Туфан Имамутдинов: «Кто-то нагнетает обстановку, будто в ТЮЗе круги ада – Данте отдыхает»

Главреж казанского Театра юного зрителя о  скандальном письме, гранте Михаила Прохорова и  спектакле по  переписке и  ранним картинам Ван Гога

Так называемое «письмо 26-ти» сотрудников ТЮЗа с  критикой в  адрес главного режиссера Туфана Имамутдинова стало заметным событием в  околокультурной жизни Казани последнего времени. «БИЗНЕС Online» поговорил с  Имамутдиновым о  претензиях, которые выдвигают его оппоненты в  лице своих лидеров  — ведущего актера Романа Ерыгина и  главного художника Ленара Гильмутдинова, о  потенциальных премьерах грядущего сезона, а  также новой системе работы театра.

 

МЕНЯ САМОГО ОБВИНЯЮТ В  МОЛОДОСТИ

—  Туфан, какова на  данный момент ситуация, спровоцированная письмом против вашей политики в  театре, которое подписали 26  сотрудников ТЮЗа и  отправили в  вышестоящие инстанции?

—  На  недавней встрече коллектива театра с  министром культуры РТ  Айратом Сибагатуллиным авторы письма четко заявили, что Туфан Имамутдинов не  должен занимать должность главного режиссера и  определять репертуарную политику театра, а  быть очередным режиссером и  заниматься различными проектами и  экспериментами.

—  Какова была реакция министра?

—  Министр за  то, чтобы в  театре была нормальная работа, и  был положительный результат, а  не  конфликты и  столкновения.

То  самое письмо, конечно, для меня было неожиданным. Потому что большинство актеров, которые его подписали, были у  меня заняты и  в  репетициях «Самоубийцы» Эрдмана, и  в  спектаклях малой формы, над которыми мы  сейчас работаем в  сотрудничестве с  фондом «Живой город» и  собираемся выпускать в  «Угле», пока у  нас нет своей малой сцены. Я  даже позвонил актеру Роману Ерыгину и  спросил: правда  ли, что он  подписал такое письмо? На  что тот ответил, что  да, он  не  согласен с  моей политикой и  у  него возникли вопросы. Хотя мне Ерыгин так их  и  не  задал.

—  И  что теперь, ведь этот конфликт не  может длиться бесконечно? Грубо говоря, или вы  должны уйти или  же должны убрать из  театра зачинщиков этой истории.

—  Или примириться и  найти точки соприкосновения. Вариантов  же много.

—  Что вы  возразите на  суждение оппонентов о  том, что Туфан Имамутдинов разрушает русский репертуарный театр, принося его в  жертву экспериментам? А  также совершенно забыли о  том, что ТЮЗ  — это, прежде всего, театр для юного зрителя.

—  Мне, вообще, кажется, что любой спектакль является экспериментом. И  для режиссера, и  для актера, потому что он  тоже пробует что-то новое, какие-то образы и  роли. Нельзя  же идти только по  шаблону.

Если  же говорить о  репертуаре для подростков и  детей, то  тут надо судить по  результату. Разве «Маленький принц», которого мы  репетируем,  — это не  репертуар для юношей, подростков и  детей? Сейчас Екатерина Гороховская на  лаборатории «Город АРТ подготовка» делала эскиз спектакля для детей от  0  до  6  лет. Мы  хотим его оставить в  репертуаре. Сейчас ведем переговоры с  московским режиссером Полиной Стружковой, чтобы она поставила у  нас детский спектакль на  Новый год. Так что, говорить, что мы  забыли об  этой аудитории, было  бы неверно. И  «Войну глазами детей» мы  собираемся к  осени восстановить, только немецких актеров заменят наши. Считаю, что это вполне спектакль для старшеклассников.

Меня, кстати, самого обвиняют в  молодости. Хотя это вполне в  традициях казанского ТЮЗа. В  тридцать с  небольшим или даже до  тридцати его возглавляли и  Леонид Верзуб, который сделал много для театра, и  Феликс Григорьян, и  Марсель Салимжанов. Поэтому есть такая традиция, можно сказать.

