Новости города БезФормата.Ru
Казань
Главные новости
 
Задать вопрос?

Александр Сладковский: «Из Казани обновлять картину музыкальной истории особенно интересно»

Исполняя Малера и Рахманинова, можно обнаружить эффект «сообщающихся сосудов»

«Люди, которые часто посещают концерты, любят сетовать на  чрезмерную репертуарность того  же Малера и  того  же Рахманинова»,  — пишет художественный руководитель ГСО РТ  Александр Сладковский и  объясняет, что меломаны не  всегда улавливают контекст, который объединяет двух выдающихся композиторов. Перед началом рахманиновского фестиваля «Белая сирень» Сладковский в  своем материале на сайте «БИЗНЕС Online» рассказывает о  важности чувства связанности у  художников и  творцов.

В этом сезоне Государственный симфонический оркестр играет Рахманинова, достигнув зенитного возраста: оркестру исполнилось 50 лет

«РАХМАНИНОВ  — АВТОР МОЩНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО БЕЗГРАНИЧНЫЙ И ОДНОВРЕМЕННО ТРАГИЧЕСКИЙ»

Наступление мая означает, что подходит время очередного фестиваля музыки Рахманинова «Белая сирень». Казалось  бы, Рахманинов  — композитор известный, если не  сказать популярный. Его симфонии, симфонические картины вроде «Острова мертвых»  и  фортепианные концерты  — отнюдь не  новинка на  академической эстраде. Впечатление, что его музыка не  нуждается в  каком-то новом толковании, не  то  чтобы обманчиво. Даже далекий от  музыки человек назовет произведение, которое слушают молодые герои известного советского фильма «Весна на  Заречной улице» по  радио: Второй концерт для фортепиано с  оркестром.

И  все-таки не  бывает такого, чтобы в  хорошо известном классическом тексте не  было вещей, которые не  приходилось  бы открывать заново. В  музыке это происходит так  же, как и  в  случае перечитывания нами, скажем, романа Толстого «Война и  мир» или гоголевских «Мертвых душ». Всегда открывается что-то, чего раньше не  замечалось. В  материале, который ранее казался проходным, вдруг начинает просматриваться глубокий смысл. «Меняется весь мир вкруг человека, ужель один недвижен будет  он?» — писал Пушкин. Снова и  снова обращаться к  чему-то в  музыке, в  литературе, в  поэзии — значит следить за  теми изменениями, которые происходят и  в  нас самих.

В  этом сезоне Государственный симфонический оркестр играет Рахманинова, достигнув зенитного возраста: оркестру исполнилось 50  лет. Почувствовать себя в  рахманиновской музыке нам важно, как каждому взрослому человеку важно мониторить свой организм и  свое душевное состояние. Рахманинов  — автор мощный, эмоционально безграничный  и одновременно трагический. Русскость в  его музыке только на  первый взгляд кажется такой распахнутой, такой искренней и  такой  же «плакатной», как в  фильме «Весна на  Заречной улице». Не  все так просто. Рахманинов был сложным человеком. Пианистом он  стал чуть раньше, чем композитором и  дирижером. Кстати, в  свое время он  был самым молодым дирижером в  истории Большого театра. Это было в  1901  году, когда 27-летнему автору, только что написавшему Второй фортепианный концерт, предложили место дирижера, он  два сезона подряд работал в  Большом.

«В  ИСТОРИИ НЕ  БЫВАЕТ СЛУЧАЙНОСТЕЙ»

Ровно в  эти  же годы другим театром  — Венской оперой — тоже руководил композитор. Густав Малер был старше Рахманинова, ему было 40 лет. Годы его директорства в  Венской опере были, пожалуй, как и  у  Рахманинова, отмечены занятостью, отлучавшей обоих от  основного  — сочинительского  — призвания. Поэтому музыка сочинялась ими в  ситуации острого дефицита времени. Зато какая это была музыка! У  Малера  — Шестая симфония, казанскую премьеру которой ГСО РТ  исполнил на  последних «Рахлинских сезонах». А  у  Рахманинова это были Вариации на тему Шопена, Прелюдии для фортепиано (ор.  23) и  написанная в  1903 году опера «Скупой рыцарь».

Люди, которые часто посещают концерты, любят сетовать на  чрезмерную репертуарность тех же Малера и Рахманинова. Но  я  не  вспомню, чтобы, говоря об  одном из  этих художников, меломаны рассуждали  бы о  каждом из  них в  контексте, который их  объединял. Общая хронология —  раз. И  сходство их  биографий — два. А  ведь такие вещи многое открывают, во  всяком случае, тем, кто в  меру профессии, как я  и  мои музыканты, регулярно обращается к  их  произведениям, вольно или невольно находя интереснейшие смысловые и  сюжетные переклички между судьбами столь разных, казалось  бы, художников.

