Наталия Фишман научит казанцев малую родину любить

Помощник президента запускает «Рух»  — городское медиа для креативного класса

Как стало известно «БИЗНЕС Online», до  конца года в  Казани запустят новое интернет-издание  — над ним уже несколько месяцев корпят экс-главред «Куража» и  часть журналистов закрывшегося «Карла Фукса». СМИ, курируемое Наталией Фишман, будет «рассказывать о  том, кто живет в  Татарстане и  как вернуть в  Татарстан тех, кто уехал». Эксперты «БИЗНЕС Online» говорят, что ролевая модель проекта  — это московский The Village и  что подобное медиа останется на  плаву только в  случае бюджетной поддержки.

Наталия Фишман до конца года планирует запустить городское интернет-издание для креативного класса

СМИ ПРО ТО, ГДЕ СЪЕСТЬ ФЕРМЕРСКИЕ СЭНДВИЧИ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», до  конца года в  Казани планируется запуск нового СМИ  — городского интернет-издания для креативного класса. Инициатор проекта  — помощник президента РТ  Наталия Фишман. На  должность главного редактора она пригласила Юлию Туранову   — экс-главреда глянцевого журнала «Кураж» (покинула издание этим летом), а  над контентом трудятся в  том числе журналисты ушедшего в  небытие   журнала «Карл Фукс» и  привлеченные авторы. Название проекта  — «Рух» — в  переводе с  татарского языка означает «дух», «настроение». Слово, кстати, распространено в  разных языках. На  украинском и  белорусском «рух» означает «общественное движение». Так что в  наше неспокойное время проект Фишман может вызвать самые разные, в  том числе политические, ассоциации, но  создателей журнала это, видимо, не  пугает.

Слухи о  проекте на  медиарынке Казани циркулировали давно, едва  ли не  с  начала лета, но  до  поры до  времени никак не  комментировались Фишман, вообще соблюдался своего рода режим секретности. О  своих медийных планах сама Фишман впервые публично объявила в  конце сентября в  интервью журналу «Афиша»: «Мы  сейчас делаем новое городское медиа. Оно будет не  только про Казань, но  и  в  целом про города, жизнь в  республике». Кстати, интересно выглядел приезд в  Казань на  прошлой неделе экс-главреда «Афиши» Юрия Сапрыкина , приглашенного Фишман, чтобы прочитать  в центре современной культуры «Смена» лекцию. Как сообщила в  своем Instagram Туранова, на  протяжении трех дней (по  некоторым данным, с  утра до  ночи) Сапрыкин «тренировал» команду нового издания. Судя по  всему, создатель проекта и  нанятые менеджеры вышли на  финишную прямую, поэтому и  стали допускать дозированные информационные вбросы.

Экс-главред «Афиши» Юрий Сапрыкин, приглашенный Фишман, три дня «тренировал» команду нового издания

Кстати, сами Фишман и  Туранова запуск медиапроекта официально все  же не  комментируют, сохраняя интригу и  называя вопросы об  источнике финансирования и  учредителях преждевременными. Однако проект уже вышел на  такой уровень, что «БИЗНЕС Online» не  составило труда выяснить из  близких к  нему источников подробности концепции нового издания.

Во-первых, с  высокой вероятностью можно говорить о  том, что «Рух» будет подпитываться бюджетными (или околобюджетными) средствами (как вариант  — деньгами госкомпаний), что изначально делает его высокорисковым и  лишенным того, что креативный класс в  той  же Москве так ценит в  прессе,  — независмости от  власти. Во-вторых, он не  будет касаться сложных тем вроде политики или экономики. «Это будет медиа про городскую жизнь, не  только в  Казани,  — рассказал один из  источников. —  Журнал о  людях и  городах Татарстана: места, люди, процессы, мнения, вещи, занятия — все, чем живет горожанин и  что способно сделать его жизнь в  городе лучше, комфортнее и  интереснее. От  изменений в  городской среде, фестивалей еды и  кино до  пятерки лучших мест, где можно съесть фермерские сэндвичи». Команда нового медиа видит глобальную миссию в  том, чтобы «рассказать о  том, кто живет в  Татарстане, и  вернуть в  Татарстан тех, кто уехал, привлечь в  республику талантливых и  инициативных людей, чтобы определить будущее региона». Словом, по  формальным признакам задумано интернет-издание для креативного класса в  региональном разрезе, это аналог московского The Village.

