Шаляпинский фестиваль: срок годности – много лет

Как оперный «фестиваль голосов» превратился в пятизвездочный «спа-курорт» для именитых артистов и «Песню года». Часть 5-я

Сегодня гала-концертом на сцене ТГАТОиБ им. Джалиля завершается полуюбилейный XXXV Шаляпинский фестиваль. Десять опер авторства Чайковского, Пуччини, Россини, Мусоргского и Верди, два гала-концерта и один «Реквием» Моцарта наградили публику потоком праздничных ощущений, впрочем, из года в год повторяемых, а на самом деле исчерпываемых фактом приезда раздобытых певцов. Музыкальный критик «БИЗНЕС Online» Елена Черемных диагностирует причины завидной живучести «старейшего оперного фестиваля» РФ.

Шаляпинский фестиваль, придуманный в далеком 1982 году как «фестиваль голосов», ныне позиционирует себя одним из главных культурных брендов республики Татарстан и, вместе с тем, «старейшим оперным фестивалем страны» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗИМОЙ НА ПЛОЩАДИ СВОБОДЫ

Шаляпинский фестиваль, придуманный в далеком 1982 году как «фестиваль голосов», ныне позиционирует себя одним из главных культурных брендов республики Татарстан и, вместе с тем, «старейшим оперным фестивалем страны». Не поспоришь: оперный фасад ТГАТОиБ им. М. Джалиля ежегодно в феврале берет горделивый реванш у всей остальной России, где оперные фестивали, которых в принципе не так уж и много, проводятся, как правило, в более мягкий погодный сезон. Например, Дягилевский фестиваль в Перми проходит либо в мае, либо в начале июня, отпуская затем интересующихся на «Звезды белых ночей» в июньско-июльский Петербург.

Главным сезонным оппонентом Шаляпинского фестиваля является, открывающаяся обычно вслед за ним, оперная программа «Золотой маски», интенсивность которой сразу же откладывает казанские события в долгий ящик памяти. Там эти события и покоятся до тех пор, пока их оттуда не извлечет следующий Шаляпинский фестиваль. Извлекает с завидным постоянством, смахивающим на упорство, достойное лучшего применения. Старожилы шаляпинской программы — «Борис Годунов», «Аида», «Риголетто», «Севильский цирюльник» — охотно соседствуют с «новичками», премьерными сезонными спектаклями, которые не так уж часты, да и не слишком регулярны в казанской афише.

«Новичком» нынешнего фестиваля предстала «Пиковая дама» в постановке Юрия Александрова. Ее предшественница — «Турандот» пришла в кампанию спектаклей-ветеранов четырьмя-пятью годами раньше. Еще годом раньше «Турандот» таким же новичком была «Лючия ди Ламмермур», выигравшая «Золотую маску» в 2012 году, благодаря голосу Альбины Шагимуратовой . То есть ровно пять лет назад казанский оперный театр последний раз был замечен и оценен в пространстве Национальной театральной премии. Козырнул тем, что у него есть (штатной певицей мирового уровня), и тем, чего, собственно, в регулярном режиме не имел, не имеет и иметь не будет (штатной певицы мирового уровня). С кем ей «штатно» петь?!

«Новичком» нынешнего фестиваля предстала «Пиковая дама» в постановке Юрия Александрова Фото: «БИЗНЕС Online»

ГОЛОСА ИМЕНИ ШАЛЯПИНА

Те, кто призваны обеспечивать международный статус Шаляпинскому фестивалю, речь о преимущественно московско-питерско-украинских солистах, давно полюбились и выучены казанской публикой. Прекрасные баритон и тенор из «Новой оперы» ( Василий Ладюк и Алексей Татаринцев ) и в этом году выступили уверенно: обоим, как и Елене Максимовой из Венской оперы, хорошо знаком местный «Севильский цирюльник». То же можно сказать о фактически постоянной казанской Турандот — Оксане Крамаревой из Оперы Украины. О горячо любимом местной аудиторией теноре Ахмете Агади из Мариинки и говорить трудно: из своего Пинкертона в «Мадам Баттерфляй» он устроил настоящий бенефис, не очень великодушный по отношению к молоденькой партнерше — Гульноре Гатиной , которая старательно держалась в рамках предписанной ей роли в занимательном спектакле Михаила Панджавидзе .

