Олег Ивенко о роли Рудольфа Нуриева в «Белом вороне»: «Такой шанс выпадает лишь раз в жизни»

Олег Ивенко о роли Рудольфа Нуриева в «Белом вороне»: «Такой шанс выпадает лишь раз в жизни»
Фото: cdn1.savepice.ru
На прошлой неделе в США состоялась долгожданная фестивальная премьера фильма Рэйфа Файнса «Белый ворон» о жизни легендарного танцовщика Рудольфа Нуриева

Главную роль в картине сыграл премьер труппы Татарского театра оперы и балета имени Джалиля Олег Ивенко . В интервью порталу «Вверх» сразу после возвращения с кинофестиваля в Теллуриде танцовщик, заслуженный артист Татарстана, лауреат международных конкурсов, актер, художественный руководитель фестиваля современного танца #StagePlatforma Олег Ивенко рассказал о совместной работе с Файнсом и Чулпан Хаматовой, качествах Нуриева, которые он обнаружил в себе, и будущей актерской карьере.

Фильм The White Crow «Белый ворон» (название фильма происходит от прозвища Нуриева, которое было дано ему в детстве, ведь будущий танцор был весьма худым) был представлен на престижном Международном независимом кинофестивале в Теллуриде (штат Колорадо), который проходил с 31 августа по 3 сентября. Это биографическая драма о  советском артисте балета Рудольфе Нуриеве, который предпочел жизнь в  Европе, попросив политического убежища во  время гастролей в  Париже.

В картине помимо Олега Ивенко снялись также Чулпан Хаматова, Сергей Полунин и дважды номинант на «Оскар» Рэйф Файн с (для себя он выбрал роль Александра Пушкина, бывшей звезды Кировского балета и наставника Нуриева в Ленинградском хореографическом училище). В основу сценария легли воспоминания британской балерины и журналистки Джули Каваны «Жизнь Рудольфа Нуриева». Как анонсировал режиссер Рэйф Файнс , «это зарисовка о студенческой жизни Нуриева в Ленинграде, в фильме будут показаны эпизоды из детства Рудольфа в Уфе, а также время, проведенное им в Париже в самом начале - после того, как в 1961 году Нуриев отказался возвращаться в Советский Союз, попросив политического убежища». Следующий крупный показ состоится 18 октября - картину «Белый ворон» покажут на Международном кинофестивале в Лондоне.

Наше интервью с премьером проходило в его гримерке в театре оперы и балета. Повсюду – балетки различных цветов на все случая жизни, элементы костюмов, подарки от поклонников (в том числе, статуэтки Шурале) и несколько книг. Одна из них явно неслучайна и называется «Рудольф Нуриев в Казани».

- Рудольф Нуриев был вашим кумиром с детства?

- Можно сказать, на его творчестве и на творчестве Михаила Барышникова я вырос. А сейчас Барышников очень поддерживает наш фильм «Белый ворон». Он был очень впечатлен работой, игрой, самой постановкой танцев в картине. Мы с ним советовались, давали на просмотр видео, потому что Барышников входил в ближайшее окружение Нуреева и стал неотъемлемой частью нашей киноработы.

Кумир – опасная вещь. У тебя просто должны быть люди, на которых ты можешь равняться. Рудольф Нуриев - человек, на которого я равнялся в профессиональном плане. Жажда танца перекрывала его физические ограничения.

Его бешеная энергетика просто убивала всех наповал. Он мог раскрыть персонаж, передать основной смысл зрителю.

- «Белый ворон» будет чисто фестивальным кино или выйдет в широкий прокат?

- Обязательно выйдет. Я думаю, скорее всего, в начале 2019 года. Россия пока не купила права на прокат, а остальной мир уже активно покупает – Америка, Лондон, Япония.

- Примите поздравления с фестивальной премьерой «Белого ворона». Сколько раз в итоге показали картину в Теллуриде и на какую аудиторию?

- В течение четырех дней показы шли по несколько раз в день. И каждый раз мы представляли наш фильм зрителям, критикам, прессе, актерам, продюсерам, режиссерам. Фестиваль в Теллуриде – один из самых престижных в киномире. Любопытно, что там нет какого-то строгого дресс-кода. На фестиваль можно было приходить в джинсах и свитере.