В качестве примера для концепции нового медиа был взят воронежский онлайн-журнал Downtown.ru

По  информации «БИЗНЕС Online», концепция «Руха» «срисована» с  воронежского онлайн-журнала Downtown.ru — то  же агентство, что разработало сайт для воронежцев, сотрудничает и  с  Фишман по  вопросу нового казанского СМИ. Как указано на  сайте, Downtown.ru  — это проект, формирующий имидж Воронежа в  глазах его жителей и  гостей города. В  издании публикуются статьи, например, о  том, где в  городе вкусно готовят ягненка, отчеты из  Instagram по  городским событиям, ответы на  вопросы горожан, to-do-листы, городские новости и  т. п. К  консультациям по  «Руху» активно привлекается главный редактор Downtown Алексей Болох . Недавно он  приезжал в  Казань. Рассказать о  подробностях и  условиях сотрудничества с  Фишман он  отказался.

Юлия Туранова (слева) и Фишман, судя по фотографиям в соцсетях, местом размещения редакции выбрали резиденцию «Штаб»

КОГО ЗАМЕНИТ «РУХ»

На  последнем фото, выложенном в  Instagram Турановой, которая теперь появляется в  медиаполе исключительного как «главный редактор интернет-издания», можно увидеть, похоже, всех сотрудников проекта. «Дорогая редакция»,  — подписала она фото, на  котором за  столом сидят 9  человек (впрочем, на  проект работают и  авторы-фрилансеры, которые ни  разу не светились на  общих фотографиях). По  информации наших источников, заработная плата одного только главного редактора  — 150  тыс. рублей в  месяц. Судя по  фотографиям в  соцсетях, местом размещения редакция выбрала резиденцию «Штаб» на  улице Татарстан. Его формальный создатель  — Ярослав Муравьев , известный как владелец сайта KazanFirst.ru, директор фонда поддержки молодежных инициатив «Фактор будущего» и  других проектов, получающих гранты от  правительства РТ. Однако ни  для кого не  секрет, что «Штаб»  — это структура, также созданная фактически на  госденьги, для того чтобы иметь площадку для работы с  молодежью, особенно с  той ее  частью, которая тяготеет к  креативной индустрии и  с  так называемыми хипстерами.

Отметим, что «Рух»  — не  первая попытка создать городское СМИ с  упором на  молодежь либо на  модную тусовку и  ее  окружение. Так, выходила печатная газета «Я  etc.» (впрочем, рассчитанная больше на  студенческую аудиторию). Самым ярким был проект InKazan, созданный в  2009 году владельцами казанского рекламного агентства «Оригами» и  рассказывающий о  жизни города через фото. Весной этого года стало известно, что работа редакции свернута до  минимума (в  сентябре на  сайте InKazan было опубликовано два материала, а  в  октябре  — один). Причиной этого редактор Антон Глухов называет общую экономическую ситуацию в  стране, снижение рекламных доходов и  отсутствие перспектив в  ближайшем будущем.

Попытка создать городское СМИ с упором на молодежь — не первая в Казани. Самым ярким был проект InKazan

Самой скандальной попыткой был, пожалуй, выпуск журнала для хипстеров «Карл Фукс» (под командованием Артема Тюрина , паралельно отвечающего за  главный идеологический журнал республиканской элиты  — «Татарстан»). Бюджет РТ  пару лет назад выделил на  это 9  млн. рублей, которые были израсходованы за  полгода... Интересно, что «Карл Фукс» пришел на  смену легендарной в  свое время газете холдинга «Татмедиа»  — «Молодежь Татарстана», просуществовавшей 95  лет. Ее  прекратили издавать 1  января 2014  года. Давно созревавшее решение топ-менеджмент ОАО «Татмедиа» объяснил  отсутствием у  издания внятной концепции и  перспектив.