Удачными вокальными вводами нынешнего Шаляпинского фестиваля можно признать двух Германов в свежей постановке «Пиковой дамы» Сергея Полякова из «Новой оперы» и Николая Ерохина из Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Последний из них, чуть более месяца назад дебютировав в той же партии на родной сцене в постановке Александра Тителя , похоже, не вполне отвлекся от московского спектакля. В казанской постановке Юрия Александрова чуть ли не до пятой сцены он держался гостем «из другой оперы». Но это вопрос навыка, который, по мере наездов в Казань, у певцов вырабатывается быстро.

Для старожилов Шаляпинского фестиваля скоростные вводы в местные постановки — дело привычное. Потому и постановки на казанской оперной сцене вместо художественного или эстетического качества, прежде всего, декларируют принцип комфорта для приглашенных из Москвы, Петербурга, Украины или Турции участников. Примерно так же мыслят в гостиничном бизнесе, где маркером высшей степени удобств для клиентов являются пресловутые «пятизвездочные отели». Шаляпинский фестиваль — тоже своего рода пятизвездочный отель, где пространством обитания клиента-певца является ни много, ни мало опера. Та или иная, русская или итальянская, века ХIX или века ХХ, уже не суть важно. Ровно с того момента, где удобство исполнителя намечается категорией, опережающей соображения о ценности и целостности оперного спектакля, можно начать делиться сомнениями об «оперном фестивале голосов». Потому что — либо оперный фестиваль (т.е. фестиваль опер), либо — голоса (т.е. фактически концерт в костюмах). А еще, потому что искусство и комфорт — две вещи несовместные.

Ахмет агади из своего Пинкертона в «Мадам Баттерфляй» устроил настоящий бенефис, не очень великодушный по отношению к молоденькой партнерше — Гульноре Гатиной Фото: elitat.ru

ИНОГДА ЛУЧШЕ СТО РАЗ УВИДЕТЬ, ЧЕМ ОДИН РАЗ УСЛЫШАТЬ

Наверное, завсегдатаи Шаляпинского фестиваля обратили внимание на то, с какой заботой оперные спектакли обставлены туристически-опознаваемой атрибутикой «места действия». В «Аиде» — это Египет, сфинкс как живой. В «Мадам Баттерфляй» — сакура на колесиках, ширмы на колесиках. В «Травиате» — фонтан посреди интерьера modern. В «Пиковой даме» — видеопроекция дворцовой анфилады, продолжающей богатый «особнячный» интерьер. Если не египетские светильники и китайские фонарики (в «Аиде» и «Турандот»), то люстры, много люстр («Пиковая дама», «Травиата»). Имущественная заполненность сцены стопроцентно сигналит о затратности постановок, — особенно последней, в смысле, свежайшей («Пиковая дама»).

Там, где стеснение в финансах все-таки испытывалось, картинку декорационную поддерживает видеоряд («Баттерфляй», «Турандот», «Онегин»). Оперу в Казани приучают смотреть, как кино, — в премьерной «Пиковой даме» это даже утомительно. «Но опера-то смотрится!» — ликует руководство театра. Правда. Смотрится. А вот слушается не всегда. Ансамбль «Мне страшно» спели так, что хотелось уши заткнуть. Хотя понятно: прорабатывать ансамбли — дело долгое, необходимое опере как искусству, и совсем не столь необходимое опере как зрелищу. В Казани она — зрелище, невзирая ни на что, включая понятие «фестиваля голосов»

Представить себе, что у режиссера Чернякова в «Евгении Онегине» или у режиссера Уилсона в «Травиате» мы будем слушать, как бесстрастно или увлеченно — но от шлягера к шлягеру — певцы исполняют заученные партии, конечно, невозможно. В Казани это — норма. Даже если турецкий Калаф в «Турандот» деловито отработает тенором Nessun Dorma, зал будет аплодировать. Аплодируют радости узнавания давно и хорошо знакомого, по ошибке принимая эту радость за «радость встречи с оперой» по образцу «встречи с песней», собственно, куда более примитивному. Музыкальная драматургия, точный (а не купированный) авторский текст, освободившийся от стоптанности временем, — преимущество не казанское. Как и чистота линий оркестра, неотрывная от линий вокала, темповая адекватность, распределение энергий, рождаемых звуковыми красками, наконец, уникальность самих этих звуковых красок.

