Большой спорт: пора учиться зарабатывать

Фото: rt-online.ru

О соотношении цены спортсменов и качества их работы в спортивных клубах Татарстана по игровым видам спорта

 

 

Казань уже несколько лет носит титул спортивной столицы России. И слава эта добыта клубами по игровым видам спорта, в коллекциях большинства из которых немало всевозможных титулов и достижений. Вот только с каждым годом финансовые потребности их растут, а возможности республики в этом плане увеличиваться до бесконечности просто не могут.

 

Как в этой ситуации поступить? Отказаться от «Рубина», «Ак барса», «УНИКСа», «Зенита-Казани» и других грандов отечественного спорта? Или навести порядок в их финансировании, сократив затраты на многомиллионные контракты игрокам, направив средства на детско-юношеский спорт? Однозначный ответ дать трудно. Но предложить свой вариант решения вопроса попытаться можно.

 

ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ

Одна сторона – это высочайшие контракты игроков и тренеров профессиональных команд, базирующихся в Татарстане. Другая – полупустые трибуны арен, куда болельщиков пытаются привлечь всеми правдами и неправдами.

Бюджет любого клуба состоит из доходной и расходной частей. Доходную часть составляют выплаты от теле-трансляций матчей, поступления средств от продажи билетов и атрибутики.

Однако отчисления от телевидения ничтожно малы. Покупательский уровень населения значительной массы болельщиков не дает им возможности выделять из личного бюджета значительные суммы на билеты и атрибутику любимого клуба – шарфы, бейсболки, футболки, которые стоят у нас не ниже, чем в Испании, Англии или Германии.

Мал доход и от трансферов. Продать выгодно игрока удается не каждому клубу. И получается зачастую, что, купив его за десять миллионов долларов, представители клуба считают большой удачей «сплавить» потом его в другой клуб хотя бы за половину первоначальной стоимости.

Бюджет у всех клубов дефицитный – расходы превышают доходы. Но это еще легко сказано. Наши клубы практически не умеют зарабатывать сами. Или не хотят?

 

Бюджет любого клуба состоит из доходной и расходной частей. Доходную часть составляют выплаты от теле-трансляций матчей, поступления средств от продажи билетов и атрибутики

 

Вспоминаю давний разговор с одним из руководителей хоккейного клуба, уже в то время финансируемого «Татнефтью». На мой вопрос, почему бы клубу не попробовать зарабатывать самому, вкладывая выделяемые спонсорами деньги, последовал ответ буквально такой: «Нам бы эти деньги успеть освоить». Вот так…

Ни о каком маркетинге и менеджменте в те годы и речи не было. Некоторые отечественные клубы, правда, вкладывая деньги в банки, часть своих операций осуществляли на начисляемые проценты. Но построить бензозаправку или большой магазин и, пользуясь уже раскрученным брендом, зарабатывать на этом, желания и таланта не хватало.

Да и зачем пытаться что-то делать, когда и так финансирование идет стабильное и средств всем хватает?

Хочется привести здесь пример турецкого футбольного клуба «Трабзонспор», руководство которого предприняло ряд акций, достойных подражания. Несколько лет назад с финансовым участием клуба была построена электростанция, снабжающая энергией город и дающая немалую прибыль в бюджет клуба. В Стамбуле, в его азиатской части, есть гипермаркет, хозяином которого является также «Трабзонспор». Он сдает в аренду помещения, что также приносит определенный доход.

Этот клуб играл на старом стадионе, расположенном в центре города и вмещающем около 20 тысяч зрителей. Когда было решено строить новую арену, руководство «Трабзонспора» обратилось к властям города с предложением выделить бесплатно участок земли в обмен на территорию старого стадиона. В итоге оно получило участок на берегу Черного моря, где за три года выросла великолепная арена «Шенол Гюнеш» стоимостью 270 миллионов лир, которую открывал президент Турции Реджеп Эрдоган. Она может собрать на трибунах более 41 тысячи зрителей и отвечает самым современным требованиям. А на земле, которую занимал старый стадион, город возводит комплекс жилых домов.

 

 

Что касается работы с болельщиками, то клуб не заигрывает с ними, предоставляя различные скидки, а ведет с ними равноправный диалог. Не так давно он наказал своего болельщика, который встал ногами на кресло нового стадиона команды во время одного из матчей чемпионата Турции. Видео было опубликовано на странице клуба в Twitter.

«Это наш новый дом, но вы же дома не ходите в обуви по мягкой мебели?» — говорилось в сообщении клуба. Фаната обязали помыть 10 тысяч кресел на стадионе.

А что у нас? У нас на матчах «Рубина» жгут файеры, клуб за это наказывают, а болельщикам хоть бы что.