—  А  из  актеров-старожилов театра, кто еще поддерживает вас, кроме Сергея Мосейко и  Елены Ненашевой, которые приняли участие в  проекте «Война глазами детей»?

—  Меркушин, Юрченко, Казанцев. Нина Калаганова  — одна из  наших старейших артисток по  количеству времени работы в  ТЮЗе... На  самом деле, я  точного списка тоже не  знаю, мне никто самого письма не  показывал.

 

ЭТО ВСЕ НЕОБЪЕКТИВНО И  БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНО

—  Значит, и  вам неизвестно его содержание, о  котором ходят целые легенды? Что там главного режиссера обвиняют в  самых разных грехах...

—  Об  этом я  знаю не  больше, чем  вы.

—  При этом некоторые из  претензий были озвучены. И  среди них есть и  довольно серьезные обвинения. Например, что сценография спектаклей «Любовь людей» и  «Война глазами детей», которые делала ваша супруга Лилия Имамутдинова, является плагиатом.

—  Фактов при этом та  сторона никаких не  приводят. На  удивление, один из  подписантов письма, главный художник театра Ленар Гильмутдинов мне предоставил плохую чёрно-белую ксерокопию. Что это  — было непонятно. То  ли это летающая тарелка, то  ли какие-то формулы ДНК, понять невозможно. На  вопрос: а  где  же книга, в  которой, якобы, описывается такое  же оформление сцены, как в  нашем спектакле «Любовь людей»? Гильмутдинов сказал: нет, я  переезжаю на  новую квартиру, и  ее  нужно найти среди моих книг.

А  второй спектакль даже смешно обсуждать. Показали один рельс прямой, и  какой-то примыкающий к  ней ещё один рельс... Это всё, во-первых, необъективно, а, во-вторых, бездоказательно.

—  Но  Гильмутдинова можно понять, если  вы, по  словам оппонентов, пытаетесь его уволить.

—  Это неправда.

—  Однако работать с  ним над спектаклями не  хотите.

—  Это уже другой вопрос. Между прочим, Владимир Чигишев, предыдущий главреж театра, предпочитал работать с  художником из  Камаловского театра Сергеем Скомороховым. Из  26  спектаклей, которые Чигишев поставил в  ТЮЗе, только на  четырех работал Гильмутдинов  — это два взрослых спектакля («Бегущие странники» и  «Очень простая история») и  два детских.

—  Чем  же занимается в  театре его главный художник?

—  Честно говоря, не  знаю. Раньше он  занимался оформлением афиш, но  сейчас за  это отвечает другой человек...

—  Еще говорят, что вы  беспричинно увольняете сотрудников?

—  Кого?

—  Например, двух заместителей директора.

—  А  кто это? Один замдиректора был, он  теперь занимается другими делами также в  должности замдиректора. А  другая ушла в  Качаловский театр тоже замдиром, можно сказать, на  повышение, там и  зарплата побольше...

—  А  то, что уволился актер Ирек Галлямов и  два месяца после этого с  трудом восстанавливали репертуар путем ввода на  его роли, которых было немало?

—  Почему с  трудом? К  сожалению, у  нас в  театре очень часто ломают ноги и  руки, поэтому такая история, как замена артистов  — это привычная история.

До  моего прихода, в  2014 году из  театра ушло, например, шесть актеров. Один ушел по  возрасту, остальные из-за того, что это было неперспективно. Кто-то решил заниматься своим театром, двое уехали в  Москву. Вот так и  разбрелись.

—  То  есть, это нормальный процесс?

—  Да. Сейчас в  ТЮЗ, наоборот, хотят приехать. Например, двое казанцев, которые получили хорошее образование в  ГИТИСе и  МХТе, хотят приехать и  быть в  нашем театре. Для них  то, что у  нас происходит, и  есть настоящая жизнь. Идут тренинги по  актёрскому мастерству, вокалу, сценической речи, танцу.