Отметим, что в  целом финансовый поток, который в  Татарстане ежегодно переваривают госСМИ, сопоставим с  бюджетом, например, Нижнекамска  — третьего по  величине города республики (1,3  млрд. на  2013  год). Для иллюстрации: в  2013-м Татарстан направил по  статье «Информирование о  деятельности органов государственной власти» около 1  млрд. рублей. Еще по  1,1  млрд. рублей запланировано потратить в  2014 - 2016  годах. Справедливости ради заметим, что примерно половина из  этих сумм (ежегодно  — порядка полумиллиарда) уходит на  содержание национального телеканала «ТНВ», который контролируется ТАИФом. Однако, видимо, ответственные за  пропаганду и  идеологию товарищи из  местного Кремля остро ощущают ограниченность модели и  степень влияния на  умы традиционных подконтрольных СМИ, поэтому так упорно поддерживают одну за  другой попытки создать некий новый  — альтернативный татмедиавским  — продукт с  мыслью: а  вдруг в  этот раз получится?..

Республиканский бюджет пару лет назад выделил 9 млн. рублей на выпуск молодежного журнала для хипстеров «Карл Фукс», которые были израсходованы за полгода

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ГАЗЕТЫ

В  России сегодня не  так много известных на  всю страну городских нишевых СМИ, которые работают на  специфическую, так называемую модную, в  том числе молодежную, аудиторию. Одно из  них  — московское городское интернет-издание The Village  — «гид по  новому городу, в  котором хочется жить, который хочется менять к  лучшему». У  него есть и филиал в Северной столице  — «The Village Петербург».

Все другие СМИ  — региональной популярности. Например, питерская интернет-газета о  городе «Бумага» (существует с  2012  года)  — «локальная интернет-газета, поднимает темы, которые малоинтересны крупным городским СМИ, и  находит героев, которые меняют город к  лучшему». У  издания сильный уклон в  проблемы образования и  студенчества. По  данным The Village, составившего рейтинг городских СМИ в  регионах, «Бумага» зарабатывает на  медийной рекламе, спецпроектах с  местным бизнесом, а  также на  смежных услугах вроде организации мероприятий, SMM и  копирайта, выступая как рекламное агентство.

Уже упомянутый воронежский проект Downtown был создан по  идее одного из  основателей интерактивного агентства «Мануфактура» (агентство работает с  большими федеральными заказами, имея клиентов вроде Red Keds или Digital October) и  запущен в  2012  году. «Мы  не  поднимали имидж города, мы  его создавали,  — цитирует The Village сооснователя и  идеолога проекта Дмитрия Провоторова . —  Потому что сначала было сложно найти тех, кто  бы понял, что нам нужно: все привыкли к  классическим местным СМИ. Нашей  же главной задачей было удержать таланты в  городе, не  дать им  уехать. Для этого мы  и  работали, создавая некий отдельный мир, в  который постепенно проникал весь город». Проект существует за  счет рекламы и  частных инвестиций. В  его развитие инвестирует агентство «Мануфактура».

В России не так много городских нишевых СМИ, известных на всю страну. Одно из них — московское городское интернет-издание The Village

Городская интернет-газета The Province была запущена в  Иркутске в  2013  году. Неясно, выходит  ли она сегодня, поскольку последние материалы датированы летом этого года. «Мы  хотим показать читателю, что лучшее начинается с  него самого, что интересен человек в  городской среде и  именно он  влияет на  то, что будет происходить с  Иркутском дальше»,  — говорила идеолог и  руководитель проекта Юля Яковлева .