 

ХОЗЯИН – БАРИН

В Единой лиге ВТБ уже несколько лет раскрывают бюджеты клубов. Лидерством в этом плане, как и на ниве спортивных достижений, в сезоне 2016–2017 годов прочно владел московский ЦСКА с бюджетом в 2 млрд 634 млн рублей. Годом ранее бюджет был на 125 миллионов больше.

«УНИКС» был четвертым в этом списке с бюджетом 887,579 млн рублей (годом ранее – 797,9 млн рублей, а в сезоне 2014–2015 годов он составлял 530,587 млн рублей). Динамика повышения трат видна невооруженным глазом, а спортивные результаты, если обратиться к итогам выступления казанской команды, с каждым годом все скромнее.

В приличных клубах за получаемые от спонсоров деньги приходится держать ответ. Неудивительно, что тот же ЦСКА, являясь самым богатым баскетбольным клубом страны, выигрывает все турниры, являясь фаворитом и Лиги чемпионов.

  В Единой лиге ВТБ уже несколько лет раскрывают бюджеты клубов. Лидерством в этом плане, как и на ниве спортивных достижений, в сезоне 2016–2017 годов прочно владел московский ЦСКА с бюджетом в 2 млрд 634 млн рублей

 

Похоже, уже давно у президента «УНИКСа» никто не спрашивал, почему при таком мощном финансировании команда топчется у пьедестала почета, уступая в еврокубках клубам, имеющим значительно меньший бюджет.

Сам Евгений Богачев, встречаясь два года назад с журналистами, пообещал покинуть свой пост, если команда не выиграет титул. И слово свое не сдержал. Когда же автор этих строк напомнил ему об обещании, несказанно удивился. И заявил: «УНИКС» стал серебряным призером Единой лиги ВТБ. Разве это не титул?»

Кстати, число зрителей на трибунах Баскет-холла обратно пропорционально финансовой составляющей клуба.

 

ГДЕ НАЙТИ ТАКУЮ ЛОПАТУ, ЧТОБЫ ГРЕСТИ ЗАРПЛАТУ?

Почему бы не поставить бюджеты спортивных клубов в прямую зависимость от результатов их выступлений?

Сразу скажу, что официальной информацией о суммах контрактов игроков и окладах работников клубов в нашей стране мало кто располагает.

Понятно, что такими цифрами владеет руководство клубов, но оно не заинтересовано в их разглашении. Порой даже игроки не знают, сколько получают их партнеры по команде.

 

 В ведущих клубах Европы все несколько иначе.
Спонсоры «Барселоны», к примеру, инвестируя средства в клуб, получают значительную прибыль от производства сувенирных футболок, на которых также нанесены их бренды. Получается, что достигается не только рекламная цель, но и реализуются маркетинговые задачи.

На фоне огромных выплат игрокам и тренерам, в клубах появилась прослойка работников, явно получающих завышенные зарплаты. Штатные расписания раздуты до неприличия, и на различные должности нередко берутся не профессионалы, имеющие соответствующее образование, а случайные люди, но имеющие высоких покровителей.

Игроки и тренеры спортивных клубов, получая очень неплохие суммы, и практически не неся ответственности за результат игр, платят налог всего 13 процентов, хотя во всем мире их коллеги отдают государству намного более значительную часть дохода. К примеру, в США и Канаде игроки клубов НХЛ платят примерно 40-50 процентов налога (в зависимости от штата или провинции), То же самое можно сказать о доходах Месси, Рональду и прочих звезд мирового спорта.

Есть предложение: установить в клубах тарифную сетку с минимальным окладом, а сверх этого платить только за победы и премировать в случае выполнения задачи на сезон. И сделать всю схему оплаты прозрачной, чтобы налогоплательщики, они же болельщики, знали истинную цену игроков. Интересно тогда будет посмотреть, кто действительно работает, а кто просто «рубит капусту».

Разговоры о введении потолка зарплат в профессиональных клубах ведутся давно, но в нашей стране эта идея труднореализуема. Причины? У нас распространены «серые» зарплаты, премиальные и бонусы за количество проведенных матчей, забитых мячей и заброшенных шайб, сделанных передач. А еще фантазии руководителей могут родить надбавки за «вредность, сложность работы и опасность производства».

А если все-таки попробовать решить эту застарелую и большую проблему?

 

ЗАЧЕМ СПОНСОРАМ НЕСТИ УБЫТКИ?

Хорошо, когда за клубами стоят крупные промышленно-финансовые группы или частные акционеры. Намного хуже, когда клубы существуют за счет поддержки местных властей.

В Татарстане используется в основном первый вариант финансирования. И определен он был первоначально волевым решением руководства республики.

