Штраф или дисквалификация? Выбор есть

proverka
proverka2
shafigyllina
Фото: rt-online.ru

Об ответственности должностных лиц за несоблюдение антимонопольного законодательства

 

  С антимонопольной службой шутки плохи – она зорко следит и за чистотой закупочной деятельности чиновников, и за корректностью рекламного бизнеса, и за многими другими экономическими направлениями. Но объективности ради следует заметить, что не все чаяния антимонополистов завершаются успехом.

 

Антимонопольные органы по отношению к нарушителям могут прибегнуть либо к штрафным санкциям, либо к дисквалификации проштрафившихся руководителей. Но все-таки штрафы – в приоритете, что объяснимо: это лучший способ пополнения бюджетной казны. Поэтому неуклонно растет размер этих платежей.

 

С ЗАКУПКАМИ ОТНОШЕНИЯ СЛОЖНЫЕ

По данным Управления Федеральной антимонопольной службы России по РТ, за первые шесть месяцев 2017 года этой структурой было рассмотрено 874 административных дела, из них 835 завершились постановлениями о вынесении штрафов на сумму почти 46,7 млн рублей. Наибольшее количество санкций зафиксировано за нарушения законодательства в сфере закупок – это 346 постановлений (42 процента от общего количества назначенных наказаний). Должностные лица, участвующие в проведении торгов, чаще всего привлекаются за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В связи с этим оштрафован 281 руководитель на 2,14 млн рублей. Это в основном чиновники министерств, ведомств, госкомитетов, муниципалитетов. К ним применяются наказания в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

К примеру, комиссией татарстанского УФАС были рассмотрены жалобы от компаний «Татинком-Компьютерс», «ЭДКОМ», «Компэст» на проведение трех электронных аукционов Госкомитетом РТ по закупкам на поставку оргтехники для государственных и муниципальных организаций Татарстана.

 

По данным Управления Федеральной антимонопольной службы России по РТ, за первые шесть месяцев 2017 года этой структурой было рассмотрено 874 административных дела, из них 835 завершились постановлениями о вынесении штрафов на сумму почти 46,7 млн рублей. Наибольшее количество санкций зафиксировано за нарушения законодательства в сфере закупок – это 346 постановлений

 

– Заказчик в лице комитета ограничил права участников тендера, установив для подачи ими запросов и документации через электронную площадку временные интервалы с 9 утра до 18 часов и определенные даты, – сообщила на недавней пресс-конференции заместитель руководителя УФАС России по РТ Гузель Шафигуллина. – Хотя в соответствии с законодательством о контрактной системе эта единая информационная площадка функционирует круглосуточно в течение семи дней недели, за исключением времени на профилактические работы. Поэтому должностное лицо уполномоченного органа – Госкомитета РТ по закупкам – было привлечено к административной ответственности в виде трех штрафов по три тысячи рублей. Чиновник обжаловал это решение в Вахитовском районном суде Казани, затем и в Верховном суде РТ, которые подтвердили законность претензий антимонопольной службы.

Также нарушил законодательство о контрактной системе один из руководителей Регионального отделения Фонда социального страхования по РТ. Он наказан за неправильное составление протокола отказа в участии в торгах одному из поставщиков изделий медицинского назначения и сокращение в тендерной документации срока запроса до двух дней. И в данном случае суды, рассмотрев исковое заявление чиновника, оставили предписание УФАС без изменений.

Как известно, законодательством установлено, что закупки должны осуществляться через электронный аукцион. Если заказчик прибегает к неконкурентному способу приобретения товара или услуги, то есть покупает их напрямую у поставщика, то должностное лицо за данное правонарушение будет оштрафовано на 50 тысяч рублей. За полгода 33 руководителя нарушили закон о защите конкуренции, за что поплатились почти миллионом рублей.