Оперные спектакли обставлены туристически-опознаваемой атрибутикой «места действия» Фото: vk.com

В ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ОПЕРНЫХ РЕГИОНОВ

Превратить известную оперу в ошеломляющее новизной переживание музыки и вложенного в нее содержания, умеют сейчас в других регионах. В первую очередь, на Урале — в Екатеринбурге и Перми. Не так давно этим удивлял Новосибирск, при директоре Борисе Мездриче успевший стать стартовой площадкой для самых громких ныне оперных режиссеров — Дмитрия Чернякова и Тимофея Кулябина , а также удивительных дирижеров — Теодора Курентзиса и Айнарса Рубикиса . Совсем на глазах оперой учатся удивлять в Астрахани и в Уфе. Из Башкортостана на нынешнюю «Маску» выдвинута и приедет неизвестная России опера Генделя «Геракл», а раньше на масочный конкурс приезжали «Бал-маскарад» Верди, «Волшебная флейта» Моцарта и «Кахым туря» Загира Исмагилова .

Назвать оперные театры всех перечисленных городов продвинутыми и авангардными язык не повернется. Но действия их в общем информационном пространстве очевидны. Дело в том, что оперный рынок далеко не исчерпывается тезисом, радующим хозяев Шаляпинского фестиваля: «Все билеты проданы». Оперный рынок — это понимание тенденций, знание специалистов актуальной и, скажем так, консервативной ориентации. А еще это — постоянное отслеживание трендов, рекомендательно-открывательский и музейный аспекты наполнения афиши, забота о поддержании уровня штатных солистов и системная работа с оркестровым, хоровым и пр. арсеналами трупп.

В Перми звездами становятся — одна за другой — совсем молодые исполнительницы: Надежда Кучер , Надежда Павлова , Наталия Ляскова , Зарина Абаева . В Екатеринбурге репертуар, как на дрожжах, пополняют раритетными операми Джоаккино Россини («Граф Ори»), Филипа Гласса («Сатьяграха»), Мечислава Вайнберга («Пассажирка»). При этом на Урале пристальный интерес к далекой и близкой классике актуализируют самыми разными способами — от реставрации Перселла («Королева индейцев», Пермь) и аутентичного Моцарта (трилогия опер на либретто да Понте, Пермь) до «Бориса Годунова» в жанре современной трагедии и до первой редакции «Кармен» в восхитительной неореалистской постановке Тителя (обе оперы — Екатеринбург).

Отсутствие полноценной базы собственных голосов в Казанской опере сделало ее системной заложницей некогда передовой истории Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОД ПРИКРЫТИЕМ КОНСЕРВАТИЗМА

Придуманным «фестивалем голосов» тогда, когда большинство советских театров еще использовало монументальную схему театра-стационара, Шаляпинский фестиваль казался первой ласточкой новшеств, которые на Западе всегда были традиционной ценностью. Это так называемая система staggione, при которой певцы набираются не в труппу-стационар, а на конкретную оперную постановку. Теперь, когда контрактные голоса и точные адресные кастинги (включая приглашенных певцов, дирижеров, исполнителей группы continuo, а порой и инструменталистов оркестра) стали повсеместной нормой, оказалось, что отсутствие полноценной базы собственных голосов в Казанской опере сделало ее системной заложницей некогда передовой истории.

