Татьяна Прокофьева: «Казань спокойно может разместить и 3 миллиона человек»

Главный архитектор Казани о новом генплане, судьбе Баумана и Булака, а также конфликтах с «профессиональной совестью». Часть 1-я

«Административными ресурсами привитие вкуса не ускорить. Изменится восприятие архитектуры, вот тогда и увидим изменения в облике города», — так ответила главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева на вопрос о киче в архитектуре. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» она рассказала, куда и как должна расти Казань, какой должна быть реновация центра города, так ли плоха точечная застройки и что делать с засильем машин во дворах.

Татьяна Прокофьева: «При согласовании некоторых объектов конфликты с моей профессиональной совестью случаются. Иногда я нахожу компромиссы, иногда не получается. Если нет, то это мучительно»

«САМОЕ ВАЖНОЕ – ЭТО РАБОТА НАД ГЕНЕРАЛЬНЫМ ПЛАНОМ КАЗАНИ»

— Татьяна Георгиевна, какое событие 2017 года вы считаете самым значимым в работе главного архитектора Казани?

— Самое важное в этом году – это, конечно, работа над генеральным планом Казани, который определяет развитие города до 2035 года. Это всеобъемлющий документ, затрагивающий интересы всех горожан. 

— Что можно сказать о готовности генплана, какие этапы прошли в этом году?

— Работу над генпланом мы начали в 2014 году. С тех пор были разработаны и согласованы концепция и обосновывающие материалы, по которым готовится окончательный документ. Нынешний год был посвящен работе над утверждаемой частью генерального плана, и сегодня мы выходим на завершающий этап, после чего материалы будут переданы в уполномоченные федеральные и республиканские органы для согласования.

— Что из себя представляют эти материалы?

— Генеральный план состоит из графической и текстовой частей. Графическая часть представляет собой множество чертежей и схем, таких как схема функционального зонирования, где указано, что и где размещается – жилые и промышленные зоны, зоны индивидуального жилищного строительства и т.д.; схема улично-дорожной сети, включающая в себя предложения по транспортному обслуживанию, велодвижению, существующие и предлагаемые новые дороги, линии метро и т.д.; материалы, посвященные природно-рекреационному комплексу, инженерному обеспечению и многое другое. Текстовая часть генерального плана представляет собой развернутую пояснительную записку, включающую в себя большое количество разделов, например, раздел, посвященный мероприятиям по реализации генерального плана и т.д. 

— Проводится ли системный анализ влияния разрастающейся высотной застройки на окраинах на транспортную инфраструктуру города в целом? (Ильдар)

— Конечно! Особенностью нового генплана является то, что с помощью современных компьютерных программ мы имеем возможность смоделировать будущую транспортную ситуацию в городе, проверить все будущие проектные решения. Самым ярким примером можно назвать территорию «Лаишевского узла», на стыке Казани и Лаишевского района, где транспортные потоки обусловлены наличием аэропорта, строящихся Смарт Сити, выставочного центра и новых жилых комплексов как в границах города, так и за его пределами. Анализ транспортной ситуации был выполнен разработчиками генерального плана. Им было поручено проработать все возможные коридоры для строительства дорог, а также просчитать оптимальный объем жилого строительства как на территории Казани, так и на прилегающей территории Лаишевского района, который не ухудшит транспортную ситуацию.

— Какие новшества привнесет новый генплан Казани, которые ранее не применялись? (Шарифуллин Рафаэль Тагирович)

— При проработке материалов проекта генплана Казани для анализа была взята не только территория внутри границ муниципального образования, но и прилегающие территории. Был произведён анализ данных сотовых операторов, которые позволили с большой точностью просчитать каждодневные рабочие и бытовые миграции людей, что позволило определить контуры Казанской агломерации. Соответственно, все предложения и расчеты в материалах генерального плана готовились с учётом становления и развития Казанской агломерации.

Также, впервые в России, в материалах генплана не только глубоко проработаны и закреплены элементы природно-рекреационного комплекса города, но и прописаны механизмы их сохранения и развития. Наш генеральный план станет электронным, доступным всем городским службам, станет частью общей информационной системы, обеспечивающей регулирование градостроительной деятельности в Казани. Мы также получим интерактивную транспортную модель, которая сможет спрогнозировать изменение транспортной ситуации при реализации крупных проектов.

«Предлагается сконцентрировать многоэтажное жилищное строительство на территории жилого района Салават Купере»

— Какие еще новшества будут в генплане?

— Принципиальным отличием от действующего генплана является отказ от строительства крупных многоэтажных жилых районов в периферийной части города, присоединенных в 2007 году (территория так называемой Восточной Дуги). В соответствии с идеей компактного развития Казани, предлагается сконцентрировать многоэтажное жилищное строительство на территории жилого района Салават Купере, территориях вдоль берега Волги в районе речного порта, а также на территориях, входящих в границы проекта планировки «Березовая Роща» и «Западное Заречье». Появились и новые территории жилой застройки, например, территория бывших пороховых складов к западу от Порохового завода. Также на месте многих промышленных зон планируется жилая и смешанная застройка, например, в Адмиралтейской слободе, в районе улиц Родина, Аделя Кутуя.

— Когда будет принят новый генплан?

— Мы планируем в начале лета 2018 года провести публичные слушания, и после окончательных корректировок и завершения процесса согласований, к зиме генплан должен быть утверждён.


КАЗАНСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯХ УЖЕ СЛОЖИЛАСЬ

Куда будет расти город? Правда ли, что Высокую гору планируют включить в черту города? (Рамиль) Какие вообще перспективы с Казанской агломерацией?

— Расширение границ Казани не планируется, хотя, конечно, со всё более усиливающимися транспортными связями Высокая гора становится «всё ближе». Это уже не перспектива — агломерация уже сложилась! И есть понимание, как Казань и прилегающие к ней территории взаимно оказывают друг на друга влияние – в отношении экономического развития, транспортных связей и т.д.

