Назиб Нурутдинов, «Экосервис-Татарстан»: «Многие считают, что туалетный бизнес – это деньги из воздуха»

СЕТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ УБОРНЫХ В КАЗАНИ ОБОЙДЕТСЯ В 200 МЛН. РУБЛЕЙ  

Туалетный бизнес в Татарстане находится в зачаточном состоянии, считает генеральный директор ООО «Экосервис-Татарстан» Назиб Нурутдинов. Ниша пока полностью не занята, но, как рассказал предприниматель газете БИЗНЕС Online, впереди у этого рынка серьезные изменения, хотя бы уже   потому, что на смену простейшим кабинам приходят комфортабельные модули.


ЧТО ЗНАЧИТ ВОВРЕМЯ ПРОВЕДЕННАЯ АССЕНИЗАЦИЯ

- Назиб Наилович, расскажите, с чего начинался ваш нынешний бизнес?

– «Экосервис-Татарстан» на рынке - шесть лет. Первые годы мы работали дилерами-поставщиками туалетных кабин, которые приобретали в Москве. Но на закупе далеко не уедешь – прибыль минимальная.  Со временем стало ясно: бизнес будет рентабельным, если совместить собственное производство и операционные услуги по обслуживанию кабин - иначе можно вылететь в трубу, что с нами едва и не случилось. Ошибки были, даже чуть до банкротства не дошли. Не было рекламы, не было поддержки города. Но со временем само мышление изменилось к тому, что действительно мобильные туалеты нужны. А удержались мы на рынке, считаю, только за счет качества продукции и обслуживания. Ведь достаточно одного случая, - ассенизацию вовремя не произвести, «забыть» поставить на мероприятие необходимое количество кабин, – и все, можно в течение пяти минут лишиться репутации, а значит, и бизнеса.

Еще один нюанс: компания, которая сама производит и одновременно обслуживает свою продукцию, всегда находится в движении вперед. Один пример. Приезжаю в Питер к коллегам-производителям кабин. Смотрю, у них в кабине штырь для закрепления пружины торчит - вот как производили с этим штырем лет пять назад, так и гонят. Я им говорю: «Ребята, а если у вас мужчина в дорогом костюме зайдет, или девушка в платье – порвут же люди одежду! Или, не дай Бог, ребенок споткнется и расшибется?» Они согласились и тут же переделали. Это о чем говорит? О том, что производитель не знает нюансов. Вот если бы он еще и обслуживал, то был бы в курсе всех деталей.

– Когда вы решили, что все - пора переходить к собственному производству?

– В прошлом году. Закупили станки, позволяющие производить качественный пластиковый лист, из которого формуем боковые стены, фасады, спинки кабин, – в общем, полный цикл производства. Поток продаж пошел в этом году, причем в геометрической прогрессии, и на сегодня мы сотрудничаем почти со всей Россией. Сырье приобретаем на казанском «Оргсинтезе» и в Салавате (Башкортостан). Ежемесячно производим порядка 500-1000 кабин. На склад не работаем – продукция расходится враз. Что касается производства туалетных модулей, возможно, приобретем линию по изготовлению сэндвич-панелей, но, думаю, это нерентабельно. Остальные составляющие модулей изготовим на своем производстве.

–  А чем отличается кабина от модуля?

– Кабины наша компания устанавливает на стройках, в летних кафе, в местах проведения массовых мероприятий.  Кстати, любопытный момент: достаточно долго приучали строительные компании устанавливать на строящихся объектах не деревянные кабинки, а мобильные, пластмассовые. Вы даже не представляете, что творилось на объектах, после ухода с них рабочих! Прежде чем отделка начиналась, все здания приходилось отмывать сверху донизу. Сейчас директора компаний уже поняли, что выгоднее устанавливать пластиковые туалеты, которые можно передвигать по всему периметру стройплощадки. Удобство однозначное: мы кабину устанавливаем, по графику машина очищает содержимое, - и никакой антисанитарии. Тем более что темпы строительства сами видите какие – год, и объект сдается. Услуга на самом деле недорогая. Тем более, многие компании не закупают у нас кабины, а просто берут в аренду.


Модуль – это уже более современный комфортабельный теплый туалет, с водоснабжением, канализацией, – в общем, такой, как в обычной квартире. Но его можно легко демонтировать, передвинуть. Изготавливаются модули из сендвич-панелей, отделку и дизайн можно предусмотреть любые.

