Настало время Ми-14: Вадим Лигай берется за «вертушку», способную нести ядерную бомбу?

Легендарного «убийцу подлодок» начинают выводить из «железного ряда», для него уже разработан новый глубинный боеприпас

КВЗ приступил к работам по вертолету Ми-14. Об этом сообщается в свежей годовой отчетности предприятия. Возрождение производства этой машины было анонсировано еще в 2015-м, и тогда специалисты как раз давали два года для первых шагов. Впрочем, некоторые эксперты «БИЗНЕС Online» называют проект химерой и указывают, что проще создать новый вертолет-амфибию с нуля.

КВЗ приступил к работам по вертолету Ми-14, о чем сообщается в свежей годовой отчетности предприятия Фото: prav.tatarstan.ru

ВИНТОКРЫЛЫЕ АМФИБИИ ЕЩЕ ЖИВЫ

«На предприятии ведутся подготовительные работы по оказанию помощи в ремонте находящихся в эксплуатации и на хранении вертолетов Ми-14», — сообщается в опубликованном недавно отчете ПАО «КВЗ» за 2016 год. Это первое упоминание амфибии в отчетности завода. Между тем, заявления военных о необходимости возрождения ее производства наделали шуму еще два года назад. Напомним, «БИЗНЕС Online» тогда первым рассказал   о планах Минобороны по Ми-14.

Для оценки актуальности работы напомним о том, что это за машина. В середине 60-х военно-морскому флоту потребовался вертолет, способный круглосуточно и в любых метеоусловиях вести поиск подводных лодок и поражать их. В 1965 году вышло постановление ЦК КПСС и совета министров СССР о разработке противолодочного вертолета-амфибии В-14. В его создании активно участвовал казанский филиал Московского вертолетного завода (ныне поивший в бозе, последняя его реинкарнация — ОАО КНПП «Вертолеты-Ми+»). Первый полет состоялся 1 августа 1967 года, а принят на вооружение вертолет был в 1976-м под обозначением Ми-14ПЛ (противолодочный).

Характерной внешней особенностью вертолета стали днище-лодка, боковые поплавки и убирающиеся шасси. Из оружия вертолет мог нести либо противолодочную торпеду, либо глубинные бомбы, либо ядерную глубинную бомбу мощностью 1 кт. До 1986 года КВЗ построил 273 Ми-14ПЛ, Ми-14БТ (тральщик) и Ми-14ПС (поисково-спасательный). Примечательно, что экспорт Ми-14 превысил внутренние поставки: 150 машин отправили в Болгарию, Вьетнам, Польшу, КНДР, Ливию, Сирию, Румынию, ГДР, Югославию, Йемен и на Кубу. Причем, в Болгарии, Польше и Сирии эти машины летают до сих пор.

Ми-14 запомнился летчикам большой продолжительностью полета (5,5 часов), возможностью выполнять штатную посадку, общей надежностью и удобной кабиной, что было важно, ведь полеты в 200 — 300 км от береговой черты, зачастую в сложных метеоусловиях и ночью мог выдержать не каждый. Тем болезненнее было встречено решение о снятии амфибии с вооружения (1992 год). Аргументами стали общий план сокращения вооруженных сил, устарелость авионики Ми-14, необходимость перехода на вертолеты, способные действовать не только с береговых баз, но и с палуб (такой машиной стал Ка-27). Спецы называют закрытие программы «незаслуженным (если не преступным)». В прессе встречаются утверждения, что среди причин заката Ми-14 — давление американцев, из-за которого в конце 80-х-начале 90-х СССР пошел на небывалое сокращение вооружений. Жертвой стал и Ми-14, зарекомендовавший себя эффективным средством для обнаружения иностранных субмарин, в том числе малошумных, которые считались «неуловимыми». ПО легенде, в конце 80-х на Севере, в советских территориальных водах, при помощи Ми-14 «зажали» чужую субмарину и просто не хватило духу дать команду ее утопить.

Характерной внешней особенностью вертолета стали днище-лодка, боковые поплавки и убирающиеся шасси Фото: aviamuseum.com.ua

В 2015-м эксперты «БИЗНЕС Online» предположили, что тема возрождения Ми-14, вероятно, будет дробиться на три этапа: ремонт бэушных вертолетов, их модернизация, возобновление производства. Тогда же источник «БИЗНЕС Online» в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что «вопрос о глубокой модернизации Ми-14 почти решен», и «в практическую плоскость он перейдет в ближайшие два года».

