«Сейчас есть и Швондеры, и Шариковы. Только вот Преображенских очень мало»

«Собачье сердце» в «Мастеровых»: женщина в роли профессора, собака Чага в роли Шарика и перевернутый мир Калабуховского дома

В Челнах впервые за всю историю русского драмтеатра «Мастеровые» поставили Булгакова. Создатели спектакля постарались сделать его одновременно и зрительским, и фестивальным, а также как можно дальше уйти от канонических образов фильма Владимира Бортко. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала на премьере и узнала, почему мужские роли в спектакле играют женщины, и наоборот, а также что не так в киношном образе профессора Преображенского...

Поставленный меньше чем за месяц, спектакль отобрал много сил у всех участников процесса – особенно это коснулось специалистов по костюмам и декорациям

«У НАС МНОГИЕ СЧИТАЛИ, ЧТО СПЕКТАКЛЬ НЕ ВЫЙДЕТ»

В минувшую субботу в   Набережных Челнах, в «Русском  драматическом  театре „Мастеровые“  состоялась премьера „Собачьего сердца“ — первой в истории челнинcкого театра постановки по произведению Михаила Булгакова. Как рассказал „БИЗНЕС Online“ директор театра Армандо Диамантэ , многие в окружении считали, что спектакль не выйдет: его премьеру по ряду причин перенесли с начала сентября на середину ноября.

„Это очень сильное произведение — его сила заключается в том, насколько оно актуально на сегодняшний день, — считает Диамантэ. — Бывают вещи, важные в свою эпоху, а „Собачье сердце“ Булгакова — это произведение на все времена. Сейчас есть и Швондеры, и Шариковы, и кто угодно. Только вот Преображенских очень мало».

Ставил спектакль Семен Серзин — ученик мастерской Вениамина Фильштинского , главный режиссер Петербургского Этюд-Театра 2013-2015 годов и номинант премии «Прорыв». Изначально Диамантэ предлагал «Собачье сердце» главному режиссеру «Мастеровых» Денису Хустиярову , но тот отказался — в труппе не было подходящего актера на роль профессора.

Армандо Диамантэ: «Бывают вещи, важные в свою эпоху, а „Собачье сердце“ Булгакова — это произведение на все времена»

«Это была серьезная проблема, и Денис за это произведение не взялся, — пояснил Диамантэ. — Мы шутим, что Семен Серзин просто не знал о том, что у нас нет актера на роль Преображенского, и поэтому согласился ставить спектакль. До начала репетиций, до того, как он начал работать с актерами, эта проблема стояла злободневно. Но Семен очень изящно выкрутился из этой ситуации».

О том, какой именно выход нашел режиссер, мы расскажем чуть позже. А пока упомянем еще об одном эксперименте Серзина – приглашении на роль Шарика настоящей собаки по кличке Чага. Она каждый день присутствовала на репетициях и, судя по лайкам в инстаграме  театра, уже успела стать звездой автограда. В «Мастеровых» шутят: как бы у Чаги не началась «звездная болезнь».

«С собакой очень повезло — она оказалась дрессированная, — сказал Диамантэ. – Нам предоставил ее наш осветитель. Она молодец. Мы имитировали вспышку телефонных фотоаппаратов — это могло бы ее вывести из себя. Она не реагировала ни на что — играла свою роль. Сейчас мы думаем о собаке-дублере. Мало ли — заболеет или еще что-то. Возможно, дадим какое-то объявление, устроим кастинг».

Собака по кличке Чага каждый день присутствовала на репетициях и, судя по лайкам в инстаграме театра, уже успела стать звездой автограда

Из любопытных фактов о «Собачьем сердце» в «Мастеровых» — то, что театр сам договорился с наследниками прав Булгакова, минуя Российское авторское общество. Наследники снизили изначально запрашиваемую цену в три раза, после чего челнинский театр заключил с ними соглашение и купил права на постановку.