«ЛЕТ ПЯТЬ НАЗАД Я БЫ ЗА ЭТОТ ПРОЕКТ НЕ ВЗЯЛСЯ»

– Власти Казани обсуждают вопрос установки в городе сети общественных туалетов, и вы заявили о своем желании не только инвестировать в этот проект, но и стать его оператором. Какова цена вопроса?

– Серьезная – более 200 миллионов рублей, и это только на туалетные модули, не считая заработной платы обслуживающего персонала, транспортных расходов, инкассации… Но я – не строительный магнат, приходится привлекать кредитную линию.

– То есть, как было заявлено, в такую сумму обойдется установка 25 туалетов?

– Нет, конечно, - это максимальная предварительная сумма на трехлетнюю программу. Первый этап – 25 туалетов, которые установим в этом году. А остальное количество туалетных модулей (какое, пока неизвестно) будет рассчитано и установлено по мере необходимости. По вопросу установки сети общественных туалетов долго искали фирму, которая бы взялась за ее реализацию, предложили мне. Если честно – лет пять назад я бы за проект не взялся. Но сегодня и производственные мощности компании позволяют, и опыт наработан, да и власти, наконец, повернулись к проблеме лицом.

- Раз уж заговорили о «вчера и сегодня», наработанном опыте, эволюции властей, интересно заглянуть еще дальше. Чем вы занимались до создания «Экосервис-Татарстан»? Когда вы пришли в бизнес, что послужило толчком?

- В свое время я окончил партийную школу и, если бы СССР не развалился, пошел бы по партийной линии. Но в начале 90-х годов, когда в стране начали создаваться кооперативы, я после комсомольской работы пришел в бизнес – открыл малое предприятие. До создания «Экосервис-Татарстан» возглавляемые мной компании построили завод по выпуску домов из оцилиндрованного бревна, занимались строительством производственных помещений.

Я работал в комсомоле, он дал опыт работы с людьми, с органами власти. По сути, комсомольская работа для нашего поколения дала то, что сейчас дают бизнес-школы, а, возможно, и больше. Наставники – комсорги, комитет комсомола, городские власти - помогали нам, обучали, передавали свой жизненный опыт. Сейчас проводятся масштабные праздничные мероприятия - Сабантуй, День города и так далее, во времена Советского Союза аналогичную работу по организации мероприятий выполняли комсомольские работники - тоже была хорошая школа.

- Когда бизнесмену было труднее - в 90-е или сейчас?

- В 90-е. Тогда дела решались нецивилизованными методами, сейчас же все чисто. Сегодня бизнесмены понимают – лучше вести цивилизованный бизнес: идет борьба за каждого клиента и важна репутация фирмы, ей люди должны доверять. Компании выстаивают долгосрочные отношения со своими партнерами, а раньше о будущем не думали, клиента могли запросто «кинуть».

КАЗАНЦЕВ ВОЛНУЕТ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС

– Об уровне города судят, в том числе, и по количеству и качеству «мест общего пользования». Судя по тому, что в Казани таких мест нет, то говорить о цивилизации нам можно только шепотом. Сам собой напрашивается вопрос: почему власти не уделяли этой теме должного внимания - из-за скаредности, нежелания думать о потребностях людей, наплевательского отношения к экологии?

– По всей видимости, проблему невозможно было решить. И потом, говорить о том, что она не решалась совсем, я бы не рискнул. На Тысячелетие Казани кабины закупались; и вы не представляете, с каким боем пришлось добиваться, чтобы руководители транспортных компаний устанавливали на конечных остановках для своих же водителей и кондукторов кабины, хотя и сейчас их всего 12. Также город каждый год устанавливает более 50 кабин на конечных установках, парках, в оживленных местах.  Но кабины – это уже прошлый век. И город заинтересован в том, чтобы на улицах устанавливались комфортабельные туалетные модули, которые появились в России совсем недавно.

– Горожан очень волнует совсем не праздный вопрос – внешний вид уборных. В Европе к этому вопросу подходят очень продуманно – у них туалетные модули очень гармонично вписываются в городскую среду, а у нас, простите, одно убожество. Когда же и мы начнем задумываться об эстетике?

