Эхо «школьной резни» в Перми и Улин-Удэ: психолог Людмила Блинова о том, как избежать детского одиночества
Россию на этой неделе всколыхнуло сразу несколько случаев нападения на школы их собственных учеников. Известный казанский детский психолог Людмила Блинова пытается разобраться в причинах такого выплеска подростковой жестокости. В своем материале для «БИЗНЕС Online» она объясняет, как отклонения в нашем обществе превратились в норму, когда ребенка можно «запускать» в соцсети и почему постоянное общение родителей со своим чадом — это самое важное.
Людмила Блинова Фото: «БИЗНЕС Online»
«СРЕДИ 20 ТЫСЯЧ ИСПЫТУЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ РАЗВИВАЕТСЯ НЕ БОЛЕЕ 16%»
Давайте попробуем разобраться, почему это произошло. Прежде всего, те, кто совершал эти ужасные преступления — особенные дети. На одной из конференций, которая проводилась Российской академией образования, огласили результаты исследования психологического портрета современного человека в возрасте 3, 7, 10, 14, 19 лет. Его психика, познавательная сфера, эмоциональная, мотивы, интересы. И есть нормы развития в каждом возрасте. Правда, эти нормы были выявлены в 80-е годы. Так вот, среди 20 тысяч испытуемых в соответствии с нормами развивается не более 16%. А все остальные дети выходят за границы этой нормы. И получается, что 16% — это эксклюзив, а нормой стало отклонение. Причем отклонение разного плана, включая и те, которые связаны с мозгом. Поведенческие и эмоциональные отклонения, то есть неспособность контролировать, понимать и анализировать свои чувства и потребности. А это понимание уже должно сформировываться к 14 годам.
Меня недавно озаботил мой внук 6,5 лет. У него на планшете есть игра, которая учит правилам вождения. И он с восторгом рассказывает о ней: «Бабуля, я еду, а там идет пешеход. Если я наехал, он упал, я снова возвращаюсь и проезжаю этот участок заново, пока не научусь». Я спрашиваю: а что с пешеходом? Он пожимает плечами, и говорит: «Наверное умирает...» Но в его представлении жизнь, видимо, повторяется. Допустим, у него это объясняется возрастом, пока ему трудно разграничить фантазию и реальность. Но те, кто совершал эти ужасные преступления в школах должны были осознавать последствия! Или они уже были готовы к собственному уничтожению?..
«Те, кто совершал эти ужасные преступления — это особенные дети» Фото: ©Игорь Катаев, РИА «Новости»
Всплеск подобных преступлений может быть следствием модификации «Синих китов» ( «группы смерти» в соцсетях, якобы существующая игра, финальной целью которой является совершение самоубийства - прим. ред. ).
Почему именно школа стала тем местом, где случались преступления? И на пути тех же подростков встречались другие классы, но нет, они пошли именно к 4-клашкам! Может быть у них создалось представление о тех психических состояниях, в которых они были в начальной школе. У меня на консультации был ребенок 2-го класса. Когда я спрашиваю, какой у тебя учитель, он выдает те характеристики, каким его научили, какие надо. Когда я взяла ассоциативные техники, то оказалось, что это крокодил и чёрный цвет. То есть, на уровне бессознательного, у него уже враждебность оформилась. Так может у тех подростков осталось негативное представление об учителе или о процессе обучения в этом классе и в этом возрасте? Плюс влияние социума...
Не говорю о загруженности в учебном процессе, речь о самом содержании образования. Уменьшено количество часов всех гуманитарных наук, и идет доминирование наук естественно-математического цикла. Соответственно, не развивается понимание ценности жизни человека.
«Посмотрите, чем занимается ребенок в сети? Получает информацию — это один мотив. Играет в стрелялки, или общается?» Фото: Matt Cardy / Stringer / gettyimages.com
УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ НАЧАЛИ ЗАКРЫВАТЬ ДВЕРЬ, ЧТОБЫ НИКТО НЕ ВОРВАЛСЯ
Я детям предложила в первый раз посмотреть мультфильм. И после трех с половиной минут они мне так объяснили то, что увидели и запомнили на экране. Кто-то что-то увидел, поймал, посмотрел и бросил. Одни глаголы, то есть действие. А смысла в происходящем никто не заметил. Это шестилетки. И дальше у детей начинают преобладать мотив и действия. Это качество называется импульсивность — захотел и немедленно делаешь. Это качество формирует представление «захотел», тогда у ребенка формируется идеальный конечный результат, когда между этим импульсом и желанием должен быть промежуток прогноза и планирования. Вот этого у тех подростков нет. Сейчас, вполне возможно, они и каются о содеянном.
Подростковый возраст наступает с 10 и длится до 14 лет, а юношеский — с 15 до 19. Главная цель подросткового возраста — это самопознание. Никакой нормальный ребенок с 5 по 8 класс ради учебы в школу не ходит. Цель его — взаимодействовать со сверстниками, а учеба может быть средством, на основе которого это взаимодействие происходит. А чтобы познать самого себя, ребенку нужен друг или два. Потому что именно с другом он находится на интимно-личностной связи, то есть полностью открыт и доверяет. И друг нужен как система отчетности. Сравнивая себя с ним, у подростка формируется собственная картина себя. А если друга нет, то юноша не знает, кто он. К концу подросткового возраста человек должен сам определиться личностно — к какой группе относится. Он является членом многих групп. Семья — это одни требования, школа — другие, двор — третьи. Его задача определить — ценности какой группы он возьмет и будет использовать в ближайшее время. При том, что в этот период жизни, как правило, взрослые теряют у него авторитет. И тогда самым близким окружением становятся сверстники, именно с них он будет брать пример.
Сейчас по статистике у двух подростков из тысячи появлялась мысль о суициде — это очень много. А реализуют эту свою мысль пять подростков из 10 тысяч. Они действительно ушли из жизни. А почему? Потому что находились в состоянии одиночества. «Меня сверстники не принимают», «со взрослыми я не в ладах»... И ребенок идет в интернет. Потому что там и может представляться кем угодно, любой образ взять. И он презентует тот образ, в котором он хочет быть, но в реальной жизни быть им не может.
Я была на днях в школе, и учителя мне говорят, что на уроке теперь закрывают дверь, чтобы никто неожиданно не вошел в класс, и не напал на учеников. Школа уже недостаточно закрыта. Они уже боятся. Не хочу оценивать советскую власть, но она хоть авторитарной была. А сейчас кто детей воспитывает? Все платное. Все кружки платные, система дополнительного образования платная, в детском саду нужно 2,5 тысячи в месяц заплатить, чтобы ребенок два раза в неделю каким-то дополнительным образованием заниматься. И комплекс всех этих проблем приводит к трагедии.
«РОДИТЕЛИ СПРАШИВАЮТ: КАК ДЕЛА? И РЕБЕНОК ОТВЕЧАЕТ, ЧТО ВСЕ НОРМАЛЬНО, НА ЭТОМ ОБЩЕНИЕ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ»
У многих современных детей аккаунты в соцсетях начинают появляться уже в 9 лет. Этого делать категорически нельзя. До тех пор, пока пока не сформируется логическое мышление. А это конечный этап 12-14 лет. Пока ребенок не научится общаться. В соцсетях он выступает в роли, а если ему не нравится собеседник, он может его отключить. У ребенка развивается наглядно-действенное, а не словесно-логическое мышление. У такого ребенка не формируется понятивное мышление или связанная речь. Посмотрите, чем занимается ребенок в сети? Получает информацию — это один мотив. Играет в стрелялки или общается? Исходя из этого видно, какая потребность у человека неудовлетворена. В сети у ребенка появляется иллюзия, что он не одинок. Он кого-то начинает ставить как авторитет. Причем внутренний мир искажается, формируется другими людьми.
Плюс ко всему, нарушается взаимодействие человека. Он не учится адаптироваться. То есть учитывать законы потребности внешнего мира. «Как я хочу, так я и буду делать». «Ты ко мне приспосабливайся». У нас же в адаптации как: если я могу, то поменяю мир под себя. Если это невозможно, тогда я сам должен поменяться под мир. И вот эта способность самому измениться под окружающую ситуацию, она не развивается. И получается, что я буду выбирать ту информацию, которая соответствует моим нереализованным потребностям. И ребенок не учится общаться с другими людьми. Тогда появляется одиночество. В таком состоянии подростку можно дать иллюзию в социальных сетях, что он не одинок, он интересен, а под это подложить любую идею. Для того, чтобы не допустить одиночества, нужно много разговаривать с ним. Родители говорят, что многие дети и сами то ничего не говорят. А ты про себя расскажи, что с тобой сегодня случилось, придумай, каким ты был в этом возрасте. Родитель должен включить ребенка в контакт.