 

ГОТОВИМ СПЕКТАКЛЬ ПО  ПЕРЕПИСКЕ И  РАННИМ КАРТИНАМ ВАН ГОГА

—  Роман Ерыгин в  нашем разговоре посетовал, что в  ТЮЗе готовятся танцевальные, вокальные проекты, но  не  ведется работа над привычными репертуарными спектаклями, на  которые ходит рядовая публика.

—  Тут надо задаться вопросом: есть  ли деньги на  это? Нам в  этом году на  спектакли ничего не  выделили. Из  своих средств мы  можем позволить себе только к  концу 2015-го детский новогодний спектакль, потому что он  обязательно должен быть  — это хлеб для театра.  621 тысяча рублей у  нас на  это.

А  на  взрослые постановки ничего, получается, нет. Танцевальный проект «Переплетение», которое мы  в  этот уик-энд презентуем в  «Углу», помог осуществить «Живой город». Немецкий проект был под определённую дату. В  декабре нам пришло письмо: есть  ли какие-то идеи на  70-летие Победы? У  нас была  — выпустить спектакль «Война глазами детей». Спектакль состоялся, в  нём с  немецкой стороны участвовала крупная компания Selgros, фонд Бёлля, но, в  основном, конечно, это были деньги минкульта  РТ.

—  Получается, что в  этих условиях работа над «Самоубийцей» Эрдмана приостановлена?

—  Нет, сейчас мы  подали заявки на  гранты, ждём результатов. А  на  днях должны пойти в  наш минкульт, и  тоже постараемся получить финансирование на  этот спектакль.

—  Есть надежда, что новый сезон откроется премьерой?

—  Нет, наверное, речь идет о  ноябре. В  «Самоубийце» довольно сложная сценография.

—  Ерыгин будет играть в  этом спектакле, ведь известно, что при распределении он  получил одну из  главных ролей?

—  Всё зависит от  того, как ситуация будет дальше разворачиваться. Кстати, еще один штрих о  наших оппонентах. Главный художник Гильмутдинов мне заявил, что не  подпишет сценографию «Самоубийц», дескать, там тоже плагиат. А  он  имеет на  это право по  должности. Вот так, люди ратуют за  репертуарный театр, а  сами пытаются сорвать постановку на  сцене ТЮЗа.

Вообще, есть много желающих прийти и  поговорить на  тему этого конфликта. Я  стараюсь, по  большей части, не  разговаривать, не  встречаться, потому что для меня главное  — результаты. А  мои результаты  — это работа, которую я  делаю. Например, мы  только что получили грант от  фонда Михаила Прохорова  — 951 тысячу рублей. Эти гранты как раз выделяются на  эксперименты  — то, что так ненавистно нашим оппонентам.

—  Это грант на  конкретную постановку?

—  Это будет французско-венгерско-российский проект: художник из  Франции, композитор из  Венгрии и  режиссёр из  России. А  хореограф Анна Гарафеева из  Москвы, из  «Школы драматического искусства». Это будет такой лого-пластический спектакль, основанный на  переписке и  на  ранних картинах Ван Гога, когда у  него был сельский период, и  он  крестьян рисовал. Кульминация периода  — «Едоки картофеля». Пока не  знаю, для основной сцены или для «Угла»  — надо с  хореографом решать.

—  Какие еще планы на  следующий театральный сезон?

—  «Самоубийцу» планируем в  этом году. Ищем деньги на  «Маленького принца», на  грант подали в  Союз театральных деятелей РФ. На  днях должен быть ответ. Дальше «Страх и  нищета в  Третьей империи» Брехта и  Дюрренматт «Визит старой дамы». Если хватит средств, то  все это планы на  следующий сезон. Это по  большой сцене, по  тому репертуару, о  чём говорят актёры, которые пишут письма.

