Заседание «Татнефтехиминвест-холдинга»: смотрины Юшко, чудеса магнитной левитации и дороги со сроком службы 40 лет по 420 тыс. евро за километр
«Это все реально», — прокомментировал сегодня Рустам Минниханов на заседании «Татнефтехиминвест-холдинга» идею пустить в Татарстане поезд на магнитной подушке, которых в мире пока раз-два и обчелся. Тем временем португальцы в очередной раз побудили президента РТ вспомнить о своем давнем поручении минтрансу по «бетонкам». О том, как в Иннополис шагнула французская компания Schneider Electric, а Эльмире Рябовой чуть не дали на покраску президентский айфон, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Фото: prav.tatarstan.ru
«БЕТОННЫЕ ДОРОГИ У НАС УЖЕ ЕСТЬ»
Собрание совета директоров ОАО «Татнефетхиминвест-холдинг» под председательством президента РТ Рустама Минниханова началось сегодня точно по расписанию, несмотря на плотный график лидера республики. «Кворум есть, повестка есть. Давайте начинать работу», — скомандовал президент РТ, передав слово первому докладчику в лице президента португальской компании IS.COM Жоао Мендес , который, видимо, решил совместить прятное с полезным, оказавшись в Татарстане именно в преддверии матча национальной сборной на Кубке Конфедераций.
— Талия, ты знаешь португальский? — полюбопытствовал глава Татарстана у руководителя Агентства инвестиционного развития РТ.
— Поручения же не было учить португальский. Если будет, то обязательно выучим! — как отличница, отрапортовала Талия Минуллина .
— Ты скажи, что знаешь, — продолжал шутить Минниханов. — Я-то все равно не знаю...
Однако даже если бы Талие Ильгизовне был знаком португальский, президент IS.COM все равно не дал бы ей шанса блеснуть знаниями: Мендес вещал на английском языке. Менеджер презентовал разработанную его компанией технологию бетонного покрытия по типу «плита-фундамент», которую применяют в дорожном строительстве. По его словам, использование в основаниях пенополистирола высокой плотности, а также каркаса из стальных плит под бетонным дорожным покрытием, обеспечил долговечность республиканских дорог. Макет применения гибкого бетонного покрытия тут же оказался в руках у Минниханова. Советник президента компании IS.COM Александр Долгов рассказал, что все продукты элементарны в производстве, а такая технология укладки ускорит работу почти на 40%, а жизненный цикл дороги продлит до 40 лет.
«Этой технологии уже 2000 лет! Первая из них была еще в Риме», — рассказывал в своем докладе Жоао Мендес, подчеркивая, что республике не придется поднимать щекотливую тему импорта иностранных материалов — их производство можно развернуть в России. «Наш пенополистирол подходит?» — обратился президент РТ к присутствующим на совещании руководителям нефтехимических предприятий Татарстана. «Подходит...» — еле слышно донеслось из зала.
Ключевой вопрос, который заинтересовал президента РТ — это, разумеется, стоимость дорожного удовольствия. По словам Долгова, один квадратный метр якобы изобретенного римлянами дорожного полотна стоит 60 евро. «За сколько вы сможете сделать километр дороги шириной 7 метров?» — полюбопытствовал Минниханов. За 420 тыс. евро — последовал ответ, то есть почти за 28 млн. рублей. При этом строительство дороги по существующим технологиям обходится в 1,5-2 тыс. рублей за квадратный метр, уточнили в зале (в сравнении с представленной технологией в два раза дешевле — прим. ред.). В этот момент Долгов попытался отвлечь внимание от дороговизны вопроса рассказом о гарантийном обслуживании и долговечности покрытия.
Жоао Мендес Фото: prav.tatarstan.ru
«Бетонные дороги у нас уже есть. Вот в Боровые у нас уже лет 15-17 дорога. Конечно, колеи там нет, этого нет...Тем более, думаю, технология укладки там соблюдалась. Бетонные дороги будут служить там, где большая нагрузка. Мы каждые три года верхний слой вынуждены менять там, где есть большая нагрузка», — поделился своей давней болью Минниханов.В итоге он заявил, что этот вопрос еще раз будет изучаться. По его словам, Татарстану требуется бетонное покрытие в производственных помещениях и, конечно, в укладке дорог, где «асфальтовое покрытие уже не выдерживает». Президент РТ поручил сразу после совещания минстрою, минтрансу РТ и гендиректору ОАО «Татнефетихиминвест-холдинг» Рафинату Яруллину собраться и обсудить еще раз, как можно применять эту технологию в условиях республики. Напомним, что поручения такого рода давались неоднократно, в том числе в послании президента Госсовету РТ. Как подробно писал «БИЗНЕС Online», тему лоббируют нефтехимики, минтранс РТ сопротивляется, в итоге воз и ныне там.