— Взаимное влияние складывается стихийно, самой жизнью, а будет ли какой-то общий орган, чтобы координировать действия?

— Соглашусь с вами – координация действий необходима. Например, в районах активно строят жилье в непосредственной близости к Казани. В связи с тем, что земля и жильё там дешевле, квартиры часто покупают казанцы, да и жители районов часто находят работу именно в Казани, и неконтролируемое бурное развитие очень влияет на транспортную ситуацию на дорогах города. Примером может быть «Лаишевский узел», о котором я уже рассказывала. Конечно, подобные вопросы надо решать совместно и комплексно. Кстати, в концепции развития Казани говорится о необходимости создания координационного совета для решения общих проблем.

— Казань поглотит близлежащие территории?

— Новый генеральный план не планирует расширять границы Казани. Напомню для сравнения: предыдущий генплан в полтора раза увеличил площадь города. 

— Есть понимание, сколько жителей будет в Казани к 2035 году, до конца действия разрабатываемого генплана?

— Новый генплан предусматривает рост населения примерно до 1,4 миллиона человек.

— А если вдруг усилятся миграционные процессы, и население вырастит до 2,4 миллиона, город будет к этому готов?

— У Казани еще очень много ресурсов в части размещения жилых зон. Все территории, которые мы планируем под строительство, на самом деле могут вместить больше, чем предполагаемое население. Думаю, Казань спокойно может разместить и три миллиона людей. У нас очень много резервных территорий – и там, где сегодня промышленность, и где малоэтажная застройка на периферии.

«Надеюсь, что появится и благоустроенная общественная пешеходная зона вдоль парапета набережной и комплекса гостиниц, соединяющая две части набережной — это было требованием города»

«У НАС НЕТ ИНФОРМАЦИИ ПО ПЛАНАМ ПСО „КАЗАНЬ“

— Еще одно важное событие для Казани – предстоящий чемпионат мира по футболу. В Казани будет что-то построено в рамках подготовки к нему?

— У нас не предполагается какого-то нового знакового строительства, потому что инфраструктура, которую создали к Универсиаде, достаточна и для чемпионата, да еще долго нам будет служить. Но большое внимание будет уделено благоустройству, озеленению, улучшению городской среды, то есть особое внимание будет уделено всему тому, что связано с общественными пространствами. Хотим продвинуться в плане насыщения пространства арт-объектами и малыми архитектурными формами.

— На какой стадии сейчас находится проект создания парка между стадионом «Казань Арена» и мостом Миллениум ? (Шарифуллин Рафаэль Тагирович)

— Московский инвестор, который изъявил желание развить эту территорию, очень медленно продвигается с оформлением документов. У нас до сих пор нет даже полноценного эскизного проекта его намерений! Мы видели предварительную концепцию, которая была подготовлена для инвестиционного совета, но она явно не была проработана с точки зрения требований к общественной рекреационной зоне городского значения. Инвестор при этом настаивает, что не будет тратиться на его разработку, пока не решён вопрос с землёй. Я считаю, что это неправильный подход. Сейчас, насколько мне известно, участок оформлен, и мы надеемся, что вскоре увидим проект и что к чемпионату мира хотя бы минимальное благоустройство этой территории будет завершено, ведь состояние её просто удручающее.

— Тем более на фоне набережной, которая находится на другой стороне Казанки... Как считаете, Зиганшин к чемпионату мира доведет Кремлевскую набережную до Миллениума?

— У нас нет информации по планам ПСО, нет и проекта.

— Зиганшин вообще не подвластен городу?

— Несколько лет назад были обсуждения по разработке комплексного проекта планировки территорий вдоль акватории Казанки, были обозначены задачи, определены ограничения. Мы находимся на «низком старте» — всё ждем, когда сможем увидеть первые наработки. Хотя знаем, что работа по этой территории начата институтом «Татинвестгражданпроект».

«От набережной гости просто в восторге»

— Но при всей критике надо отдать должное ПСО «Казань» — набережная получилась прекрасная. Это новое место притяжения и казанцев, и гостей города.

— Это — да, гости просто в восторге.

— На какой стадии у ПСО «Казань» строительство малых гостиниц на берегу Казанки вдоль Миллениума? Читатели возмущаются этими «странными квадратиками», построенными на самом берегу.

— Это действительно малые гостиницы, строительство которых в рекреационной зоне разрешено. Строительство, очевидно, продолжается, и я надеюсь, что одновременно появится и благоустроенная общественная пешеходная зона вдоль парапета набережной и комплекса гостиниц, соединяющая две части набережной — участка «Ривьеры» и набережную будущего спортивного парка по другую сторону моста, — это было требованием города, да, собственно, является и требованием законодательства по организации доступного пространства вдоль акваторий.

«ЗАДАЧА ГОРОДА – НЕ ДИКТОВАТЬ, В КАКИХ ДОМАХ ЖИТЬ, А ДАТЬ ВАРИАНТЫ НА ЛЮБОЙ ВКУС»

— На Западе уже поняли, что строительство 20 — 25-этажных жилых домов имеет только отрицательный эффект – «гетто». И начинается снос этих самых муравейников. Вместо этого строятся жилые комплексы высотой до 10 этажей. Почему мы сразу не можем пойти по правильному пути и сразу строить удобное для людей жилье? Земли в Казани и окрестности достаточно.   (Васильев М.В.)

