Порядок проведения обрядов у татар, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области


Советский Союз считался страной массового атеизма. Однако, закрытие ленинградской мечети в 1940 г. и ликвидация зарегистрированной мусульманской общины не означали полного прекращения религиозной жизни среди татар, хотя с каждым поколением все больше и больше утрачивались обрядность и религиозное воспитание. Дети посещали ясли и детские сады. В школах они пополняли ряды октябрят, затем вовлекались в пионерскую работу, вступали в комсомол. Татары переставали давать своим детям мусульманские имена традиционно принятые предками, а когда-то самыми распространенными именами у татар были Мухаммед, Абдулла и Мадина. Появилась тенденция называть детей легко произносимыми и быстро запоминающимися именами или изменять татарские имена, близкие по звучанию к русским именам. В городе жили многочисленные Лёши, Миши и Маши, в паспортах которых сохранялись национальные имена и трудно произносимые отчества. При этом мусульманская традиция написания отчеств «кызы» и «оглы» («улы»), принятая у единоверцев, проживавших на территориях союзных республик, тоже существовала, но только на кладбище при установке могильных плит. Проводы усопших осуществлялись на дому покойных: земляки над телом читали Коран, шили саван, если он не был подготовлен заранее, обмывали тело и отправлялись на кладбище, где перед погребением совершали джаназа-намаз. При посещении кладбища ежедневно и в любое время года можно было застать мужчин пожилого возраста. Они приезжали специально, чтобы по просьбам родственников усопших читать 36-ую суру Корана «Йа-син» над могилами. Тогда еще существовала традиция ежедневного посещения могилы в течение сорока дней после похорон. Эти же мужчины следили за порядком на кладбище.

В качестве самоназвания татары до 1980-х гг. продолжали использовать конфессионализм «мусульмане». На улицах татары могли разговаривать между собой по-татарски, но в компаниях при наличии даже одного русского переходили на русский язык. Отсутствие ванных и горячей воды в коммунальных квартирах заставляли всех горожан прибегать к услугам многочисленных общественных бань. Ленинградские банщики называли  четверг, канун пятницы, «татарским днем». Тогда, после бани (полного омовения)   мусульмане дома читали поминальные молитвы по усопшим родным и близким, а в пятницу шли на коллективный джума-намаз на  старинный татарский участок Волковского кладбища (ныне в составе Ново-Волковского кладбища). По случаю больших мусульманских праздников Рамазан-байрам (праздник окончания поста) и Курбан-байрам (праздник жертвоприношения) тысячи татар совершали богослужение на кладбище и пустыре рядом с ним.      В первые  годы  после открытия татарского кладбища хоронили без всяких памятников. Метрических книг не велось. И сведения   о захоронении того или иного лица   были известны лишь близким покойного, да кладбищенскому сторожу. После закрытия для верующих мечети в 1940 г. значение Ново-Волковского кладбища в жизни мусульман Ленинграда и его окрестностей возросло. Кладбище стало служить местом проведения пятничных намазов, собиравших несколько сотен человек. В дни мусульманских праздников на кладбище собиралось до 7000 чел. Лишь в 1956 году, когда для нужд верующих была вновь открыта Соборная мечеть, погребальная и пятничная молитвы перестали совершаться на кладбище.

В послевоенном Ленинграде коренные татары численно превышали представителей других мусульманских народов и народностей СССР. В город на учебу приезжала молодежь из национальных окраин, по окончании  различных учебных заведений, одни оставались здесь работать на заводах и фабриках, а другие, получив распределение, разъезжались по необъятным просторам страны.

Молодежь активно вливалась в общественную жизнь комсомольских организаций, жила вне религии, заключала межконфессиональные браки. Однако горожане-мусульмане крепко держались друг друга, не порывали связи с односельчанами. По случаю никаха (бракосочетания), имянаречения и поминок, а также, в течение всего месяца Рамазан татары собирались на домашние меджлисы друг к другу в комнаты коммунальных квартир. Соседи, в основном, бывали доброжелательны. Хозяйки не забывали угощать соседей домашней выпечкой, а гости никогда не нарушали общественный порядок, вели себя тихо и достойно. Ведущим собрание и чтецом Корана становился мужчина, как правило, самый уважаемый среди земляков знаток исламских наук, получивший образование до революции в одном из многочисленных медресе на территории Российской империи. У каждой группы татар, объединенной землячеством и родственными связями, был свой «бабай» (в переводе с татарского языка «старик», «дед»). В послевоенные годы была выработана форма женских меджлисов, на которых присутствовали только женщины. Для чтения Корана на женские меджлисы приглашали мусульманок, получивших образование до революции в татарских женских учительских семинариях или дочерей мулл, получивших достойное домашнее образование, знания которых были выше, чем у абсолютного большинства женщин. Эта традиция сохранялась и после 1956 г., т.е. после повторной регистрации мусульманской общины и официального открытия мечети. Теперь на джаназа-намаз катафалки прибывали во двор мечети к времени окончания дневного намаза, чтобы как можно больше мусульман могли проводить покойного в последний путь. Права проводить обряды «никах» (бракосочетание) и «имянаречения» были возвращены вновь отвержденному имаму-хатыбу соборной мечети. Обряды совершались в доме невесты и по месту жительства новорожденного. В советское время никаких письменных свидетельств о совершении обрядов семьи не получали. Положенный у мусульман обряд обрезания «суннет», состоящий в удалении крайней плоти у мальчиков, проводили преимущественно на дому по месту проживания ребенка. Выполняли обряд по всем правилам татары-хирурги или обученные традициям народные специалисты, не имевшие медицинского образования.