 

БАНЯ ДО СУДА ДОВЕЛА

Имеют место и случаи неисполнения предписаний антимонопольного органа. За первые шесть месяцев 2017 года десять руководителей разных звеньев были оштрафованы за это на 375 тысяч рублей. Санкции за такое нарушение также доходят до 50 тысяч рублей.

В частности, за эту провинность к ответственности в виде штрафа в восемь тысяч рублей было привлечено должностное лицо исполкома Зеленодольского района. Исполком был признан нарушителем закона о защите конкуренции. Ему было выдано предписание, согласно которому требовалось принять меры по прекращению права муниципального унитарного предприятия на хозяйственную деятельность в общественной бане, где некоему предпринимателю незаконно были предоставлены нежилые помещения под парикмахерскую и буфет. Исполнительной власти предписывалось освободить эти помещения и выставить их на торги для заключения договоров аренды. Но здесь не вняли требованиям антимонополистов, за что и были наказаны. Хождение ответственного лица по судам ни к чему не привело.

 

Законодательством установлено, что закупки должны осуществляться через электронный аукцион. Если заказчик прибегает к неконкурентному способу приобретения товара или услуги, то есть покупает их напрямую у поставщика, то должностное лицо за данное правонарушение будет оштрафовано на 50 тысяч рублей

 

Немало претензий УФАС предъявляет к казанскому и елабужскому исполкомам. А девять руководителей за полгода были оштрафованы на 192 тысячи рублей за несоблюдение условий контрактов.

Огромные штрафы – от 300 тысяч рублей и выше – назначаются за нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, запретов, установленных законом о защите конкуренции. За полугодие было рассмотрено 22 материала на сумму свыше 4,6 млн рублей. Нередко используется такое наказание, как перечисление в федеральный бюджет незаконно полученных доходов вследствие нарушения антимонопольного законодательства, а это уже десятки миллионов рублей. Таким санкциям за недавнее время был подвергнут ряд торговых сетей, работающих в Татарстане.

 

СКИДКА ПОРОЮ – СТРАННЫЙ ПРЕДМЕТ…

…В рекламе есть, а в реальности – нет. Очень часто торговые компании заманивают покупателей объявлениями об огромных скидках в их магазинах. В действительности это оказывается обычным обманом. Вообще, рекламный бизнес находится на «почетном» втором месте по нарушениям антимонопольного законодательства. За первое полугодие рассмотрено 76 дел (9 процентов от общего количества) в отношении 21 юридического лица и 26  должностных лиц. Их нарушения оцениваются более чем в 2,7 млн рублей. Здесь весьма значительные штрафы: на предприятие – более 100 тысяч рублей, на должностное лицо – от четырех до 20 тысяч.

 

 

В случае срыва срока уплаты штрафа антимонопольщики наложат санкции в двойном размере. Есть факты передачи таких материалов в службу судебных приставов (если проплата не прошла в 60­дневный период). В первом полугодии в данной структуре находилось 89 исполнительных производств по взысканию административных штрафов на 7,9 млн рублей. К слову, есть дела, которые держатся на контроле не только Управлением Федеральной службы судебных приставов России по Татарстану. 20 дел на сумму около 700 тысяч рублей рассматриваются управлениями по Оренбургской, Брянской, Астраханской области, городу Москве и Республике Башкортостан, где зарегистрированы татарстанские нарушители.

 

ЖАДНЫЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ

К двойным правонарушителям – представителям органов власти и местного самоуправления – применяется дисквалификация. На первый раз чиновника накажут штрафом в 15 тысяч рублей. Нарушит второй раз в течение одного года – безальтернативно дисквалифицируют. Данная мера была введена в прошлом году «четвертым антимонопольным пакетом» – изменениями в закон о защите конкуренции. До этого при повторном «промахе» должностное лицо либо штрафовалось в двойном размере (30 тысяч рублей), либо дисквалифицировалось.

– Дисквалификация – это лишение права занимать должности федеральной и региональной госслужбы, муниципальной службы, например, работать в исполнительном органе управления юридического лица, – пояснила Гузель Шафигуллина. – Она назначается на срок от шести месяцев до одного года. В настоящее время в судебном производстве находится пока один такой материал в отношении должностного лица предприятия «Экосервис».

