Обсуждение заявленной темы состоялось по инициативе Общественной Палаты РТ на заседании одной из 9-ти тематических секций, которые запланированы в рамках IV Форума социально ориентированных некоммерческих организаций.
В обсуждении приняли участие представители НКО, Общественной Палаты РТ, Общественных Советов министерств и ведомств, средств массовой информации, профессионалы SMM, а также представители государственных структур.
Модератором дискуссии выступила председатель Комиссии Общественной Палаты РТ по культуре и взаимодействию со СМИ Ляля Бикчентаева.
Кратко обозначив во вступительном слове значимость взаимодействия НКО со средствами массовой информации и существующие в этой области проблемы, она передала слово заместителю руководителя Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа», Ильдару Миргалимову.
Ильдар Миргалимов отметил, что представители СМИ готовы к совместной работе во благо общества и открыты для сотрудничества с НКО. На сайтах агентства и изданий есть доступные контакты, по которым можно обратиться. Заместитель руководителя агентства заверил, что ни одно обращение не останется без ответа.
Вместе с тем, при обилии информации, поступающей отовсюду в агентство и подведомственные ему издания, они, как правило, прежде всего реагируют на ту информацию, которая демонстрирует ее большую общественную значимость. «Поэтому, - отметил Ильдар Миргалимов, - это должна быть дорога с двухсторонним движением, где НКО, приглашая журналистов к сотрудничеству, имеют убедительные доводы значимости своего материала, события, проблемы…»
В качестве примера такого сотрудничества он привел проведение агентством конкурса на лучшее освещение деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, который проводился в 2017 году при поддержке Кабинета министров РТ и Общественной палаты республики. Всего на конкурс было подано 456 работ от 58 представителей СМИ и 25 от НКО республики.
«СМИ и некоммерческие организации являются соратниками», - обнадеживающе резюмировал заместитель руководителя агентства «Татмедиа».
Будущее покажет насколько практически будет реализовано данное заявление одного из руководителей государственной республиканской структуры, осуществляющей полномочия по вопросам государственного управления в сфере печати и массовых коммуникаций.
Между тем, в ходе дискуссии на тему информационной поддержки работы некоммерческих организаций участниками секции неоднократно поднимался вопрос об отсутствии должного внимания к деятельности НКО со стороны как республиканских, так и муниципальных СМИ.
При этом, следует обратить внимание как руководителей «Татмедиа», так и НКО на то, что в первых двух абзацах пункта 3.3. Положения о Республиканском Агентстве «Татмедиа» прямо сказано о том, что Агентство в пределах своей компетенции осуществляет полномочия по увеличению роли СМИ в формировании гражданского общества и распространении социально-значимой информации.
В значительной степени на эти задачи и финансируются из государственного бюджета как Агентство «Татмедиа», так и ряд печатных и электронных СМИ, включая отдельные республиканские и муниципальные телекомпании.
Выступившие в ходе обсуждения директор контент-бюро «Хорошая история» Руслан Сиразетдинов и главный редактор интернет-издания «Kazan First» Кирилл Шлыков были единодушны в том, что представителям НКО надо налаживать прямые контакты с конкретными журналистами, которые работают в темах, близких профилю деятельности того или иного НКО. Не компания работает с компанией, а конкретные люди - с людьми. Это значительно повысит эффективность взаимодействия НКО со СМИ.
Они предложили также НКО активнее использовать систему Telegram, которая позволяет более оперативно работать с информацией и контактами со СМИ. Причем, при направлении пресс-релизов в СМИ, самое главное в информации надо выводить в первый абзац.
Кирилл Шлыков обратил также внимание представителей НКО на то, что именно локальным СМИ зачастую не хватает новых тем, контента – и этим могли бы разумно воспользоваться некоммерческие организации, активно используя данную площадку и наполняя контент местных изданий социально значимой информацией.
Он также настойчиво рекомендовал максимально воспользоваться социальными сетями как эффективным и перспективным информационным ресурсом для освещения НКО своей деятельности.
С этим, видимо, следует согласиться с учетом все возрастающей популярности социальных сетей. Тем более, что пришло время, когда нередко население более оперативно получает новости и другую информацию через социальные сети, чем через официальные СМИ. Надо только правильно определиться с выбором социальных сетей с учетом того основного сегмента, в котором заинтересованы НКО.
