Стенограмма онлнайн-конференции "Антимонопольное регулирование в сфере ОСАГО"

Посвященная антимонопольному регулированию в сфере ОСАГО онлайн-конференция прошла 28 февраля на YouTube-канале Татарстанского УФАС России. На вопросы в прямом эфире ответил начальник отдела антимонопольного контроля Павлов Сергей Вячеславович.

Ниже вы можете ознакомиться со стенограммой онлайн-конференции:

С. Павлов: Данная тема для онлайн-конференции выбрана не случайно: она является социально-значимой. Традиционно в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступают многочисленные жалобы и обращения, касающиеся страховой деятельности компаний в данной отрасли: обеспечение полисами ОСАГО, навязывание услуг. Проблем в данной сфере достаточно много, законодательство тоже не стоит на месте, оно постоянно меняется. Все эти аспекты мы в ходе нашей онлайн-конференции озвучим, расскажем, поделимся своими наработками, расскажем в целом об антимонопольном регулировании в сфере ОСАГО.

Одной из ключевых проблем, являющейся актуальной в данной отрасли и по сей день, является навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО. Определенный массив жалоб приходит именно по данной проблематике, когда граждане обращаются за заключением договоров ОСАГО, и вместе с тем при заключении договоров страховая компания навязывает заключение иных видов страховых услуг, в том числе страхование жизни, здоровья. Вопрос заключения договора обязательного страхования автогражданской ответственности ставится в зависимость от заключения договора жизни или здоровья. Антимонопольный орган рассматривает данные жалобы и принимает по ним решения.

В целом, если говорить о данной категории проблем, признаки нарушения антимонопольного законодательства в данных действиях страховых компаний присутствуют. Так, в 2016 году Татарстанским УФАС России всем страховым компаниям, осуществляющим деятельность на территории Республики Татарстан, было выдано предупреждение о недопустимости навязывания услуг при заключении договоров ОСАГО. В 2016 году все страховые компании отчитались о том, что работа по устранению данного нарушения проводится. Если какие-то факты имеют место быть, то они связаны с недобросовестной деятельностью конкретных страховых агентов. Однако в целом по страховым компаниям данный вопрос держится на пульсе – страховые компании знают о том, что в данном случае нарушать закон нельзя, что страхование ОСАГО не может становиться в зависимость от страхования жизни или здоровья.

Кроме того, в 2015 году по указанию Банка России принят период так называемого «охлаждения». В соответствии с ним любой гражданин, заключивший договор ОСАГО, если ему навязали какую-либо иную страховую услугу, имеет право в течение пяти рабочих дней обратиться в адрес страховой компании после заключения договора страхования за отказом от заключения договора и возврата соответствующих денежных средств, которые были уплачены гражданином за навязанную услугу. Единственное, страховые компании по этим обстоятельствам немного лукавят и не доводят до сведения граждан, которые обращаются в их адрес за заключением договора страхования, о том, что такая возможность имеется.

Также ни для кого не секрет, что в 2016 году была выявлена новая проблема в сфере заключения договоров обязательного страхования автогражданской ответственности, – это отсутствие бланков полисов и возможности свободного заключения договора на рынке оказания услуг ОСАГО. Многие страховые компании отказывали в заключении договора на протяжении 2016 года, и связано это было с тем, что указывали на отсутствие бланков полиса ОСАГО, либо ставили в зависимость заключение договора ОСАГО от определенного временного периода, то есть просили обратиться через семь дней, через тридцать дней, устанавливали какие-то временные рамки по оформлению договора. Например, вы приходите в офис, и вам дается два-три часа на то, чтобы заключить данный договор в связи с тем, что бланки на рынке ограничены.

Татарстанским УФАС России проводилась работа и в данном направлении. Совместно с Национальным банком Республики Татарстан отправлялись запросы в Российский союз автостраховщиков, который является организацией, ответственной за обеспечение страховыми полисами страховых компаний. В ходе проведения всех этих мероприятий было установлено, что никакого дефицита полисов на рынке нет, все страховые компании обеспечиваются страховыми полисами в полном объеме по тем заявкам, которые предоставляются в Российский союз автостраховщиков. Вместе с тем Татарстанским УФАС России было установлено, что на протяжении трех последних лет на территории Республики Татарстан один из ведущих игроков данного рынка – страховая компания Росгосстрах – сократил свою долю в среднем на 60% от общего количества договоров, заключенных с 2014 по 2016 гг., и эта сумма превалировала с 300-350 заключенных договоров ОСАГО на рынке до 100-150 заключенных договоров. Наше Управление в данных действиях компании Росгосстрах обнаружило признаки нарушения антимонопольного законодательства. По мнению Татарстанского УФАС России, данные действия образуют состав правонарушения, а именно необоснованное сокращение доли на рынке ОСАГО со стороны Росгосстраха. В настоящее время Татарстанское УФАС России рассматривает дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, которое возбуждено в отношении РСА и страховой компании Росгосстрах, именно по тем фактам, что в 2016 году был создан необоснованный дефицит стразовых услуг на рынке ОСАГО.

