В текущем учебном году начала свою работу педагогическая магистратура нового образца. Новизна этого проекта, реализуемого в КФУ в САЕ «Учитель 21 века», в том, что практически все программы магистратуры педагогического направления подготовки из профильных институтов были переведены «под крыло» Института психологии и образования КФУ. Именно там, во-первых, реализуются основные проекты направления САЕ «Учитель 21 века», а во-вторых, были разработаны и реализуются современные образовательные программы педагогической подготовки как бакалавров, так и магистрантов нового образца.
С этого учебного года студенты профильных институтов, которые хотят стать учителями по своему профилю (физике, химии, математике, биологии, филологии и многим другим), проходят психолого-педагогическую подготовку централизованно в Институте психологии и образования КФУ. Дисциплины предметной и научно-методической подготовки читаются преподавателями профильных кафедр других структурных подразделений КФУ.
Однако это не все новшества. Как рассказала руководитель центра педагогической магистратуры, доцент кафедры педагогики высшей школы ИПО КФУ Регина Сахиева , в магистратуре нового образца разработчики современных образовательных программ смогли соблюсти баланс между предметной, научно-методической, психолого-педагогической и практикоориентированной подготовкой. Порядка 40 процентов всего учебного времени магистрантов посвящено прохождению различного рода практик. Надо отметить, что магистранты активно включились в реальный образовательный процесс в рамках практики на базе лучших образовательных учреждений-партнеров этого проекта.
« Сама педагогическая магистратура включает в себя практическую работу в образовательных организациях, проектную деятельность магистрантов, научно-исследовательскую деятельность, интеграцию психолого-педагогической, предметной, научно-методической и практической подготовки, использование активных интерактивных методов подготовки педагогов, таких как мастер-классы, тренинги, кейс-стади и другие», - подчёркивает Регина Сахиева.
Для этих целей в Институте психологии и образования КФУ были отремонтированы аудитории первого этажа учебного корпуса. Для потребностей реализации новых образовательных программ педагогической магистратуры аудитории первого этажа обрели новую акустику, материально-техническое оснащение, в том числе мультимедийное оборудование. Более того, в институте были созданы специальные аудитории для самостоятельной работы магистрантов, оборудованные компьютерами и другими техническими средствами для самостоятельной работы над своими проектами.
« Поскольку одной из важных составляющих подготовки магистрантов в нашем институте является активное использование в образовательном процессе инновационных технологий, активных и интерактивных методов и форм обучения, в учебный план введены тренинги ораторского мастерства и педагогического взаимодействия, тренинги саморазвития и проектирования карьеры и другие. Для этих целей у нас представлены тренинг-студия, студия интерактивных образовательных практик, студия ораторского и театрального мастерства», - добавила Регина Сахиева.
Также она отметила, что по сравнению с предыдущими годами, в новую программу вступительных испытаний для будущих магистрантов был включён не только предметный, но и мотивационный блок. Этот блок определяет наиболее мотивированных на педагогическую деятельность потенциальных магистрантов и тех магистрантов, которые готовы и способны вести активную научно-исследовательскую деятельность и проявлять такую же высокую публикационную активность. Сюда входят и вопросы мотивационной направленности, и вопросы психологического характера, и интерпретационные вопросы на «толкование» цитат известных философов, гуманистов, писателей и т.д. Получаемая информация очень много может сказать о будущих магистрантах уже в самом начале их пути.
Как уточнила руководитель педагогической практики педагогической магистратуры, доцент кафедры педагогики высшей школы ИПО КФУ Татьяна Баклашова , по итоговым результатам первого семестра текущего года высшие оценки получили почти все магистранты нового образца. Они уже разработали индивидуальные методики работы с учениками в школах, где проходили практику, и представили полный отчет о своей работе на итоговом круглом столе по педагогической практике.
Надо сказать, что работа в школах и лицеях Казани, в том числе и в лицее им. Н. Лобачевского и IT-лицее КФУ, шла совместно со школьными психологами, учителями и с учётом их рекомендаций. Однако важную роль играет и согласование инновационных методик, апробируемых магистрантами КФУ, с директорами и заместителями директоров школ-партнёров. Как добавила Татьяна Баклашова, летом представители ИПО КФУ продуктивно обсудили с руководством казанских школ то, как должна идти совместная работа по подготовке высококвалифицированных педагогов, по каким направлениям они наиболее востребованы. На педагогическую практику магистрантам отводится в среднем три дня в неделю. В этот период, по шесть часов ежедневно, они выполняют в школах задачи, которые самостоятельно определили для себя вместе с руководителем педагогической практики в ИПО и руководством образовательной организации.
Помимо активной практической работы, подчеркнула Регина Сахиева, у магистрантов есть прекрасная возможность получить опыт не только от российских педагогов и психологов самого высокого уровня, но и ознакомиться с профессиональным опытом иностранных коллег из университетов Глазго, Майами, Дрездена и многих других. Известные зарубежные учёные проводят серии лекций, семинаров, мастер-классов по проблемам педагогической науки и современной образовательной практики в контексте происходящих инновационных процессов.
« Мы не будем останавливаться на достигнутом. Педагогическая магистратура постоянно совершенствует образовательные программы подготовки учителей, идёт непрерывная исследовательская и научно-методическая работа. На будущий год мы планируем открыть новые магистерские программы. Это будут программы по педагогике дополнительного образования (кафедра педагогики высшей школы), инклюзивному образованию, управлению воспитательными системами (кафедра методологии обучения и воспитания). То есть, мы будем расширять те профили педагогической магистратуры, которые востребованы сегодня образовательной практикой» , – добавила Регина Сахиева.
Источник информации: Дина Зарипова