Специалисты Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Москвы разработали для Казани новую схему общественного транспорта. Однако, перемены оказались слишком радикальными, поэтому власти столицы Татарстана отказались от них. В частности, нужно было либо повысить стоимость проезда вдвое, либо вложить в новую сеть 15 миллиардов рублей.
«ХОРОШАЯ, НО ДОРОГАЯ»
Так, разработчики провели большую работу по обследованию пассажиропотоков и анализу существующей маршрутной сети Казани. Они анализировали транспортную модель передвижений жителей по городу, провели соцопрос более 15 тысяч человек и просмотрели обращения жителей и их предложения, обследовали объекты инфраструктуры.
В итоге специалисты московского института пришли к выводу, что сегодняшняя маршрутная сеть Казани полностью соответствует федеральному стандарту, ей ставят оценку «выше среднего», она социально-направлена и удобна для жителей.
Но есть минус и довольно существенный – сеть очень дорога в обслуживании. И это, если не изменить ситуацию, в дальнейшем приведет к тому, что перевозчики будут не в состоянии работать, чтобы соответствовать федеральным стандартами.
При этом московские специалисты учли и динамику развития ситуации с личным автотранспортом. Так, его количество, при существующих темпах, к 2025 году в Казани на тысячу жителей будет 350 машин, что неизбежно выльется в 8-9-бальные пробки. Кроме того, в городе развиваются новые микрорайоны. Посчитав все это, разработчики в итоге представили два варианта маршрутной сети.
ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФА ДО 49 РУБЛЕЙ?
При реализации первого варианта, который предполагает сохранение существующей сети, перемены могут сильно ударить по карманам горожан.
- Московские специалисты пришли к выводу: для сохранения в Казани нынешнего варианта маршрутной сети необходимо повысить проездной тариф до 49 рублей, либо вложить дополнительные 4,5 миллиарда рублей бюджетных субсидий в год, - рассказал глава комитета по транспорту исполкома города Айдар Абдулхаков.
Этот вариант властей города не устроил. Однако, и второй – не менее радикальный.
УКОРОТИТЬ МАРШРУТЫ И ПУСТИТЬ МЕТРОБУСЫ
Суть альтернативного варианта заключается в укорачивании маршрутов и привязке их к станциям метро, к каким-то транспортно-пересадочным узлам, или к остановкам трамвая. Это предлагают для того, чтобы сделать метро более востребованным. Последнее, по данным московских специалистов, сейчас глубоко убыточно и загружено только на 15%.
Также Казани порекомендовали сократить и дублирующие друг друга маршруты с 15-20 до 4-5. В этом случае число автобусных направлений сократится с 60 до 48, а количество подвижного состава снизится вдвое.
- В этом варианте маршрутной сети вместо 843 автобусов должно остаться только 475. В качестве альтернативы метрополитену предлагается развитие системы скоростных видов транспорта, включающую в себя обособленную полосу движения, изолированную от других видов транспорта, приоритетный проезд перекрестков, для которого нужно перестроить светофоры, - разъяснил задумку Айдар Абдулхаков.
Также предлагают сделать и специальные остановки, где можно оплатить проезд перед посадкой в трамвай или метро. В итоге научно-исследовательский институт предложил организовать в Казани шесть скоростных маршрутов - три трамвайных и три маршрута метробусов.
НЕ ГОТОВЫ
Воплощение новой схемы обойдется примерно в 15,5 миллиардов рублей, примерно столько же стоит строительство двух станций метро с перегонами.
- Сегодня Казань не готова к реализации этого варианта новой маршрутной сети, но благодаря большой аналитической работе, проделанной московскими специалистами, у города появилось видение, как можно развиваться в ближайшие годы, - подытожил глава комитета по транспорту исполкома города.
В итоге власти Казани решили сохранить маршрутную сеть максимально приближенную к существующей. Уже подготовили техзадание и документацию на соответствующий вариант. Вскоре на сайте госзакупок должен появится соответствующий тендер. По новым контрактам казанский транспорт начнет работать с 1 июня.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Меж тем, в Казани остро не хватает водителей общественного транспорта. Главная проблема – слишком низкая зарплата в этой отрасти. И, если раньше в городе решали эту проблему кадрами из Средней Азии, то сейчас и они не соглашаются работать за такие деньги.
- Основная экономия, которая у нас существует, это экономия по водительской работе. На эту низкую зарплату наши водители не идут. Сейчас уже не приезжают и из Средней Азии: из-за курсов валют эта заработная плата не привлекательна. У нас дефицит кадров до 25-30%. За счет этой экономии на зарплате перевозчики более-менее с хлеба на воду перебиваются, - рассказал глава комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков.
В итоге благодаря такой экономии перевозчики могут выходить на нормальный уровень рентабельности. А вот муниципальные предприятия нет: их доходы равны расходам.
Айдар Абдулхаков отметил, что находят перевозчики и другие способы сэкономить, но не всегда безопасные. Например, не дорабатывают вечерние часы, меняют масло реже, чем того требуют правила.
- Дороговизна действующей схемы маршрутной сети, за исключением электрического транспорта, целиком ложится на плечи перевозчиков, что ставит их на грань выживания, - сказал мэр Казани Ильсур Метшин.
ПРОЕЗД МОЖЕТ ПОДОРОЖАТЬ К АВГУСТУ
Впрочем, власти города стараются вкладывать средства в городскую маршрутную сеть. В частности, закупают новый транспорт.
- Несмотря на нелегкие условия работы, к будущему Чемпионату по футболу городские предприятия закупают дополнительно 200 автобусов для удобства пассажиров, - сказал Ильсур Метшин. - Мечтать нужно не лежа на печке, а проделывая большую, кропотливую работу, и первый этап мы уже проделали. Мы понимаем, что субсидии в 4,5 миллиардов в год нам пока не дадут. Также мы не можем поднимать тариф до 49 рублей. Нужно искать другие пути.
Власти города отметили, что стоимость проезда в скором времени все же повыситься. Перевозчики после выводов московских специалистов уже выступили с таким предложением. Пока точную сумму никто назвать не может. Последнее слово за татарстанским Госкомитетом по тарифам. Ожидается, что решение об этом будет принято к августу. Также отмечается, что с учетом инфляции стоимость проезда в общественном транспорте Казани нужно поднять хотя бы на 2,5 рубля. Напомним, последний раз тариф уходил в рост лишь два года назад и до сих пор для всех видов транспорта составляет 25 рублей.
Узнавайте свежие новости Казани и Татарстана в наших группах «ВКонтакте» , «Фейсбуке», «Одноклассниках» , «Инстаграме» и Телеграм-канале .
Еще больше материалов по теме: «На злобу дня!»