(Казань, 19 января, «Татар-информ», Лилия Валеева). Полная коллекция полотен, рисунков, зарисовок татарской художницы Guzel, которые четверть века не выставлялись на публику, доступна теперь к осмотру в Брюсселе, в залах Российского центра науки и культуры. С начала этой недели выставка «Родом я из татарской деревушки» принимает первых посетителей, а официальное открытие состоится в субботу, 21 января.
Уже сегодня известно, что помимо бельгийской публики будут присутствовать гости из различных городов Франции, Великобритании, Нидерландов, Германии, а также ценители искусства из Казани. Это – ученые и просто любители, а также друзья Гюзель Макудиновой, которым очень дорога эмоциональная встреча с ее творческим наследием.
Министерство культуры Республики Татарстан также поддержало инициативу организатора – союза «Татары в Бельгии» – и направляет артистов, мастерство которых, согласно сценарию, должно колоритно дополнять рассказ как о самом мастере, так и его работах.
Организаторы постарались объединить работы Guzel согласно их тематической направленности, однако, по словам тех, кто уже посетил залы РЦНиК, создается ощущение, что это выставка нескольких художников. Такое отсутствие единого стиля придают реалистичные портреты и натюрморты в противовес к рисункам, основанным на библейских и литературных сюжетах, и акварелей, которые похожи на сны счастливого человека или человека, который очень хочет быть счастливым. Среди любимых художников всегда были Модильяни, Марк Шагал, Ван Донген, и в творчестве Guzel присутствуют мотивы их живописи. Русалки, ангелы и пророки на ватманах и холстах – все они абсолютно естественны, словно она была с ними близко знакома. И ни о каком сюрреализме или фэнтези не может быть и речи, скорее, по аналогии с литературным направлением это можно обозначить как магический реализм.
Там же, в экспозиционных залах Российского центра, появилась мастерская художника – мини-музей, воссозданный из личных вещей: последние тюбики на запыленном этюднике, мольберт под рельефными пятнами красок, альбом с зарисовками, рабочая тетрадь – все это брошено мастером, как бы временно остановившим работу.
Гюзель Макудинова ушла из жизни в 2014 году в возрасте 72 лет. В последние годы она жила в пригороде Парижа, и именно хорошо знавшие ее друзья на встрече в Брюсселе готовы пролить свет на повод ее последних затворнических лет.
Талант татарской женщины проявился не только в жанрах изобразительного искусства, но и в литературе, где она представлена под именем Гузель Амальрик, ибо супругом ее был известный писатель-диссидент Андрей Амальрик. Единственная работа, увидевшая свет, – это автобиографический роман на русском языке «Воспоминания о моем детстве», который был тут же переведен и издан на немецком, французском, нидерландском, английском языках. Второй труд – «Книга снов», предвестник многих ее художественных полотен, так и остался напечатанным лишь в штучных экземплярах на машинке. Все эти работы, а также личная печатная машинка автора также выставлены в Российском центре науки и культуры. Экспозиция в РКЦиК продлится до 24 января, однако члены союза «Татары Бельгии», организаторы мероприятия и хранители коллекции намерены выставлять работы в разных городах Европы.
Подписывайтесь на нас в Telegram