Обряды жертвоприношения по случаю Курбан-байрама, жертвоприношения по обету (назер) или в связи с рождением ребенка в советское время осуществлялись при содействии имама-хатыба и татар, проживающих в Ленинградской области.

В настоящее время   традиции мусульманской свадьбы далеко не каждый, кто называет себя мусульманином, соблюдает строгие законы шариата. Из-за того, что культуры смешались, классические законы ислама подверглись изменениям. Но, по-прежнему остаются ценности, не поддающиеся никаким трансформациям. Например, свадебные восточные традиции на протяжении нескольких веков сохраняются практически в первозданном виде. У мусульман есть такое поверье – чтобы молодожены прожили долгую и счастливую жизнь, нужно соблюсти все свадебные традиции.

  В современном Санкт-Петербурге мусульманские свадьбы   проходят с участием представителя Соборной или Квартальной мечети – муллы (имама). Если он поженил молодых, то уверен, что жених выполнит взятые на себя обязательства. В современных же реальных условиях жизни, когда много смешанных браков среди мусульман, то они не носят национальный характер. В случае, когда создаются семьи (мусульманами), то тогда  соблюдается   обряда мусульманской свадьбы. Сначала традиционно проводится «никах» в доме невесты. Церемонию проводит мула – мусульманский священник из  мечети. Он читает молодым суры из Корана с напутствиями о семейной жизни. По времени «никах» продолжается около часа. В течение этого времени присутствующие читают молитвы и внимательно слушают мулу. Новобрачный дарит своей возлюбленной дорогие подарки. Традиционно «никах» заканчивается после обмена кольцами из серебра. Затем проходит регистрация  жениха и невесты в Государственном учреждении семьи – ЗАГСЕ.

              Татарский обряд при рождении ребенка - «имянаречения». Через несколько дней после рождения ребёнка в дом приглашается также мулла из мечети, который и совершает обряд «имянаречения». Мулла при выборе имени руководствовался мусульманским календарем с именами, который сродни православным Святцам. В завершении выдается соответствующий документ о  проведённом обряде. Считалось, что дальнейшая судьба ребенка всецело зависит от имени, которым его назвали.

            В настоящее время мусульманские обряды «имянаречения», «никах» и татарские свадьбы   начали проводиться в Национально-культурном Доме «Луч-Нур»   (Красное Село, Санкт-Петербург) с участием имама.

          Обряд «обрезание» для мальчиков. Обрезание в Исламе может проводиться с некоторыми различиями исходя из предыдущих методик. Единственная разница в том, что совершеннолетние мусульмане, делая себе обрезание, зачастую не прибегают к анестезии, считая это слабостью, недостойной настоящего правоверного. А в младенчестве применять обезболивающие препараты крайне не рекомендуется из-за риска летального исхода, в случае неприятия анестезии или неправильно рассчитанной дозы.

          Сейчас в Петербурге работают многие медицинские центры и больницы, где проводятся хирургические процедуры по обрезанию крайней плоти у мальчиков. Один из таких работает  на Васильевском острове - Центр ритуального обрезания, который создан на базе СПб ГУЗ "Детская больница N2 Святой Марии Магдалины".   В Центре ритуального обрезания делают операции связанные с национальными традициями мусульман и иудеев.

В центре  проводят ритуальные операции в комфортных условиях, с участием квалифицированных специалистов. При этом соблюдаются все национальные обычаи и традиции. Также после процедуры обрезания семья мальчика приглашает муллу из мечети для чтения сур Корана и посвящение его в мусульманина.

            Похороны мусульман. Погребение. Погребение – должно производиться в день смерти или на следующий день (это правило соблюдают и многие христиане региона); труп обмывают, завертывают в саван, переносят на носилках (обычно без гроба) на кладбище и кладут в могилу лицом к Мекке.

          В настоящее время похороны мусульман проходят на татарских (мусульманских) участках кладбищ Санкт-Петербурга. (Один из первых мусульманских кладбищ -   татарский (мусульманский) участок на Ново-Волковском кладбище Санкт-Петербурга. В  мечетях Санкт-Петербурга, в случае смерти мусульманина его семье  выделяют знающего человека (специального обученного мусульманина) для проведения омовения и обмывания тела усопшего и чтения необходимых молитв при похоронах. В настоящее время   между Духовным управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западным регионом России и   некоторыми моргами города существует договорённость по обмыванию тел мусульман. После необходимых процедур и мероприятий, завертывания его в саван,  усопшего везут на кладбище для последующего захоронения.

      В Тосненском и Гатчинском районах Ленинградской области все мусульманские обряды проводятся при активном участи председателей и представителей Татарского общества «Изге юл» (г. Тосно) и  Татаро-Башкирского общества «Юлдаш» (г.Гатчина). Также чтения джаназа-намаз, захоронения умерших мусульман ведутся на мусульманских участках кладбищ г. Тосно и Гатчина.






Оценить материал или отправить свое мнение

 
По теме
Представители мусульманской общины Татарстана собрались сегодня на новом мусульманском кладбище Казани, чтобы вспомнить бывшего заммуфтия Татарстана, известного общественного деятеля и богослова Валиуллу Якупова .
Священники Тимофей Маташов и Илия Маташов доставили гуманитарную помощь, собранную приходами Чистопольской епархии А у иерея Василия Имукова к этому времени закончилась длительная командировка от Синодального отдела п
Постный мастер-класс и беседа с батюшкой - Свято-Вознесенское Архиерейское подворье В день Торжества Православия православная молодежь города Набережные Челны приняла участие в гастрономическом мастер-классе в Кулинарной школе-студии L'Art culinaire! .
Свято-Вознесенское Архиерейское подворье
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система