Родной язык как ценность глобального общества

Фото: rt-online.ru

 

  Как утверждают эксперты, в мировом сообществе возникла характерная проблема особого порядка – из года в год становится все меньше людей, владеющих родным языком. Между тем языки национальных меньшинств были и, бесспорно, остаются средством выражения культурного достояния и национальной идентичности народов.

 

Поэтому понятна озабоченность общественности некоторых регионов России, в которых проживают представители различных народов, тем фактом, что в апреле этого года в Госдуму внесен законопроект об изменениях в Федеральный закон «Об образовании». Как уже сообщалось, его авторы предлагают перенести преподавание родных языков в вариативную (необязательную) часть школьной программы. Напомним: речь идет о том, что впредь в республиках России изучение родных языков будет возможно по желанию школьников и их родителей на основе письменного заявления.

Как сообщается на сайте Госдумы, рассмотрение законопроекта, предполагающего введение факультативного преподавания родных языков, перенесено на осеннюю сессию, ориентировочно на сентябрь. Такое решение принял Комитет по образованию и науке нижней палаты российского парламента.

Госсовет Татарстана, выступая за сохранение права на изучение родного языка в обязательной части образовательной программы для всех народов России, направил соответствующее обращение в Госдуму.

Предоставляя газетную площадку для обмена мнениями по этой актуальной проблеме, сегодня мы пригласили для разговора председателя Комитета Госсовета по социальной политике Светлану Захарову.

 

– Светлана Михайловна, как вы оцениваете внесение известного законопроекта в Госдуму?

– Разработчики его, как мне видится, поторопились. Вопрос теперь другой: что в этой ситуации делать? Сейчас во многих регионах ищут выходы, предлагают варианты. Обращение Госсовета Татарстана в Госдуму поддержала Республика Дагестан. Я тоже считаю, что авторам законопроекта просто необходимо было выслушать мнение и учесть позицию (естественно, в рамках закона) каждой национальной республики в составе России. Иначе последствия этого закона могут быть непредсказуемыми.

Сегодня у детей, независимо от их национальности, есть гарантированное право на изучение родного языка, что прописано в обязательной части школьного учебного плана. В случае принятия законопроекта в этой обязательной части остается один язык – это государственный язык РФ – русский, а все остальные языки переходят в так называемую необязательную, факультативную часть. И если сейчас все родные языки, по выбору учащихся и их родителей, может быть, и с малым количеством учебных часов, но все-таки изучаются в обязательном порядке, то с принятием закона дети, у которых родной язык нерусский, теряют право обязательно его изучать. То есть закон сводит на нет гарантированное сегодня изучение родного языка.

  Как сообщается на сайте Госдумы, рассмотрение законопроекта, предполагающего введение факультативного преподавания родных языков, перенесено на осеннюю сессию, ориентировочно на сентябрь

– Факультативной части будет недостаточно?

– Если вы внимательно прочтете положения федерального законопроекта, увидите, что даже факультативно изучать родной язык можно будет не во всех образовательных учреждениях, а, цитирую, «лишь в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, и только потом с учетом потребностей ребенка». Меня озадачивает само это понятие: «в пределах возможностей». Получается, директор школы вправе сказать: у меня нет преподавателя, нет учебников, нет помещения, значит, организовать процесс изучения родного языка я не в состоянии. То есть если у школы нет так называемых возможностей, то она и не обязана находить пути решения столь важной социальной задачи? Таких моментов в законе быть не должно. Наоборот, необходимо все очень четко прописать.

 

– В пояснительной записке к законопроекту его инициаторы утверждают, что предлагаемые изменения позволят сохранить, теперь уже я цитирую, «баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения и возможности изучения государственных языков республик, а также избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике». Как это понимать?

– Я считаю, что все эти изменения и есть неодно­значная трактовка. О каком выборе языка воспитания и обучения можно говорить, когда преподавание родных языков станет необязательным, только «при возможности»? Это прямой путь к искоренению системы обучения и воспитания на родном языке. И где же здесь сохранение баланса реализации конституционного права граждан?

 

– Вы сами разговариваете на татарском языке. Учили его специально?

– Знаю его на бытовом уровне. Я, кстати, занималась языком факультативно, когда училась в школе, это было в восьмидесятых годах. Благодарна своим родителям, которые настояли, чтобы я ходила на эти уроки.  Это был нулевой урок в семь часов утра или последний урок в расписании. Признаюсь, великого желания ходить в школу к семи утра у меня не было, но ведь ребенок не всегда сам может понять, что ему нужно, а что нет. Тут важен настрой и отношение взрослых, это касается и языков. Мои мама и папа считали, что если живешь в республике, нужно знать татарский язык. Я в полной мере оценила это, когда уже работала врачом и была закреплена на участке за частным сектором, где у меня в подопечных было немало пожилых людей, в том числе много бабушек татарской национальности, которые по-русски не могли даже внятно объяснить, что у них болит. И мне очень сильно помогло знание татарского языка на бытовом уровне. Конечно, не умею писать на татарском языке, но сказать «Здравствуйте, бабушка, что у вас болит?» и, если она обращалась ко мне на татарском языке, элементарно ей ответить – это те самые плюсы, о которых сейчас кто-то и не задумывается. Да и в депутатском кресле, когда приезжают избиратели и обращаются ко мне на татарском языке, а я могу уважительно ответить, – это тоже большой плюс. Я говорю о татарском языке, но на самом деле это может быть язык любого народа. И мы в нашем парламенте говорим не о проблемах сохранения сугубо татарского языка, а в принципе – о родных языках многонациональной России.

  «О каком выборе языка воспитания и обучения можно говорить, когда преподавание родных языков станет необязательным, только «при возможности»? Это прямой путь к искоренению системы обучения и воспитания на родном языке»

 

– Здравый смысл диктует, что изучение языков объективно является фактором, без которого трудно чувствовать себя уверенно в глобальном мире. Да и просто быть цивилизованным человеком. Вы с этим согласны?

– Думаю, что в сегодняшних реалиях Россия должна искать стратегическую альтернативу Западу в глобальном мире. Знание татарского – в нашем случае – это еще и окно в тюркский мир. Ведь они так схожи. Бывая в государствах бывшего СССР – Азербайджане, Казахстане, да и в Турции, в этом лично убедилась. Наша республика выстраивает с тюркским миром экономические отношения, формирует взаимный рынок товаров, услуг и капитала. Мой сын учит татарский язык, и на его основе ему легко дается турецкий. Если посмотреть на эти вопросы с практической точки зрения, то можно утверждать: знание языков существенно расширяет возможности для молодежи в учебе и трудоустройстве. Это очевидная вещь, согласитесь.

 

– Президент Татарстана Рустам Минниханов, обращаясь с ежегодным посланием к Госсовету, предложил Министерству образования и науки обеспечить высокий уровень знаний русского языка «при сохранении приоритета изучения государственных и родных языков». Как вы считаете, все-таки есть перспектива решить эту проблему, не выводя ее на политический уровень?

– Вопрос отстаивания права на изучение родного языка  не является столь уж неразрешимой дилеммой. Я уже не раз говорила и повторюсь, что намного важнее другая задача для всех нас – постараться, чтобы родные языки прожили еще не одно столетие. Но это тема для долгого разговора.

 

 
По теме
mari - Республика Татарстан     Сегодня на тему сохранения и развития культуры, традиций, родных языков и обычаев народов, проживающих в Татарстане,
29.05.2018
0b6ef6a5ddb6e9b088a4ec6af1004e84 - Inkazan.Ru Не утихают споры вокруг вопроса изучения национальных языков в школах. Если федеральный центр настаивает на добровольном праве обучения ребенка неродному языку, то регионы чаще всего выступают против.
28.05.2018
 
Фарид Мухаметшин: Нельзя раскалывать по языковой проблеме нашу многонациональную страну - Казанские ведомости Вчера на заседании Госсовета РТ депутаты рассмотрели проект федерального закона о внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает,
25.05.2018
 
000 - Республика Татарстан     24 мая на очередном заседании Госсовета по степени эмоциональности и социальной значимости между собой спорили два вопроса повестки дня: материальный и духовно-нравственный.
24.05.2018
В ДРКБ проходят занятия выездного цикла повышения квалификации по специальности "Педиатрия" - Детская клиническая больница Цикл проводит кафедра «Поликлинической и социальной педиатрии» факультета дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им.
19.09.2018 Детская клиническая больница
Сокуровской школе Лаишевского района, где на прошлой неделе прошла XIV международная научно-практическая конференция «Державинские чтения», присвоили имя Гавриила Державина.
19.09.2018 Казанские ведомости
  В Татарстане стартовал конкурс среди школьников «IT-чемпион», победители в качестве награды получат 270 смартфонов, сообщает пресс-служба Минсвязи РТ.
19.09.2018 Республика Татарстан
arton6895 - Республика Татарстан     Мы уже сообщали о трагедии, случившейся 12 сентября в Бугульме , когда ранним утром на территорию дома предпринимателя Евгения Деданина проникли трое злоумышленников.
19.09.2018 Республика Татарстан
Сегодня пресс-служба МВД республики доложила о завершении предварительного расследования по  уголовному делу против руководителей одной из крупнейших «финансовых пирамид» — КПК «Рост».
19.09.2018 ГТРК Татарстан
Восстановлению он уже не подлежит Сообщение от 29-летнего очевидца о горящем в СНТ «Заря» доме в диспетчерскую  МЧС  поступило  вчера, в 18.10.
18.09.2018 Челнинские Известия
Один из них оставил предсмертную записку Вчера, в 8.30,  у  подъезда дома 7/02 нового города  очевидец увидел лежащего на земле  человека с признаками падения с высоты.
19.09.2018 Челнинские Известия
0b6c41c4fd8ab3a949ed9ecdbfb3460e - Республика Татарстан     Новая татарская опера, современное прочтение русской классики и сценический триллер по Стивену Кингу – вот лишь немногое из того, чем будут удивлять своих зрителей театры Татарстана в предстоящем сезоне.
19.09.2018 Республика Татарстан
21 сентября в молодежном центре “Заман” на фестиваль гитарной песни «Батарейка» приглашается творческая молодежь от 18 до 35 лет: солисты и группы исполнителей гитарной музыки в любом жанре (авторская, эстрадная, романсы,
18.09.2018 Капитал-Закамье
Как вчерашние звезды оказываются на обочине жизни Алена МАРТЫНОВА - Я об этом никому не рассказывал, даже родным и близким, чтобы не нагружать, - опускает глаза почти легендарный строитель Джумшут из сериала «Наша Russia»,
17.09.2018 Комсомольская правда Казань
minsport.tatarstan.ru - Республика Татарстан     В Казани на полях гольф-клуба «Свияжские холмы» завершился Кубок России – финальный турнир спортивного сезона.
20.09.2018 Республика Татарстан
d1e82910c1 - Республика Татарстан     Казанский «Ак барс» на мажорной ноте завершил труднейшее турне по четырем городам, выиграв во вторник в Нижнем Новгороде у местного «Торпедо» – 4:2.
20.09.2018 Республика Татарстан
    На стрельбище «Свияга» завершился розыгрыш пятого этапа Кубка Татарстана, в котором выступило более 150 стрелков, разыгравших семь комплектов наград в трапе и ските.
20.09.2018 Республика Татарстан
На защиту 91-летнего Юрия Величко встали все, и власти Казани, и обычные горожане [фото, видео] Алина ГАБДУЛИНА Жителю Казани Юрию Величко 91 год.
19.09.2018 Комсомольская правда Казань