ОСАГО как надо

Спустя три недели после скандала с отказом автостраховщиков выдавать автомобилистам полисы ОСАГО без дополнительного страхования жизни, компания «Росгосстрах» начала выдавать полисы без нарушений, а компания «Альфа-страхование» прекратила свою деятельность по реализации полисов физическим лицам в Татарстане. Другие компании решили так и не менять свою «политику».   О том, что делать, если отказали в выдаче полиса или «навязывают» дополнительные услуги, в материале «Свободной трибуны». 

Татарстанские автовладельцы этой весной попали в непростую ситуацию: получить полис ОСАГО в республике стало почти невозможно – в один день они исчезли из всех страховых компаний, а там, где полисы были, предлагали за сумму от 500 до 2 500 рублей купить дополнительную услугу (страхование жизни, имущества и т.п.).  

В конце апреля автолюбители надеялись вздохнуть спокойно: «Росгосстрах» оштрафовали на 158 миллионов рублей за нарушение антимонопольного законодательства (заставляли клиентов покупать дополнительное страхование).   Для тех, кто собирался получать страховку в ближайшее время или уже ждал, когда заветные полисы ОСАГО появятся в свободной продаже, это стало надеждой на изменение политики остальных автостраховщиков. Но страховщики так и не одумались до сих пор. 

Получить полис ОСАГО, например, в Казани без покупки дополнительных услуг сейчас можно только в «Росгосстрахе», хотя еще неделю назад они предлагали оформить полис только со страхованием жизни ( 2 000 рублей).   А вот другая компания «Альфа-страхование» вовсе решила прекратить продажу физическим лицам полисов обязательного автострахования в Татарстане. Причину такого решения в компании разглашать отказались. 

 

КТО ВИНОВАТ?

С начала 2014 года сразу в несколько органов – Федеральная антимонопольная служба по Татарстану, Роспотребнадзор, Национальный банк Татарстана и прокуратура республики – поступило несколько сотен жалоб от татарстанцев о том, что им отказывают в выдаче полисов обязательного автострахования или навязывают допуслуги. Это не могло не привести к реакции со стороны республиканских властей. 

29 апреля этого года премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков по поручению президента республики провел совещание по вопросу выдачи страховыми компаниями полисов ОСАГО. В совещании приняли участие не только уполномоченные органы и ведомства, но и представители страховых компаний. Результатом совещания стала выработка мер по «борьбе» с теми компаниями, которые отказываются продавать полисы без допстрахования. 

Автостраховщики в свою очередь объясняют такое «обострение» на рынке страхования тем, что продавать полисы им не выгодно – выплаты по ОСАГО равны сборам, а иногда даже превышают их. 

Причин, которые привели к такому положению страховщиков, несколько: убыточные тарифы, которые не менялись уже десять лет и рост выплат автовладельцам. Последний раз размер тарифов меняли в 2003 году, а с тех пор многое изменилось – выросла стоимость ремонта, самих автомобилей, запчастей, работ, количество автомобилей и т. д.

Что же касается роста выплат, то в 2013 году, по данным Центробанка России, сборы по ОСАГО составили 3,85 миллиарда рублей, а выплаты в том же году – 2,7 миллиарда. Отметим, что рост количества выплат увеличился заметно, как раз в прошлом году – на 25% по сравнению с 2012 годом. В Татарстане размер выплат составил 70% от размера сборов в 2013 году.. 

Именно из-за этих причин страховые компании, обеспокоенные резким повышением размера выплат по ОСАГО, стали выдавать полисы лишь тем клиентам, которые уже много лет страхуются в их компаниях, или только тем, кто готов приобрести дополнительные виды страхования. Однако такое решение страховых разнится с существующим законодательством – статья 935 пункт 2 Гражданского кодекса РФ (обязанность страховать жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина). 

Исходя из слов автостраховщиков, виноватым во всей этой истории становится Национальный банк, который по закону контролирует уровень сборов по полисам ОСАГО. Однако в Нацбанке Татарстана корреспонденту «Свободной трибуны» сообщили, что они руководствуются действующим законодательством и решениями властей. 

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Пока страховщики и власти не могут решить проблему с обязательным автострахованием, автомобилисты срывают телефоны всех страховых компаний в надежде найти заветный полис и продолжить законно пользоваться своим «железным конем». 

Тем, у кого поджимают сроки и автомобиль необходим срочно, не остается ничего, кроме того, как заключить дополнительные договоры по страхованию и переплатить несколько тысяч рублей. А вот тем, кто вспомнил об окончании страховки заблаговременно или может повременить с ее покупкой, можно вздохнуть спокойно – есть несколько способов добиться от страховщиков полиса ОСАГО без переплат. 

Граждане, которые собираются получить страховку и не хотят переплачивать, должны руководствоваться несколькими правилами. 