Да, престижно финансировать клуб, дважды выигрывавший чемпионат России по футболу. Обыгравший к тому же еще и «Барселону» на ее поле, когда команда из столицы Каталонии была в «самом соку». Логика тут проста: раз финансируешь «Рубин», значит экономическое положение у тебя стабильное и акционеры могут спать спокойно. Неплохо быть и спонсором «Зенита-Казани» – самого успешного на сегодня волейбольного клуба Европы. Все уже с учетом этого обстоятельства смотрят на твою компанию и ее экономическую политику.

 

Игроки и тренеры спортивных клубов, получая очень неплохие суммы, и практически не неся ответственности за результат игр, платят налог всего 13 процентов, хотя во всем мире их коллеги отдают государству намного более значительную часть дохода

 

Есть и еще один момент. Вкладывая деньги в тот или иной клуб, бизнесмен может получить определенные льготы и, что немаловажно, получить доступ в кабинеты высокопоставленных чиновников для решения каких-то вопросов. Все эти факторы, несомненно, присутствуют. Но ситуация остается все той же – клубы проедают все равно не свои заработанные ими же деньги.

В ведущих клубах Европы все несколько иначе. Спонсоры «Барселоны», к примеру, инвестируя средства в клуб, получают значительную прибыль от производства сувенирных футболок, на которых также нанесены их бренды. Получается, что достигается не только рекламная цель, но и реализуются маркетинговые задачи.

…Если не начать наводить в финансовой сфере большого спорта порядок сегодня, завтра можно оказаться у разбитого корыта. Когда и клуб станет банкротом, и все его наследство никому будет не нужно. И для начала надо сделать прозрачными бюджеты клубов, а с их руководства спрашивать за целевое использование вложенных средств. А как иначе?

 

 
По теме
Нападающий футбольного клуба «Зенит» и сборной России Александр Кокорин заявил, что российские болельщики не понимают, какой труд стоит за большими зарплатами спортсменов.
27.11.2017
 
 
Более 60-ти команд на протяжении 6 месяцев выявляли сильнейших в четырёх лигах чемпионата ЦЛФ (Центра Любительского Футбола) спортивного клуба «Оранж Фитнесс».
17.11.2017
 
Родриго входил в банду многодетной матери Фото: Федеральная полиция Бразилии - Комсомольская правда Казань Беглеца подозревают в двух вооруженных налетах и краже 230 тысяч долларов Роман ЛЯЛИН Матч между Бразилией и Коста-Рикой в Санкт-Петербурге оказался волнительным не только для фанатов, но и для местной полиции.
24.06.2018 Комсомольская правда Казань
В больницах остаются семь человек, двое из них в тяжелой форме Мария ЛУКОЯНОВА Несмотря на все усилия врачей, в РКБ скончалась 56-летняя пенсионерка, пострадавшая во время взрыва в Заинске.
24.06.2018 Комсомольская правда Казань
Евгения Поликарпова Сотрудники Елабужского государственного музея-заповедника приняли участие в IV Фестивале малых городов России, который состоялся в Тобольске.
24.06.2018 Елабужский музей-заповедник
Фотогалерея - Челнинские Известия Гвоздем программы стал Элвин Грей По посещаемости нынешний Сабантуй, похоже, установил рекорд: зрители заполнили все места на трибунах, а к началу вечернего концерта было не протолкнуться и на большой площадке перед сценой.
24.06.2018 Челнинские Известия
«Комсомолка» попыталась разобраться, кем была Маруся Климова из знаменитого шлягера, которой недавно в Великом Устюге поставили памятник [видео] Евгений ЧЕРНЫХ «Мурка» - главный блатной шлягер СССР,
23.06.2018 Комсомольская правда Казань
Вновь с аншлагом выступили таланты «Балкыша»     Первый в этом году гала-концерт республиканского фестиваля самодеятельных исполнителей среди ветеранов «Балкыш» состоялся 17 мая в Казани в Татарской госфилармони
22.06.2018 Республика Татарстан
Cегодня Казань примет матч ЧМ - 2018 между сборными Польши и Колумбии. На стадион лучше приехать заранее, поскольку зрителям необходимо будет пройти досмотр на контрольно-пропускных пунктах.
24.06.2018 Казанские ведомости
  Сборная Хорватии разгромила команду Аргентины. К участникам плей-офф чемпионата в четверг досрочно присоединились сборные Франции и Хорватии,
22.06.2018 Республика Татарстан
Второй матч чемпионата мира по футболу в Казани, попутно собравший на стадионе «Казань-арена» аншлаг, был крайне интересен с точки зрения распределения мест в группе А. И вот почему.
22.06.2018 Казанские ведомости
Происшествия за 23 июня: Пожарные подразделения ГПС Главного управления МЧС России по РТ выезжали по тревоге 80 раз, из них на тушение загораний мусора – 14 раз,  на ложные вызовы - 39 раз, на пригорание пищи – 1 раз,
24.06.2018 МЧС РТ