— Люди по-разному относятся к высоткам: кто-то хочет в них жить, кто-то не хочет. И задача города – не диктовать, в каких домах жить, а дать все возможные варианты на любой вкус. Комфортная городская среда может быть и с высотной застройкой. Самыми счастливыми городом мира, по разным источникам, считаются Сеул и Сингапур, а это города с очень высокой плотностью и высотной застройкой! В Казани мы не гонимся за их высотностью, а для того, чтобы была возможность создать комфортные условия для жизни при различной высотности зданий, установлены максимальные значения плотности застройки для разных территорий и целый ряд нормативов, обеспечивающих жителей парковками, озеленением, площадками для отдыха и необходимой социальной инфраструктурой.

— Читатели спрашивают: «Пока мы видим, что массовая застройка идет за городом или на окраинах, где нет вообще ничего, зато центр города — в промзонах или частной застройке. Когда ситуация изменится?»

— Здесь вопрос, вероятно, о гармоничном развитии как территорий центра, так и окраин. Сейчас застройка центра очень неоднородна — есть и жилые зоны, есть промышленные территории, есть и потерявшие своих коренных жителей исторические районы, в основном превратившиеся в коммерческие зоны. Конечно, в центре города должно быть пропорциональное сбалансированное размещение и жилья, и мест приложения труда. Во всём мире центр города – это то место, где интересно быть бизнесу. Бизнес приносит в центр динамику, энергию, приносит деньги. А жители центра приносят туда ощущение «своего места». Поэтому в центре должно быть и то, и другое. 

С другой стороны, если в предыдущих генеральных планах промзоны в центре города сохранялись как чисто производственные, то теперь, с развитием различных технологий, можно не только сокращать габариты производственных зон, но и сокращать негативное влияние на прилегающую застройку, что позволяет постепенно размещать на этих территориях и иные функции. Такие примеры есть и в мире, например, известный район 21 в Барселоне, где рядом и высокотехнологичные предприятия, и учебные заведения, и жильё, и рекреация. Поэтому редевелопмент бывших промышленных территорий и реновация центральной части города будут активно продолжаться, и размещение там жилья мы считаем приоритетным. Конечно, с учётом и исторических особенностей, и санитарных ограничений.

Кстати, городом предоставляются всевозможные льготные условия и понижающие коэффициенты для жилой застройки в условиях исторического центра Казани. В то же время нужно учесть, что земельные ресурсы для нового жилищного строительства в центре города ограничены, в том числе завышенной стоимостью земли, поэтому, в первую очередь, доступные земельные участки, подходящие под комплексное освоение, развиваются на периферии города. Здесь ключевое слово «комплексное», то есть строительство жилья должно сопровождаться строительством полноценной инфраструктуры.

— Рынок недвижимости встал из-за кризиса?

— Нет, рынок не стоит. В целом хотя и есть небольшой спад рынка, судя по количеству рассматриваемых эскизных проектов многоэтажных жилых зданий, но не драматичный. Нужно отметить, что очень активно ведется индивидуальное жилищное строительство на периферии.

«ASG активно продолжает реставрацию своих зданий, и в этом году завершены и функционируют четыре объекта: Карла Маркса, 16 и 18, Баумана, 42, Московская, 66. По полученной информации, ведутся работы ещё на 10-ти объектах»

«РАДУЕТ, ЧТО ВЕРНУЛСЯ ИНТЕРЕС К ИСТОРИЧЕСКИМ ЗДАНИЯМ»

— Что происходит с историческими зданиями? Фасады к Универсиаде отремонтировали, а жизни-то в домах так и нет...

— Да, я согласна, очень заметно, что многие здания в центре пустуют, хотя благодаря усилиям инвесторов фасады приведены в порядок. Надеюсь, что постепенно они найдут своих пользователей. Например, компания ASG активно продолжает реставрацию своих зданий, и в этом году завершены и функционируют четыре объекта: Карла Маркса, 16 и 18, Баумана, 42, Московская, 66. По полученной информации, ведутся работы ещё на 10-ти объектах.

Что меня радует, так это то, что явно вернулся интерес к историческим зданиям. Если раньше наличие исторической постройки на участке было обузой для многих собственников, не обременённых пониманием её ценности и любовью к городу, то сейчас, благодаря замечательным примерам реставрации, просыпается, наконец, осознание её красоты и уникальности.

— Механизм работы с историческим центром всё тот же: рассматривают на уровне мэра и президента?

— Да, конечно. В этом году состоялось три заседания межведомственной комиссии, рассмотрено 45 объектов, из которых 33 одобрены для строительства. Но надо понимать, что прежде чем попасть на заседание комиссии, возглавляемой президентом, все проекты проходят «горнило испытаний» города и минкульта. Мы рассматриваем концепцию застройки, проверяем на соответствие всем нормативам, министерство культуры рассматривает проект на соответствие регламентам исторического поселения. Если все одобрения получены, то проект выходит на градостроительный совет, где свое мнение могут высказать архитекторы, градостроители, специалисты по транспорту и т. д. Только после одобрения градсовета проект выходит на заседание межведомственной комиссии.

— То есть бюрократия выстроила мощную оборону?

— Я назвала бы этот процесс многоступенчатым комплексным контролем над качеством проектирования. Конечно, это довольно уникальная ситуация для России, когда решение по строительству в центре города принимается коллегиально. Но, наверное, причину такого решения может назвать любой казанец — достаточно выглянуть в окно и увидеть примеры неудачной застройки разных лет. А отпасть необходимость в таком рассмотрении может только в случае, когда любовь к нашему городу станет не просто фразой, а глубоким чувством, определяющим решения на всех уровнях, во всех сферах жизнедеятельности, когда законодательство будет четко описывать регламенты строительств при всём многообразии архитектурных морфотипов решений, а целью застройщиков станет не чистое обогащение, а прежде всего желание оставить о себе добрую память.


