Рустам Батыр: «Вам лгут, говоря, что в Коране сказано про пять намазов»

На самом деле подлинный смысл пятикратности молитвы заключается в том, чтобы снизить неоправданный накал религиозного рвения

«Я считаю, что пять намазов лучше исполнять, чем не исполнять. К тому же намаз стал неотъемлемой частью нашей культуры и традиций. Но нельзя ислам строить на лжи», — уверен автор «БИЗНЕС Online», известный общественный и мусульманский деятель Рустам Батыр. Ложь, какими бы благовидными аргументами она ни прикрывалась, приведет всех нас в тупик, где сегодня и находится исламский мир.

Намаз стал неотъемлемой частью нашей культуры и традиций. Но нельзя ислам строить на лжи» Фото: «БИЗНЕС Online»

ВСЕВЫШНИЙ НИ РАЗУ ПРЯМО НЕ НАЗЫВАЕТ СТРОГО МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МОЛИТВ В ДЕНЬ

Религиозные проповедники ислама традиционно внушают верующим, что Всевышний предписал людям исполнять ежедневно пять намазов. И все мы привыкли воспринимать подобный тезис за аксиому. Однако он представляет собой ничто иное, как ложь. В Коране про пять намазов не сказано ни слова.

Безусловно, молитва важна для любого верующего. Она неоднократно оговаривается в Св. Коране и упоминается во многих его местах. Однако у нас нет полной уверенности в том, что термин салят , в поздней традиции используемый для обозначения специфического исламского обряда моления-намаза, во времена Пророка подразумевал то же самое. Например, Всевышний предписывает салят пророку Моисею (20:14), а сами мусульмане знали о саляте (и практиковали его) еще до небошествия Мухаммада (73:20), после которого, как принято считать, и была предписана каноническая молитва. Более того, не только ангелы, но и Сам Бог творят салят в отношении Пророка, что также предписывается и верующим (33:56). В соответствии с этим предписанием при упоминании имени Мухаммада принято выражать ему (и только ему) благопожелание через это, никак не конкретизируемое слово салят. Однако Бог и Его ангелы творят салят также и в отношении простых верующих (33:43). Но выражать и им аналогичное благопожелание почему-то считается кощунственным святотатством.

Впрочем, даже согласившись с традиционным пониманием этого термина, мы столкнемся с тем, что Всевышний ни разу прямо не называет строго минимального количества обязательных молитв в день. Цифра «пять» начинает фигурировать лишь в возводимых к Пророку хадисах. «Поклоняйтесь своему Господу и молитесь пять раз...», — говорится в одном из них. «Бог предписал Своим рабам каждые сутки пять молитв», — повествуется в другом. Такова характерная для мусульманского богословия тенденция: то, чего «не достает» в Коране, в изобилии присутствует в хадисах. Если Господь не счел необходимым для всех времен и народов назвать цифру «пять», то устами Пророка она, конечно же, обозначается. Если Всевышний говорит лишь общее: «Горе тем, кто к молитве своей небрежен» (107:4), хадис тот час добавляет: «молитва — первое, за что будет спрошен человек в Судный день», ибо она «отличие верующего от неверного». Будто бы сам Господь не мог сказать об этом, ведь речь идет о нешуточном вопросе: главном условии спасения человека, как принято считать в традиционном богословии. Здесь нелишне напомнить, что Коран был зафиксирован сразу, а сборники канонические хадисов появились лишь спустя два века после смерти Пророка.