При этом директор «Мастеровых» в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не раз упоминал, что спектакль дался нелегко. Поставленный меньше чем за месяц, он отобрал много сил у всех участников процесса – особенно это коснулось специалистов по костюмам и декорациям. Впервые к спектаклю «Мастеровых» была написана музыка – ее сочинил брат режиссера Евгений Серзин .

«Мы много размышляли, будет спектакль фестивальным или зрительским, и Семен постарался сделать и так, и так», — добавил Диамантэ.

Размышляя об образе профессора Преображенского и вспоминая фильм Владимира Бортко, Серзин отметил, что не совсем согласен с образом Евгения Евстигнеева

«КНИГУ-ТО НИКТО НЕ ЧИТАЛ»

«Лаской-с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать», — говорит профессор Преображенский в начале спектакля на вопрос о том, как ему удалось приманить такого нервного пса. А в конце молча смотрит на то, как Борменталь и Дарья Петровна душат Шарикова на полу, а Зина добивает его тремя ударами подсвечника по голове. Когда Шариков перестает дергаться, профессор прогоняет всех вон. На другом конце сцены открывается дверь, откуда выходит ГПУшник. Преображенский снимает с себя костюм-тройку и остается в одном исподнем. Через секунду он решительно выходит за дверь, комиссар следует за ним. В центре сцены на стуле покоятся аккуратно сложенные брюки, пиджак и жилет. Свет гаснет. Так трагично в сравнении с оригиналом заканчивается «Собачье сердце» в постановке Серзина.


«Булгаков, когда писал „Собачье сердце“ в 24-м году, не знал, что будет в 37-м, к чему весь этот переворот приведет. Сейчас уже нельзя отбросить это знание – о том, что было дальше», — так позже объяснил режиссер смысл финала.

Впрочем, вернемся к началу спектакля. Вот на сцене появляется большой стеклянный аквариум, внутри которого сидит собака. Звучит монолог Шарика, который почему-то читает женщина, сверху на пса сыплются мелкие крупинки пенопласта, имитирующего снег. К слову, пенопласт еще не раз напомнит о себе в течение всего первого действия – оставшись лежать на сцене, он будет скрипеть под ногами актеров, то и дело отвлекая внимание от происходящего. На собаку за стеклом смотреть интересно. Но вот появляется профессор Преображенский, которого играет Марина Кулясова . В зале слышится шепот: «Женщина?»

По словам Серзина, для него было важно, в первую очередь, найти артиста, который справится с этой ролью – не важно, мужчину или женщину. Такого артиста он увидел в Кулясовой. Размышляя об образе профессора Преображенского и вспоминая фильм  Владимира Бортко , Серзин отметил, что не совсем согласен с образом   Евгения Евстигнеева.

По словам Серзина, для него было важно, в первую очередь, найти артиста, который справится с этой ролью – не важно, мужчину или женщину. Такого артиста он увидел в Кулясовой (справа)

«Преображенский – это стержень, человек неколебимый. А Евстигнеев – это все-таки что-то очень домашнее. Это артист, который известен тем, что гениально делал эпизодические роли. Такой очень мягкий актер. Фильм – это близкая, домашняя история», — считает Серзин.

Впрочем, Преображенский в постановке самого Серзина получился еще более мягким и домашним. Он скорее жалуется, чем рассуждает, скорее просит, чем требует. Он плачет, подумывает о самоубийстве и в конце наблюдает, как перед ним убивают человека. Он не пытается помешать, исправить ошибку, вернуть все, как было. Он дает убийству свершиться. Из всего, что известно о характере Филиппа Филипповича, сложно сделать вывод о причинах такого решения. Вероятно, такой вот слабохарактерной видится режиссеру не эмигрировавшая русская интеллигенция 20-х годов прошлого века.