Как в поговорке «с чем боролись, на то и напоролись», теперь Шаляпинский фестиваль удивляет репертуарной бездвижностью в комбинации с «текучкой» приглашенных певцов, некоторые из которых в фестивальном режиме даже производят впечатление, как два московских Германа. Добавляя к этому потерю репутации в пространстве современной, информированной оперной жизни, театр храбро причисляет себя к «оплотам консерватизма», чем провоцирует мечтателей к сравнениям с Нью-Йоркской Метрополитен-оперой, а то и с Венской штаатсоперой (Staatsoper —городская опера). Есть чувство, руководство названных учреждений будет сильно смущено возможностью оказаться в почетном ряду с Шаляпинским фестивалем, над чьим долголетием так деятельно трудится в Казани оперный театр имени Мусы Джалиля.

Елена Черемных

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРНЫЕ ТЕАТРЫ, НОМИНИРОВАННЫЕ НА «ЗОЛОТУЮ МАСКУ»

Пермь

1996 — Дон Паскуале

1998- Пиковая дама

2006 — Кармен.

2006 — Соловей

2007 — Синдерелла или Сказка о Золушке

2009 — Орфей

2010 — Один день Ивана Денисовича

2011 — Так поступают все женщины

2011 — МедеяМатериал

2014 — Свадьба Фигаро

2015 — Королева индейцев

2015 — Носферату

2016 — Дон Жуан

2016 — Сказки Гофмана

2017 — Травиата

Екатеринбург

2000 — Мазепа

2003 — Поворот винта

2010 — Свадьба Фигаро

2012 — Любовь к трем апельсинам

2013 — Граф Ори

2014 — Борис Годунов

2015 — Летучий голландец

2016 — Сатьяграха

2017 — Кармен

Новосибирск

2000- Молодой Давид

2003 — Кармен

2004- Жизнь с идиотом.

2005 — Аида

2008 — Леди Макбет Мценского уезда

2008 — Свадьба Фигаро

2010 — Князь Игорь

Саратов

1998 — Леди Макбет Мценского уезда

2001 — Евгений Онегин

2002 — Риголетто

2005 — Тоска

2008 — Маргарита

Уфа

2004 — Кахым- туря

2006 — Волшебная флейта

2007 — Бал-маскарад

2017 — Орлеанская дева

2017 — Геракл

Ростов-на-Дону

2003 — Мадам Баттерфляй

2005 — Леди Макбет Мценского уезда

2007 — Риголетто

2011 — Князь Игорь

Челябинск

2007 — Пиковая дама

2011 — Лоэнгрин

2016 — Жанна д`Арк

Астрахань

2013 — Пиковая дама

2015 — Евгений Онегин

2017 — Осуждение Фауста

Самара

2016 — Пиковая дама

2017 — Леди Макбет Мценского уезда

Казань

2008 — Любовь поэта

2012 — Лючия ди Ламмермур

Якутск

2008 — Александр Македонский

Воронеж

1998 — Травиата

Последние новости Татарстана по теме:
Шаляпинский фестиваль: срок годности – много лет

- Казань
В свой юбилейный год, впрочем, как и всегда, фестиваль собрал беспрецедентный состав участников.
23:09 20.02.2017 ИА Татар-информ
- Казань
Трехчасовым гала-концертом завершается 35-й Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина (концерты проходят 19 и 20 февраля).
17:32 20.02.2017 TatCenter.ru
Шаляпинский фестиваль, придуманный в далеком 1982 году как «фестиваль голосов», ныне позиционирует себя одним из главных культурных брендов республики Татарстан и, вместе с тем, «старейшим оперным фестивалем страны» - Бизнес Online
Шаляпинский фестиваль: срок годности – много лет - Казань
Как оперный «фестиваль голосов» превратился в пятизвездочный «спа-курорт» для именитых артистов и «Песню года».
08:19 20.02.2017 Бизнес Online
 
По теме
Видимо, этот "буфет" и имел в виду вандал Игорь Подпорин, когда рассказывал, как напился Фото: Евгения КОРОБКОВА - Комсомольская правда Казань Наш корреспондент побывала в Третьяковке на следующий день после происшествия [фото, видео] Евгения СУНДУКЯН Если не считать закрытого "репинского" зала номер 31, галерея работает в штатном режиме.
27.05.2018
Вандал Игорь Подпорин из Воронежа Фото: ! Соцсети - Комсомольская правда Казань Реставраторы считают, что картину можно будет восстановить без потерь [видео] «Ивану Грозному» повезло — считают эксперты.
27.05.2018
 