— Жители и собственники Мергасовского дома хотят после ремонта дальше жить в этом доме. Неужели этого нельзя добиться?   Почему наше жилье оценивают так низко? Квартиры в идентичных домах в этом районе стоят минимум 80 тыс. рублей за кв. метр.    (Антонина)

— Мергасовский дом является объектом культурного наследия регионального значения – это дом, в котором жили известный детский писатель Абдулла Алиш и выдающийся татарский писатель Кави Наджми (ул.К.Наджми, д.19). Конечно, мы не против того, чтобы жильцы вернулись в свои дома после ремонта здания, но тогда все затраты на осуществление ремонтно-реставрационных работ на памятнике должны взять на себя собственники объекта, как того и требует законодательство об охране объектов культурного наследия. Затраты по сохранению памятников — это сотни миллионов рублей: от разработки научно-проектной документации и прохождения историко-культурной экспертизы до производства самих работ на объекте. Естественно, все понимают, что таких значительных средств у обычных собственников многоквартирных домов не имеется, как, впрочем, и у бюджета города. А сохранить памятник необходимо – это наше культурное достояние, которое мы должны донести до наших потомков.

Вот и выходит, что собственникам жилья предоставляют иное место проживания, а памятнику нужно находить инвестора для его восстановления и дальнейшего приспособления под современное использование. Пока экономическая ситуация диктует нам такие условия игры. К слову сказать, и в экономически развитых европейских странах мы можем наблюдать такую же картину – здания-памятники зачастую стоят отселенными, т.к. не каждый собственник объекта может взять на себя обязательства по его сохранению.


«Мергасовский дом является объектом культурного наследия регионального значения – это дом, в котором жили известный детский писатель Абдулла Алиш и выдающийся татарский писатель Кави Наджми»

— Наверное, инвестор переселит жителей этого дома?

— К сожалению, это единственная возможность. Что касается оценки стоимости жилья, то оценка существующего и предлагаемого жилья будет рассчитываться по методике, определенной законодательством. 

— В Казани сейчас в спешном порядке расселяются последние аварийные дома. А если среди них есть ценные, кем и на какие средства они будут реставрироваться? (Д.К.)

— Сегодня на территории Казани расположено 12 аварийных многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия и включенных в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани. И если аварийное здание подлежит сохранению, то, как в случае с Мергасовским домом, жители переселяются в новые квартиры, а вопрос реставрации решается с помощью инвесторов.

— Зачастую собственниками исторических зданий являются частные лица. Восстановление, реставрация памятников — очень дорогостоящая процедура. Каким образом государство может финансово помочь предпринимателям в этом вопросе, существует ли какая-то государственная программа по восстановлению исторических памятников, и как в нее попасть частному лицу — собственнику памятника архитектуры? (Логинова Наталья Вячеславовна)

— Законодательство об охране объектов культурного наследия возложило бремя содержания памятника на собственника. Но, тем не менее, есть нормативно-правовые акты, принятые и в Татарстане. Это постановление кабинета министров РТ от 2016 года, где утверждено положение об установлении льготной арендной планы и её размеров юридическим и физическим лицам, владеющим на праве аренды находящимися в государственной собственности РТ объектами культурного наследия, вложившим свои средства в работы по их сохранению и обеспечившим выполнение этих работ.

И буквально на днях вышло еще одно постановление кабинета министров РТ об утверждении «Порядка установления льготной арендной платы для неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к собственности республики или муниципальной собственности» и «Порядка предоставления физическим и юридическим лицам в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к собственности РТ». Эти мероприятия, принятые в республике, позволяют снизить ставку налога на аренду памятников, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, при условии, что арендатор принимает участие в реставрации объекта.

«Воспринимаю Чашу больше как арт объект, а не здание. Вы что, хотите, чтобы у нас на каждом углу была какая-то «штуковина», на фоне которой можно фотографироваться? Я не так оцениваю ценность городской среды»

«У КАЖДОГО — СВОЁ ПОНЯТИЕ КРАСОТЫ»

— Какие объекты, построенные за последние годы в центре города, вы отметили бы?

— Сразу скажу, что мне нравятся современные объекты, так как именно они станут в будущем меткой нашего времени.

— Но многие современные постройки такие безликие!

— Почему безликие? Это современная архитектура. Я ни с кем не хочу спорить о стиле, поскольку у каждого — своё понятие красоты. При всей амбициозности архитекторов и собственников, при строительстве в сложившейся среде нужно уметь вписываться и понимать приоритеты восприятия, особенно если здание встраивается в историческую застройку. Скромность что ли должна быть... Ну а что касается массовой застройки, то — да, как правило, архитектурные решения откровенно экономны.

— Но в центре-то можно, наверное, строить стильные, но своеобразные дома? За какое современное здание потомки похвалят нас через 50 лет, как мы сегодня восхищаемся зданиями прошлых веков?

— Многие здания, построенные в 18-19 веках, которыми мы восхищаемся сегодня, — это плод любви, а не бизнес. А коммерческая застройка точно такая же была невзрачная и в те времена, просто она не вся сохранилась. Кстати, в последние годы у нас стала появляться более интересная застройка, нетиповая, жизнерадостная.

— Можно по-разному относиться к «чаше» Центра семьи, но люди на её фоне фотографируются...

— Я воспринимаю Чашу больше как арт объект, а не здание. Вы что, хотите, чтобы у нас на каждом углу была какая-то «штуковина», на фоне которой можно фотографироваться? Зачем вообще фотографироваться у каждого здания? Я не так оцениваю ценность городской среды. 

Почему в городе вновь и вновь появляются здания, совершенно не вписывающиеся в окружающую застройку, например, строящийся гипермаркет «Лента» на ул. Кул Гали? На ком ответственность за эти решения – на вашем ведомстве, на проектировщиках, на заказчиках? (Ильдар)

— Участок на улице Кул-Гали, где строится гипермаркет, находится в зоне размещения коммерческой застройки в соответствии с генеральным планом и разработанным проектом планировки, он был приобретён компанией «Лента» у частного лица. Проекты фасадов гипермаркета неоднократно перерабатывались, в окончательном варианте были согласованы более нейтральные фасады, но с учётом требований брендбука данной компании. В градостроительном отношении все требования по количеству парковочных мест, благоустройству, размещению входных зон и зон загрузки соответствуют требуемым нормативам.