– Уже в этом году. Идеальный вариант – сборка из сэндвич-панелей: со всех сторон металл, покрытый хорошей краской. Будем вписывать в облик города – где-то обыгрывать колоннами, где-то добавлять кованые элементы,  оформлять под фасад рядом стоящих зданий. Наши дизайнеры готовят эскизы, скоро представим их на утверждение городу. Мы не стали изобретать велосипед, а взяли лучшие наработки чехов, немцев, москвичей, питерцев и сделали своего рода адаптированную под Казань компиляцию. Но все же главная задача – обеспечить чистоту модулей. Поставить их может любая фирма, но самое важное - обслуживать их на таком уровне, чтобы не было стыдно ни перед горожанами, ни перед гостями столицы. Вот поставим пилотные образцы, и будем изучать мнение людей о чистоте, комфортности, внешнем виде, что-то подскажут городские власти.


– Где и когда планируете поставить модули?

– Там, где наибольший поток туристов – на улице Баумана. В начале улицы, всередине и возле Кремля. Установим уже летом.

– На Баумана уже установили один туалет, который стал притчей во языцех у горожан, особенно, у  хозяев торговых точек…

– Ну, это так называемый «первый блин комом». Поставили его правильно, но необходимо было чуть передвинуть его к началу улицы. Что интересно, когда его убрали, народ начал жаловаться – зачем убрали? Передвинули на Кави Наджми (он, кстати, там стоит до сих пор) - опять недовольство, теперь уже - хозяев рядом стоящих магазинов. Помнится, когда только устанавливали этот первый туалет, сбежались чуть ли все руководители торговых объектов, и каждый говорил: «Да, туалет нужен, только не ставьте возле меня, вот чуть-чуть в стороночке!» А «в стороночке» уже другой недоволен.  Когда хотели установить пробный модуль возле храма на Шаляпина, его настоятель развернул такую бурную протестную деятельность! Жителей собрал. А между тем, в самом храме туалета нет. И прихожанам это не очень удобно. В итоге, все стены церкви, извините, обгадили. И кому от этого лучше? После череды скандалов,  в исполкоме мне сказали: «Не обращай внимания, мы с этим уже сталкивались: когда мусорные баки устанавливали, все возмущались. Время прошло, баки стоят, и все привыкли».

СЕБЕСТОИМОСТЬ ВИЗИТА – 27 РУБЛЕЙ, НО ТАКИЕ ДЕНЬГИ НИКТО НЕ ЗАПЛАТИТ

– А приносит ли вам прибыль этот модуль на Кави Наджми?

– Пока нет. Даже на зарплату уборщице не набирается, не говоря уже об услугах ассенизации. И я понимаю, почему - нужны указатели. Подготовим эскизы и закажем в кузнечном цеху. Думаю, что такая реклама и выручку увеличит, и людям поможет ориентироваться.

– Какой должна быть оптимальная цена входного билета в общественную уборную?

–  В Москве один визит – 25-30 рублей, в Питере – уже года три назад стоил под 30 рублей, хотя у них зарплаты немосковские. Там, где потоки иностранцев, цена - 2 доллара. Но в Казани стоимость не должна превышать 10 рублей. Однозначно. Хотя себестоимость услуги - 27 рублей. Вся надежда - на поддержку города, иначе народ просто не пойдет даже в самые комфортабельные условия. И понимание властей в этом вопросе есть. Сейчас он прорабатывается на уровне мэрии.


– Насколько рентабелен туалетный бизнес? Вот вы говорите, что себестоимость посещения 27 рублей, а фактически вход должен стоить 10. В чем выгода?

– Рентабельно в людных местах, к примеру, на привокзальной площади. В остальных точках нужна помощь города, иначе это дело останется фикцией. А, в общем, как я уже говорил, бизнес рентабелен, если удастся объединить производство и обслуживание.

–  Вы изучали зарубежный опыт - что понравилось, что применимо в Казани, а что - нет?

– У нас  любят сравнивать с Лондоном, Парижем. Но там не все так идеально. Загляните в интернет, почитайте отклики наших туристов. Да, туалеты у них есть, но, в основном, в центре, а чуть от него отойди – уборную найти уже трудно.

Опять же, помните, как-то шел разговор, чтобы обязать хозяев кафе, магазинов в центре города пускать в свои туалеты всех подряд? Да никогда не пойдут они на это! А кто будет обслуживать уборные? За чей счет? В том же Париже, если ты заходишь в туалет кафе, будь добр заплати два евро, либо чашечку кофе купи, тоже за два евро. Иначе охрана тебя не пустит. Еще наблюдал такую картину на улицах Парижа. Стоит обыкновенный столб, а вокруг него четыре писсуара, и мужчины пристраиваются. А вокруг народ ходит. Для них в этом ничего необычного нет. Для нас же это неприемлемо!