Под конец обсуждения темы последовало лирическое отступление. Минниханов напомнил всем, что завтра Португалия будет играть с Чили, и он намерен болеть именно за португальскую сборную. «Мы будем организовывать вам победу», — обратился к делегации Минниханов, вместе с тем, высказывая соболезнования португальскому руководству по поводу недавних лесных пожаров, унесших жизнь 64 человек.
Эльмира Рябова Фото: prav.tatarstan.ru
«МОЖНО ЖЕ ЭКРАН IPHONE ОБРАБОТАТЬ? И ЦАРАПАТЬСЯ НЕ БУДЕТ»
Следующий вопрос повестки дня был посвящен нанокомпозитным покрытиям. С докладом на эту тему выступила гендиректор и основатель компании Advenira Enterprises Эльмира Рябова , которая только вчера открывала вместе с Миннихановым и главой «Роснано» Анатолием Чубайсом новый завод защитных нанокомпозитных покрытий на территории технополиса «Химград». Сегодня ей дали трибуну для промоушена своего товара перед потенциальными покупателями. Особое внимание докладчица уделила защите от царапин пластика. «Можно же экран iPhone обработать? И царапаться не будет», — в шутку спросил Минниханов. «Да, можно», — на полном серьезе ответила Рябова. «Они каждые полгода новый выпускают, поэтому...» — пришлось вежливо отказываться президенту РТ.
Тут слово взял руководитель группы компаний «Группа О3» Григорий Шефрим , который рассказал о своем сотрудничестве с Advenira Enterprises и напрямую попросил президента поддержать несколько пилотных проектов, чтобы руководство Татарстана смогло вживую и по достоинству оценить их наработки. Минниханов сразу же обратился к гендиректору «Татнефти» Наилю Маганову , чтобы тот пригласил «ТАНЕКО», где можно апробировать проекты Advenira. Такое же предложение прозвучало и в адрес гендиректора ОАО «Сетевая компания» Ильшата Фардиева . «Визитки свои дайте, чтобы наши специалисты с вами уже контактировали», — призвал Минниханов. К слову, пилотный проект у Advenira Enterprises в Татарстане уже есть — нанопокрытия для грузовиков заказал «КАМАЗ».
ПОЕЗДА БЕЗ КОЛЕС И РЕЛЬС
Самым же веселым на прошедшем собрании стало выступление председателя совета кластеров «Российский маглев» Анатолия Зайцева . В весьма эмоциональной манере, видимо, от волнения, он рассказал о технологии «магнитной левитации» для городского транспорта Казани. «Там нет колес и рельс. Поезд находится в подвешенном состоянии и перемещается с помощью линейного двигателя, — пояснял спикер. — Там нет механического или электрического контакта, поэтому такая система долговечна — срок службы около 50 лет». Не помешало выступлению и отсутствие презентации. «Оператор, где ты там? Живой? Флешку возьми!» — скомандовал Минниханов.
Одним из основных аргументов в пользу идеи парящего в воздухе транспорта стала его стоимость. По словам Зайцева, стоимость одного километра скоростной магистрали восток — запад обойдется в 1,86 млрд. рублей, а с использованием магнитнолевитационной технологии — в 720 млн. рублей. Глава «Российского маглева» не стал скрывать, что приехал в Татарстан с этим проектом, потому что только здесь с трепетом относятся к инновационным проектам. Он предложил развивать эту технологию при ж/д-сообщении с территорией ИННОКАМа и при модернизации скоростного городского транспорта. «Они (разработчики ВСМ Москва — Казань — прим.ред. ) пока эту технологию не рассматривают?» — полюбопытствовал президент РТ. На это Зайцев ответил, что уже имел честь общаться с первым вице-президентом «РЖД» и гендиректором «Скоростные магистрали» Сергеем Мишариным , который не слишком остался воодушевлен идеей, требующей апробации.
«Это все реально. Когда мы будем обсуждать с Мишариным какие-то технологии, надо рассмотреть и возможность создания кластера производства этих „контактных групп“ (назвние предприятия звучит так: ООО „Универсал-контактные сети“ — прим. ред.). На самом деле тема очень востребована. Это очень важный узел в транспортном сообщении», — тактично прокомментировал выступление Минниханов. Затем, что тема действительно не такая уж футуристическая, но пока что единственная маглев-трасса в коммерческой эксплуатации проложена в Шанхае, она соединяет город и аэропорт Пудун. Скорость поезда — 420 км/ час.
