Она еще только шла к микрофону, она еще ничего не успела сказать, как огромная толпа, за несколько секунд до этого смеявшаяся, фланирующая, болтающая по мобильникам, как-то смущено смолкла - в ее присутствии было невозможно заниматься чем-то еще. Она, еще молчавшая, требовала внимания к себе. "Бешеная энергетика, огромный талант, великая…" Господи, как все это банально - и это все, конечно, про нее, но это так неточно, и этого так мало. Слой асфальта, озеро, закованное в каменные берега, грохот автомашин и лязг трамваев… Наш обычный мир, в котором нам привычно. И вдруг ГОЛОС. Идущий откуда-то из нутра и проникающий в глубину подсознания. Не могу, увы, подобрать ни одного понятия, кроме банальнейшего оксюморона "оглушительная тишина". Но тишина действительно была таковой, когда пела Степанида. И все отходило куда-то далеко, все казалось маленьким и никчемным. Она заворожила толпу, она не пела - священнодействовала. А потом волной налетел шквал аплодисментов.
На другой день на пресс-конференции Степанида Ильинична сказала, что иногда к ней обращаются люди с просьбой исцелить. Она - очень честная и ответственная, не будет брать на себя то, что не может сделать. Но она исцеляет, то есть делает слушателей цельными. Хотя бы ненадолго, кому как повезет.
Она рассказывает о себе просто - да, у якутов так принято: изба в поле, трава кругом, которой кормят скотину, по пояс. Лежишь в этой траве и смотришь в небо, поешь про свою жизнь. Где-то импровизация. Где-то что-то уже было услышано. Режиссер, снявший о великой якутской певице и актрисе Степаниде Борисовой документальный фильм, записал ее монологи. Они называются опять-таки просто-просто: "Это я, Стеша".
- Электричество и радио я впервые увидела в шесть или семь лет. Очень мне интересно было, почему от маленькой лампочки такой яркий свет. Все голову ломала, как в коробочку (в радиоприемник) вмещается целая толпа людей. Думала: наверное, они крохотные, наверное, там - город. Никак не могла понять - как они могут жить там. И говорить так громко.
Я росла без отца. Тянула нас мама. Не было "отчего дома" - того, который могла бы назвать "своим". Переезжали с места на место. Жили у чужих людей. И в балагане (якутская срубная изба в форме юрты), где камелек. Пола-то не было - земля. Как в стародавние времена у якутов, - рассказывает Степанида Ильинична.
Петь она начала еще в детстве - пришла однажды бабушка-соседка, Стеша поила ее чаем. А бабушка вдруг начала рассказывать ей свою жизнь - пропела этот рассказ. Про то, как был у нее сынок, ровесник Стеши, но он умер, и каждый раз в день рождения Степаниды она его вспоминает.
За такое пение - тойок якутов не очень-то жаловали. Семьдесят лет пытались отучить. Петь надо было о партии. О ее великой роли. На пресс-конференции в Казани Степаниду попросили такой фрагмент исполнить - и она спела, лукаво сверкая глазами. Она вообще вне сцены, похоже, человек веселый и легкий.
Степанида хотела стать оперной певицей, даже поехала поступать в консерваторию в Новосибирск, но не получилось, и домой вернулась с радостью. Но потом все равно уехала в Москву, поступила в Щепкинское училище, получила фундаментальное актерское образование. Всю жизнь служит в театре. Муж, знаменитый Андрей Борисов, главный режиссер, как-то не очень ее придвигал, хотя недавно даже в фильме про Чингисхана снял. В сорок лет поняла: надо делать в искусстве что-то еще. И снова, как в детстве и юности, начала петь.
- Голос мой (на кассете) услышала одна японка, актриса. Позвала в Токио сделать концерт. Не знаю, откуда взялась храбрость, - я согласилась. А у нас в театре тогда ставили спектакль-олонхо ("Кыыс Дэбилийе"). Я выступала в Японии, готовила голос к эпосу. Вернулась домой, мне говорят не без ехидства: "Мы тут репетируем постоянно, а ты готова ли, Степанида?". Отвечаю: "Готова!" Могла уже петь, сколько нужно: по два и по три часа, - так она рассказывает о начале карьеры.
После первого в жизни заграничного концерта пошла в гору карьера певицы. Про уникальную Степаниду Борисову, народную артистку России, заговорил мир.
Петь она готова в любое время - хоть в семь утра. Но гастроли за рубежом не любит - трудно без знания английского. И музыкантов своих у нее нет: пару раз выезжала с кем-то на гастроли, но народ попался не очень дисциплинированный, а для Степаниды дисциплина много значит.
Не надо думать, что Степанида в театре сделала и делает меньше, чем в музыке. Она - лауреат "Золотой маски" за роль в спектакле "Дом Бернарды Альбы". Кроме всего, она сейчас активно занимается педагогической деятельностью - учит студентов национальной технике пения. Кстати, обучиться ей могут не только якуты. Недавно в Лондоне она за неделю обучила тойюку англичан.
Про Степаниду говорят: мастер "корневого пения", связана с небесами, шаманка… Про последнее не знаю, хотя, как всякая якутка, с шаманами она общалась. И связана она не только с небесами - с землей тоже, и очень крепко. Когда поет Степанида, бутоны роз распускаются и слышно, как растет трава. Нравится
Источник: Время и Деньги
01.06.2011 10:32