С  корабля на бал

Фото: www.yakazanec.com

С Международного театрального фестиваля в Пекине возвратилась труппа  Казанского академического русского большого драматического театра им. В. И. Качалова.   
 
Международный театральный фестиваль в Пекине в этом году проходит восьмой раз. Главная его цель – знакомить жителей Китайской народной Республики с театрами мира. Европейское искусство — своеобразная экзотика для столь специфичного региона  . В  Китае  к нему  проявляется огромный интерес. Правда, и «кормят»  западными блюдами  свою публику организаторы фестиваля очень небольшими порциями.  Современные декорации, как правило, сложны для монтировки, требуют больших затрат по времени и точности в работе, поэтому каждый год организаторы фестиваля приглашают  три-четыре театра    из  Европы, которые дают  один спектакль  , но три дня подряд.  Российским театрам выпадает бывать  в Поднебесной нечасто. В 2016 году  это был знаменитый своей историей  Александринский театр из Санкт-Петербурга  со спектаклем «Женитьба» режиссера  Валерия Фокина. В этом году на сцене Пекинского народного художественного театра  была представлена  одноактная  «Пиковая дама» Александра  Славутского, а также ещё два театра, в ряду с которыми для нас стоять довольно престижно. Шекспировская «Буря» болгарского режиссера  Александра  Морфова, и чрезвычайно любопытная, авторская  постановка  «Земля обетованная»  известного  как театр нового времени  театра, Лодзи из Польши. 

«Сотрудничество началось с того, что китайская делегация приехала в Казань для знакомства с нашим регионом, нашим театром и его репертуаром, — рассказывает помощник художественного руководителя по литературной части заслуженный  работник культуры Татарстана   Диляра Хусаинова, — Для фестиваля в Пекине  был  отобран спектакль  «Пиковая дама».  Во-первых, потому что в Китае очень хорошо знают и любят Пушкина. Во-вторых, им интересна классика. И, наконец, наш спектакль,    им очень понравился.  Так что, выбор был легким и сомнений не вызывал». 

«Пиковая дама» покинула сцену  качаловского  театра, да и  наш город,  уже в середине апреля. Декорации долгим путём отправились на место гастролей и только в середине лета, 3 июля, накануне спектакля, прибыли в Пекин. Теперь они отправились в сторону дома.  Преодолев   утомительное  путешествие через море, вновь с корабля на бал,  история  мистических  приключений  Германа,выйдет на родную сцену  лишь в середине  октября.     
А уже  в начале следующего года столицу Татарстана  ждут ответные гастроли.    Из Пекина  руководители  качаловского  театра привезли    несколько дисков с записями постановок, из которых предстоит выбрать самый достойный внимания нашей  публики. 

А покорение вершины под названием Китайская  народная  Республика  прошло  успешно. Достоверным признаком этого были  ежедневные  аншлаги  в зале на 920 мест.  Более того, мистическая драма так задела китайского зрителя, что на встречу с артистами пришло рекордное количество желающих, порядка 200 человек.  Это были  учащиеся театральных учебных заведений и актёры театра, студенты, изучающие русский язык,  представители прессы и просто зрители.  Организаторам пришлось ставить в зале, предназначенном для беседы, дополнительные стулья. Отвечали на вопросы зрителей  режиссер постановки, Александр  Славутский, исполнители  главных ролей: Светлана Романова,  Илья Петров  и Мария  Шеховцова  и молодые артисты театра, занятые в постановке.   

Вопросы задавались не праздные,  о русском театре, его отличиях от театра восточного. Об особенностях восприятия  спектакля зрителями разных стран, ведь  с этой постановкой казанский театр  объездил полмира.  Задумались зрители и о том, какие факторы влияют на долгую жизнь спектакля,    «Пиковая дама»  не сходит со сцены вот уже  без малого двадцать лет, интересовало китайскую публику и то, как изменился спектакль за это время.  Профессиональным  театралам любопытны были принципы, на которых строится диалог режиссера с артистами, способы существования актёров на сцене,  и даже то, как чётко и бесшумно двигаются во время действия  штанкеты.  Настоящий диспут разгорелся на встрече по вопросу предназначения театра в современном обществе.  В ходе него выяснилось, что уставным принципом китайцев  вообще, и режиссеров в частности  является «Служить  народу!»  Главный режиссер театра им.Качалова, Александр  Славутский  признался, что он всю жизнь в своём творчестве придерживался подобных позиций. 

Самым страстным  желанием  Александра  Славутского,  как автора постановки «Пиковой дамы»  было получить обратную связь, так что он    и  и сам задавал  много вопросов:  как поняли зрители  ту или иную сцену. Делясь впечатлениями от спектакля, присутствующие  говорили о том,  что самая  интригующая и авантюрная драма А.С.Пушкина  натолкнула их на  размышления:  вне зависимости от времени и места,  человек,  даже имея все необходимое, ведь в повести Герман вовсе не бедствует, стремится к ещё большему богатству  так рьяно, что  готов ради золотого тельца пойти на  компромисс со своей совестью, пренебречь всеми мыслимыми правилами, вступив  в  сделку с дьяволом. Отметили зрители и множество режиссерских приёмов,  благо Китай — страна, где умеют считывать символы,  позволяющие создать из повести  XVIII  века «блестящее, но фатальное танго», как  и заявлено  в афише спектакля. 

По словам артистов труппы, им было интересно в Китае всё. Здание театра, которое проектировали советские архитекторы, вызвало у наших артистов одновременно ностальгию и восхищение. Монументальность сталинского стиля в сочетании с национальными мотивами, позволила создать нечто неповторимое. Приятно удивлены  казанцы  были прекрасной акустикой и функциональной площадкой, объемными карманами  сцены и высоким уровнем оборудования, чистотой и аккуратностью вокруг. Перед началом каждого спектакля китайцы  предусмотрительно снабжали артистов прохладительными напитками, кондиционерами, что было немаловажно в столь сильную жару, что стоит в это время года в Пекине.  Особую атмосферу создавали курящиеся повсюду  благовония. 

Своими глазами увидели  качаловцы  печально известный атрибут Пекина – смок. «Когда не пасмурно, но и солнца нет, потому  что  то светит через плотный занавес дымки», — комментирует  Диляра  Хусаинова. Заботясь о гостях, китайцы поселили труппу казанского театра в шаговой доступности от театра. Но любознательные актёры в краткие свободные  от репетиций и спектаклей моменты  всё  же дошли до главных достопримечательностей Китая: площади  Тяньаньмэнь и Запретного города. Несколько человек, у кого было чуть  больше  времени, пренебрегая сном и отдыхом,  совершили многочасовое паломничество к знаменитой Китайской стене. 

«Но самое главное – мы приобрели, интересный опыт  познания чужой страны и опыт зрительский.  – делится зав.лит театра. —  Потому что первый спектакль в другой стране всегда проходит с большим волнением. Никогда не знаешь,  как люди будут это все понимать, воспринимать и реагировать.  Как правило, для зрителя это проходит незамеченным, артисты не дрожат, не забывают слов от волнения.  Сцена – их профессия! Только мы, и переводчики, видят, насколько легче проходит второй спектакль».     

Своеобразным опытом стала встреча с  качаловцами  для китайских волонтеров, которые  сопровождали  казанцев  повсюду.    Китай — страна  непризнавшая  английский языком всемирного общения, поэтому русскоговорящих волонтёров набралось достаточно.  Для улучшения коммуникаций они были распределены по театральным цехам и за неделю,  так прониклись атмосферой театра, что некоторые из них изъявили желание поменять уже приобретенные профессии.