Есть городской проект и  в  Екатеринбурге  — созданный в  2012 году It’s My  City, однако именуется он  не  газетой, а  «блогом о  событиях, местах, людях и  явлениях в  Екатеринбурге», а  создан был в  2012  году. Журналист популярной интернет-газеты Znak.com Дмитрий Колезев и  директор агентства коммуникаций Red Pepper Данил Голованов решили сделать газету о  жизни города, которую было  бы интересно читать самим. По  словам редактора проекта Светланы Щавелевой , было решено не  касаться вопросов «большой политики».

Свой интернет-журнал есть в  Стерлитамаке  — Chё был запущен в  2011  году. На  сайте указано, что это «информационный, развлекательный, обозревательный, душещипательный, пикантный, располагающий, искренний и  достоверный интернет-журнал о  последних, предпоследних и  даже далеко ушедших в  историю событиях, фактах, о  людях, красивых и  не  очень, смелых и  трусливых, скромных и  ярких, перекати-поле и  домоседах».

Свои городские газеты и  журналы есть также во  Владивостоке (интернет-журнал «Владивосток-3000»), Новосибирске (интернет-издание о  политической, экономической и  социальной, бытовой жизни «Сиб.фм»), Самаре («Большая Деревня»), Барнауле («Барнаул.фм») и  т. д.

«Карл Фукс» имел свою интернет-версию

«У  БЮДЖЕТНЫХ ИЗДАНИЙ ВСЕГДА НА  ОДНУ ГОЛОВНУЮ БОЛЬ МЕНЬШЕ»

Газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам прокомментировать запуск нового СМИ в  Казани, оценить примерные инвестиции и  концепцию.

Геннадий Наумов   — издатель газеты «Аргументы недели» в  Татарстане:

—  Существует две точки зрения. С  одной стороны, говорят, что не  было  бы кока-колы, если  бы не  было пепси-колы. То  есть за  счет конкуренции у  двух компаний идет взаимная раскрутка. А  что касается Казани, здесь вспоминается попытка создать телекомпанию «Вариант» (в  пику популярному «Эфиру»). Казалось  бы, инициатор создания все знал, но  дело провалилось. Это все я  говорю к  тому, что в  городе в  ключевых стартах может быть только один достойный игрок, мои выводы подтверждает существование того  же «БИЗНЕС Online», который занимает сегодня все информационное пространство (если говорить о  деловой элите и  среднем классе и  если не  брать, например, ТV, где тотально доминирует «Эфир»). Кто  бы ни  брался (пусть даже новое издание рассчитано на  молодежь), у  второго игрока перспектив, мне кажется, почти никаких. Я  сам делал попытку и  убедился в  этом на  своем опыте  — запустил газету Daily, но, поняв, что перспектив нет, продал  ее. Если исходить из этого, то  сделать хоть первый сайт, хоть тысяча первый можно, конечно... Для серьезного игрока я  не  вижу сегодня никакого пространства и  перспектив в  пределах одного города, рынок уже перенасыщен десятками медиа.

Кстати говоря, для молодежи у  нас уже есть одно сравнительно новое интернет-СМИ, но  накачка его идет через соцсети. И  финасируется оно, если не  ошибаюсь, примерно по  той  же схеме, что и  новое СМИ госпожи Фишман. Кроме того, если рассматривать бизнес-модель, в  чем состоит ошибка таких идей под молодежь? Дело в  том, что онлайн-активисты еще не  состоялись как покупатели. А  раз они не  покупатели, соответственно, рекламодателю этот ресурс неинтересен и  окупаться не  будет. Но  если кто-то хочет потратить деньги на  очередную игрушку  — флаг ему в  руки.