«Коран — на заре» подразумевает утреннюю молитву, а «молитва при склоне солнца к мраку ночи» — вечернюю и ночную. Не менее «убедительная» логика!» Фото: «БИЗНЕС Online»

ИСТОРИИ ПРО МИРАДЖ

Нашим богословам пришлось немало потрудиться, чтобы на основе аятов Корана доказать обязательную пятикратность молитвы. Как правило, в пользу этого толкуют часто встречаемое предписание Корана «выстаивать молитву» или иные аяты, где употребляется данное слово (2:238, 4:103), при упоминании которого оно автоматически интерпретируется как пятикратная молитва, что само по себе не может служить доказательством. Одно дело понимать слово «молитва» как обязательный пятикратный ежедневный обряд, и совсем другое — признать подобное понимание аутентичным. Поэтому более отчетливо пятикратность молитвы, по мнению богословов, выражена в тех аятах, где исполнение молитвы (11:114, 17:78) либо просто восхваление Бога (20:130, 24:36, 30:17–18), сопряжены со временем суток. Как видим, с учетом важности вопроса таких аятов не так уж и много.

Рассмотрим первую группу доказательств. «Выстаивай молитву в обоих концах дня и в часы ночи» (11:114). Из этого красивого коранического призыва никогда не забывать Бога некоторые авторы умудряются все же выудить необходимый постулат. «Этот аят собрал все пять молитв, — писал средневековый факих аль-Касани, — ибо утренняя молитва исполняется в одном из концов дня, а полуденная и предвечерняя — в другом его конце, ведь день делится на две части: раннее утро и вечер. Ранним утром называется первая часть дня вплоть до полудня, а все, что после этого — вечер». Явная «натянутость» подобной схоластики вполне очевидна и не нуждается в излишних комментариях. «Выстаивай молитву при склоне солнца к мраку ночи, а Коран — на заре» (17:78). Этот аят, убеждают нас, сообщает об обязательности трех молитв, ведь «Коран — на заре» подразумевает утреннюю молитву, а «молитва при склоне солнца к мраку ночи» — вечернюю и ночную. Не менее «убедительная» логика!

Во второй группе аргументов сила их «убедительности» аналогична. «Преславен Бог, когда застигает вас вечер и когда застигает утро! Ему хвала и в небесах, и на земле, и вечером, и когда вас застигает полдень!» (30:17–18). Этот аят также толкуется в пользу обязательности пяти молитв, хотя в нем упомянуты только четыре времени суток, однако фраза «когда застигает вас вечер», снова объясняют нам, подразумевает одновременно и вечернюю, и ночную молитвы. О том, что аят больше говорит о вечной хвале Богу и Его преславности, факихи понимают. Поэтому аль-Касани на помощь призывает авторитетов из прошлого. «Бог упомянул о прославлении, — цитирует он слова Ибн-Аббаса, — имея в виду под этим молитву. Иначе говоря, [слова „Преславен Бог“ означают] „Молитесь Богу...“, ведь прославление является неотъемлемой частью молитвы». «Они [сподвижники Пророка — ?] понимали под этим аятом, — уточняется словами аль-Матуриди, — обязательность пяти молитв. А если бы их понимание было аналогично пониманию живущих в наше время, то кроме упомянутого прославления они бы в этом аяте ничего бы не усмотрели». Аналогичная логика и «убедительность» присутствует и в остальных аятах (20:130, 24:36).

Априори, как доказательство пятикратности молитвы, рассматривают также аят, где сказано: «Поистине, молитва для верующих предписана в определенное время» (4:103), с которого при таком понимании лишь начинается весь только что пройденный нами круг. И если в предыдущих примерах, хоть и очень натянуто, но некие смутные намеки на пятикратность молитвы в чем-то просматривались, то в данном случае вопрос о конкретном минимуме молитв вообще поставлен быть не может.

Нередко пятикратность намаза основывается на истории о небошествии нашего Пророка, упомянутого выше. Согласно ей, однажды Господь перенес чудодейственным образом Своего посланника из Мекки в Иерусалим, что получило название аль-исра («перенос»), а затем поднял его на небеса, что запечатлелось в истории как мирадж («восшествие»). Именно во время мираджа, как принято считать, Всевышний предписал мусульманам сначала пятьдесят молитв в день, а затем милостиво снизил их число до пяти. Проблема, однако, заключается в том, что Коран о мирадже не говорит ни слова, он повествует только о путешествии избранника Божьего в отдалейнешую (аль-акса) мечеть, традиционно ассоциируемую с Иерусалимом, т.е. Коран сообщает только об аль-исре. В данной связи и учитывая все выше сказанное, некоторые мусульманские богословы отмечают, что поскольку доказательная база пятикратности намаза очень слаба, и возникла необходимость в истории про мирадж, демонстрирующей, что обязательную пятикратную молитву Пророк принес, дескать, от Самого Бога.