Фотографии предоставлены театром им. В. И. Качалова

Об авторе: Ирина Ульянова
 
По теме
Театральные критики первыми увидели премьерный спектакль челнинских кукольников - ИА Татар-информ Фото: Набережночелнинский театр кукол Сказку на челнинской сцене поставил режиссер Татарского государственного Академического театра имени Галиаскара Камала Ильгиз Зайниев.
21.07.2018
В театре кукол состоялась премьера спектакля для взрослых - Администрация Н.Челны В Набережночелнинском государственном театре кукол состоялись премьерные показы спектакля для взрослых - «Горебогатырь Косометович» в постановке режиссера Татарского государственного Академического театра им.
21.07.2018
pekin - Республика Татарстан     Овациями «Пиковой даме» в переполненном зале Пекинского народного художественного театра завершились гастроли Качаловского театра в Пекине.
09.07.2018
 
 
Происшествия В Киеве ракетно-зенитный комплекс «Бук» врезался в здание бизнес-центра Инцидент произошел на улице Крещатик после репетиции военного парада ко Дню независимости Украины.
18.08.2018 ИА Татар-информ
Происшествия В Челнах двое пьяных украли из дома блогера-инвалида коляску, чтобы покататься по городу Жертвой аморального поступка стала жительница Набережных Челнов – известная бьюти-блогер Лилия Лутфрахманова.
17.08.2018 ИА Татар-информ
Корреспондент "КП" побывала на кладбище, где похоронили мужчину Василиса НИКОЛАЕВА Кладбище «Вешки» Мытищинского района находится в нескольких километрах от МКАД по Осташковскому шоссе в элитном коттеджного поселке.
16.08.2018 Комсомольская правда Казань
15-летний подросток дал признательные показания в убийстве десятилетней девочки и рассказал о деталях совершенного преступления, сообщается на сайте регионального управления СКР.
18.08.2018 Вечерняя Казань
Труппа Казанского академического русского Большого драматического театра им.В.И.Качалова вышла из отпуска. - YaKazanec.Com 17 августа на Основной сцене театра прошел традиционный сбор труппы. Художественный руководитель-директор театра Александр Славутский  рассказал о планах на 228-й сезон.
18.08.2018 YaKazanec.Com
Сельское хозяйство Артисты Князевского дома культуры выступили перед аграриями Тукаевского района За время обеденного перерыва артисты исполнили лучшие песни, стихи и выразили признательность аграриям за их труд.
19.08.2018 ИА Татар-информ
Писатель, создавший альтернативную русскую историю, скончался в возрасте 66 лет Евгения КОРОБКОВА В возрасте 66 лет умер от рака писатель Владимир Шаров, наш российский Умберто Эко, создавший свою гигантскую русскую историю.
17.08.2018 Комсомольская правда Казань
Жители Челнов при слове «библиотека» удивляются, думая, что их не существует Современный житель Набережных Челнов в основном пользуется для чтения книг электронными версиями книг.
15.08.2018 Челнинские Известия
Новый спектакль по произведению русского классика поставят к новому году Это задумка художественного руководителя молодежного театра Софьи Федекиной, а пока труппа готовится к премьере постановки «Человек из Подольска».
17.08.2018 Челнинские Известия
1 - ФК Рубин «Рубин» сыграл вничью с грозненским «Ахматом» в матче 4-го тура Российской Премьер-Лиги.
19.08.2018 ФК Рубин
Окончательно прояснилась "темная" история с кадрами, на которых якобы запечатлен игрок сборной России и одна из звезд ЧМ-2018 [видео] Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin На второй день после того,
18.08.2018 Комсомольская правда Казань
szr - Республика Татарстан     Делегация Союза журналистов России (СЖР) в рамках своего визита в Татарстан посетила 16 августа редакции старейших газет нашего региона – «Республики Татарстан» и «Ватаным Татарстан».
17.08.2018 Республика Татарстан
25-й выпуск Казанского Суворовского училища собрался вместе спустя 45 лет - ИА Татар-информ Общество 25-й выпуск Казанского Суворовского училища собрался вместе спустя 45 лет Фото: Александр Елисеев В 1973 году училище закончил первый заместитель министра обороны РФ Валерий Герасимов.
18.08.2018 ИА Татар-информ
Происшествия На промзоне в Нижнекамске вспыхнули 11 контейнеров с отработанным моторным маслом Фото: ГУ МЧС по РТ Очевидец заметил столб густого черного дыма в районе Металлобазы и вызвал сотрудников МЧС.
17.08.2018 ИА Татар-информ
В Казани продолжается ремонт улицы Бари Галеева в рамках федерального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги».
17.08.2018 Министерство транспорта