Николь Кидман ходила в свитере, Хью Джекман сделал такой же выбор в одежде. Мэттью Макконахи пришел в рубашке и кепке, кедах. Я лишь один раз надел классический костюм на последнее в рамках фестиваля представление фильма на 700 зрителей, после которого мне задавали вопросы.

- Как вы себя ощущали на первом фестивальном показе?

- Я так волновался, будто играл все заново. Еще я переживал, потому что до этого не видел финальную версию фильма. Мы отсняли очень много материала, в итоге около 30 минут не вошли в фильм (до этого продолжительность была 2 часа 20 минут).

Когда я впервые смотрел фильм на фестивале, я нервничал, у меня потели ладони, я сопереживал герою в лице себя. Во время просмотра я замечал в самом себе развитие на экране, которое я прошел как актер с начала и до конца съемок. Когда я только начинал сниматься, не всегда понимал, как правильно вести себя перед камерой, а к концу съемок разошелся, знал, что и как лучше сделать, и я порадовался тому, что мне это было заметно.

Актерская раскрепощенность, к которой я пришел, для меня была видна. Рэйф сказал, что даже специалисты заметили рост в моей актерской игре в процессе монтажа и насколько я поменялся за четыре месяца со старта до конца съемок.

- А вы себя уже чувствуете полноценным актером?

- Может быть, пока не в полной мере. Но приближаюсь к тому этапу, что актерство станет неотъемлемой частью моей жизни. Планы большие, но раскрывать их я пока не буду.

- Когда вы посмотрели картину, вы почувствовали, что режиссерская задумка, которая была вложена в фильм, реализована?

- Я думаю, у нас все получилось. Я надеюсь, зрители будут сопереживать герою, тому, как нелегко ему было. Мы старались показать Нуреева таким, каким он был в действительности – очень много времени он проводил на тренировках в зале, он был человеком с тяжелым характером потому, что его недооценивали окружающие. Мы старались показать на экране, почему он решил остаться во Франции, и я думаю, нам это удалось.

Я очень горд за нашу команду.

И особенно за Рэйфа. Я его называю сумасшедшим маньяком в хорошем понимании, потому что сложно представить, какой объем работы он проделывает.

Кстати, уже в середине сентября у него будет театральная премьера в Лондоне постановки «Антоний и Клеопатра». Я очень хотел приехать поддержать его, но в связи с визовыми вопросами, к сожалению, не получается.

- Какая реакция на фильм раздавалась со стороны зрителей и критиков? Некоторые американские издания превозносили вашу работу, однако указывали, что повествование получилось несколько разрозненным…

- Никогда нет единого мнения. Кому-то наш фильм очень понравился. Кто-то, видимо, ожидал увидеть блокбастер, в котором я взорву автомобиль и возьму автомат в руки.

Возможно, кто-то ожидал от исполнителя роли Нуриева чего-то более экстравагантного, взрывного. Но кому-то понравилось, как мы интерпретировали героя.

Многим людям понравился сценарий и сама задумка. Рэйф проделал действительно большую работу, чтобы фильм состоялся. Он старался показать и детство Нуриева, и как он учился, и самое начало его карьеры, и Париж.

А вообще, на показе нашего фильма зрители часто смеялись. Но не уверен, что в России правильно воспримут такого рода юмор. В России юмор часто заключается в стебе, а на западе юмор – это просто неожиданный конец истории. Тем не менее, я очень надеюсь, что в России купят наш фильм. Рэйф так любит все русское, прекрасно говорит на русском, с таким воодушевлением работал над картиной, чтобы она понравилась зрителю.

Какое у вас отношение к критике?

- Сложное. По мне, критика нужна для того, чтобы человек, которого ты критикуешь, рос в профессиональном плане, а не чтобы его опустить. Критика создана, чтобы вдохновлять и мотивировать на большую работу. А если критик тебя «топит» раз за разом, ты просто перестанешь его читать.

А читать критику очень важно. Но, к сожалению, очень малый процент критиков пишет что-то положительное.