Другой пример – родители спрашивают: как дела? И ребенок отвечает, что все нормально, на этом общение и заканчивается. А зачем ему что-то говорить, когда он не знает, какая будет реакция у родителей? Тем более, если у него что-то не получилось. Я забираю своего внука с музыкальных занятий, и там вместе со мной 150 взрослых ждут, когда придут их чада с урока. Они в детском саду отучились, полтора часа в школе отсидели, они вообще герои. И что спрашивают родители? «Тебя спросили»? «Правильно ответил»? «Как учительница на тебя посмотрела»? «Все ли успел»? Только некоторые говорят: «И я тебе сок принесла, на, попей...» Родители не видят в своем чаде ребенка. Они уже начинают видеть ученика. А для меня пускай он двоечник, но он мой сын. Этот вербальный контакт нельзя потерять. А если он потерян и ты не можешь его найти, обращайтесь к специалисту.
«В старшем возрасте из-за ЕГЭ у детей уже начинается мандраж»Фото: ©Виталий Аньков, РИА «Новости»
«ДА, ТЫ ПОЛЕТИШЬ, ЕСЛИ ТАК ЭТОГО ЗАХОТЕЛ. НО ТОЛЬКО ОБЪЯСНИ, ПОЧЕМУ...»
Не зря подростковый возраст называют самым трудным. Он вроде и не ребенок, но он и не взрослый. Конечно, в школе могут первыми заметить, если у ребенка появились какие-то изменения в поведении. Там все-таки работают профессионалы – педагоги, как минимум, слушали курс психологии. А если у родителей это первый ребенок, откуда им знать, каким он должен быть и как себя должен вести в том или ином возрасте? А учитель может, особенно в начальных классах определить, похож ли мальчик или девочка на сверстника в своем поведении? Или этот ребенок раньше был такой как все, а сейчас что-то особенное началось. И если есть подобные изменения, именно учителя должны бить в колокола.
В старшем возрасте из-за ЕГЭ у детей уже начинается мандраж. Внучка у меня отличница и та спрашивала, как ей взять академический отпуск, потому что боялась, что не сдаст экзамены. Был в практике случай. Ученик 9-го класса должен был пойти на ГИА, учительница звонит маме, говорит, что тот не пришел. Мать звонит сыну поинтересоваться, где он, а тот говорит, можешь посмотреть в окно, помахать мне рукой, и посмотреть, как я лечу... Парень стоял на крыше соседней многоэтажки. Женщина нашла самообладание и говорит: «Да ты полетишь, если ты этого захотел. Ты свободен. Но только объясни, почему. У тебя есть 5-летняя сестренка, если что-то мы тебе не дали, ты нам скажи, чтобы потом такого же не было». Она начала с ним разговор. Она разговаривала по переписке 40 минут. Она его отодвинула от этого. В итоге оказалось, что был мальчик из очень обеспеченной семьи, репетиторы, много денег тратили на его обучение. Естественно, парень себя поставил над классом и тут же стал изгоем. Появилась девушка не из класса, с которой он накануне поссорился. То есть, было определенное напряжение, и это ГИА стало спусковым крючком. И когда вечером его отец сказал, что расстроился по причине, что его ребенок так и не сдал экзамен, я говорю хорошо, что он у вас живым остался. Может на второй год остаться, средне-специальное образование получить, но зато живой. И надо отдать должное маме, которая сумела войти в состоянии ребенка. А не ругать его со своей точки зрения, что тот не учится, не работает, что только деньги родителей тратит и так далее...
Если подросток находится в непростой жизненной ситуации, то он не должен бояться спросить или рассказать кому-то о своем состоянии. Почему бояться сказать сверстникам? Потому что там могут быть насмешки, будет отвержение. Почему боятся сказать взрослым? Потому что сразу начинается поучение — «я на твоем месте», «делай так». Наша задача: спросить, что ты хочешь, какие у тебя есть варианты, помочь их проанализировать. Поднаправить в каком-то определенном направлении. Самое главное, чтобы связь с одним или двумя людьми не потерял. Чтобы он мог поделиться с этими людьми. Не можешь – дневники пиши. Но это, конечно, худший вариант.
Для того, чтобы научиться контролировать свои желания, нужно заниматься планированием. Это и есть управление. И проговаривание вслух. Сейчас и в школах говорят: закрой рот, работай молча. А когда ребенок работает молча, у него не работает артикуляторный аппарат. Значит, не включено левое аналитическое полушарие. Он не включает внимание. Поэтому мы учителям говорим, чтобы они разрешили хоть шепотом проговаривать.
Людмила Блинова