Всего проведено 32 интервью с членами замещающих семей, в том числе: 17- приемных семей, 15 - опекунских семей. Из них, 9- представляют крупные города (Казань, Н. Челны), 13- малые города, 10- сельскую местность.
Исследованием охвачены 11 муниципальных районов Республики Татарстан, в том числе, 2- крупных города (Казань, Набережные Челны), 7- малых и средних городов (Альметьевск, Арск, Бугульма, Зеленодольск, Лениногорск, Мамадыш, Нижнекамск), 5 сельских поселений (пос.Васильево, Кукмор, с.Б.Сардек, Высокая гора, Нурлаты). Эксперты представлены из городов Казань, Наб. Челны, Зеленодольска, Бугульмы, Нижнекамска, Лениногорска, а также из пгт. Кукмор.
Охвачены трудные категории семей – с детьми-инвалидами и детьми подросткового возраста. В том числе, среди всех семей многодетные (3 и более приемных детей) составили 6, семьи с ребенком-инвалидом- 10, семьи с ребенком-подростком- 19.
Анализ мнений по проблеме позволил выявить положительный опыт развития замещающих семей в республике. На основе успешного опыта разработана Модель прогноза успешного развития замещающей семьи, позволяющая прогнозировать, в какой мере кандидаты в приемные родители смогут обеспечить комфортное развитие ребенка в семье. Среди укрупненных критериев Модели такие как «Траектория развития ребёнка в семье», «Траектория развития ребёнка в ближайшем социальном окружении», «Траектория развития ребёнка в образовательной среде», «Траектория развития членов семьи» и другие. Каждый из выделенных критериев имеет ряд индикаторов. Таким образом, данные индикаторы позволяют составить детальный портрет успешной замещающей семьи.
На успешность развития замещающей семьи влияет совокупность факторов. В результатах исследования дан подробный анализ влияния этих факторов, сгруппированных в два кластера: факторы успешности и факторы риска.
В зависимости от того, совокупное влияние каких факторов – успешности или риска- преобладает, формируется траектория развития замещающей семьи. Так, преобладание факторов риска приводит семью к кризису, нарушает нормативную социализацию ребенка со всеми вытекающими последствиями.
Соответственно, минимизация факторов риска и максимизация факторов успешности является целью политики в области развития института замещающей семьи.
Критериальная модель может быть применена на разных уровнях:
Во-первых, на уровне государственных органов власти при разработке программ развития института замещающей семьи; при разработке нормативно-правовой базы, регулирующей отбор кандидатов в приемные родители.
Во-вторых, на уровне региональных органов власти при разработке региональных программ, улучшающих положение замещающих семей, а также региональных нормативно-правовых источников, регулирующих отбор родителей при приеме детей в семью.
В-третьих, на уровне муниципальных образований в построении эффективной модели межсубъектного взаимодействия по развитию и сопровождению замещающих семей.
В-четвертых, в деятельности конкретных органов управления, занимающихся вопросами сопровождения замещающих семей, отбором кандидатов в приемные родители; педагогических коллективов образовательных организаций; клубов приемных семей и социальных сообществ приемных родителей.
Прогнозная сущность Модели состоит в возможности прогнозировать развитие замещающей семьи на каждом из этапов, с учетом специфических особенностей каждой семьи. Применение Модели будет способствовать решению острых проблем семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, их поддержки, а также профилактике вторичных возвратов детей в детские дома.
В настоящий момент реализация проекта не завершена. Ведется сбор материалов и подготовка социального ролика, транслирующего опыт успешного развития замещающих семей в республике.
Результаты исследования будут также презентованы в формах методических рекомендаций, электронной презентации, опубликованных статей в журналах, а также в форме организации тематического мероприятия по вопросам развития замещающих семей в республике.
Проект реализуется в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года №68-рп «Об обеспечении в 2016 году государственной поддержки ННО, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» и при финансовой поддержке Общественной организации «Союз женщин России».