- Как вы готовились к съемкам фильма?

- Моя подготовка шла год-полтора. Я брал уроки актерского мастерства, Рэйф учил меня актерской игре. У нас с ним немало совместных сцен, и мы много репетировали, играя. Мы постоянно работали над текстом, буквально спали с этим текстом. Вы представьте ощущения Рэйфа: «Он взял на главную роль дебютанта, не актера, а танцовщика, из какой-то неизвестной никому в том мире Казани».

Я практически с азов начал учить английский язык, потому что во-многом пришлось себя переучивать. В любом случае, в фильме «Белый ворон» у моего персонажа русский акцент, а сейчас я продолжаю работать с педагогом над тем, чтобы его убрать.

Мы с продюсером сейчас ищем англоязычного педагога, который будет заниматься со мной актерской игрой дальше.

На протяжении четырех месяцев съемок было очень тяжело поддерживать себя в хорошей балетной форме. Съемочный день длился 12 часов. Потом в 11 часов ночи нужно было ехать в зал или находить время позаниматься в трейлере, а уже в 6 утра вставать. Очень тяжело было держать себя в нужной кондиции.

- С кем вы консультировались при подготовке к фильму?

- Большую помощь оказала подруга Нуриева Клара  Сент . Мы общались и с другими его друзьями, пытались узнать нюансы поведения танцовщика. Мы перечитали много книг, отсмотрели видео. Больше всего мне, конечно же, помог сам Рэйф. Он помогает мне правильно войти в киноиндустрию.

Очень важно, чтобы начинающий актер понимал, как нужно играть персонаж и какой смысл в вкладывать в свою игру. У него такая нетрадиционная игра, которая меня очень вдохновляет.

- На каком языке Рэйф Файнс общался с вами на съемочной площадке?

- На английском.

- А в чем-то вы видели проявления его любви к русской культуре?

- Он очень скучает, когда долго не бывает в России. Недавно он мне сказал, что скоро приедет в Санкт-Петербург, и хочет приехать погулять, пообщаться со своими российскими друзьями. Вы найдите еще другого голливудского актера, который будет говорить, что страшно соскучился по России.

- Какие впечатления у вас остались от совместной работы с Чулпан Хаматовой?

- Это человек с большой буквы. Я ее сейчас еще больше люблю, ценю, и счастлив, что мне удалось поработать с такой актрисой. Она мне очень помогала во всех совместных сценах, подсказывала. Одно удовольствие играть и общаться с таким человеком, многодетной мамой, благотворителем. Это очень добрая и лучезарная женщина, окружающая теплом. Она актриса большого полета.

- Вы поняли, за какие такие хорошие поступки вам прилетела птица удачи с главной ролью в клювике?

- Я всегда мечтал об этом, но никогда не думал, что сыграю в кино. Я очень благодарен судьбе, что это со мной произошло. Меня всегда привлекала актерская игра.

У меня очень развита мимика и я знал, что могу доработать необходимые качества, нужны лишь правильные люди рядом, человек, который в меня поверит. Но я работал очень много, чтобы эта сказка со мной случилась.

- Как вы попали в фильм «Белый ворон»?

- Меня нашли Алла Юрьевна Петелина и Екатерина Лобанова. Они ездили по российским театрам и просматривали танцовщиков, которые смогут сыграть роль Нуриева. В итоге кто-то им посоветовал посмотреть меня.

Мне написали в социальную сеть о кастинге, но я удалил сообщение, подумав, что это спам. Через несколько недель мне позвонила знакомая из Санкт-Петербурга, что мной все же интересуются, и так все завертелось.

Потом они приехали, что-то записали, но Рэйфу эти пробы не особо понравились. Он не был впечатлен моей первой работой. И я начал активно работать, потому что такой шанс выпадает только один раз в жизни, и нужно им воспользоваться. Каждый вечер я встречался с английским и русским педагогами, штудировал текст, работал над актерским мастерством. Потом были уже пробы на камеру, я лично познакомился с Рэйфом, и показался уже более уверенно, потому что беспрестанно работал над собой.

- Вы можете восстановить в памяти свой первый съемочный день?

- Если честно, то лучше я помню процесс подготовки к съемкам. Насколько я помню, я пришел на площадку, съел круассан и приступил к работе. Я был очень сконцентрирован и не отвлекался ни на что.

- А где проходили съемки?

- В Санкт-Петербурге, Сербии и Париже.

- Насколько участие в фильме изменило вашу и жизнь. И готовы ли вы переориентировать свою карьеру на другую профессию?

- Киномир, окружающие люди, в любом случае тебя меняют.

Балетный век короткий – до 36-37 лет, а мне сейчас 27 лет. Так что уже пора задумываться, как правильно выстроить свое будущее.

Если возникают зацепки в кино, ими глупо не воспользоваться. Посмотрим, как будет дальше. С нетерпением жду своего будущего. Мне очень интересно, что меня ждет. Это как книга, которую ты только начал читать и тебе интересно, что будет дальше.

- До участия в кино были случаи, чтобы вы просыпались в холодном поту и думали, что же делать после окончания карьеры танцовщика?

- Таких случаев не было. Но около трех лет назад я начал задумываться над тем, что балет – это еще не вся жизнь. Помимо балета должна быть личная жизнь, какие-то дополнительные интересы, возможности. До этого я жил только конкурсами и балетом.

В 2016 году я открыл авторскую школу-студию Ballet Room, где проводятся занятия для детей и взрослых по различным направлениям. Задумка состояла в создании площадки, где дети и непрофессионалы смогут получать квалифицированные знания от действующих артистов балета. Студия находится на Жуковского, 23.

Уже после съемок в фильме мы сидели с моим менеджером и обсуждали, что мне чего-то не хватает. И я хочу сделать что-то новое. И мы поняли, что Казани не хватает современной хореографии, соответствующих фестивалей. Тогда появился фестиваль современного танца #StagePlatforma.

Я рассчитываю, что уже в ноябре-декабре пройдет третий по счету фестиваль. Мы хотим заручиться поддержкой Министерства культуры Татарстана и сделать все для того, чтобы третий фестиваль прозвучал еще громче, мы намерены раз от раза повышать планку.

Планы у нас грандиозные – я хочу пригласить танцовщиков из Санкт-Петербурга, Голландии, Польши, Москвы. Актер, который планирует приехать к нам на фестиваль с мастер-классом по актерскому мастерству, известен всем.

Проект #StagePlatforma обязательно должен жить. Им мы развиваем не только молодежь, но и казанцев, которые когда-то хотели танцевать, но потом не смогли по каким-то причинам – кто-то ушел из-за травм, кто-то вплотную занялся семьей, у всех свои причины. Но мне кажется, что у нас половина населения хочет попробовать себя в каком-то творчестве, но не знает, в чем конкретно.

- В последнее время участились разговоры о необходимости установки памятника Рудольфу Нуриеву в Казани. На ваш взгляд, он нужен?

- Нужен. Это личность, которая поменяла искусство, перевернула систему. Этот человек отдал себя искусству. Несколько лет он танцевал на сцене по 310 дней в году. Это что-то невероятное. Памятник он заслуживает точно.

- Много ли вы нашли в себе общих с Нуриевым черт?

- Со временем да. Я начал находить в себе очень много общего с ним, особенно в донесении информации до зрителя. Я по-настоящему плачу на сцене. Жизнь коротка. И если не растрачивать талант, который тебе подарил Бог, беречь себя в эмоциональном плане, то когда ты это потратишь? Если люди платят за это деньги, ты должен показать свое мастерство.

Мне также свойственны упорство, непоколебимость Нуриева, жесткость в чем-то. Он был жестче, я сам по себе мягче и добрее. Но иногда и во мне просыпается что-то страшное. Как недавно произошло в аэропорту на рейсе «Аэрофлота», когда из-за очереди на паспортном контроле самолет улетел без меня. А мне еще после этого не хотели менять билет. Тогда я рвал и метал, взорвался, там уже во мне проснулся Нуриев.

Кристина Иванова



 
По теме
Во Дворце культуры имени С. Гассара проведено занятие по вокалу (руководитель Марина Комарова) для участников народного театра имени Ашрафа Ахунова.
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система