Вместе с тем, это никак не умаляет важности взаимодействия НКО с официальными СМИ, поскольку одна из главнейших здесь задач – обратить внимание имеющих властные полномочия лиц на ситуацию, требующую вмешательства государства. Тем более, надо иметь ввиду, что многие госслужащие не присутствуют в социальных сетях.
Тимур Сафин, председатель Общественного движения «Наше дело» и член Общественной Палаты РТ сделал акцент на теме сбора средств при поддержке СМИ и новых информационных технологий для реализации некоммерческими организациями социально-значимых проектов.
Интересным, с искренней заинтересованностью помочь представителям НКО, прозвучало выступление Лилии Галимовой – редактора Вести-Татарстан ГТРК.
Она дала некоммерческим организациям несколько дельных советов, при которых телевидение откликается на призывы НКО осветить то или иное событие, поддержала точку зрения выступивших перед ней коллег по цеху о том, что желательно выходить на конкретных журналистов, ведущих соответствующие программы, что значительно сокращает путь социально-значимой информации от НКО до общества. Причем, можно на ТВ пересылать и видео.
Руководитель пресс-службы Ресурсного Центра институтов гражданского общества «Перспектива» г.Набережные Челны Динара Чепигина поделилась опытом работы данного Центра с НКО региона, охватывающего своей деятельностью 22 района республики. Ресурсный Центр проводит значительную работу по поддержке всех секторов, направленных на развитие гражданского общества, организует учебно-методические семинары и дискуссионные площадки, привлекая активно некоммерческие организации.
Будучи журналистом, Динара подчеркивает остроту проблемы медиа-активности НКО, настаивает на том, что сотрудники НКО сами должны научиться интересно подавать свою информацию, направляемую в СМИ.
Нельзя не согласиться, что это желательно. Однако, далеко не все из тех, кто замечательно, очень успешно ведет колоссальную и очень важную работу в рамках НКО, владеют талантом эффектно излагать ее письменно или устно, что совсем не умаляет значимости деятельности НКО.
Поэтому, в свою очередь, у СМИ, как и у отдельных журналистов, должно, во-первых , быть профессиональное чутье на значимое. А во-вторых , дело именно журналистов, профессионально владеющих пером, сделать значимое событие по-настоящему общественно значимым в публичном информационном пространстве.
Пожалуй, имело бы смысл выйти в Агентство «Татмедиа» с предложением 1 раз в квартал на его площадке, либо площадке ИА «Татар-Информ», с приглашением большого числа журналистов из разных СМИ, организовывать презентацию 5-7-ми НКО республики, проводящих наиболее значимую работу.
Учитывая все возрастающее число НКО в республике, такой вариант взаимодействия, в какой-то степени, помог бы выстроить ориентиры для средств массовой информации и показал бы обществу лучшие образцы НКО.
В работе секции принял участие и выступил председатель Комиссии по межэтническим и межконфессиональным отношениям Общественной Палаты РТ Агапов Олег Дмитриевич. Он подчеркнул значимость деятельности НКО Татарстана в решении многих задач, в том числе и тех, которые должно решать государство, но на которые у него иногда не хватает ресурсов.
Он призвал СМИ больше внимания уделять деятельности НКО, их конкретным проектам с тем, чтобы общество было проинформировано и осознавало важность решаемых НКО задач и проблем, чтобы у НКО активно росла как моральная, так и вполне предметная поддержка со стороны общества.
В связи с этим, хотелось бы еще раз отметить, что на секции со стороны присутствующих представителей НКО прозвучали две задачи, которые они видят в плане результатов взаимодействия со средствами массовой информации. Во-первых, информирование о текущей работе НКО и ходе реализации проектов, над которыми они работают. Во-вторых, решение проблемы сбора средств на реализацию социально-значимых проектов.
При этом, не нашла у выступающих должного отражения еще одна существенная задача, над которой работают многие НКО – не просто рассказать о своей работе, а через СМИ поднять общественно-значимую проблему, привлечь внимание тех, в чьи властные полномочия входит принятие соответствующих решений. А это принципиально важная задача, где сложно обойтись без поддержки официальных средств массовой информации.
В заключении перед участниками дискуссии выступили гости из Перми, презентовавшие свою программу, связанную с социально-значимой деятельностью некоммерческих организаций.
Напомню, что панельная дискуссия на тему «Работа НКО в информационном пространстве — пути повышения эффективности» состоялась в рамках IV Республиканского форума социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), проведение которого запланировано в Казани на декабрь 2017 года.
Фото автора.
Раиса Сафиуллина, председатель Общественного Совета по НОК при Министерстве культуры РТ