Тимур Ямашев: «При «закрытой» бухгалтерии автобусных перевозчиков подорожание проезда нелегитимно»

20  рублей за  проезд в  «красных автобусах»  — это много или мало?

Резонансной новостью этой недели стала просьба одного из  казанских перевозчиков поднять цену за  проезд в  казанских «красных автобусах». Однако известный казанский блогер и  активист общественного движения «Казанцы за  общественный транспорт» Тимур Ямашев в  своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», ставит под сомнение приведенные перевозчиком данные, аргументирующие необходимость удорожания проезда в  общественном транспорте.

 

КАКОВА ПРИБЫЛЬ АВТОБУСНЫХ ПАРКОВ?

Ключевым фактором легитимности роста цен является обоснованность этих самых цен. При «закрытой» бухгалтерии рост цен на  проезд нелегитимен. В  2011 году независимые расчёты показали, что автобусные перевозчики работали с  очень хорошей прибылью в  40%. Однако за  всё время работы они ни  разу не  опубликовали свою финансовую отчётность, каждый год сообщая, что работают чуть  ли не  себе в  убыток. Однако, при всех этих жалобах, с  рынка ещё никто не  ушёл. Подобная позиция кидает тень сомнения на  честность не  только самих владельцев автопарков, но  и  на  городской комитет по  тарифам.

Отдельные цифры, озвученные на  этой неделе, также вызывают серьёзные вопросы при их  анализе. Так, директор ПАТП-4  на сессии Казгордумы Наиль Садриев посетовал на  подорожавшие импортные запчасти. Однако, как позже сообщил председатель комитета по  транспорту Айдар Абдулхаков , в  год Универсиады было закуплено 524 новых автобуса из  общего парка в  887  машин. Неужели агрегаты Mercedes в  белорусских МАЗах уже через год требуют массовой замены? На  износ «старых» автобусов сослаться также затруднительно  — их  «лизинговое бремя» закончились ещё в  2012  году, что высвободило массу средств.

 

Вторым аргументом Садриева была возросшая цена на  дизтопливо. Однако и  здесь несостыковка  — по  данным Татстата, дизтопливо сейчас на  2,4% дешевле , чем в  прошлом году, а  в  сентябре эта разница и  вовсе была 3,4%! Третьим аргументом Садриева были дорогие газомоторные автобусы. Однако затраты на  газовое оборудование покрываются правительством из  бюджета. Более того, газомоторное топливо на  треть выгоднее «солярки». Одной из  главных причин перехода автобусов на  газ правительство  РФ как раз называло экономию перевозчиков (!), а  в  Казани такой переход озвучивают в  качестве причины для повышения цен.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С  ВЫГОДНЫМ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТОМ?

Каждый раз, когда речь о  заходит о  ценах на  проезд, мы  обращаем внимание на  электротранспорт, ведь в  нём себестоимость билета ещё ниже, чем у  автобусов на  газу. Здесь можно вспомнить, что в  феврале 2014 года проезд подорожал не  только в  автобусах. Намного сильнее был рост цен для трамваев и  троллейбусов. После такого скачка цен можно было ожидать, что наземный электротранспорт станет лучше автобусов.

 

К  сожалению, уже сейчас можно констатировать, что подобный рост цен не  привёл к  нужному эффекту, и  деградация казанского электротранспорта продолжается. За  2014 год не  было закуплено ни  одного нового трамвая или троллейбуса. Продление времени работы нескольких маршрутов троллейбуса достигнуто за  счёт полного или частичного закрытия других. Так, за  этот год де-юре перестали существовать 4  и  11  маршруты троллейбуса, де-факто также можно вычёркивать «десятку». По  сравнению с  2012 годом доля троллейбусов в  перевозках Казани осталась неизменной  — 7,7%. Ещё хуже положение в  трамвайной системе, где единственный нормальный маршрут №  5  принимает на  себя половину от  7% общегородского пассажиропотока. То  есть остальные пять маршрутов перевозят менее  4% казанских пассажиров, хотя потенциал у  трамвайных линий огромный. Показатели 2001 года сейчас выглядят недостижимыми: 19% у  трамвая и  23% у  троллейбуса. В  очередной раз остаётся только надеяться, что власти обратят внимание на  экологичный и  экономичный транспорт, и  Казань встроится в  общемировые тренды.

Тимур Ямашев

Ещё новости о событии:

Сегодня в Нижнекамске подорожал проезд в общественном транспорте. Цена билета, если покупать в автобусе, будет 20 рублей.
11:52 01.11.2014 ГТРК Татарстан - Казань
Тимур Ямашев: «При «закрытой» бухгалтерии автобусных перевозчиков подорожание проезда нелегитимно» - Бизнес Online
20 рублей за проезд в «красных автобусах» — это много или мало? Резонансной новостью этой недели стала просьба одного из казанских перевозчиков поднять цену за проезд в казанских «красных автобусах».
10:15 01.11.2014 Бизнес Online - Казань
 
По теме
Водителей попросили по возможности не выезжать на трассу М-12 «Москва — Казань» Водителей во время непогоды просили по возможности не ездить по платной трассе М-12 «Москва — Казань», а именно на татарстанском участке.
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система