Плоды запрещения

За три года, что действует продовольственное эмбарго, из-за которого под запретом в России оказался целый ряд продуктов с Запада, продовольственный рынок успел адаптироваться. Но потребители продолжают переплачивать за продукты из-за действия контрсанкций и жаловаться на качество аналогов запрещенных товаров. Тем временем чиновники и некоторые сельхозпроизводители не устают лоббировать продление действия эмбарго еще на несколько лет.

6 августа 2014 года президент Владимир Путин подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ». Документ ввел в России продуктовое эмбарго, которое задумывалось как ответ на санкции в отношении российских компаний, чиновников и бизнесменов из-за ситуации на Украине и вхождения Крыма в состав России. Изначально эмбарго было введено в отношении стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии, затем в список попали Албания, Лихтенштейн, Исландия, Черногория и Украина. Сегодня запрет касается мясных и молочных продуктов, рыбы, овощей, фруктов, орехов и соли. В 2016 году Владимир Путин, выступая на форуме «Общероссийского народного фронта», пообещал «тянуть как можно дольше» с отменой контрсанкций. И Минсельхоз, и те отечественные сельхозпроизводители, которые выиграли от резкого снижения конкуренции, активно поддерживают такие заявления. Однако контрсанкции, из-за которых страдают обычные потребители, могут негативно сказаться на притоке инвестиций в АПК.

Первая реакция


Владелец компании «Умалат»Алексей Мартыненко о том, как введение эмбарго сказалось на бизнесе российских производителей сыров
«Продовольственное эмбарго стало серьезным вызовом для отрасли. В одночасье у всех игроков российского розничного рынка были разрушены партнерства, создаваемые годами, пришлось отказаться от поставщиков, которые в течение многих лет отбирались путем проведения тендеров и аудитов качества»,— вспоминают введение контрсанкций в четвертом по обороту российском ритейлере ГК «Дикси» (сети «Дикси», «Виктория» и «Мегамарт»). Искать альтернативу товарам и менять логистические маршруты пришлось в короткий срок, говорили в «Auchan Россия», «до эмбарго в ассортименте были представлены сыры практически из всех европейских стран, в первую очередь из Франции, Финляндии, Латвии, Литвы, Польши, Греции, Голландии и Германии». Если в 2014 году на импортные сыры приходилось около 56% ассортимента, то в 2016 году — примерно 20%, подсчитывал представитель сети. По словам главы представительства Metro AG Алексея Григорьева, таким компаниям, как Auchan или Metro Cash & Carry, было сравнительно легче адаптироваться к новым условиям, так как они могли быстрее найти новых поставщиков с помощью международных представительств. В целом найти замену большинству товарных позиций (SKU) российским розничными сетям удалось в течение первых двух-трех месяцев с момента введения эмбарго, говорил он. Уже к концу 2014 года большинство ритейлеров уверенно заявляли, что адаптировались к новой реальности.

Российским потребителям пришлось труднее. В конце 2014 года в Институте стратегического анализа ФБК подсчитали, что контрсанкции на тот момент уже обошлись потребителям в 44,7 млрд руб., дополнительные расходы к августу 2015 года прогнозировались на уровне 147,3 млрд руб. Ускорению инфляции способствовали снижение предложения товаров, недостаточный уровень конкуренции и рост транспортных расходов: товары поступают либо из более далеких регионов, либо из той же Европы, но обходными путями — через Белоруссию или из Южной Америки и т. д., объясняли в институте. По данным Института Гайдара, РАНХиГС и Академии внешней торговли Минэкономики, каждый год из-за действия эмбарго россияне вынуждены дополнительно тратить на продукты в среднем по 4,4 тыс. руб. В марте 2017 года эксперты подсчитали, что за первые шесть месяцев действия контрсанкций рост цен на аналоги санкционных товаров только из-за ограничений составил 29,9%, а на продукты, не подпавшие под эмбарго,— 5,1%. При этом потребители переключились на более дешевые товары пониженного качества, отмечали эксперты. По данным опроса «Ромира», проведенного в июне 2017 года, 27% потребителей по-прежнему недовольны качеством доступных на полках сыров, а в 2015 году таких респондентов было 33%. Таким образом, можно говорить, что период наибольших потрясений от замены брендов на полках и смены качества вновь появившихся товаров остался позади, считают в «Ромире».

https://www.kommersant.ru/doc/3374177
 
По теме
Суд удовлетворил иск Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан  в защиту неопределенного круга лиц Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан обратилось в суд с административным иском в защиту прав
В аэропортах и на железнодорожных вокзалах России появился новый вид мошенничества — злоумышленники предлагают гражданам обновить мобильное банковское приложение и получают доступ к финансам потерпевших.
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор