Трагедия на первой полосе

  • Взгляд на современную острую журналистику в казанском кинотеатре «Мир» представил международный дискуссионный клуб Frontline.
  • Сообщить нам новость!

    О том, как думать не скучно

    Штаб-квартира Frontline Club находится в Лондоне – клуб открылся в 2003 году и на начальном этапе представлял собой сообщество журналистов-фрилансеров, работавших в основном в зонах военных конфликтов. Сегодня в составе Frontline Club – свыше тысячи самых талантливых журналистов из разных точек земного шара. Frontline в России (создан в 2006 году – прим.авт.) стал совместным проектом лондонского клуба и Центра экстремальной журналистики Союза журналистов России.

    Мероприятия и материалы Frontline Club посвящены самым актуальным событиям в мире. На мини-фестиваль документального кино в Казань координаторы проекта в России привезли три фильма.

    - Это фильмы, которые не дают конкретного ответа на вопрос, - прокомментировал перед показом в «Мире» координатор Frontline в России Юрий Бурцев. – У них открытый финал – они заставляют думать, а думать – не скучно.

     

    «Прошу Вас, любите меня, пожалуйста…»

    Показ это фильма, снятого в 2010 году режиссером Валерием Балаяном, из разряда тех, что не допускают к показу. В Новосибирске его показ был сорван местными националистами, открывшими стрельбу из пистолета, нечто похожее произошло и в Перми. Сложным, по словам Бурцева, был и показ в Барнауле. Да и в Москве он прошел как-то странно: сначала объявили, что показ закрытый, потом он стал открытым.

    Фильм «Любите меня, пожалуйста» - о журналистке Анастасии Бабуровой, которая была убита 19 января 2009 года. В название легла фраза, написанная Настей родителям за несколько дней до смерти. Бабурову убили вместе с известным адвокатом и правозащитником Станиславом Маркеловым. Они вышли с пресс-конференции Маркелова, вместе прошли несколько кварталов, а затем в адвоката выстрелили. Настя, обернувшись, попыталась поймать убийцу, но не успела – следующая пуля настигла уже ее. По подозрению в убийстве были арестованы члены группировки неонацистов Никита Тихонов и Евгения Хасис. В Интернете это убийство породило жестокую и злобную войну в адрес Маркелова и Бабуровой – один из блоггеров не постеснялся написать, что отпраздновал их смерть шампанским…

    …Год спустя, не дождавшись хоть какого-то упоминания об этой трагедии, режиссер Валерий Балаян решил использовать фрагменты съемки, сделанной на похоронах Насти и снять свой фильм. Он и начинается с похорон – перед глазами зрителя возникают чьи-то ноги, грязная дорога, лопаты, старый советский автобус – концу фильма все это материализуется в ковш экскаватора, засыпающего землей могилу девушки. Дальше – история жизни Насти в интервью с ее родителями, друзьями, коллегами по антифашистскому движению. Вторую часть фильма в изобилии заполнили видео- и фотоматериалы с неонацистских сайтов.

    Это тяжело смотреть – зритель шаг за шагом отслеживает судьбу Насти – ее детство в Севастополе, золотую медаль по окончанию школы, отличная учеба в МГУ. До переезда в Москву кумиром Анастасии Бабуровой был Владимир Путин. Потом, рассказывает ее подруга Марина, все изменилось… По примеру российского премьера журналистка (незадолго до смерти Бабурова стала внештатником «Новой газеты» - прим.авт.) увлекалась восточными единоборствами, занималась самбо. Хорошо знала приемы самообороны – наверное, именно поэтому и попыталась догнать убийцу Маркелова. Кроме того, девушка была активисткой движения антифашистов, а став внештатником «Новой газеты», вела тему неформальных молодежных движений, в том числе, неонацистских.

    Последней публикацией Анастасии Бабуровой стало интервью со Станиславом Маркеловым, посвящённое проблемам правосудия и делу Буданова (командир 160-го гвардейского танкового полка, полковник обвинялся в похищении, изнасиловании и убийстве 18-летней чеченской девушки Эльзы Кунгаевой – прим.авт.). Маркелов в суде представлял интересы семьи Кунгаевых. Рядом с этим идет еще одна публикация Насти – с процесса над скинхедом Максимом Марцинкевичем по прозвищу Тесак.