Во-первых, всегда стоит помнить, по закону продавать полис ОСАГО страховщик обязан без любых других дополнительных услуг, будь то страхование жизни, имущества и прочего, только если клиент сам не хочет купить эти виды страхования. То есть, если страховщик отказывается предоставлять полис ОСАГО без других видов страхования, то необходимо сообщить о нарушении в уполномоченные органы. 

В Татарстане жалобы о «навязывании» дополнительных услуг при приобретении обязательного автострахования принимают: Национальный банк Татарстана ( тел. (843) 292 – 02 – 67), Роспотребнадзор по Татарстану (тел. (843) 236-94-11) и УФАС по Татарстану (тел. (843) 236-89-22). 

Во-вторых, члены Федерации автомобилистов России рекомендуют не забывать записывать нарушения со стороны страховщиков на мобильные телефоны, камеры и прочие гаджеты, как на видео, так и на аудио. Власти рекомендуют, помимо всего этого, публиковать жалобы и на сайте сервиса «Народный контроль». 

В-третьих, гражданин имеет право направить в страховую компанию письменное заявление о желании застраховать свой автомобиль. В этом случае страховщик обязан в течение тридцати дней ответить на его письмо. На основе ответа уже можно будет писать жалобу, если компания отказалась выдавать страховку или просит приобрести допуслуги. 

В Роспотребнадзоре корреспонденту «Свободной трибуны» пояснили, что специалисты ведомства уже сформулировали несколько вариантов обращения с жалобой от граждан. 

Так, граждане, которые столкнулись с такой проблемой, могут написать обращение в Роспотребнадзор и приложить к обращению (при наличии) документированные свидетельства в обоснование аргументов заявителя (копию договора об ОСАГО и других договоров, копии чеков и т.д.). 
В Роспотребнадзоре также сообщили, что после подачи жалобы начнется опрос страховой компании, гражданина, подавшего жалобу, а также свидетелей. В случае, если свидетелей не найдется, гражданин может еще на месте заключения полиса ОСАГО и дополнительного договора страхования (который приобрести его вынудил страховщик) написать на обоих копиях допдоговора о том, что ему навязали этот вид страхования, пояснили «Свободной трибуне» в управлении Роспотребнадзора. Дело в том, что в другом случае будет сложно доказать, что договор не был заключен добровольно.
Однако стоит помнить, что обращаться в Роспотребнадзор стоит только в том случае, если страховщик пытается навязать клиенту дополнительные виды страхования, а не сообщает об отсутствии самих полисов ОСАГО. В этом случае необходимо обращаться с жалобой в другой орган – Межрегиональное управление Службы Банка России в Волго-Камском регионе (г. Казань, ул. Московская, д. 53/6).

 

***

Не смотря на то, что властями республики и специалистами уполномоченных органов уже разработаны методы воздействия на страховые компании, граждане, которые сталкиваются с нарушением законодательства, редко решают обращаться с жалобами на страховщиков. В Роспотребнадзоре Татарстана рассказали, что только пять процентов из тех, кто написал жалобы, готовы пойти на опрос в управление и прокуратуру, а еще меньше доходят до суда со страховыми. Выходит, что сложившаяся ситуация – это вина не только страховых компаний, властей, которые не хотят повышать тарифы на сборы, но и граждан, которые не хотят отстаивать свои права, решив, что переплатить несколько тысяч проще.

Ещё новости о событии:

ОСАГО как надо - Твоя Свободная трибуна
Спустя три недели после скандала с отказом автостраховщиков выдавать автомобилистам полисы ОСАГО без дополнительного страхования жизни, компания «Росгосстрах» начала выдавать полисы без нарушений,
21:25 13.05.2014 Твоя Свободная трибуна - Казань
Портал ProKazan.ru решил проверить, достоверна ли информация о том, что страховые компании навязывают дополнительные услуги,
11:06 13.05.2014 ProKazan.Ru - Казань
Никто не застрахован. Национальный банк Татарстана после поручения президента республики начал проверки страховых компаний, на которые поступили жалобы из-за отказа продажи полисов ОСАГО.
21:12 12.05.2014 ТРК Казань - Казань
Национальный банк Татарстана (территориальное подразделение финансового регулятора – банка России) после поручения президента республики Рустама Минниханова начал выездные проверки страховых компаний,
15:09 12.05.2014 Intertat.Ru - Казань
Сборы страховых компаний по автогражданке в Татарстане упали, тогда как выплаты выросли на четверть Работающие в Татарстане страховые компании по итогам прошлого года увеличили совокупный сбор премий,
08:46 12.05.2014 Бизнес Online - Казань
 
По теме
В течение последних нескольких лет в республике, да и по всей России в целом, наблюдается резкое повышение криминальной активности мошенников.
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система