Нормально обстоят дела в Германии, Финляндии. Там, кстати, обычные пластмассовые кабинки стоят - правда, чуть ли не через каждые десять метров. Если говорить об ультрасовременных модулях (где обслуживание автоматическое – сунул монетку, вошел, после визита унитаз автоматически обрабатывается паром, и все), да, классная техника, но - очень дорогая. Мы сейчас ищем такой суперсовременный туалетный модуль, чтобы внешний вид вписался в центр города и выглядел так, чтобы потом гости Универсиады сказали, что в столице Татарстана, стоит лучший в мире туалет. Хотя, на мой взгляд, при нашем менталитете, лучше чтоб еще присутствовала уборщица. Вот представьте, что вошел человек, приехавший из глубинки, а как пользоваться этим супертуалетом, не знает. У нас бывали такие случаи – заказывают обычную пластмассовую кабинку, а потом звонят, спрашивают, где инструкция по использованию? В таком случае даже и не знаешь, что ответить - да какая инструкция?! Заходи и пользуйся!

– Где планируете разметить туалетные модули?

– Естественно, в местах туристических потоков, на станциях метро, в местах скопления людей – в парках, скверах.

КО ДНЮ ГОРОДА ТУАЛЕТЫ ПОЯВЯТСЯ НА УЛИЦАХ КАЗАНИ

– Вы говорите, что город пошел вам навстречу, а в чем эта помощь выражается?

– Во-первых, - бесплатная аренда земли, во-вторых, – безвозмездное подключение к сетям. За техприсоединение нужно платить, и никто – ни Водоканал, ни энергетики на себя это не возьмут. Если делать все по закону, то техусловия стоят очень серьезных денег. В этом вопросе надежда на город.


– Кстати, о техприсоедении: все модули будут подключены к сетям?

– Не обязательно. Там, где возможно, присоединим к воде и канализации. Где нет, - модуль  со съемным баком. Ночью машина будет выезжать, и вывозить содержимое, как это делается на Кави Наджми. Никаких проблем.

– Успеете за лето установить все 25 модулей?

– Хотя бы процентов на 70 - я должен расшибиться, но успеть. Ко Дню города они будут установлены.

– Каковы особенности ведения туалетного бизнеса? Считается, что здесь требуются минимальные затраты на рекламу, и это серьезно снижает общие расходы - так ли это?

– Если говорить об установке и обслуживании, то какая тут реклама? Нужны указатели. Что касается производства, то пока мы не зарегистрировались в «09», продажи стояли.

А технические «особенности» возникают зимой, когда во время холодов содержание кабин замерзает, нужен обогрев баков. Первые год-два приходилось очень трудно - опыта-то не было. Но потом купили армейские парогенераторы, причем, помимо всего прочего, паром и дезинфицирует кабины.

Еще один момент: главное   не подвести заказчика. Бывает так, звонят вечером, просят: «Завтра у нас на объекте проверка, срочно пришлите ассенизаторскую машину». За все время существования нашей компании мы никого не подвели.

– Вы говорите, что в Казани оснащены кабинами все стройки, летние кафе и так далее. Однако мне не раз приходилось наблюдать такую картину: продуктовый ларек, цветочный (неважно, какой), и оттуда время от времени продавцы выносят ведра с понятно каким содержимым и выливают в кусты. Это же антисанитария полная!

- Согласен. Но без вмешательства города эту проблему не решить. Есть пример Екатеринбурга: у них стоят те же ларьки, и у всех – портативные туалеты, хозяева заключают договора на вывоз содержимого. Машина приезжает, чистит – все это занимает максимум 10 минут. И в Казани это необходимо внедрять. 


– Кстати, сейчас полно рекламы каких-то уникальных средств, засыпав которые в баки с отходами жизнедеятельности человека, можно якобы получить феноменальный результат – все содержимое просто исчезнет. Планируете использовать  современные методы уничтожения отходов?

– Поверьте, все это реклама и не более того! У меня часто спрашивают: «Правда ли, что вот посыплешь порошком, и все разложится, останется небольшая такая капсулка?» Мы изучали этот вопрос, постоянно следим за всеми новинками, но я говорю определенно – это просто реклама! Нет такого, что бросил таблетку, и все рассосалось. Это против законов природы.

ЕСЛИ МОСКВИЧИ ПУСТЯТ, ТАТАРСТАНСКИЕ КАБИНЫ ПОЯВЯТСЯ В СОЧИ

– Вопрос из философской области. Как вы считаете,  связана ли общая культура нации с наличием общественных уборных? Поставите вы модули, а народ так и будет ходить за соседний угол, да еще и переломает туалеты.

– Менталитет сильно изменился - привыкаем к комфорту, к цивилизованным условиям. А ломают, переворачивают, поджигают и в Германии, и во Франции. Многое зависит и от того, как работает полиция. Знаете, для Казани предлагалось множество вариантов урн, а, в результате, вроде бы, остановились на бетонных - чтобы не унесли и не сломали. Приходится учитывать все нюансы.

– Есть, спать, выводить из организма отходы – природные надобности человека.  Но если к рестораторам у общества порой даже благоговейное отношение, то к вашим коллегам чуть ли не пренебрежительное. А вы сталкивались с подобным мнением?

– Никогда! Мало того, когда коллеги-бизнесмены узнают, какой сферой деятельности я занимаюсь, реакция всегда одна: «Да ты же на золотой жиле сидишь!» По их мнению, я счастливчик, потому что делаю деньги почти из воздуха!


– Каковы перспективы туалетного бизнеса?

– Они очень большие.  Рынок пока не насыщен, а самосознание людей меняется. Народ, простите, уже не хочет ходить в кусты, тем более что туалетные модули очень комфортные. И потом посмотрите, например, в Нижнекамске, Набережных Челнах это все еще на зачаточном уровне. Так что перспективы развития имеются. Но я не претендую на монополию – любая фирма может зайти на рынок и работать даже лучше чем я.

– Правда ли, что вам удалось заключить контракт на поставку мобильных туалетных кабин в Сочи?

– Пока нет договоров ни на поставку модулей для Универсиады, ни для Сочи. В Сочи предварительно планируют установку 1700 кабин и 59 модулей. Они вышли на меня сами, поскольку в списке компаний-производителей я стою первым по цене и качеству. Скорее всего, приоритетом будет опыт Универсиады. Правда, Москва может отдать поставку и своим, хотя у них цены выше. Шансы, конечно, есть. Но даже если и не получится, особо не переживаю, работы и здесь хватает.

- Традиционный вопрос «БИЗНЕС Online»: три совета для успеха в бизнесе?

– Первый. В бизнесе не может быть слов «нет», «не могу», «не получается». Всегда можно найти выход из положения, договориться. Второй. Честность и порядочность в ведении дел. Третий. Удача, фортуна. Успех нередко зависит от того, оказался ли ты в нужном месте в нужное время. Еще пять лет назад можно было стенку лбом расшибить, и без толку, а сегодня все удачно сошлось: у города назрела проблема, а у меня – появились возможности.

Елена Фадеева , Сергей Семеркин фото: Сергей Елагин видео: Сергей Елагин

Визитная карточка руководителя

Нурутдинов Назиб Наилович. Родился в 1966 году Нижнекамске, окончил КИСИ. В молодости работал в комсомоле, а в 90-е ушел в бизнес и открыл малое предприятие. Женат, три дочери. Свободное время предпочитает проводить с семьей на природе. Жизненное кредо: «Делать свою работу так, чтобы не было стыдно смотреть людям в глаза».

Визитная карточка предприятия

ООО «Экосервис-Татарстан». Организован в 2006 году. В штате организации – 60 человек, закреплено 15 единиц техники. Обороты компании - 3-4 млн. рублей ежемесячно. Объем выпускаемой продукции по туалетным кабинам - от 500 до 1000 штук в месяц. Регионы поставки: Татарстан, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Нижний Новгород, Волгоград, Москва. Заключены договора со следующими организациями: ООО «Кулонстрой», ООО «Главстрой», ПАТП №2, ПАТП №4, ЗАО «КамГэсГражданстрой» (г.Наб.Челны), ООО «Мостострой №12» (г.Москва), Комитет внешнего благоустройства, ООО «Ак Таш», ФК «Рубин», МАУ ДЮСШ «Ак Буре», Администрация Советского района г.Казани, ООО «Ак Барс Строй», ООО «АСТ-Групп», ООО «Сталконструкция-В» (г.Москва), филиал АО «Монотек» (Турция), ОАО «РАФФ», ООО «Казтрансстрой», ООО «Вертикаль Строй групп» (Республика Марий Эл).

 
По теме
Депутат Госдумы Фаррахов рассказал о том, на каких авто ездят парламентарии Депутат Госдумы России от Татарстана Айрат Фаррахов на 52-м заседании Госсовета РТ рассказал о следовании рекомендации об использовании чиновник
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
Газета Тетюшские зори
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время