Мне дорого и  как-то даже человечески важно знать, например, что Рахманинов в  13  лет был представлен Петру Ильичу Чайковскому, чью оперу «Евгений Онегин» первым из  европейских дирижеров в  Гамбурге исполнил молодой 32-летний Густав Малер. Мне невероятно интересно было прочесть, что 16  января 1910 года на  нью-йоркском исполнении Рахманиновым своего Третьего концерта за  дирижерским пультом стоял именно Малер. И  Рахманинов много позже в  разговоре с  одним музыковедом вспоминал о  Малере в  том выступлении: «Он  отдавал всего себя, чтобы довести довольно сложный аккомпанемент в  концерте до  совершенства, хотя был совершенно измучен после другой продолжительной репетиции. У  Малера каждая деталь партитуры оказывается важной, что так редко бывает среди дирижеров...» Через полгода после этого выступления Малер умер.

В  истории не  бывает случайностей. Представители двух разных культур сошлись в  1910 году в  Нью-Йорке  — городе, из  которого Малер вернулся в  Вену, чтобы умереть, и  городе, в  который семью годами после малеровской смерти отплывал с  семьей из  Норвегии Рахманинов. Малер писал только песенные циклы и  симфонии (полных  — 9), простодушно желая в  каждой симфонии «построить мир»,  — ни  квартетов, ни  концертов, ни  фортепианной музыки у  него нет. Рахманинов написал три симфонии, четыре фортепианных концерта, а также камерные оперы, ансамбли и  масса фортепианной музыки. То, что одним покажется статистикой, другим — и  мне в  их  числе —  видится как эффект «сообщающихся сосудов».

Вот это чувство связанности людей, художников, творцов, чьи судьбы волею случая резонировали друг с  другом, позволяет нам, исполнителям, постоянно обновлять картину музыкальной истории. В  Казани, городе, который в  ХIХ веке называли «Поволжскими Афинами», продолжать заниматься этим особенно интересно.

Александр Сладковский

В Набережных Челнах прошел первый казачий фестиваль - Казанская Епархия19 мая впервые в истории Автограда начал свою работу казачий фестиваль «Боровецкий хутор» .
26.05.2017 Казанская Епархия
Сегодня в северной столице открылся XII Санкт-Петербургский международный книжный салон, в котором участвовало и Татарское книжное издательство.
25.05.2017 Бизнес Online
Эксперт Академии наук РТ Рустам Батров считает, что в фильме показана главная суть ислама.
25.05.2017 ИА Татар-информ
Большим двухчасовым концертом Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан в сельском доме культуры поселка Лесхоз Сабинского района стартовал накануне новый сезон традиционного Республиканского культурно
25.05.2017 YaKazanec.Com
1 июня в Казанском Кремле пройдет Праздник детства - YaKazanec.Com1 июня с 11 до 17 часов в Музее-заповеднике «Казанский Кремль» пройдет фестиваль «Мы любим Кремль!», посвященный Международному дню защиты детей.
25.05.2017 YaKazanec.Com
Таткнигоиздат презентует книгу «Чингизово право» в Санкт-Петербурге - ИА Татар-информПрезентация состоится с участием автора Романа Почекаева. (Казань, 25 мая, «Татар-информ»).
25.05.2017 ИА Татар-информ
В столице Татарстана с 5 по 9 июня пройдет XIII международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз».
25.05.2017 Бизнес Online
Позже Дмитрий Медведев и Рустам Минниханов провели двустороннюю встречу-обсудили развитие медицины, ремонт школ, и благоустройство в Татарстане.
26.05.2017 ГТРК Татарстан
В Казань прибыл Михаил Бабич - ИА Татар-информПолпред Президента РФ в ПФО примет участие в заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России.
25.05.2017 ИА Татар-информ
Госинспекторами досмотрена рассада в ассортименте - РоссельхознадзорСпециалистами отдела фитосанитарного надзора и надзора за качеством зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан на основании извещения, поступившего от ООО «Сделай Своими Руками-Казань»,
26.05.2017 Россельхознадзор
О выявлении нарушений в области ветеринарии - РоссельхознадзорСпециалистами отдела государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан проведена внеплановая проверка в отношении ООО «Табыш», осуществляющего свою деятельность по адресу: РТ,
26.05.2017 Россельхознадзор
Минниханов и Медведев обсудили медицину, ремонт школ, дворов и дорог в Татарстане - ИА Татар-информПрезидент поблагодарил Правительство РФ за возможность Татарстана принять участие в программе «Общественной среды».
25.05.2017 ИА Татар-информ