«Есть интересное планировочное решение пристроя к существующему зданию с организацией пассажа, но фасады пока не сложились»

— На каком этапе проект реконструкции ТЦ «Кольцо», который разрабатывает архитектор Евгений Прокофьев? (Д.К.)

— Работа идет, но очень медленно. Проект в разных вариантах несколько раз рассматривался на градостроительном совете. Есть интересное планировочное решение пристроя к существующему зданию с организацией пассажа, но фасады пока не сложились. Также пока нет понимания, как дополнительные площади торгового центра могут повлиять на транспортную ситуацию. Собственник должен нам представить расчеты по транспортной нагрузке, и только после этого мы сможем двигаться дальше.


УЛИЦЕ БАУМАНА НУЖНА РЕНОВАЦИЯ

— Что будет с улицей Баумана в преддверии ЧМ? Проекты изменения разрабатывали и команда Фишман, и студенты КГАСУ по поручению Олеси Балтусовой. Как она преобразится?   (Д.К.)

— Улица Баумана сейчас не в лучшем состоянии! Само решение о создании пешеходной улицы было в духе времени и какое-то время, пока не исчезло чувство новизны, работало. Но для того, чтобы процесс развития жизни на улице стал необратимым, чтобы постоянно были положительные качественные изменения, чтобы не погибали бизнесы на этой улице, нужно было обеспечить функционирование коммерческих объектов, а для этого сразу нужно было провести межевание участков, прилегающих к улице Баумана, с установкой сервитутов, которое позволило бы сделать парковку и заезды с прилегающих улиц. Этого, к сожалению, не произошло, и транспортное обслуживание объектов очень затруднено. Ведь недаром уже произошло вымывание дорогих магазинов. Улица практически живет за счёт сувениров и туристов. К тому же, и жилья осталось совсем немного.

«Улица Баумана сейчас не в лучшем состоянии!  Улица практически живет за счёт сувениров и туристов. К весне 2018 года должен появиться некий регламент по ее благоустройству и содержанию»

— В Москве на Арбате тоже кроме туристов никого нет.

— Арбат связывает две очень важные точки, как канал пропускает через себя огромное количество людей и не только туристов. Улица Баумана начинается с торгового центра, а заканчивается гиблым подземельем, которое до сих пор никак не может начать работать. А до следующей точки притяжения – до Кремля — уже не хватает энергии дотянуться. Хорошо, что появился новый ресторан на Чернышевского и завершена реставрация гостиницы Казань, но этого недостаточно. Есть ещё зияющие участки с брошенными историческими зданиями, да и дворовые пространства не работают.

— Улица Баумана перестала быть Проломной...

— Совершенно верно! Вот ещё подземная галерея – хотя, честно говоря, я и считаю, что это изначально была бредовая затея, но если она заработает, то могла бы дать дополнительный пешеходный поток.

«Инвестору придётся серьезно вложиться для приспособления этого пространства [подземная галерея] под коммерческое использование в соответствии с современными нормативами»

— А какое будущее у этой подземной галереи? Вроде даже инвестор нашелся?

— Да, был у нас потенциальный инвестор, рассказал, что планирует разместить в галерее современное арт-пространство. Это может действительно интересно получиться. Я бы ещё только изменила входы с обеих сторон — пока образ не очень привлекательный.

— Город готов отдать это подземелье, условно, за рубль?

— Я не знаю, какие условия предлагают инвестору, но, думаю, будет учтено, что инвестору придётся серьезно вложиться для приспособления этого пространства под коммерческое использование в соответствии с современными нормативами.

— Реновация улицы Баумана предполагается?

— Мы уже давно пытаемся начать разработку концепции улицы Баумана, которая коснулась бы благоустройства, фасадов домов, рекламы, дворов, парковки, пешеходных связей и туристических маршрутов, транспортной доступности и парковок. Это концепция развития даже не столько самой улицы, сколько всего пространства между Профсоюзной и Булаком. Пока полноценная концепция не получается, но сейчас мы самостоятельно, с привлечением архитекторов-реставраторов, дизайнеров, администрации района работаем над проектом благоустройства территории по Баумана, 70. Работа ведется в постоянном контакте с собственниками 6-ти зданий. Уже есть положительные сдвиги – демонтированы самовольные пристрои и отделка, частично поменялась функция внутренних помещений на более творческую, улучшился интерьер одного из зданий. У территории — большой потенциал, и при реализации проекта это будет уютный и самобытный дворик. Важно, что этого хотят сами собственники.

Творческой группой осуществляется разработка функционально-планировочной структуры и благоустройства соседних территорий. Параллельно, тоже по просьбе предпринимателей, разрабатывается проект по благоустройству и реорганизации пешеходно-транспортных коммуникаций за зданиями по Баумана, 58. Может быть, мы начали работу не совсем в правильном порядке, но важно показать положительный результат, ещё нераскрытый потенциал этой улицы. Сама улица Баумана, на мой взгляд, не должна быть перегружена элементами благоустройства, на ней много объектов культурного наследия, которые являются акцентами. Однозначно, к весне 2018 года должен появиться некий регламент по ее благоустройству и содержанию, размещению торговых объектов. Такое поручение уже есть от мэра города.