Помимо этого, одной из наиболее актуальных проблем, которые волнуют наших заявителей, и которая широко освещается в СМИ – это проблема заключения электронных договоров ОСАГО. С 1 января 2017 года вступили изменения в Закон об ОСАГО, в соответствии с которыми страховые компании обязаны обеспечить заключение договоров в электронном виде на своих сайтах. Еще в конце 2016 года Татарстанским УФАС России по обращению Национального банка Республики Татарстан было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении тех страховых компаний, которые не обеспечивали соответствующую возможность оказания услуг и заключения электронных полисов посредством своих сайтов. Если в 2016 году страховые компании указывали на необязательность возможности обеспечения электронным полисом до конца 2016 года, то в настоящее время все страховые компании обязаны такой доступ обеспечить. Вместе с тем жалобы на невозможность заключения электронных полисов ОСАГО продолжают поступать и в 2017 году, но количество их в текущем году существенно сократилось. В настоящий момент Татарстанское УФАС России рассматривает дело по признакам заключения соглашения страховыми компаниями, действующими на территории республики, по факту невозможности оказания электронных услуг ОСАГО. Получается, основной проблематикой в ходе рассмотрения данного дела является то, что в страховых компаниях отсутствует какой-либо единый механизм, единая система, которая обеспечивала бы надлежащее функционирование сайтов и надлежащее заключение соответствующих электронных документов. Все страховые компании работают по собственным программам, у всех они отличаются. Идет, как его называют страховые компании, процесс наладки: проблемы с техникой, с соединением Интернет-ресурсов, – все списывают свои нарушения на технические сбои. Вместе с тем рассмотрение дела продолжается, о результатах его рассмотрения мы сообщи позднее, а также вы можете ознакомиться с ними на нашем сайте.

Также хотелось бы отметить очень важное событие в жизни нашего Управления, которое произошло на прошлой неделе – Татарстанское УФАС России в Арбитражном суде выиграло дело у РСА по раннее вынесенным Управлением решению и предписанию на среднюю стоимость восстановительного ремонта на материалы, запчасти и нормо-часы работ.

Я вам напомню, что в 2016 году Татарстанское УФАС России рассмотрело дело в отношении Российского союза автостраховщиков, в соответствии с которым он был признан нарушившим законодательство в части установления необоснованных цен при формировании и утверждении справочников средней стоимости восстановительно-ремонтных работ. В ходе рассмотрения данного дела Татарстанским УФАС России было установлено, что РСА является той организацией, которая ответственна за формирование и утверждение справочников, на основании которых проводятся в последующем все независимые экспертизы страховыми компаниями при начислении восстановительного ремонта в случае ДТП. Цена, которая содержалась в справочниках, рассчитывалась не по методике, по которой должна была  рассчитываться в соответствии с действующим законодательством, а также в соответствии с указаниями Национального Банка Российской Федерации. Исследования проводились не по критериям, установленным в данной методике: в расчет брались не все города, не все магазины, которые должны были быть опрошены и изучены для установления средней стоимости  соответствующих запасных частей и материалов. Проведенный анализ в соответствии с рыночными ценами, которые сложились в г. Казани показал, что данные справочники не содержат актуальной информации, которая обеспечивала бы надлежащие выплаты по восстановительному ремонту. Арбитражный суд в данном случае поддержал нашу позицию в полном объеме, решение и предписание, которые были выданы в адрес Российского союза автостраховщиков, были признаны законными в первой инстанции. Мы надеемся и в дальнейшем отстоять наши нормативные акты в следующих инстанциях и довести дело до победного завершения.

Перейдем к вопросам, которые поступили от граждан. Продолжая тему справочников: житель республики упоминает дело, в котором Татарстанское УФАС России признало РСА нарушившим антимонопольное законодательство, и гражданин пишет, что справочники как действовали, так и продолжают действовать на данный момент. Когда стоит ждать устранения самих нарушений?

С. Павлов: Как я уже отметил, Арбитражный суд признал законным наше решение и предписание. В силу специфики Закона о защите конкуренции предписание, которое выдается в адрес ответчика по результатам рассмотрения дела, приостанавливается в случае прохождения судебной проверки, что и произошло в рассматриваемом деле с РСА. То есть содержание нашего предписания сводится к тому, что Российский союз автостраховщиков должен пересчитать справочники в соответствии с действующими методиками и привести цены в рыночное соответствие, но вместе с тем данное предписание в настоящий момент проходит судебную проверку, соответственно, его действие приостановлено. То есть, поскольку сейчас уже решение прошло первую инстанцию, нам осталось дождаться второй и третьей, и тогда уже можно будет говорить о том, что предписание необходимо исполнять. За его неисполнение предусмотрена соответствующая административная ответственность, которой будет подвергнут Российский союз автостраховщиков, если предписание будет признано полностью законным и не будет исполнено.

Сергей Вячеславович, вы уже отмечали вопрос, касающийся онлайн ОСАГО, и жители спрашивают, как идет работа с его доступностью. К примеру, гражданин пишет, что в октябре при попытке оформить онлайн ОСАГО из 15 официально заявленным на сайте РСА компаний удалось это сделать только в одной из них. В остальных же на последнем этапе оформления выходила ошибка, независимо от времени, места, браузера и т.д. Ведется ли какая-либо борьба с этим, нет ли массовых ошибок на сайтах всех страховщиков?

С. Павлов: Вопрос по электронным полисам достаточно актуальный. Дело, которое было возбуждено в 2016 году Татарстанским УФАС России в отношении страховых компаний, продолжает рассматриваться по состоянию на сегодня. Вместе с тем Татарстанское УФАС России и Нацбанк РТ прослеживает определенную тенденцию, заключающуюся в том, что количество необоснованных отказов постепенно сокращается. Страховые компании говорят, что работа сайтов постепенно налаживается, хотя и нет пока единого механизма, который бы обеспечил бесперебойную работу всех Интернет-ресурсов страховых компаний. В то же время в ходе рассмотрения дела было установлено, что подавляющее  большинство отказов в 2016 году было связано с невозможностью заключения договора в электронном виде в случае, если вы обращаетесь в страховую компанию впервые. Если вы впервые заключаете договор ОСАГО, если вы новый автолюбитель, заключить договор в электронном виде вы не могли, поскольку данных о том, что вы раннее страховались, не было в системе РСА, на которую идет отсылка в случае, если вы обращаетесь за заключением электронного полиса. Страховые компании объясняют это тем, что в прошлом году обязательности страхования не было, вместе с тем работа сайта в 2017 году налажена, и первые обратившиеся граждане также имеют возможность получить полис. Та ошибка, которая раннее выдавалась, в настоящее время устранена.

Звонок: Меня зовут Александр Соловьев. При покупке полиса ОСАГО в страховой компании столкнулся с ситуацией: хотел оформить полис в Интернете и почему-то у меня получается дороже, чем покупать в страховой компании. Является ли это нарушением?

С. Павлов: По ценообразованию на страховые услуги по ОСАГО можно со стопроцентной уверенностью сказать, что цена за бумажное ОСАГО, которое вы приобретаете в офисе, и цена за электронный полис не должна ни в коем случае отличаться. Страховые компании, если такие факты выявляются, списывают нарушение на какие-то ошибки, неполадки в электронной системе, но ценообразование в данном вопросе абсолютно одинаковое. В случае если у вас есть подтверждающие документы, что электронный полис вам навязывают на условиях, стоимость которых выше бумажного полиса ОСАГО, просим обращаться в наш адрес, мы данное обращение рассмотрим на предмет выявления нарушения.

Следующий вопрос, который также поступил на нашу электронную почту, на этот раз из Набережных Челнов. Страховая компания при оформлении полисов ОСАГО навязывает дополнительные услуги. Является ли это нарушением со стороны страховой компании, если другие компании расположены в более отдаленных районах, добраться до которых является затруднительным по времени и затратным по средствам?

С. Павлов: Спасибо за вопрос. Навязывание, несмотря на проводимую работу и Татарстанского УФАС России и Нацбанка РТ, до сих пор  не искоренено, несмотря на принимаемые законодательные поправки о «периоде охлаждения», несмотря на предупреждения, выдаваемые и нами, и Национальным банком, оно имеет место быть. С этими фактами нужно бороться, нужно обращаться в соответствующие органы, обращаться к нам. Если нет возможности обращаться по почте, можете воспользоваться нашим Интернет-сайтом, на котором есть форма для заполнения, можете обращаться в любое время, писать заявления. Также контролирующим органом в данном случае является Национальный банк РТ, который рассматривает каждый факт недобросовестного навязывания услуг, ни одна жалоба не остается без внимания. Необходимо особое внимание обратить на правовую осведомленность нашего населения. Напоминаю еще раз, что есть период охлаждения – пять рабочих дней, в течение которых вы можете отказываться от тех услуг, которые вам навязали. То есть вы забираете из офиса полис ОСАГО и навязанную вам услугу и в течение 5 рабочих дней приходите и от навязанной услуги отказываетесь, полис ОСАГО в этом случае у вас остается. Если есть конкретные факты – обращайтесь, все будет рассмотрено в соответствующем порядке.

Следующий вопрос касался того, как бороться с навязыванием услуг и куда обратиться с жалобой. Сергей Вячеславович уже отметил, что необходимо обращаться в Татарстанское УФАС России любыми удобными для вас способами.

Гражданин утверждает, что ему не могут представить полис по новой программе: компания говорит, что у них эта система не налажена, а срок страховки заканчивается. Что делать в этой ситуации и как на данный момент работает программа «Единый агент»?

С. Павлов: Очень уместный вопрос. Законодательно есть еще одно новое послабление для граждан, так сказать положительная сторона для них – возможности программы «Единый страховой агент». С августа 2016 года Российским союзом автостраховщиков разработан продукт данной программы, работа и возможности которой согласованна с Федеральной антимонопольной службой. В соответствии с ней страховые компании, которые являются членами РСА, а это подавляющее большинство всех страховых компаний, которые действуют на территории РФ, предоставляют услугу «Единый страховой агент». В чем ее суть: если вы приходите в офис, обращаетесь в страховую компанию, которая не имеет возможности  обеспечить вас страховым  полисом  по тем или иным  объективным или субъективным – незаконным – причинам, вы имеете право воспользоваться услугой данной программы. Вам предлагают иную страховую компанию, в которой вы можете получить  страховой полис ОСАГО. Система работает таким образом, что на каждый вин-код (идентификационный номер транспортного средства) автомобиля определена стразовая компания, которая определяется независимым, случайным выбором. То есть в этом случае ни у страхователя, ни у страхового агента, ни у кого не будет возможности определить какую-то конкретную страховую компанию, которая вам нужна. Вам предлагают компанию, которая была отобрана для вашего кода, для вашего автомобиля на основании случайного распределения и, соответственно, с данной страховой компанией вы имеете право заключить договор. В настоящее время на территории РТ, насколько известно антимонопольной службе, действует свыше ста офисов, которые предоставляют услугу «Единого страхового агента», полный перечень всех этих офисов, которые предоставляют услуги, доступен на сайте РСА. В случае если у вас есть сомнения в добросовестности той или иной компании, вы можете обратиться в соответствующий страховой офис, где оказывается данная услуга, и тогда возможности отказать в предоставлении вам полиса не будет абсолютно никакой.

Звонок: Скажите, пожалуйста, что делать, если дополнительно навязывают какие-либо услуги по страхованию?

С. Павлов: Такие действия страховых компаний являются незаконным и потенциально содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. В настоящее время действует «период охлаждения», в соответствии с которым, повторюсь, если вы обращаетесь за заключением договора ОСАГО, и вам навязывают какую-либо дополнительную услугу страхования жизни, здоровья, при заключении, при навязывании услуги вы имеете право отказаться от нее в течение 5 рабочих дней. Если не удается отказаться от дополнительной услуги, пишите жалобы в адрес Татарстанского УФАС, Нацбанка РТ, мы  также принимаем меры реагирования по всем фактам выявляемых нарушений.

Спасибо большое. У нас еще осталось буквально несколько минут и в завершении хотелось бы поблагодарить нашего спикера за то, что  очень  объемно и полно ответил на вопросы. Также напомним, что теперь онлайн-конференции будут проводиться Управлением ежемесячно. Если у вас есть какие-либо предложения по тематике следующих подобных мероприятий, ждем ваших предложений по номеру 8 (843) 236-89-22, а также на наш электронный адрес. На сегодня мы с вами прощаемся, всего доброго, спасибо за внимание!

 
По теме
С точки зрения Ислама, любые штрафы под запретом, поэтому для должников в сделках, где был использован исламский банкинг, вместо штрафов будут переводить деньги в один из благотворительных фондов.
За первые три месяца действия эксперимента по партнерскому финансированию количество сделок с использованием инструментов исламского банкинга в Татарстане выросло в два раза — от 153 до 315.
  Возмещение судебных расходов должником по обособленным спорам в деле о банкротстве нельзя ставить в очередности ниже погашения основной суммы задолженности.
28 марта 2024 года в Министерстве финансов Республики Татарстан состоялось очередное заседание комиссии при министре финансов Республики Татарстан по противодействию коррупции.
В настоящее время гражданину для получения государственной услуги от МВД России требуется предъявить минимальное количество документов, как правило, имеющихся у него на руках.
Повышение кредитного рейтинга ПАО «Совкомбанк» отражает значительное укрепление позиций банка на российском финансовом рынке и накопленный опыт работы в рамках текущей бизнес-модели за последние пять лет.
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
«Не спрятался в окопе – пошел в атаку»: о пропавшем без вести на СВО рассказал его брат - ИА Татар-информ Александр Турнин пропал без вести месяц назад под Угледаром. Его мобилизовали одним из первых в Алексеевском районе, и он с честью выполнял долг защитника Родины – в числе первых рвался в бой,
ИА Татар-информ
Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
Газета Тетюшские зори
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время