Сегодня в  медиаотрасли такое состояние, когда сыграть может только какой-то оригинальный концепт. Это может быть соединение деловой журналистики с  приемами так называемой таблоидной журналистики. То  есть сегодня продаются в  первую очередь эмоции. Все телеканалы забиты шоу. Вы  писали о  ресурсе AdMe  — они тоже работают, продают на  эмоциях и  не  скрывают этого. Но  это другой формат, а  вот привнести эмоции в  деловую журналистику  — это круто.

Александра Ганская   — бывший главный редактор портала InKazan:

—  Кроме InKazan, насколько я  помню, пару лет или около того существовал проект Loom, ребята из  «Культурничаем» делают нечто подобное. Были и  другие попытки, может, не  такие яркие. Тема городского СМИ хороша и наверняка найдет своего читателя. Я  только не  совсем поняла: это проект, который будет поддерживаться бюджетом или должен обеспечивать себя деньгами сам? В  первом случае медиа о  том, где купить пять лучших фермерских бургеров, безусловно, долго будет на  плаву. Во  втором  — опыт многих СМИ показывает, что производители бургеров не  всегда торопятся себя рекламировать... У  СМИ, поддерживаемых из  бюджета, тоже не  все так просто. Можно вспомнить судьбу легендарной в  свое время газеты «Молодежь Татарстана», просуществовавшей 95  лет.

По  поводу рекламодателей: формат уже не  новый, тут все понятно. Как обычно, все будет складываться из  двух составляющих  — хорошего контента и  хорошей работы отдела продаж. 50  на 50. Но, повторюсь, у  бюджетных изданий всегда на  одну головную боль меньше.

У СМИ, поддерживаемых из бюджета, тоже не все так просто. Можно вспомнить судьбу легендарной в свое время газеты «Молодежь Татарстана», просуществовавшей 95 лет

Розалия Каневская   — основатель и  главный редактор интернет-журнала Mediabitch.ru:

—  Формат электронной газеты о  городе сейчас набирает все большие обороты именно в  регионах. The Village  — своего рода ролевая модель для таких газет. Они даже пару раз делали подборки городских газет в  регионах. Для Москвы это уже формат немного избитый, к  тому  же еще и  дорогой  — в  Москве дорого содержать редакцию и  непременно нужно искать модели монетизации. В  регионах  же городские газеты часто запускаются местными энтузиастами чуть  ли не  на  общественных началах, так что вопрос об  инвестициях часто даже не  стоит: ребята сами верстают сайт, пишут статьи и  продвигают их  в  соцсетях, а  работают из  кафе, то  есть нет и  расходов на  аренду офиса.

Формат городской интернет-газеты сейчас более чем востребован в  регионах по  нескольким причинам. Во-первых, аудитория таких газет, как правило, не  читает классических региональных СМИ, то  есть они экономически активны, но  практически недосягаемы для рекламодателей. Это молодые люди, им  нужен оригинальный, независимый и  неангажированный подход к  информации. Они хотят любить свой город, им  нравится читать о  таких  же креативных ребятах, какими они сами себя считают. В  таких СМИ рассказывают про новые кафе, классные мероприятия для молодежи, хипстер-бизнесы, а  это все очень привлекательно. Во-вторых, такие СМИ, как я  уже говорила, создают рынок рекламы молодежных продуктов. У  бизнеса, ориентированного на  городскую молодежь, сейчас два выхода  — либо продвигаться самостоятельно в  социальных сетях, либо покупать рекламу в  популярных пабликах, например в соцсети «ВКонтакте». Тут появляется еще один инструмент для рекламы на  платежеспособную и  экономически активную аудиторию 18 - 35  лет. Традиционные печатные СМИ в  каком-то смысле себя изжили  — за  каждое упоминание компании они хотят взять денег, даже в  ущерб интересу самой информации и  собственным рейтингам. С  одной стороны, печатные СМИ можно понять  — производство качественных газет и  журналов стоит очень дорого, поэтому они очень сильно нуждаются в  рекламных и  бюджетных деньгах, а  это не  может не  сказываться на  их  «интересности» для аудитории и  объективности. Но  молодые люди, взращенные на  пабликах, такого подхода не  понимают. Им  нужны свежая информация и  незамутненный взгляд на  город, в  котором они живут. Им  нужны свои легенды и  свои места, а  об  этом всем и  могут писать городские интернет-газеты, не  зависящие ни  от  кого и  ни  от  чего.

