Александр Сладковский: «Из Казани обновлять картину музыкальной истории особенно интересно»

Исполняя Малера и Рахманинова, можно обнаружить эффект «сообщающихся сосудов»

«Люди, которые часто посещают концерты, любят сетовать на  чрезмерную репертуарность того  же Малера и  того  же Рахманинова»,  — пишет художественный руководитель ГСО РТ  Александр Сладковский и  объясняет, что меломаны не  всегда улавливают контекст, который объединяет двух выдающихся композиторов. Перед началом рахманиновского фестиваля «Белая сирень» Сладковский в  своем материале на сайте «БИЗНЕС Online» рассказывает о  важности чувства связанности у  художников и  творцов.

В этом сезоне Государственный симфонический оркестр играет Рахманинова, достигнув зенитного возраста: оркестру исполнилось 50 лет

«РАХМАНИНОВ  — АВТОР МОЩНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО БЕЗГРАНИЧНЫЙ И ОДНОВРЕМЕННО ТРАГИЧЕСКИЙ»

Наступление мая означает, что подходит время очередного фестиваля музыки Рахманинова «Белая сирень». Казалось  бы, Рахманинов  — композитор известный, если не  сказать популярный. Его симфонии, симфонические картины вроде «Острова мертвых»  и  фортепианные концерты  — отнюдь не  новинка на  академической эстраде. Впечатление, что его музыка не  нуждается в  каком-то новом толковании, не  то  чтобы обманчиво. Даже далекий от  музыки человек назовет произведение, которое слушают молодые герои известного советского фильма «Весна на  Заречной улице» по  радио: Второй концерт для фортепиано с  оркестром.

И  все-таки не  бывает такого, чтобы в  хорошо известном классическом тексте не  было вещей, которые не  приходилось  бы открывать заново. В  музыке это происходит так  же, как и  в  случае перечитывания нами, скажем, романа Толстого «Война и  мир» или гоголевских «Мертвых душ». Всегда открывается что-то, чего раньше не  замечалось. В  материале, который ранее казался проходным, вдруг начинает просматриваться глубокий смысл. «Меняется весь мир вкруг человека, ужель один недвижен будет  он?» — писал Пушкин. Снова и  снова обращаться к  чему-то в  музыке, в  литературе, в  поэзии — значит следить за  теми изменениями, которые происходят и  в  нас самих.

В  этом сезоне Государственный симфонический оркестр играет Рахманинова, достигнув зенитного возраста: оркестру исполнилось 50  лет. Почувствовать себя в  рахманиновской музыке нам важно, как каждому взрослому человеку важно мониторить свой организм и  свое душевное состояние. Рахманинов  — автор мощный, эмоционально безграничный  и одновременно трагический. Русскость в  его музыке только на  первый взгляд кажется такой распахнутой, такой искренней и  такой  же «плакатной», как в  фильме «Весна на  Заречной улице». Не  все так просто. Рахманинов был сложным человеком. Пианистом он  стал чуть раньше, чем композитором и  дирижером. Кстати, в  свое время он  был самым молодым дирижером в  истории Большого театра. Это было в  1901  году, когда 27-летнему автору, только что написавшему Второй фортепианный концерт, предложили место дирижера, он  два сезона подряд работал в  Большом.

«В  ИСТОРИИ НЕ  БЫВАЕТ СЛУЧАЙНОСТЕЙ»

Ровно в  эти  же годы другим театром  — Венской оперой — тоже руководил композитор. Густав Малер был старше Рахманинова, ему было 40 лет. Годы его директорства в  Венской опере были, пожалуй, как и  у  Рахманинова, отмечены занятостью, отлучавшей обоих от  основного  — сочинительского  — призвания. Поэтому музыка сочинялась ими в  ситуации острого дефицита времени. Зато какая это была музыка! У  Малера  — Шестая симфония, казанскую премьеру которой ГСО РТ  исполнил на  последних «Рахлинских сезонах». А  у  Рахманинова это были Вариации на тему Шопена, Прелюдии для фортепиано (ор.  23) и  написанная в  1903 году опера «Скупой рыцарь».

Люди, которые часто посещают концерты, любят сетовать на  чрезмерную репертуарность тех же Малера и Рахманинова. Но  я  не  вспомню, чтобы, говоря об  одном из  этих художников, меломаны рассуждали  бы о  каждом из  них в  контексте, который их  объединял. Общая хронология —  раз. И  сходство их  биографий — два. А  ведь такие вещи многое открывают, во  всяком случае, тем, кто в  меру профессии, как я  и  мои музыканты, регулярно обращается к  их  произведениям, вольно или невольно находя интереснейшие смысловые и  сюжетные переклички между судьбами столь разных, казалось  бы, художников.

Мне дорого и  как-то даже человечески важно знать, например, что Рахманинов в  13  лет был представлен Петру Ильичу Чайковскому, чью оперу «Евгений Онегин» первым из  европейских дирижеров в  Гамбурге исполнил молодой 32-летний Густав Малер. Мне невероятно интересно было прочесть, что 16  января 1910 года на  нью-йоркском исполнении Рахманиновым своего Третьего концерта за  дирижерским пультом стоял именно Малер. И  Рахманинов много позже в  разговоре с  одним музыковедом вспоминал о  Малере в  том выступлении: «Он  отдавал всего себя, чтобы довести довольно сложный аккомпанемент в  концерте до  совершенства, хотя был совершенно измучен после другой продолжительной репетиции. У  Малера каждая деталь партитуры оказывается важной, что так редко бывает среди дирижеров...» Через полгода после этого выступления Малер умер.