«Аяты о молитве необходимо воспринимать в свете задачи милосердного Корана снизить жесткую требовательность людей по отношению к самим себе» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО КОРАН ДАЕТ НЕКИЕ ОБЩИЕ ОРИЕНТИРЫ, А СУННА ИХ ДЕТАЛИЗИРУЕТ

Вся эта полемика сошла бы на нет, если бы в Коране Бог упомянул одну единственную цифру – «пять». Ведь принято считать, что Коран дает некие общие ориентиры, а Сунна их детализирует. Намаз – тот самый случай, когда подобная установка должна была бы проявить себя. В таком случае Бог бы утвердил обязательность пяти молитв, а Пророк разъяснил бы, когда и как их следует исполнять. Но даже в этом вопросе, который средневековые богословы сделали главным для ислама, как мы увидели, подобная мифологема мусульманской теологии не сработала.

В действительности аяты о молитве необходимо воспринимать в свете задачи милосердного Корана снизить жесткую требовательность людей по отношению к самим себе. Обретя во мраке язычества свет истинной веры, самые первые мусульмане были просто ослеплены этим невиданным чудом, вновь и вновь они хотели соприкасаться с ним и потому жаждали всю ночь в молитве непрестанно читать Коран, забыть про сон и все мирские заботы. Но ведь в реальной жизни это невозможно: никто не застрахован от болезни или необходимости отправиться на поиски заработка. Первые мусульмане хотели выстаивать в молитве ночи напролет, но у них это не получалось, от чего они мучились и терзались. Потому Всевышний и открыл им верный путь: «Поистине, твой Господь знает, что ты и часть тех, кто с тобой, выстаиваете и меньше двух третей ночи, и половину ее, и треть ее. Бог определяет день и ночь! И Он знает, что вам не сосчитать этого и потому принимает ваше сожаление: так читайте же Коран так, чтобы он был необременителен для вас. Он знает, что среди вас будут и больные, и те, кто странствует по земле Божьей в поисках Его милости, и те, кто борется на Божьем пути. Так читайте же его так, чтобы он был необременительным для вас — выстаивайте [в меньшем объеме] молитвы и являйте очищение» (73:20). Поэтому подлинный смысл пятикратности молитвы заключается в том, чтобы снизить неоправданный накал религиозного рвения. Стало быть, и мы должны воспринимать эту обязанность по нисходящей, а не по восходящей: не как способ обременения, а как путь к облегчению.

Лично я считаю, что пять намазов лучше исполнять, чем не исполнять. К тому же намаз стал неотъемлемой частью нашей культуры и традиций. Но нельзя ислам строить на лжи. А вам откровенно лгут, говоря, что в Коране сказано про пять намазов. Намаз – это истинная награда для подлинно верующего человека. И тот, кто познал его сладость, знает, что значат подобные слова. Но ложь, какими бы благовидными аргументами она ни прикрывалась, приведет всех нас в тупик. И именно там сегодня находится исламский мир.

Рустам Батров
 
По теме
Священники Тимофей Маташов и Илия Маташов доставили гуманитарную помощь, собранную приходами Чистопольской епархии А у иерея Василия Имукова к этому времени закончилась длительная командировка от Синодального отдела п
Постный мастер-класс и беседа с батюшкой - Свято-Вознесенское Архиерейское подворье В день Торжества Православия православная молодежь города Набережные Челны приняла участие в гастрономическом мастер-классе в Кулинарной школе-студии L'Art culinaire! .
Свято-Вознесенское Архиерейское подворье
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система