ПРОЕКТЫ ДЛЯ НПЗ И НОВЫЙ ФАВОРИТ ИЗ КНИТУ
О проектировке сложных объектов на нефтеперерабатывающих заводах рассказал далее гендиректор ООО «ПромХимПроект» Андрей Кукол из Ярославля. Он похвастался достижениями своего предприятия, которое только за последние пять лет выполнило порядка 20 крупных проектов, включая «Славнефть-ЯНОС», ТАИФ-НК, «Орскнефтеоргсинтез», «Газпромнефть-МНПЗ» и так далее. Особенно Кукол остановился на результатах сотрудничества с ТАИФ-НК, для которого был построен комплекс глубокой переработки тяжелых остатков. Рустам Нургалиевич обратился к Маганову и Яруллину с просьбой обратить внимание на перспективы развития сотрудничества с «ПромХимПроект».
Следом слово взял вице-президент Торгово-промышленной палаты Башкортостана Дмитрий Шаронов , который уже имел честь быть знакомым с руководством Татарстана. Представляя уфимскую компанию ОАО НПП «Полигон», производящей коммутаторы для защиты коммуникационных информационных систем, он похаял иностранных конкурентов — CISCO и Huawei. В качестве негативных примеров он привел скандал с прослушкой в Германии и «Газпрома». Рекламируя оборудование по защите корпоративной информации, он браво рассказывал обо всех преимуществах отечественных коммутаторов, которые дешевле зарубежных аналогов чуть ли не в 10 раз. Глава минсвязи РТ Роман Шайхутдинов по итогам выступления заявил, что неплохо было бы взять на тест пару продуктов и проверить их на татарстанских предприятиях. «У нас тут и „Сбербанк“ присутствует — это крупная банковская сеть в России. Можно и им тоже предложить», — отметил министр. На это Минниханов ответил, что сначала неплохо было бы отправить «наших айтишников, чтобы они на своем языке там поговорили и провели какое-нибудь совместное предприятие. На самом деле очень много интересных вещей он нам рассказал. Давайте будем на связи», — резюмировал президент РТ.
Тут на повестке дня всплыл еще один вопрос. Ожидалось, что на совете обсудят положение о координационном совета КНИТУ (его председателем в настоящее время является экс-вице-премьер Равиль Муратов ). С этой целью был даже приглашен и.о ректора вуза Сергей Юшко , которого назначили на эту должность буквально накануне вместо опального и часто критикуемого Германа Дьяконова . Минниханов с теплотой пожелал успехов новому ректору и дал поручение провести встречи с химическими предприятиями, чтобы вместе с ними наметить план работы. Только после этого он предложил Юшко прийти снова, чтобы рассмотреть это положение о координационном совете.
SCHNEIDER ELECTRIC ЗАХОДИТ В ИННОПОЛИС
Чуть ли не основной же темой, оставленной на десерт, на самый конец собрания совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинг», стали инновации предлагаемые французской компанией Schneider Electric. Президент филиала компании в России и СНГ Йохан Вандерплаетсе напомнил, что встречался с Миннихановым еще на экономическом форуме в начале июня этого года в Санкт-Петербурге. Именно тогда президент РТ и дал поручение отыскать инновационные проекты развития нефтехимического комплекса республики. Господин Вандерплаетсе сразу же сказал, что Schneider Electric хотела бы локализовать свое производство в Иннополисе. Речь зашла о совместном проекте с «Лабороторией Касперского» и университетом, которые расположились не так давно в городе будущего. Продуктом такого тесного сотрудничества должна стать разработка автоматизированной системы управления технологическим процессом и системы по защите информации от внешних вмешательств.
Кроме того, французская компания, специализирующаяся на управлении энергией и промышленной автоматизацией, предложила руководству Татарстана и промышленникам еще пять продуктов, среди которых, например, оказались готовые решения для «Индустрии 4.0», единые центры управления и так далее. Основной смысл каждого из продукта — увеличить энергоэффективность и снизить затраты производства предприятий нефтехимического кластера. В этом Вандерплаетсе поддержал и Шайхутдинов, который обратился к руководителям предприятий поддержать Schneider Electric. Первым вызвалась «Татнефть», которая заключила с французскими коллегами соглашение о сотрудничестве. Подписание документа в присутствии Рустама Минниханова стало кульминацией всего собрания. По окончании президент РТ еще раз поблагодарил всех докладчиков и назначил следующую встречу на 21 июля.
Максим Кирилов