В  истории не  бывает случайностей. Представители двух разных культур сошлись в  1910 году в  Нью-Йорке  — городе, из  которого Малер вернулся в  Вену, чтобы умереть, и  городе, в  который семью годами после малеровской смерти отплывал с  семьей из  Норвегии Рахманинов. Малер писал только песенные циклы и  симфонии (полных  — 9), простодушно желая в  каждой симфонии «построить мир»,  — ни  квартетов, ни  концертов, ни  фортепианной музыки у  него нет. Рахманинов написал три симфонии, четыре фортепианных концерта, а также камерные оперы, ансамбли и  масса фортепианной музыки. То, что одним покажется статистикой, другим — и  мне в  их  числе —  видится как эффект «сообщающихся сосудов».

Вот это чувство связанности людей, художников, творцов, чьи судьбы волею случая резонировали друг с  другом, позволяет нам, исполнителям, постоянно обновлять картину музыкальной истории. В  Казани, городе, который в  ХIХ веке называли «Поволжскими Афинами», продолжать заниматься этим особенно интересно.

Александр Сладковский

 
По теме
В Свияжске прошел второй этап VI Международного фестиваля «Музыка веры» - Казанская Епархия 12 июня в храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» Свияжского мужского монастыря в рамках музыкального фестиваля «Музыка веры» состоялся концерт духовной музыки.
13.06.2017
На чем основана вера древнего народа? - ТРК Татарстан-Новый век На чем основана вера такого древнего народа, как чуваши? Об этом можно узнать, посмотрев сегодня на канале ТНВ — Татарстан документальный фильм с таким названием — «Вера древнего народа» — из фондов телекомпании «Новый Век».
24.05.2018
 
«Зеленый фитнес» открывает новый летний сезон 27 мая. Организаторы приглашают жителей и гостей города на открытие четвертого летнего сезона в Парк Горького, на большую зеленую лужайку, в 12.00.
24.05.2018
Со 2 июня по 7 июля в рамках Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в Казани пройдет ежегодный Международный фестиваль имени Сергея Рахманинова « Белая сирень » , основателем которого является народный артист России,
24.05.2018
В Казани проходят съемки документального фильма «Нить. Казахстан» - Министерство культуры Фильм входит в цикл документальных картин «Тюркские народы Казахстана». Для этого в столицу Татарстана прилетела творческая группа из АО «Казахфильм» имени Ш.Айманова: директор картины Бану Рамазанова, режиссер Надира Садуова,
24.05.2018
Встреча 2.jpg - Академия наук РТ 23 мая 2018 года в Академии наук Республики Татарстан состоялась встреча с президентом Академии наук Республики Башкортостан, академиком Академии наук РБ, заслуженным деятелем науки Республики Башкортостан,
24.05.2018 Академия наук РТ
3-6 - Республика Татарстан     К чемпионату мира по футболу в столице Татарстана около Центра семьи «Казан» вырастет комфортная фан-зона, способная принять до 25 тысяч болельщиков.
23.05.2018 Республика Татарстан
Сегодня в рамках рабочего визита в Санкт-Петербург Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов посетил Центральный военно-морской музей Министерства обороны РФ и Новую сцену Александрийского театра.
24.05.2018 Президент РТ
«Комсомолка» узнала, кто и от кого защищает сегодня наших знаменитостей Петр СИМОНОВ Если вы поджидали любимого артиста у служебного входа или оказывались на публичном мероприятии с его участием, то замечали людей,
23.05.2018 Комсомольская правда Казань
«Нико и мы» - так называется выставка, посвященная памяти грузинского художника Нико Пиросмани.
22.05.2018 Казанские ведомости
В минувшую субботу в Казани состоялось поздравление победителей детской программы «На чемпионат мира FIFA - 2018 вместе с «Макдоналдс» из Татарстана.
24.05.2018 Казанские ведомости
Сдача нормативов состоится на стадионе «Строитель» Фото: «Вести КАМАЗа»   12 мая состоялась дополнительная сдача нормативов программы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (
24.05.2018 Челнинские Известия
Утром 29 апреля 2018 года возле одного из торгово-развлекательных центров по улице Чуйкова города Казани неустановленный мужчина напал на 19-летнюю девушку и совершил в отношении нее насильственные действия сексуального характера.
24.05.2018 Следственный комитет
Сегодня на полях XXII Петербургского международного экономического форума состоялась встреча Президента Татарстана Рустама Минниханова с губернатором Санкт-Петербурга  Георгием Полтавченко.
24.05.2018 Президент РТ
  Сотрудники экстренных служб не зафиксировали возгораний в лесах на утро 24 мая, передает РИА «Новости» сообщение пресс-службы регионального агентства лесного хозяйства.
24.05.2018 Республика Татарстан
Большинство вопросов удалось решить на месте 23 мая в местной общественной приемной Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Спасского муниципального района Татьяна Воропаева провела выездной прием граждан по личным вопросам.
24.05.2018 Единая Россия