Итоги онлайн-конференции по недостоверной рекламе оккультных и медицинских услуг

Посвященная недостоверной рекламе оккультных и медицинских услуг, а также недобросовестной конкуренции путем распространения порочащей деловую репутацию информации онлайн-конференция прошла 19 декабря на сайте Татарстанского УФАС России. На вопросы читателей ответил заместитель руководителя Павлов Игорь Николаевич.

Вопрос: Мне стало известно от моих клиентов, что производимая моей компанией продукция не прошла испытания, проведенные иной организацией, являющейся конкурентом. В данном случае считаю, что результаты испытаний не соответствуют действительности и организация, проводившая испытания, не имела права разглашать их моим клиентам. Полагаю, что в данном случае организацией, проводившей испытания, данные действия были совершены преднамеренно – в целях опорочить мою репутацию и привлечь к себе моих клиентов.

В связи с этим могу ли я направить жалобу в антимонопольную службу, квалифицируя действия данной организации как недобросовестная конкуренция?

Ответ: В данном случае, исходя из приведенных Вами фактов, следует, что некая организация путем ссылки на проведенные им же исследования распространяет информацию о том, что Ваша продукция не соответствует заявленным требованиям и иным характеристикам.

Действительно, можно предположить, что указанные в Вашем обращении действия организации, проводившей испытания, имеют признаки недобросовестной конкуренции, квалифицируемой как «дискредитация» по статье 14.1 Закона о защите конкуренции, либо «введение в заблуждение» по 14.2 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 14.1 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.

Согласно статье 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

При этом Татарстанское УФАС России сообщает о необходимости более тщательного разбирательства в представленных Вами фактах, так как может выясниться то, что указанная организация, действительно, провела испытания производимой Вашей компанией продукции. Данные исследования могли проводиться по заявке конкретного хозяйствующего субъекта,  в данном случае Вашего клиента, который к Вам обратился и который был заинтересован в проведении данных испытаний в целях определения характеристик продукции для дальнейшего его использования в готовой продукции и поставки другим субъектам.

Если же в материалах испытаний отсутствуют сравнения производимой Вами продукции с продукцией данной организацией, т.е. того лица, который проводил испытание, и, более того, материалы испытания данной организации сторонним организациям не рассылались, кроме отправки материалов лицу, по чьей заявке проводилось испытания, то данные действия не могут быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция.

 

Вопрос: Как мне убедится, что целительница меня не обманет и поможет?

Ответ: В соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан конкретные методы народной медицины, которыми целителю разрешено оказывать услуги, 
указываются в «Дипломе целителя», который выдается лицу, осуществляющему деятельность целителя (лечение внушением и молитвами,  лечение травами, лекарственными растениями и т.п.) сроком действия на 3 года.

Данный диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу исполнительной  власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшему диплом. Кроме того, исходя из практики целители и лица, предоставляющие услуги нетрадиционной медицины, как правило, работают самостоятельно.

Таким образом, при обращении к лицам, оказывающим услуги целительства, стоить обратить внимание на наличие у них соответствующего диплома и (или) лицензий, информация о которых, должны быть указаны в размещенной ими рекламе. 

 

Вопрос: Партнер по бизнесу решил прекратить сотрудничество. Вместе с тем, втайне от меня воспользовался базой данной нашей компании и скопировал себе всю информацию о наших контрагентах, партнерах. Далее открыл новую организацию, осуществляющую аналогичную моей компании деятельность, и разослал контрагентам письма, содержащие недостоверную информацию о финансовом положении моей фирмы, о деловых качествах и компетенции сотрудников компании, а после предложил заключить новые договоры с его компанией. Являются ли данные действия актом недобросовестной конкуренции? Могу ли я обратиться с заявлением в Татарстанское УФАС России?

Ответ: Вы вправе направить жалобу в Татарстанское УФАС России.

Однако необходимо отметить то, что в соответствии со статьей 14.1 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении: см. ответ на вопрос 1.

Можно выделить три признака рассматриваемой формы недобросовестной конкуренции: распространение информации, ее недостоверность (ложность, неточность, искаженность) и причинение вреда (ущерба деловой репутации). Вред может выражаться в убытках или ущербе деловой репутации.

При этом деловая репутация организации может быть нарушена путем распространения порочащих сведений как о самой организации, так и о лицах, входящих в органы управления организацией, а также о работниках этой организации.

Таким образом, при наличии указанных форм недобросовестной конкуренции можно говорить о нарушении антимонопольного законодательства со стороны фирмы-конкурента.

 

Вопрос: Является ли нарушением законодательства о рекламе использование образов медицинских работников при рекламировании товаров, продуктов в газетах, журналах и на телевидении?

Ответ: Согласно требованиям пункта 4 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников.  Исключение такого использования составляет реклама  медицинских услуг, средств личной гигиены в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники; в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий; в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Таким образом, использование образов медицинских работников при рекламировании товаров, услуг и продуктов, не указанных в пункте 4 части 5 статьи 5 Закона «О рекламе», может содержать признаки нарушения Закона о рекламе.

 

Вопрос: Если рекламное объявление содержит конкретный пример излечения (исцеления) от заболеваний, данная реклама будет считаться нарушением? 

Ответ: В соответствии со ст. 24 Закона рекламе, реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины не должна:

-       содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

-                          содержать выражение благодарности физическим лицам в связи с использованием объекта рекламирования;

-                          создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

-                          способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;

-                          гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

Кроме того, исходя из системного толкования норм Закона о рекламе и имеющейся судебной практики, следует, что та или иная реклама и, в частности, реклама медицинских услуг и лекарственных средств   вообще не должна создавать у потребителя иллюзию того, что с помощью данных услуг и средств придет здоровье, успех и т.п.

 

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за совершение организацией акта недобросовестной конкуренции, в частности за нарушение статьи 14.1 Закона «О защите конкуренции»?

Ответ: По итогам рассмотрения дела, возбужденного по признакам нарушения статьи 14.1 Закона «О защите конкуренции», при подтверждении фактов нарушения антимонопольная служба  принимает решение о признании тех или иных действий ответчика по делу (организации, хозяйствующего субъекта), актом недобросовестной конкуренции.

За нарушение требований статьи 14.1 Закона «О защите конкуренции» предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в соответствии с которой недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат  уголовно наказуемого  деяния, за исключением случаев, предусмотренных  статьей 14.3  КоАП РФ и  частью 2  статьи 14.33,  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Вопрос : Деловая репутация моей фирмы часто страдает от конкурентов, размещающих на Интернет-сайтах недостоверную информацию, порочащую честь фирмы. Как нам поступить в данной ситуации, куда обращаться?

Ответ: Данные факты могут содержать признаки недобросовестной конкуренции, запрещенные антимонопольным законодательством, расследование которых входит  в компетенцию антимонопольной службы.

В случае обнаружения Вами фактов размещения информации, порочащей деловую репутацию Вашей фирмы, необходимо:

- зафиксировать данную страницу со всей информацией, представленной на ней (в случае необходимости нотариально);

- направить в   антимонопольную службу обращение о нарушение прав с приложением документов и доказательств, свидетельствующих о нарушении;

- при возможности представить конкретный список конкурентов, действующих в Вашей сфере деятельности.

Важно: Субъектом недобросовестной конкуренции может быть лишь конкурент хозяйствующего субъекта, против которого совершается акт недобросовестной конкуренции. То есть в случае, если распространитель недостоверных сведений ведет деятельность на другом товарном рынке и не является конкурентом лица, к которому относятся эти сведения, действия распространителя не могут быть квалифицированы в качестве недобросовестной конкуренции. Но и в подобной ситуации, даже несмотря на отсутствие акта недобросовестной конкуренции, пострадавшее лицо все равно имеет возможность защиты своих нарушенных прав.

Пострадавший вправе требовать опровержения недостоверной информации, распространяемой недобросовестным лицом, в соответствии с требованиями статьи 152 ГК РФ.

 

Вопрос: Что же делать, если когда-то по глупости или незнанию обратился к целителям, магам или колдунам, и все равно нет никакого результата от их лечения. Получается, они в объявлениях дают неправильную информацию, когда пишут, что людей излечили от различных недугов? Они ведь обманывают народ, распространяя ложную информацию, зарабатывают деньги на человеческих страданиях.

Ответ: В настоящее время законодательство Российской Федерации о рекламе не содержит запрета на размещение рекламы именно оккультных услуг, в том числе услуг астролога, предсказательниц, ведуньи и т.п. Кроме того, в Федеральном законе "О рекламе" не содержится специальных требований, предъявляемых к рекламе данных услуг. В то же время такая реклама должна соответствовать общим требованиям, установленным Федеральным законом "О рекламе", то есть должна быть добросовестной и достоверной, однако на практике она трудно применима. 

Оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов никакого отношения к народной медицине не имеет и об этом прямо указано в законе. Чаще всего указанные услуги оказывают непрофессионалы, далекие от народной медицины лица, которые, как правило, являются мошенниками и авантюристами.

Всякие экстрасенсы и колдуны плохо влияют на репутацию традиционной медицины, так как внушают населению об отсутствии необходимости обращения к врачам, а вылечиться возможно по фотографии, с помощью заговора, одного лекарственного отвара без каких-либо усилий и преодолений себя. Как показывает практика доверие к таким «магам» приводит к удручающим последствиям и результатам, так как больной человек обращается к специалистам спустя большой промежуток времени после начала болезни, когда заболевание перешло в более глубокую стадию. Временное улучшение состояния здоровья, которое наступает у больного после посещения «мага», имеет психологическое внушение самого человека, который верит в исцеление и уверен в успехе.

Вопрос: Зачем мне обращаться в антимонопольный орган, если нарушены мои права, а не сразу в суд?

Ответ: В соответствии с Законом "О защите конкуренции", антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства. Факт признания действий хозяйствующего субъекта нарушающим требования антимонопольного законодательства по отношению к другим субъектам на рынке устанавливает комиссия антимонопольного органа. Кроме того, антимонопольный орган выступает как следственный орган по рассмотрению дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства.

Суд не является органом следствия и не может расследовать факты нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, на основании Вашего заявления антимонопольным органом проводится расследование по всем аспектам и фактам дела для выявления нарушения или отсутствия такового.

 
По теме
Лениногорским городским судом РТ рассмотрено гражданское дело по исковому заявлению Банка к З. о взыскании задолженности по кредитной карте с наследников.
Итоги работы депутатов Государственной Думы ФС РФ восьмого созыва, избранных от Татарстана, обсудили сегодня на заседании Государственного Совета.
  Штрафы за недопуск газовщиков в квартиры будут повышены Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять во втором чтении проект поправок в КоАП,
Очередное мероприятие в рамках реализации программы «Терапия воспоминаниями» для получателей социальных услуг на дому Заинского комплексного центра «Радость» было приурочено Году семьи.
Сегодня в Государственном Совете состоялось заседание фракции «Единая Россия», на котором парламентарии обсудили ход реализации программ развития образования в Республике Татарстан,
Сегодня в Государственном Совете состоялось заседание фракции КПРФ, на котором депутаты рассмотрели вопросы повестки дня пятьдесят второго заседания парламента и обсудили планы работы фракции в период весенней сессии.
Сегодня в рамках пятьдесят второго заседания Государственного Совета РТ в парламенте была развернута выставка Академии наук РТ, приуроченная к Году научно-технологического развития, объявленного в Татарстане.
На пятьдесят втором заседании Государственного Совета был рассмотрен вопрос об избрании мировых судей.
Весенние сельскохозяйственные ярмарки состоятся в Казани 30 марта - Администрация г. Казань Продукцию представят фермеры из муниципальных районов и организации агропромышленного комплекса Фото: Денис Гордийко Завтра, 30 марта, в столице РТ будут работать сельскохозяйственные ярмарки.
Администрация г. Казань
Представители Администрации Губернатора Санкт-Петербурга ознакомились с опытом Республики Татарстан по вопросам реализации антикоррупционной политики - Комиссия по координации работы по противодействию коррупции 28 марта 2024 года в Республике Татарстан с официальным визитом прибыла делегация Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
Комиссия по координации работы по противодействию коррупции
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
На пресс-конференции о текущей санитарно-эпидемиологической ситуации за март 2024 года заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ Любо
Реальное время
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время
Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
Газета Тетюшские зори