестивалях мусульманского кино. В первую очередь на меня произвело глубокое впечатление общее радушие, царящее здесь между гостями, членами жюри, участниками, организаторами. Второе, что хотелось бы отметить, - полное отсутствие удивления в глазах людей при взгляде на нас с Мансуром хазратом. Наоборот, многие старались сфотографироваться с нами обоими, кто-то подходил за благословением. Это тоже показательно.

Что касается фестивальных фильмов, лично у меня оценка жюри не вызывает никаких сомнений, лауреаты и победители действительно лучшие. Меня, как православного священника, порадовало, что почти во всех фильмах, игровых или документальных, оценка ислама дается не только с точки зрения самих мусульман. Взгляд на быт, семейные взаимоотношения, образ жизни объективный, общечеловеческий. Участие в фестивале представителей разных народов, исповедующих ислам, дает возможность увидеть через кино подлинное качество их жизни, фундаментом которой являются незыблемые семейные ценности, сохранение языка и самобытной культуры. Благодаря этому вытесняются псевдоценности, чему нам, православным, можно поучиться у мусульман. И поэтому я уверен, что популярность казанского кинофорума в дальнейшем будет только расти.

Айсылу ХАФИЗОВА.
 
По теме
Депутат Госдумы Фаррахов рассказал о том, на каких авто ездят парламентарии Депутат Госдумы России от Татарстана Айрат Фаррахов на 52-м заседании Госсовета РТ рассказал о следовании рекомендации об использовании чиновник
Депутат заявил о необходимости принять закон о поддержке детей войны Депутат Госсовета Татарстана Хафиз Миргалимов в ходе 52-го заседания парламента поднял вопрос о принятии законопроекта о поддержке детей войны.
Казань вошла в список городов, в которых пройдет тестирование сетей 5G. Об этом со ссылкой на Государственную комиссию по радиочастотам сообщает Минцифры России.
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
Газета Тетюшские зори
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время