«К сожалению, вода в протоке и Казанке находятся на разных уровнях, поэтому соединить их физически невозможно»

БУЛАК ЖДЕТ ПРЕВРАЩЕНИЕ В «ИНТЕРЕСНОЕ ПРОСТРАНСТВО»

То печально-угасающее состояние, в котором сейчас пребывает протока Булак, вносит определённые депрессивные тона в облик исторической части Казани. А не рассматривается ли на градостроительном уровне возможность воссоединения Булака с Казанкой ? (Александр Новиков)

— Известно, что исторически это соединение было, но сейчас, к сожалению, вода в протоке и Казанке находятся на разных уровнях, поэтому соединить их физически невозможно. Но, думаю, самое главное желание читателя, задавшего этот вопрос, не соединение двух водных объектов, а всё-таки превращение Булака в интересное пространство, в том числе пешеходное. Как вы знаете, сегодня у нас происходит благоустройство озера Кабан. Концепция, которую предложила китайская компания «Туренскейп», предусматривала также и интересные приемы благоустройства Булака. Это было одной из причин, почему именно это предложение стало призером конкурса. Проектировщики предложили не только пешеходные проходы вдоль протоки, на разных уровнях, но и очень красивое озеленение, а также подземную пешеходную связь с набережной озера Кабан, которая будет проходить под Фонтанной площадью театра имени Камала. Это очень интересная концепция!

— Это будет реализовано?

— Очень надеюсь, что будет, но, видимо, во вторую очередь, после благоустройства набережной озёр Кабан.

«Мы считаем, что пешеходный транзит от театра Камала до зоопарка, с увязкой со Старо-Татарской слободой пешеходными мостами, будет очень интересным и востребованным»

— А по набережной озера Кабан как работа продвигается?

— Благоустройство уже идет в полном объеме до здания клуба «Планета Фитнес», затем пойдет дальше — до улицы Назарбаева. Было также поручение президента РТ до чемпионата мира по футболу завершить пешеходную связку между улицей Назарбаева и новым зоопарком. Мы считаем, что пешеходный транзит от театра Камала до зоопарка, с увязкой со Старо-Татарской слободой пешеходными мостами, будет очень интересным и востребованным. 

— Какое развитие получит Старо-Татарская слобода?

— Из последних крупных проектов можно отметить продолжение развития ресторанного дворика вдоль улицы Марджани, очень большая работа ведется по реконструкции бывшего пивоваренного завода Петцольда. По двум новым зданиям, которые примыкают к историческому объекту, проект согласован, сегодня разрабатывается рабочая документация. Что касается блока жилой застройки, проект ещё в разработке. Кроме того, в планах у нас реконструкция бульвара вдоль улицы Фаткуллина. Когда он напрямую от Кабана дойдёт до мечети, он станет поистине «дорогой, ведущей к храму». Вообще хотелось бы, чтобы регенерации подверглась вся территория вокруг мечети, включая и участки индивидуальной жилой застройки.   

— А что с Ново-Татарской слободой?

— После того, как президентом РТ была согласована концепция развития этой территории, разработанная малазийской компанией APUDG, городом принято решение о разработке проекта планировки на первую очередь – это приблизительно 40 гектаров недалеко от Речного порта. Основная задача первой очереди — разработка планировочного решения территории для осуществления пилотных проектов, в соответствии с концепцией. Проект разрабатывается институтом «Казгражданпроект».

— Насколько нам известно, там намыв песка предполагался. От этой идеи отходить не будут?

— Идея интересная и правильная, но для того, чтобы получить возможность создания на воде искусственного участка земли, нужно пройти очень сложный и длительный процесс формирования этого участка. Этот процесс определен законодательством РФ, началом его является экологическое обоснование и решение министерства экологии и природных ресурсов РТ. Мы пока ограничиваемся проектом планировки существующей площади, а затем запустим работу по обоснованию намывных территорий.

«В городе предпочтительна компактная застройка, с использованием ресурсов существующих территорий»

ЧТО ТАКОЕ «ТОЧЕЧНАЯ ЗАСТРОЙКА»?

Читатели спрашивают, почему в Казани продолжается точечная застройка внутри жилых кварталов, причем с офисами на первых этажах. В качестве примера называют Оренбургский тракт, улицу Даурскую, Аметьевскую магистраль, участок между улицами Тунакова и Фурманова, жилые кварталы вдоль берега Казанки Ново-Савиновского района.

— Сначала надо разобраться, что такое «точечная застройка». Если с негативным подтекстом, то есть имеется в виду здание, построенное с нарушением существующего законодательства и нарушающее интересы жителей прилегающих участков, то сейчас это просто невозможно. Но есть случаи, когда на не застроенном ранее участке или на месте снесённых, как правило, аварийных зданий, строятся новые. Что же в этом плохого? Это как раз тот случай, о котором мы говорили в начале — в городе предпочтительна компактная застройка, с использованием ресурсов существующих территорий.

Но в том и другом случае мы даём положительное решение, только если застройщик представляет обоснованный проект, где предусмотрено комфортное пространство для новых жильцов, обязательно с учётом интересов соседей. Предпочтительно, конечно, если происходит комплексная реновация территорий, когда на месте снесённых аварийных домов возникает жилая застройка с комплексом социальной инфраструктуры.

Что касается первых, нежилых, этажей, то они обязательно предусматриваются вдоль улиц. Не только потому, что там неудобно жить, но и поскольку эти помещения привлекательны с точки зрения коммерции. И лучше сразу заложить нежилые помещения с соответствующей планировкой и входными узлами. Кстати, все они очень востребованы малым бизнесом. Главное, чтобы проект предусматривал отдельные от дворовых пространств входные узлы и парковки.


— А есть план реновации каждой отдельной территории? Или это происходит на усмотрение владельца земли?

