Открытые онлайн-курсы: опыт Томского государственного университета

Материал по итогам VII Международной Интернет-конференции VRME-2017 – в рамках постоянной рубрики «Новости электронного обучения».

Тенденции развития открытых онлайн курсов сегодня вызывают все больший интерес мирового академического сообщества. Большое внимание этой теме было уделено, в частности, на VII Международной научно-практической Интернет-конференции «Виртуальная реальность современного образования» –VRME-2017 (2-6 октября 2017 года), итогам которой был посвящен наш материал «Онлайн-курсы и ресурс «Одного окна»» от 3 ноября.

Одним из заметных событий конференции стал доклад, сделанный начальником научно-методического отдела Института дистанционного образования (ИДО) Томского государственного университета (ТГУ) О. М. Бабанской – «Преподаватель в МООК или «МУКи» преподавателя».

Данный материал посвящен анализу основных положений этого доклада.

Чем интересен опыт ТГУ?
  • - Томский государственный университет – один из первых российских вузов, где стали реализоваться (с 2014 года) образовательные программы (в том числе – международные) с использованием дистанционных технологий;
  • - ТГУ имеет налаженные связи с шестью платформами массовых открытых онлайн-курсов . Это российские Национальная платформа «Открытое образование» , Лекториум , Stepic , всемирно известные проекты Coursera и EdX , европейская платформа Iversity . Число слушателей, обучившихся на МООК ТГУ, составляет 150  000 человек;
  • - ТГУ, как было отмечено на конференции, отличает высокий профессионализм в организации всех видов работ, связанных с созданием онлайн курсов и использованием их в учебном процессе;
  • - Специалисты ТГУ ведут большую исследовательскую работу по вопросам электронного обучения, включая применение дистанционных образовательных технологий, и охотно делятся своим опытом в этой области.
  • Как организован процесс создания открытых онлайн курсов в ТГУ?

    Разработка массовых открытых онлайн курсов (МООК) в ТГУ – это длительный (от трех до шести месяцев), очень тщательно планируемый процесс. Важно, что отбор педагогических сценариев будущих МООК происходит на конкурсной основе.

    На предварительном этапе происходит:

  • - Подготовка педагогического сценария курса (это делает автор при участии методиста);
  • - Содержательная экспертиза контента (независимыми экспертами);
  • - Корректировка контента и педагогического сценария (автором курса).
  • На предварительном этапе происходит также выбор платформы, на которой будет размещаться МООК – а это, в свою очередь, определяет целевую аудиторию и, как следствие, вид будущего онлайн курса:

  • - Узкоспециальный или
  • - Научно-популярный.
  • Основой экспертизы заявок являются чек-листы, предложенные командой Coursera и модифицированные специалистами ИДО ТГУ.

    Конкурс заявок предусматривает также:

  • - Запись пробного видеоролика одной лекции;
  • - Публичную защиту заявки.
  • Среди множества критериев, по которым происходит отбор заявок, следует отметить:

  • - Обоснование новизны и актуальности онлайн курса в сравнении его с курсами близкой тематики, размещенными на популярных платформах МООК;
  • - Востребованность курса за пределами ТГУ, в том числе – за рубежом;
  • - Имеющийся у автора задел в данной области и опыт участия в аналогичных проектах;
  • - Возможность реализации курса на двух языках;
  • - Результаты публичной защиты заявки.
  • После отбора заявок авторам будущих МООК предлагается пройти обучение в рамках ежегодно проводимой ТГУ Сибирской школы МООК.

    Каковы основные этапы разработки онлайн курса?

    Основными этапами разработки МООК являются:

  • - Формирование команды курса;
  • - Определение содержания работ;
  • - Составление календарного плана;
  • - Составление сметы на разработку курса;
  • - Составление технического задания для авторов курсов.
  • Кто входит в команду разработки онлайн курса?

    Каждый онлайн курс – это продукт большого коллективного труда.