ВСЕРЬЕЗ НИКТО НЕ ЗАНИМАЛСЯ?

Как раз столько времени и прошло сегодня, но о каких-то подвижках в деле ничего не слышно, кроме вялых заявлений руководства Минобороны, что такой вертолет необходим. Разве что, в минувшем феврале пресс-служба АО «Научно-исследовательский инженерный институт (АО «НИИИ») сообщила «Интерфаксу» о старте серийного производства корректируемой противолодочной авиабомбы «Загон-2». Сброшенный с борта воздушного судна на парашюте «Загон» несколько минут остается на поверхности воды, разыскивая подлодку при помощи активной гидроакустической системы. Обнаружив цель, бомба погружается к ней, кумулятивно-фугасным зарядом пробивает корпус субмарины. Бомба унифицирована для применения с самолетов Ил-38, Ту-142М, вертолета Ка-28. «Ее размещение согласовано с создателями противолодочного вертолета Ми-14ПЛ», — подчеркивалось в сообщении.

Ожидается, что восстановленные и модернизированные вертолеты займутся патрулированием прибрежной зоны, а также поиском и спасением терпящих бедствие людей Фото: jetphotos.net

Еще в марте этого года «Известия» написали   о решении  вернуть в строй поисково-спасательные Ми-14: «Ожидается, что восстановленные и модернизированные вертолеты займутся патрулированием прибрежной зоны, а также поиском и спасением терпящих  бедствие людей». Как рассказали «Известиям» в Южном военном округе, для начала решено заняться тремя машинами, находящимися на консервации  в ейском 859-м  Центре боевого применения и переучивания личного состава морской авиации. Сообщалось, то Ми-14 передадут  на соседний 570-й авиационно-ремонтный завод. Там машины изучат, а затем составят  график и смету  расходов. Но судьба вертолетов будет зависеть от их технического состояния: если ресурс корпуса, узлов  и агрегатов  окажется недостаточным, возвращать в строй и модернизировать их не будут.

Не исключено, что в отчетности КВЗ речь идет именно об этой тройке. «БИЗНЕС Online» направил соответствующий запрос на завод, но там не стали комментировать никаких новостей, связанных с Ми-14. Между тем, источник «БИЗНЕС Online» в вертолетостроении сообщил, что для восстановления производства Ми-14 пока нет ни документации, ни стапелей, и предположил, что в отчетности речь, скорее всего, идет об изготовлении новых деталей для ремонтируемых Ми-14. По мнению нашего источника, это необходимая стадия для старта производства новых Ми-14, и далее последует модернизация законсервированных Ми-14. Сколько их осталось, эксперты сказать затрудняются. По мнению старшего научного сотрудника академии им. Жуковского Евгения Матвеева , речь идет о нескольких десятках вертолетов. Пояснил он и то, почему «подготовительные работы по оказанию помощи в ремонте находящихся в эксплуатации и на хранении вертолетов» надо вести серийному заводу, а не ремонтному предприятию: «Компетенции завода-изготовителя гораздо выше любого ремзавода». «Можно считать, что первый этап начался», — резюмировал он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

А вот научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов сомневается в необходимости возрождения программы Ми-14. «Восстановление производства Ми-14 — это какая-то химера, поскольку сейчас потребуется полная переработка конструкции, проще новый вертолет создать (например, на основе Ми-38), — поделился он соображениями с «БИЗНЕС Online». — Думаю, никто всерьез этим восстановлением производства и не занимался. Вообще, единственная особенность Ми-14 — это его амфибийность, теоретическая способность садиться на воду, скопированная у Сикорского с его разработанных в конце 50-х годов вертолетов S-61 и S-62. Фактически, я считаю, амфибийность совершенно ни к чему, поскольку посадка на воду небезопасна для вертолета в принципе, что и продемонстрировали неоднократные аварии Ми-14 при таких посадках».

Тимур Латыпов Персоны: Лигай Вадим Александрович Предприятия: Казанский вертолетный завод
 
По теме
Минобороны разместило на сайте госзакупок информацию о том, что оно заключило с КВЗ контракт на поставку очередных учебных вертолетов «Ансат-У» - Бизнес Online Почему у «простой» летающей парты есть все шансы стать «локомотивом» КВЗ в кризисную эпоху У вертолета «Ансат» — серьезные перспективы на гражданском и военном рынках, что подтверждается заказами министерства обороны,
09.08.2017
 
Минобороны РФ досрочно получило новую партию военно-транспортных вертолетов Ми-8МТВ-5−1 производства Казанского вертолетного завода (КВЗ), сообщает пресс-служба холдинга «Вертолеты России».
26.07.2017
«Вертолеты России» передали Министерству обороны РФ партию вертолетов производства Казанского вертолетного завода - Министерство промышленности Министерство обороны РФ досрочно получило новую партию военно-транспортных вертолетов Ми-8МТВ-5-1 производства Казанского вертолетного завода холдинга «Вертолеты России».
26.07.2017
 
Вертолетный завод Казани - Новая Неделя Ещё в прошлом году Минпромторг РФ передал Росавиации права и полномочия по сертификации авиапроизводителей, однако только сейчас первый документ был выдан переживающему на лучшие времена Казанскому вертолётному заводу.
25.07.2017
За что арестовали Виктора Кудрявцева, работавшего в Центральном научно-исследовательском институте машиностроения [видео] Виктор БАРАНЕЦ ФСБ говорит о «неопровержимых доказательствах» того,
23.07.2018 Комсомольская правда Казань
Сейчас Оксана с опаской выходит из дома, потому что соседки кричат ей вслед ругательства Елена КОНОВА Несколько дней назад в Краснокамске от голода скончалась 14-летняя Полина (имя девочки изменено), лучшая ученица в классе.
23.07.2018 Комсомольская правда Казань
24 ИЮЛЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РАССМОТРИТ ПОПРАВКИ К ЗАКОНУ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ЧАСТИ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА. - Капитал-Закамье   19 июля Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел поправки к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в час
23.07.2018 Капитал-Закамье
Международный фестиваль средневекового боя «Великий Болгар» – уникальное явление в среде исторических фестивалей: он мульти-историчен и обширен, но в то же время прост и доступен каждому.
23.07.2018 Известия Татарстана
Они строили храм героям войны, поклонялись Иосифу Виссарионовичу и ненавидели женщин Виктория ЯКУШИНА Алексей ИВАНОВ Небольшой 17-тысячный городок Суворов находится в стороне от федеральных трасс на границе Тульской и
20.07.2018 Комсомольская правда Казань
    В конце прошлого года в Казани при поддержке мэрии стартовал весьма любопытный и по-своему уникальный проект – арт-резиденция «Старо-Татарская слобода».
19.07.2018 Республика Татарстан
Стартовал первый предсезонный сбор!  - ХК Динамо-Казань Утром на клубной базе состоялось общее собрание команды, в котором принял участие директор клуба, тренерско-административный штаб и спортсмены.
23.07.2018 ХК Динамо-Казань
Резидент ТОСЭР Челны запустил производство клюшек для игры в следж-хоккей - Вечерние Челны Первый и единственный в России производитель хоккейных клюшек «ЗаряД» теперь будет выпускать клюшки и для следж-хоккеистов – в Набережных Челнах между компанией «ЗаряД» и Детской следж-хоккейной лигой было подписано согл
23.07.2018 Вечерние Челны
    «Рубин», завершая тренировочный сбор в Австрии, в контрольном матче с английским «Редингом», занявшим 20-е место в турнирной таблице чемпионата прошлого сезона, довольствовался нулевой ничьей.
23.07.2018 Республика Татарстан
    В воскресенье в Казани завершился чемпионат страны, ставший главным стартом сезона для российских легкоатлетов.
23.07.2018 Республика Татарстан
В управление здравоохранения назначили нового руководителя - Администрация Н.Челны Сегодня Министр здравоохранения Республики Татарстан Марат Садыков представил главным врачам города нового руководителя управления здравоохранения по городу Набережные Челны Министерства здравоохранения РТ.
23.07.2018 Администрация Н.Челны
Скажи коррупции нет! - Администрация Н.Челны «Скажи коррупции НЕТ!» – под таким девизом пройдёт образовательно-развлекательный квест 26 июля на базе детского оздоровительного лагеря «Солнечный».
23.07.2018 Администрация Н.Челны