Перевоплощение Шарика в Шарикова (справа) показано как танец за стеклом человека с огромной красной головой собаки

На фоне грубого, напористого Шарикова в исполнении актера Алексея Ухова профессор как бы уменьшается. Он выглядит уставшим и безобидным, его протесты, угрозы выселить хулигана из квартиры не воспринимаются всерьез. Если в фильме (сравнение, увы, напрашивается само собой) Шариков в некоторой степени побаивается Преображенского и доктора Борменталя, то в спектакле «Мастеровых» он почти напрочь лишен этой черты. Обитатели Калабуховского дома бессильны перед ним – он больше, мощнее, наглее, громче, чем все они вместе взятые. Возможно потому, что шариковы с булгаковских времен стали еще более жестокими и озверевшими.

«После фильма ставить „Собачье сердце — это определенный риск, потому что книгу-то никто не читал, — сказал Серзин. — Я вот не читал. Нет, я читал в школе, но я не помню. Я помню фильм – и все помнят фильм, потому что он намного ярче и внятнее, чем книга. Если читать книжку и параллельно смотреть фильм – там будет все то же самое. Можно, в принципе, и не читать. Фильм полностью отражает литературный источник“.

Из любопытных фактов о «Собачьем сердце» в «Мастеровых» — то, что театр сам договорился с наследниками прав Булгакова, минуя Российское авторское общество

„НЕ ЧИТАЙТЕ СОВЕТСКИХ ГАЗЕТ = НЕ СМОТРИТЕ ТЕЛЕВИЗОР“

В спектакле Серзина много неожиданного. Так, например, второй акт начинается с имитации немого фильма по пьесе Булгакова «Роковые яйца». Или еще одна фишка — в конце первого акта Борменталь вдруг спускается со сцены, берет микрофон и начинает рассказывать об утерянном дневнике, где содержались записи о настоящих опытах профессора Преображенского. Выступление сопровождается слайдами с черно-белыми изображениями людей и животных.

Или Шариков вдруг запевает «Гражданскую оборону»: «Как убивали — так и будут убивать, как запрещали — так и будут запрещать...». После чего раздевается догола и прикрывается балалайкой. Кстати, донор Шарикова — Клим Чугункин в версии Серзина попадает на операционный стол вовсе не после пьяной драки в пивной, а после пыток ГПУ. Или же Дарья Петровна неожиданно оказывается горбатой, одноглазой и, по задумке режиссера, «побитой революцией женщиной» с револьвером за пазухой. Играет ее, к слову, актер Евгений Федотов .

«У нас и Дарью Петровну играет мужчина, а Швондера — женщина. Режиссер, вероятно, решил: „Ну, коль мешать, то что уж теперь“. Всех перемешал. Благо, что Борменталь, Зина и Шариков — того пола, которого должны быть. Полного, стопроцентного смешивания не произошло», — шутит Диамантэ.

Декорации создают эффект перевернутой на бок комнаты. Герои будто живут в зазеркалье

Вместе с этим в спектакле есть по-настоящему завораживающие в визуальном плане моменты. Швондер ( Алена Знайда ) появляется на сцене как черно-красный демон, завернутый в патриотическое знамя. Он ставит на стол метроном и начинает разговаривать под его стук, чеканя каждое слово.

Перевоплощение Шарика в Шарикова показано как танец за стеклом человека с огромной красной головой собаки. Танцем можно назвать и бесконечную сервировку длинного обеденного стола, за котором сидят Преображенский и Борменталь: Зина порхает над белой скатертью, изящно расставляя тарелки, бокалы, кувшины с водой, графины, салатницы...

Декорации создают эффект перевернутой на бок комнаты. Сияющая хрустальная люстра в стене, опрокинутые колонны, которые поддерживают атланты, лежащий рояль, портреты – герои будто живут в зазеркалье.

«Дисбаланс Шариковых и Преображенских – это внутренняя борьба в каждом человеке, — говорит Серзин. — Борьба за светлое начало – это важно. Низменные проявления – самые простые, к ним самый прямой путь. „Не читайте до обеда советских газет“ — сейчас можно сказать „не смотрите телевизор за ужином“. Так происходит выпрямление всех мыслей. Манипулировать Шариковыми, конечно, проще, чем людьми думающими. Но в то же время это не значит, что всех Шариковых надо задушить, как произошло в спектакле. Всегда нужно сохранять баланс».