— Ситуация везде разная. Например, на улице Тунакова был инвестор, который планировал выкупить большой участок земли, переселить людей из старых домов в новые. И делают это, как правило, поэтапно: построил один дом, переселил туда людей, а остальные квартиры продал, чтобы выручить деньги на строительство следующего дома. Что касается Даурской, то здесь был разработан проект планировки на достаточно большую территорию. Это пока уникальный случай в Казани, когда проект разрабатывают сразу три компании – «Акташ- инвест», «Арт-Строй» и «Сити-Строй». Кроме того, между ними есть договорные обязательства о том, что они расселяют двухэтажные бараки на той территории, где будут строить школу на 1,1 тысячи мест и два детских сада.

Почему в старых и новых районах дома строятся так близко к друг другу, что жители нижних этажей солнца не видят от рассвета до заката? (Мария). Сейчас эти нормы вроде отменили?

— Норма солнечной инсоляции из обязательной стала рекомендательной. По инсоляции, я считаю, послабление было сделано неправильно. Все ссылались на то, что на Западе таких норм нет, но как раз сейчас там все чаще начинают говорить о необходимости введения нормативов по инсоляции по примеру советских. Но в любом случае, мы требуем выполнения нормы инсоляции во всех проектах.

Почему в новостройках, построенных в середине обжитых жилых зон, на первых этажах открываются офисы, магазины, куда приезжают клиенты, посетители, и все паркуются внутри дворовых территорий? Запрещать въезд в дворовую территорию жильцы не могут, т.к. новые жилые дома с офисами находятся внутри дворовых территорий . (Мария)

— Мы считаем, что насыщение жилой зоны различными функциями – это хорошо. Когда появляются магазины, офисы, парикмахерские и т.п., то жителям этого микрорайона не надо ехать куда-то за этими услугами. Но мы также считаем, что нужно разделять два понятия – приватное дворовое пространство и публичное пространство, которые не должны смешиваться. По нашим правилам, в офисы и другие нежилые помещения нельзя делать вход со двора. Также для посетителей этих помещений должны быть предусмотрены отдельные парковки. В новых зданиях эти правила соблюдаются — и проблем, как правило, не бывает, а в существующих жилых домах, где выкупают квартиры первых этажей, к сожалению, не всегда получается. Когда к нам приходят за разрешением, мы смотрим, чтобы вход и разгрузка-погрузка были с внешней стороны дома, а если такой возможности нет, и вход предусматривается со стороны двора, то требуем согласования с жильцами дома.

«Если сделать штрафы за незаконную парковку выше, чем аренда парковочного места, то эта проблема будет решена»

КАК ИЗБАВИТЬ ДВОРЫ ОТ АВТОМОБИЛЕЙ

— Почему многоэтажки строятся без парковочного пространства для этих домов? (Мария). Имеется в виду точечная застройка, когда, например, вместо двухэтажного дома строится высотка, а территория при этом больше не становится. Пример тому — Тунакова — Фурманова.

— Жилые дома по этому адресу были запроектированы с подземной автопарковкой более чем на 150 автомобилей. И вообще у нас сегодня нет таких случаев, когда мы согласовали бы строительство дома без парковки. В затеснённых условиях бывает, что застройщик организовывает парковку частично на участке в пешеходной доступности от дома. Но эти случаи проходят рассмотрение на комиссии по землепользованию и застройке и обсуждение на публичных слушаниях.

— Некоторые новые дома строятся с подземными парковками, но жители их не выкупают, поэтому застройщик терпит убытки, а дворы, в том числе соседние, заставляются автомобилями. Есть механизм решения этой проблемы?

— Такого механизма нет. Но каждый дом имеет свою дворовую территорию, которая находится в долевой собственности всех жильцов, поэтому они вправе принимать свои «правила игры». Наверное, если сделать штрафы за незаконную парковку выше, чем аренда парковочного места, то эта проблема будет решена.

— Исполком города может запретить стихийную парковку во дворах?

— У исполкома на это законных юридических прав нет. В новой застройке идеальный вариант – когда парковочное место продаётся вместе с квартирой. То есть парковка включается в стоимость жилья. В пересчете на квадратный метр это не так уж и дорого. Но в условиях жесткой конкуренции на рынке жилья никто не хочет удорожания ни на рубль...

— Жители могут перегораживать дворы, устанавливать шлагбаумы?

— Раньше ограничений не было. Но если в исторических кварталах участки формировались таким образом, что ограждение дворов не создавало конфликтных ситуаций, то в современной квартальной застройке ограждения не предусматривались изначально, и в какой-то период, когда кварталы были размежеваны и появилось огромное количество заборов, возникли и негативные случаи, когда ограничивался доступ ко многим домам одновременно. Бывали даже случаи, когда пожарная или скорая помощь не смогли заехать из-за закрытых ворот. Я уж не говорю о конфликтах между соседями. Поэтому мы приняли решение о запрете ограждений, кроме участков на территории исторического центра и в случаях, когда ограждения необходимы по градостроительным или санитарным нормам. Но оказалось, что эти ограничения тоже не учитывают все возможные жизненные ситуации, поэтому мы опять вернулись к обсуждению этого вопроса и в начале следующего года внесём изменения в наши местные нормативы.   

— В районе НКЦ ТАИФ строит подземную парковку. А что будет с благоустройством территории на поверхности? Говорят, что там будет парковая зона, это так?

— Здесь предусмотрена открытая пешеходная площадь, плаза, с размещением элементов благоустройства, арт-объектов. Насколько возможно, будет использовано озеленение. Первая очередь строительства парковки практически завершена, и в настоящее время прорабатывается проект благоустройства территории. 

«Административными ресурсами этого не ускорить – когда изменится вкус, изменится восприятие архитектуры, тогда и увидим изменения»

«РАЗ ЗА РАЗОМ ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ: ДЕНЕГ НЕТ, ВРЕМЕНИ НЕТ...»