    То светлое, что рисует облик Насти – родители, записи школьного выпускного, ее ответы у доски, воспоминания коллег и друзей - создает резкий контраст с нацистскими материалами. Призывы за исключительно белую (в смысле расы – прим.авт.) Россию, девушки-нацистски с безумным блеском... С другой стороны - увелечения Бабуровой единоборствами, нетерпимость к идейным противникам ("Фа", "антифа" - и там, и там нескрываемая агрессия - прим.ред.) На фоне всего этого и сам факт убийства девушки, казавшийся случайным, таковым уже не выглядит… В большинстве материалов по этому убийству встречается формулировка «это убийство считается политическим, и приговор по делу еще не вынесен».

    Но фильм стоит посмотреть – чтобы подумать, почему все так случилось.

     

    Неда – символ иранского сопротивления

    Фильм с одноименным названием «Неда» (в переводе с языка фарси – «голос» - прим.авт.) рассказывает о тегеранской девушке – Неде Салтани, чья жизнь трагически прервалась 20 июня 2009 года. В первых кадрах умирающая девушка – широко открытые, словно удивленные глаза, кровь, постепенно заливающая все лицо и склонившиеся над ней люди со словами: "Неда, не оставляй нас". Эти кадры, снятые на мобильные телефоны, в мгновение ока облетели весь мир. Сама Неда Салтани стала символом иранского сопротивления – «голос» зазвучал по всему миру.

    Красивая иранская девушка (ей, как и Анастасии Бабуровой, было 25 лет – прим.авт.) своим желанием быть свободной – не подчиняться строгим законам шариата - стала заложницей политического режима страны. Неда отрицала хиджаб, не любила носить платок и мечтала о свободе выбора в собственной стране. Ее убили во время митинга иранцев против фальсификации результатов президентских выборов – нынешний президент Ирана Махмуд Ахмадинедж выдвигал свою кандидатуру на второй срок. Его противником стал Мир-Хоссейн Мусави. Народ, предвкушавший скорые перемены, начал пиршествовать за неделю до выборов, но в знаменательный день было объявлено, что Ахмадинедж набрал 60% голосов.

    Иранцы ответили многочисленными молчаливыми митингами – тем самым они хотели дать понять, что желают перемен. Митинги были разогнаны через несколько дней по приказу президента. В ход шли оружие и дубинки. В отдном из шествий оказалась Неда, где ее и настигла снайперская пуля…

    Ее смерть власть предпочла не заметить – не искали убийцу (одна из версий – девушку убили члены бригад Бассидж – иранской полиции нравов – прим.авт.), не пытались хоть что-то предпринять, запретили родителям устраивать поминальную службу. Более кардинальные меры местное правительство применило, чтобы не допустить поток информации в Интернет – стали прослушиваться телефонные разговоры, блокировались сообщения, под запрет попали сайты. Местные СМИ в ответ на запросы коллег со всего мира предпочитали хранить молчание.

    И все-таки эта история была услышана – в основу фильма легли интервью с семьей Неды, друзьями, домашнее видео – получить все это удалось с помощью лондонского журналиста, отправившегося в Иран. И это удача – во время народных протестов из страны были высланы все собкоры, въезд в страну строго контролировался спецслужбами.

    Шкаф в комнате Неды заполнен совершенно не свойственной иранкам одеждой – девушка часто бывала в Турции, там она могла чувствовать себя свободнее и носить то, что нравится. В руках мамы девушки ее книги – «Сто лет одиночества» Габриэля Маркеса, «Грозовой перевал» Эмилии Бронте, «Второе пришествие Христа» – все то, что в Иране строго запрещалось. Образ самой девушки – с детства храброй и одержавшей свою первую маленькую победу в школе, когда ей разрешили ходить без платка.

    Как отметил Юрий Бурцев, «жалко, что фильм снят американским режиссером – Энтони Томасом». Не хватало взгляда изнутри – большинство героев (кроме семьи Неды – прим.авт.) рассуждают о случившемся со стороны. Фильм, кстати, в Казани подвергся суровой критике – отметили тот факт, что в этой истории обнаружлось несколько иранских девушек, несколько "нед" (собирательный образ? - прим.ред.), а также что в фильме использованы сцены не молчаливого митинга, а нападения на полицейских. Противоречивыми данными, по мнению одного из критиков, пестрит Рунет.