Анастасия Леонтьева Фото: Олег Спиридонов Видео: Олег Спиридонов
 
По теме
Актер Сергей Безруков сегодня рассказал президенту РФ Владимиру Путину о проблемах актеров детских театров, приведя в качестве примера ситуацию с кукольным театром в Набережных Челнах.
19.11.2017
Главный режиссер челнинского театра «Мастеровые» Денис Хуснияров стал победителем фестиваля «Уроки режиссуры», который проводился в рамках I Биеннале театрального искусства в Москве.
18.11.2017
Денис Хуснияров работает в «Мастеровых» с ноября 2015 года, на челнинской сцене петербуржец поставил такие спектакли, как «Кроличья нора», «Карл и Анн (Набережные Челны, 18 ноября, «Татар-информ», Эльвира Мухаметдинова).
18.11.2017
 
 
В Москве на сцене театра имени Вахтангова прошла торжественная церемония закрытия фестиваля «Биеннале театрального искусства.
11.11.2017
 
На сцене театра Тинчурина идут репетиции очередной премьеры сезона – спектакля «Скрытые следы» - Министерство культуры РТ 9 и 10 ноября на сцене Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина состоится премьера спектакля «Скрытые следы» по пьесе выдающегося татарского драматурга Хая Вахита.
07.11.2017
В его телефоне найдено предсмертное сообщение ДЮСШ «Витязь»   Судя  по дате предсмертного сообщения, которое 44-летний  заместитель директора  по общим вопросам  ДЮСШ «Витязь», чемпион Евразии по боям без правил,
16.07.2018 Челнинские Известия
14-летнего москвича мать отправила на исправление в Казань Ирина ЛЕСКОВА Жительница Москвы написала заявление в следственный комитет Татарстана о том, что ее 14-летний сын попытался покончить с собой из-за издевательств,
17.07.2018 Комсомольская правда Казань
Наталья Берестова Скоро завершится проходящий в Елабуге ХIII Международный арт-симпозиум по современному искусству «Народные игры и забавы».
17.07.2018 Елабужский музей-заповедник
Это вторая выставка к 50-летию «КАМАЗа» Фото: Музей КАМАЗа   Определены сроки работы второй по счету выставки в Картинной галерее, посвященной 50-летию с начала строительства КАМАЗа, сообщают «Вести КАМАЗа» .
17.07.2018 Челнинские Известия
    Как уже сообщалось, в эти дни в центре «Эрмитаж-Казань» работает выставка, организованная в сотрудничестве с Третьяковской галереей и открывающая новые грани в творчестве русских художников-передвижников.
16.07.2018 Республика Татарстан
Итак, месяц, в течение которого любители футбола неотступно следили за тем, что же происходит в России, пролетел как одно мгновение.
17.07.2018 Казанские ведомости
    Выиграв в финале со счетом 4:2, сборная Франции во второй раз стала чемпионом мира, отложив для соперника – команды Хорватии мечты о футбольном троне как минимум до следующего мундиаля.
16.07.2018 Республика Татарстан
С министром муниципалитета и окружающей среды Катара господином Мохаммедом бин Абдуллой Аль Румаихи встретился сегодня в Москве Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.
17.07.2018 Президент РТ
Министерство информатизации и связи Республики Татарстан информирует жителей республики о том, что 18 июля планируется проведение регламентно-профилактических работ на спутнике космической связи.
17.07.2018 Министерства информатизации и связи
Происшествия за 16 июля:  Пожарные подразделения выезжали по тревоге  52 раза, из них на тушение мусора - 1 раз, на тушение бесхозного здания – 1 раз, на ложные вызовы – 20 раз,  на короткое замыкание – 2 раза,
17.07.2018 МЧС РТ