Не пора ли прекратить строить кич в виде ЗАГСа, Дворца земледельцев, Театра кукол? Это никогда не было модным, это признак отсутствия вкуса у заказчиков. Или должно пройти поколение, чтобы ситуация изменилась? (Руслан)

— Пора! Но административными ресурсами этого не ускорить – когда изменится вкус, изменится восприятие архитектуры, тогда и увидим изменения.

— А «чаша» ЗАГСа – это тоже кич, считаете?

— Конечно, это тоже кич, но я к нему более лояльно отношусь, потому что чаша не «претворяется» архитектурой, она говорит: «Я – скульптура». Я именно так к этому зданию и отношусь. Что касается Театра кукол, то меня не столько его внешний вид беспокоит, сколько планировка внутри. Была там недавно в первый раз как зритель, и меня поразило обилие пространства, которое невозможно использовать, а сами функциональные зоны либо очень маленькие, либо неудачно размещены. Честно говоря, я разочарована!

— Что делается властями города, республики, чтобы инвесторам и застройщикам прививать хороший вкус в архитектуре? Например, что вам мешает привлекать сюда архитекторов из Европы, Америки, пусть даже из Москвы? Пусть они построят хотя бы один объект, который являлся бы примером стильной современной архитектуры.

— Вы правы, что вкус формируется, в том числе, в процессе восприятия каких-то иных примеров. Но известных архитекторов мы всё-таки привлекаем к работе, и, однозначно, это очень полезно! Иногда застройщики сами предлагают, или удаётся их убедить, что на определенные проекты лучше приглашать архитекторов, у которых есть опыт проектирования с учётом мировых тенденций и технологий. А вот когда строят на бюджетные средства, к сожалению, денег на мировых знаменитостей, как правило, не хватает, да и сроки сокращают до такой степени, что хороший новый инновационный проект разработать просто невозможно. Конечно, власть должна привносить знаковые объекты! Но раз за разом история повторяется: денег нет, времени нет, поэтому берем то, что есть, замусоленные типовые проекты. Я уже даже не удивляюсь, когда настаивают на применении проектов, разработанных для посёлков, и как можно дешевле... Но, поверьте, это не от нас зависит.

Сегодня Казань обладает лучшим архитектурным обликом среди городов России (за исключением С.Петербурга). И москвичи это признают в кулуарах постоянно. Но и в этом городе иногда бросаются в глаза странные архитектурные решения, которые, как мне представляется, активно лоббированы и «спущены сверху». С одной стороны, вы связаны административно и политически, с другой — есть задачи и любимое дело. Да и в целом полностью от таких решений никуда не деться. Как часто приходится сталкиваться с не совсем правильными, но необходимыми решениями, и как вы находите компромиссы ? (Роман)

— Конечно, при согласовании некоторых объектов конфликты с моей профессиональной совестью случаются. Иногда я нахожу компромиссы, иногда не получается. Если нет, то это мучительно.

Окончание следует.

Татьяна Завалишина Фото: Сергей Елагин Видео: Максим Тимофеев

Прокофьева Татьяна Георгиевна родилась 11 октября 1959 года в Тахтинском районе Хабаровского края. Окончила архитектурный факультет Казанского инженерно-строительного института по специальности «архитектура» (1981).

1981 — 1983 — инженер, архитектор Казанского завода пишущих устройств.
1983 — 1991 — архитектор отдела генплана института «Казгражданпроект».
1992 — 1999 — архитектор компании Moody/Nolan (США).
1999 — 2007 — архитектор международной компании NBBJ.
2007 — 2009 — советник главы МО Казани по архитектуре и градостроительству.
С октября 2009 года — главный архитектор Казани.

Член Союза архитекторов США (1995) и Союза архитекторов России (2003).
 

А вам нравится, как разивается Казань в плане архитектуры?   Нет, всюду китч и безвкусица   Казань, конечно, хорошеет, но и ошибок много   Да, прогресс чувствуется   Свой вариант (в комментариях) Читайте об этом подробнее Персоны: Прокофьева Татьяна Георгиевна
 
По теме
Уважаемые мензелинцы! 29.03.24 с 8:00 до 16:00 в связи с подключением новых водопроводных сетей будет временно прекращена подача холодной воды в МКД и по Частному сектору по ул.Изыскателей - 2-3 комплекс.
В связи с проведением аварийно-восстановительных работ. АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» сообщает об отключении холодного водоснабжения 27 марта с 09.00 до 17:00, в связи с проведением аварийно-восстановительных работ.
Руководитель Центра общественного контроля ЖКХ по Татарстану Михаил Застела рассказал Inkazan, какими должны быть тарифы на коммунальные услуги, чтобы республика оперативно решила проблему с износом сетей.
Износ коммунальных сетей по России составил 40% В настоящее время уровень износа коммунальной инфраструктуры по России оценивается в 40%.
Тарифы на коммунальные услуги растут из года в год. Inkazan узнал у директора сервиса «Мой дом онлайн» Алексея Шильникова, с чем это связано.
В Татарстане злой лось пытался устроить погром на АЗС и кричал на водителей Олег ЛУГОВОЙ Дикое животное пыталось вскрыть противопожарный ящик с песком.
Федеральный застройщик №2 тем не менее сохраняет другие проекты в столице РТ ГК «Самолет» не будет застраивать участок в Советском районе, близ трассы KazanRing неподалеку от М7.
Прокуратура заметила, что «ПЖКХ» не вывозило мусор В Казани прокуратура устроила проверку в отношении регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами «УК „ПЖКХ“».
В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
Мензеля
«Не спрятался в окопе – пошел в атаку»: о пропавшем без вести на СВО рассказал его брат - ИА Татар-информ Александр Турнин пропал без вести месяц назад под Угледаром. Его мобилизовали одним из первых в Алексеевском районе, и он с честью выполнял долг защитника Родины – в числе первых рвался в бой,
ИА Татар-информ
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
Реальное время
Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
Газета Тетюшские зори