Ольга Глухова   — директор рекламного агентства «Виват»:

—  Мы  плотно занимаемся медиабаингом, и, безусловно, заметно распределение бюджетов в  онлайн, в digital. Вопрос в  том, какие инструменты используются. Допустим, много контекстной рекламы по  ключевым запросам. Медийной рекламы тоже много, но  выйти на  первые строчки достаточно непросто и  небыстро. Новый ресурс в  интернете интересен рекламодателям даже просто потому, что он  новый. Но  я  в  таких случаях предлагаю посмотреть, подождать, когда издание выйдет на  первые строчки поиска. Я, кстати говоря, на  100 процентов посоветую для размещения «БИЗНЕС Online», а  какие-то другие интернет-СМИ  — буду думать, смотреть, у  меня будут сомнения. Если новое издание себя зарекомендует, выйдет на  первые строчки, будет интересно целевой аудитории, конечно, можно подтянуть и  рекламодателей.

Всегда стоит вопрос, куда и  как дать информацию, чтобы ее  узнало как можно большее количество пользователей. Сейчас в  основном бизнес нацелен на  взрослую целевую аудиторию. Второй вопрос: насколько реклама будет интересна самой аудитории, потому что она, как правило, не  читает, сидит в  соцсетях. Важен контент.

Юрий Алаев   — советник при ректорате КФУ, экс-редактор газеты «Время и  деньги»:

—  Для молодежной аудитории частных изданий в  Татарстане нет. Все зависит от  того, как создатели построят этот ресурс. Может быть, он  окажется чрезвычайно интересным. Пока нельзя предсказать, будет  ли успешным издание, потому что есть огромное количество факторов: финансирование, распоряжение финансами. Ведь можно просто накидать денег в  топку и  ничего не  делать, а  при умелом и  талантливом руководстве с  минимумом ресурсов можно выпускать приличное издание.

Эльвира Вильданова , Владимир Казанцев Фото: metshin.ru, социальные сети, tatar-inform.ru

Как вы относитесь к созданию нового медиа для креативного класса Казани и в целом для РТ? (20.11.15)
С любопытством, так как конкуренция всегда хороша 
Приветствую, при условии, что оно делается на частные деньги 
С опаской: хипстеры – народ опасный 
Если опять тратят бюджетные деньги, то негативно 
Мне это неинтересно 

комментарии

Ещё новости о событии:

До конца года в Казани запустят новое интернет-издание — над ним уже несколько месяцев корпят экс-главред «Куража» и часть журналистов закрывшегося «Карла Фукса», пишет «БИЗНЕС Online».
12:18 20.11.2015 Ислам info - Казань
Наталия Фишман до конца года планирует запустить городское интернет-издание для креативного класса - Бизнес Online
Помощник президента запускает «Рух» — городское медиа для креативного класса Как стало известно «БИЗНЕС Online»,
10:05 20.11.2015 Бизнес Online - Казань
 
По теме
Суд удовлетворил иск Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан  в защиту неопределенного круга лиц Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан обратилось в суд с административным иском в защиту прав
В аэропортах и на железнодорожных вокзалах России появился новый вид мошенничества — злоумышленники предлагают гражданам обновить мобильное банковское приложение и получают доступ к финансам потерпевших.
29 марта 2024 года запланировано проведение Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Био-психо-социо-духовный подход в работе с саморазрушением» (далее – Конференция) в онлайн формате.
В ряде Telegram-каналов и соцсетях распространяются фото и видео с микроавтобусом на парковке «Крокус Сити Холла» во время атаки террористов, который якобы принадлежит кинологической службе полиции.
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система