    …Через несколько дней после смерти Неды, сообщило агентство Reuters, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад распорядился провести расследование обстоятельств «подозрительной», как он выразился, гибели иранской девушки.

     

    Улыбка Чеширского кота

    Третий фильм выбивался из созданного первыми двумя трагедийного фона. В нем не было смерти, трагедия заключалась в огромнейшей, всеобъемлющей власти телевидения. Большой экран захватил не только умы и сердца людей, но и душу. Тело стало возможностью попасть в телевизор – красивое тело украшало экран, заполняло рекламные паузы.

    «Видеократия» режиссера Эрика Гандини (2010 год) дает срез событий 30-летней давности, когда телевидение в Италии стало принадлежать Сильвио Берлускони. Главный лозунг телевидения премьер-министра Италии звучал, затрагивая самые потаенные струны души маленького человека в массе -  «Стань знаменитым!»

    В фильме несколько сюжетных линий: механик, мечтающий попасть на большой экран, глава группы папарацци (Фабрицио Корона – прим.авт.), снимающий все, что можно продать за большие деньги. Или друг Берлускони, являющийся главным агентом по поставке лиц и тел на итальянское телевидение. Фильм насыщен панорамами с видом на виллу премьера, фотографиями с его знаменитой улыбкой, съемками тусовками его близкого круга лиц. Засветился в фильме и известный итальянский бизнесмен, чье состояние оценивается в 150 млн. долларов США, Флавио Бриаторе – тоже друг Берлускони. Бриаторе известен также как успешный менеджер «Формулы-1».

    А пока на вилле агента отдыхают звезды итальянского экрана, Корона нарушает закон, попадает в тюрьму, а выйдя из нее, становится настолько популярным, что ему платят кучу денег только за то, чтобы он на несколько минут заглянул в ночной клуб. Механик в это же время не пропускает ни одной передачи, нанимаясь в них в качестве зрителя, или рассуждает о том, что дорогу к экрану ему перебегают девушки. У них, по его мнению, шансов на успех значительно больше – грудь, тело… Сам он, впрочем, готов с кем-нибудь переспать, но исключительно для главной роли.

    Режиссер фильма Эрик Гадини в одном из интервью отметил, что «72-летний итальянский премьер создал в стране очень выгодную ему систему телевизионных развлечений и политики. В условиях видеократии решающее значение имеет образ. А в Италии лишь один образ доминирует в течение последних 30 лет». Широкая улыбка Сильвио Берлускони буквально затмевает все вокруг, его телевидение порабощает, поглощает, а главное, развлекает. Да так, что рабочие итальянских заводов не в силах оторваться от экранов, где шествуют шикарные красавицы, и постоянно опаздывают на работу. Медиаимперия премьера торжествует.

    Итальянская государственная телевизионная сеть отказалась транслировать даже трейлер «Видеократии». Как сообщала Лента.Ru, по утверждению продюсеров, руководство телесети объяснило свой отказ тем, что «ролик содержит политические заявления, но не раскрывает содержание картины».

    К слову, в одном из кадров "Видеократии" засветился и наш российский премьер-министр Владимир Путин. С улыбкой на лице.

     

    Оксана Ефимова,

    Вовремя:ру

    01.12.11

     
    По теме
    Композиция "Петлицы голубые", посвященная военным летчикам – одна из песен, записанных в рамках проекта "Вставай, страна!", получившего поддержку Президентского фонда культурных инициатив и реализуемого компанией "Дивербиум".
    В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
    Мензеля
    «Не спрятался в окопе – пошел в атаку»: о пропавшем без вести на СВО рассказал его брат - ИА Татар-информ Александр Турнин пропал без вести месяц назад под Угледаром. Его мобилизовали одним из первых в Алексеевском районе, и он с честью выполнял долг защитника Родины – в числе первых рвался в бой,
    ИА Татар-информ
    Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
    Газета Тетюшские зори
    Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
    Реальное время