Казанцы смогут принять участие в отборе на обучение во ВГИКе - KznPortal.Ru 2 июня на базе Казанского государственного института культуры пройдет первый этап регионального отбора претендентов на целевые места Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.
26.05.2018
 
Вандал специально досидел до закрытия и проник в зал Репина, где народу уже почти и не было Фото: Оперативная съемка - Комсомольская правда Казань Эксперт прокомментировал "Комсомольской правде" скандальный случай, который произошел в Третьяковской галерее [видео] Дина КАРПИЦКАЯ kp_ru_msk Все случилось в практически перед самым закрытием галереи.
26.05.2018
 
  Серьезные повреждения нанесены картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в результате нападения вандала в пятницу вечером — холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича.
26.05.2018
 
Вандалом оказался 37 летний приезжий из Воронежа - Комсомольская правда Казань Преступника, напавшего на полотно Ильи Репина, задержали Василиса НИКОЛАЕВА Вечером в пятницу в Государственной Третьяковской галлерее произошло очень крупное ЧП.
26.05.2018
Челнинец, протаранивший возле мэрии три машины, госпитализирован - Челнинские Известия В Набережных Челнах произошло массовое ДТП Фото "Челнинским известиям" предоставил Арсений Калмыков   Вчера возле мэрии, напротив дома 17/01, водитель автомобиля «Форд» протаранил три машины,
27.05.2018 Челнинские Известия
Он пытался попасть в свою квартиру Вчера, около 16 часов, молодой мужчина упал со 2-го этажа и получил черепно-мозговую травму, ушибы.
27.05.2018 Челнинские Известия
Женщину в итоге увезли в Республиканскую клиническую больницу Казани. - Комсомольская правда Казань Одной из пассажирок на борту авиалайнера стало плохо, потребовалась помощь медиков Олег ЛУГОВОЙ В 4.58 в международном аэропорту «Казань» совершил экстренную посадку самолет летевший из Чебоксар в Анталию.
27.05.2018 Комсомольская правда Казань
Пострадали находившиеся в легковушке молодые люди В Мамадышском районе в кювет перевернулась «Гранта» из Башкирии, сообщили ИА «Татар-информ» в пресс-службе ГУ МЧС России по РТ.
27.05.2018 Челнинские Известия
Реставраторы считают, что картину можно будет восстановить без потерь [видео] «Ивану Грозному» повезло — считают эксперты.
27.05.2018 Комсомольская правда Казань
Счет в серии сравнялся - БК Уникс Казань Отметим, что сегодня в строй УНИКСа вернулись не доигравший первую встречу из-за аллергии Морис Ндур, и не игравший Джамар Смит, оба сыграли за гостей во втором матче четвертьфинальной серии с «Нижним Новгородом».
26.05.2018 БК Уникс Казань
Продолжение в Нижнем - БК Уникс Казань По воле свежеиспеченного регламента второй и третий матч ¼ финала Единой лиги ВТБ УНИКС проведет в Нижнем Новгороде.
25.05.2018 БК Уникс Казань
Аэроклуб «Мензелинск» готовится поднять в небо самолет с парашютистами, но спортсменов-любителей среди них стало меньше Завтра, в понедельник, аэроклуб «Мензелинск» готовится поднять в небо самолет с парашютистами.
27.05.2018 Челнинские Известия
Президент России рассказал, почему санкции губят мировую экономику, что ждет Иран и кто выиграет чемпионат мира по футболу Дмитрий СМИРНОВ dimsmirnov175 @dimsmirnov175 Гостями главного пленарного заседания ПМЭФ в ныне
25.05.2018 Комсомольская правда Казань
С ходом реконструкции и строительства объектов в историческом центре Казани ознакомился сегодня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.
27.05.2018 Президент РТ