    Минимальный состав команды разработчиков включает следующих специалистов:

  • - Руководитель проекта;
  • - Методист – специалист, хорошо разбирающийся в области педагогического проектирования;
  • - Режиссер-оператор;
  • - Режиссер монтажа;
  • - Корректор текстовых материалов;
  • - Специалист по размещению и куратор курса на платформе открытого образования;
  • - Специалист по продвижению курса;
  • - Независимые эксперты содержания курса (как минимум, два эксперта для каждого курса);
  • - Технические специалисты платформы открытого образования;
  • - Аналитик.
  • Как меняется ли роль преподавателя в условиях онлайн обучения?

    В условиях онлайн обучения, безусловно, возрастают требования к компетенциям преподавателей. Появляются новые функции, новые роли: тьютор, ментор, сопровождающий учебный процесс. Вопрос о роли и месте преподавателя при онлайн обучении очень острый и дискуссионный – он заслуживает отдельного рассмотрения и обсуждения.

    Более подробную информацию можно получить на официальном сайте конференции «Виртуальная реальность современного образования».

    Уважаемые преподаватели КНИТУ-КАИ!

    Мы продолжаем анкетирование ППС КНИТУ-КАИ по проблемам создания и использования открытых онлайн курсов. В настоящее время Отделом электронных технологий в образовании разрабатываются документы, определяющие стратегию развития КНИТУ-КАИ в сфере современных образовательных технологий. Мы стараемся учесть мнения преподавателей по содержащимся в Анкете вопросов.

    Ждем ваших ответов.

    АНКЕТА «Открытые онлайн курсы – PRO и КОНТРА»

    Для обратной связи с Отделом электронных технологий в образовании можно использовать форум «Электронное обучение в КНИТУ-КАИ», электронную почту: oakashina@kai.ru , vnustyugova@kai.ru , rearkhipov@kai.ru или телефон: +7 (843) 231 16 31, 8631. Ждем ваших вопросов и предложений.

    Автор: Отдел электронных технологий в образовании Источник:
     
    По теме
    Необходимо отправить заявку до 9 апреля. Департамент по молодежной политике совместно с Общеуниверситетской кафедрой физического воспитания и спорта Казанского федерального университета приглашают семьи сотрудников,
    МБУ «Центр «Форпост» информирует - Тетюшский район    Активисты студенческой службы безопасности «Форпост» ГАПОУ «Тетюшский сельскохозяйственный техникум» провели мероприятие по безопасности и воспитанию информационной культуры обучающихся «Дети-интернет-медиа безопасность».
    Тетюшский район
    «Педагог-психолог-2024» - Тюлячинский район  26.03.2024 года на базе МБОУ "Пестречинская средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя России Ивана Алексеевича Додосова" прошел зональный этап Республиканского конкурса
    Тюлячинский район
    В Мензелинске лишили прав водителя за повторную поездку пьяным по трассе М-7 - Мензеля Также виновному назначили обязательные работы (Марат Хамидуллин, «Мензеля-информ») В Мензелинском районном суде РТ оглашен приговор в отношении водителя, обвиняемого в управление автомобилем лицом,
    Мензеля
    «Не спрятался в окопе – пошел в атаку»: о пропавшем без вести на СВО рассказал его брат - ИА Татар-информ Александр Турнин пропал без вести месяц назад под Угледаром. Его мобилизовали одним из первых в Алексеевском районе, и он с честью выполнял долг защитника Родины – в числе первых рвался в бой,
    ИА Татар-информ
    Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
    Росздравнадзор
    Постичь Тукая в аэропорту, узнать Горького на Щапова - Реальное время Фонд «Живой город» и ТЮЗ надели на зрителей наушники Фото: Реальное время/Динар Фатыхов Два спектакля, ориентированные в первую очередь на слух, выпустили на этой неделе две театральные площадки.
    Реальное время
    Тетюшанам рассказали, как вести себя в чрезвычайной ситуации - Газета Тетюшские зори Неделю назад в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт. Начальник ОМВД России по Тетюшскому району Алексей Витин рассказал о том, как вести себя при возникновении угрозы террористического акта.
    Газета Тетюшские зори