 

 Гузель ШАФИГУЛЛИНА,
заместитель руководителя УФАС России по РТ:

Хочу отметить, что судами применяется так называемый институт малозначительности совершенного правонарушения. В случае признания правонарушения малозначительным суд может отменить постановление о наложении штрафа и ограничиться устным замечанием истцу.

Как сообщается на официальном сайте татарстанского УФАС, сначала альметьевский «Экосервис» был признан нарушителем законодательства о защите конкуренции. Предприятие установило цены на услуги по утилизации твердых бытовых отходов выше тарифов, утвержденных уполномоченным на то органом, что вело к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов и потребителей. Доход в 14,3 млн рублей, полученный в ходе нарушения антимонопольного законодательства, «Экосервис» обязали перечислить в федеральный бюджет в 60­дневный срок и сообщить антимонопольщикам об исполнении требования не позднее пяти дней с момента его выполнения. Предприятие этого не сделало. И Арбитражный суд РТ в ответ на ходатайство УФАС вынес решение наложить арест на недвижимое имущество «Экосервиса».

 

УСТНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ ВМЕСТО ДЕНЕГ

По словам Гузель Шафигуллиной, в первом полугодии в судах было обжаловано 108 постановлений УФАС по РТ о привлечении должностных лиц и граждан к административной ответственности в виде штрафов. Из них только 28 представители Фемиды признали законными. Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели обжаловали 76 постановлений. Без изменений оставлены пока шесть из них, 13 – отменены, 56 – находятся в производстве суда.

Чем это объясняется? Возможно, низкой квалификацией антимонопольщиков, принимавших соответствующие решения?

– Здесь дело в другом. Суды отменяют постановления в случаях отсутствия состава или событий административных правонарушений должностными лицами, – объяснила Гузель Шафигуллина. – Хочу отметить, что судами применяется так называемый институт малозначительности совершенного правонарушения. В случае признания правонарушения малозначительным суд может отменить постановление о наложении штрафа и ограничиться устным замечанием истцу. Однако критерии малозначительности в действующем законодательстве не прописаны. И отмена административных штрафов не связана с какими-либо процедурными нарушениями в действиях наших сотрудников, выносивших постановления. Это происходит не по вине работников УФАС, поэтому в данных случаях никакие дисциплинарные наказания к ним не применяются.

Впрочем, бывает, представители данной структуры, по моему мнению, могут себе позволить даже странные решения. Один пример. Татарстанское бюджетное учреждение спланировало отметить юбилей с момента своего создания. В качестве заказчика объявило открытый аукцион на организацию проведения празднества. На конкурс выдвинулись четыре компании – две иногородние и две казанские. Одна из казанских фирм в числе своих предложений, формально обозначенных в конкурсной документации, обязалась предоставить в ресторан еду, привезенную… из Китая. Спрашивается: каким образом могут быть доставлены в столицу Татарстана в свежем виде салаты и супы из Поднебесной? Да и зачем это нужно, своих продуктов в достатке. К тому же заказчик не включал в свои аукционные условия столь оригинальный пункт. Очевидно, что компания-претендент просто некорректно оформила конкурсную документацию, не собираясь привозить еду из Китая. Вот комиссия заказчика, обнаружив эту ошибку, и удалила из списка данного претендента. За что и поплатилась. От УФАС после жалобы в данный орган обиженного организатора торжеств незамедлительно последовало наказание…

 

 
По теме
Верховный суд РФ обязал «Транснефть-Прикамье» выплатить административные штрафы на общую сумму в 700 тысяч рублей за нарушение природоохранного законодательства.
На сайте kzn.ru появилась статистика административных штрафов. С начала текущего года Административные комиссии Казани наложили штрафы на жителей города более чем на 80 млн рублей.
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор