В полномочия отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан входит наблюдение за исполнением законодательства Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения.
Эта работа предполагает проверку правильности использования земли в сельскохозяйственном производстве, выявление несанкционированных мест перекрытия плодородного слоя почвы различными отходами, либо порчи земли, когда без разрешительной документации на полях производится выемка грунта.
Уполномоченными должностными лицами Россельхознадзора при выявлении противозаконных действий принимаются меры по привлечению виновных к административной ответственности, выдаются предписания с указанием срока для устранения нарушения. Кроме того, после привлечения к ответственности в некоторых случаях производится расчет ущерба окружающей среде.
Такие случаи указаны в Методике исчисления вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среде, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 (далее – Методика).
Если более конкретно, то это размер вреда, причиненного почвам в результате:
а) загрязнения почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящее к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах;
б) несанкционированного размещения отходов производства и потребления;
в) порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.
В соответствии со статьей 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические и физические лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
На основании статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства РФ в области охраны окружающей среде, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Рассчитываемые суммы вреда окружающей среде всегда огромны, так как государство делает акцент на данной проблеме. Это закреплено в ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации, где одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве.
Перед проведением внутрихозяйственных (строительных) работ у правообладателя участка в обязательном порядке должны быть в наличии два документа: 1) проект рекультивации и 2) разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Их отсутствие расценивается надзорным органом, как нарушение земельного законодательства и влечет штраф по части 1 статьи 8.6. КоАП РФ за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.