Сцена из спектакля «Война глазами детей»

ДЛЯ МЕНЯ ЭТО КАКОЙ-ТО БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

—  Ещё одна претензия к  главному режиссеру, это майская отлучка на  целый месяц в  Новосибирск в  театр «Старый дом», где вы  ставили брехтовскую «Мамашу Кураж». Планируете и  другие творческие командировки?

—  В  России  — нет, это был последний проект, с  которым я  был связан договором. Год назад я  подписал контракт со  «Старым домом», когда ещё не  был главным режиссером в  Казани. Вы  же понимаете, что репертуар составляется в  театре на  год, полтора, два, а  в  хороших  — на  пять лет. И  я  поехал, чтобы не  нарушать договор.

—  Насколько довольны этой работой?

—  Рецензии в  Новосибирске хорошие, было много местных режиссёров, всем понравилось.

—  Заметили  ли вы  какие-то изменения в  ТЮЗе, когда вернулись после месячной командировки, какое-то напряжение?

—  Ну  как... Было напряжение, когда была встреча с  министром культуры. Но, я  понимаю, что у  людей накопилось. Они уже встречались второй раз  — не  знаю, высказали  ли они всё, что хотели. Если будут дальше идти письма, значит, не  высказали.

—  Судя по  количеству, содержанию и  градусу комментариев к  статьям «БИЗНЕС Online» о  делах в  театре, такое напряжение есть и  оно очень сильное.

—  Это, наверное, какой-то беллетрист нагнетает обстановку, чтобы общественное мнение сложилось так, будто в  ТЮЗе какие-то круги ада  — Данте отдыхает. На  самом деле я  прихожу в  театр каждый день в  10  часов и  работаю. Видно что-то другое их  мучает...

—  Что?

—  Я  не  знаю, надо у  них спросить. Повторюсь, что даже письма того пресловутого не  видел. Перечня претензий я  так и  не  знаю. Точного списка, кто это всё подписал, не  знаю. Для меня это какой-то бермудский треугольник.

—  Есть мнение, что из-за жёсткого графика различных репетиций и  тренингов у  актеров начали срываться разнообразные приработки.

—  Это их  проблемы. Раз ты  работаешь в  театре, он  должен быть в  приоритете.

—  Вообще, ощущаете поддержку минкульта РТ? Негласно поговаривают, что вас не  собираются там «сдавать», но  при этом больших денег на  постановки не  дают, да  и  оживления в  ремонте театра тоже не  видно.

—  Есть ощущение поддержки от  минкульта, потому что по-другому было  бы даже странно. Если пригласил, даёшь деньги на  спектакли, и  вдруг недоволен сотрудником, которого сам  же пригласил. И  мы, как я  уже выше сказал, будем у  государства просить деньги на  «Самоубийцу».

Что касается ремонта, то  да, пока подвижек нет. Но  мы  понимаем, что в  стране сейчас непростая экономическая ситуация и  денег у  государства не  так много. А  нам надо ещё оборудование поменять, нас  же залило прошлым летом, часть аппаратуры полетело, всё старое. Пытаемся за  счёт проектных историй часть обновить.

 

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА  — ВЫХОД НА  СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ УРОВЕНЬ

—  Вы  уже полгода в  должности главного режиссера ТЮЗа. Что можете за  это время отнести к  своим успехам?

—  Помимо тех спектаклей, о  которых уже сказал, мы  недавно участвовали в  российско-швейцарском проекте «Живого города», в  лаборатории «Город АРТ подготовка». Два эскиза спектаклей мы  планируем оставить и  ввести в  репертуар: детский спектакль Екатерины Гороховской и  постановку по  Хармсу. Но  ещё не  понятно, в  каком пространстве будем играть. Со  швейцарским фондом «Про Гельвеция» уже разговаривал, передал им  видео, они сказали, если заявка понравится, они выделят деньги, чтобы продолжить работу над постановкой. То  есть, мы  и  здесь ищем. Выпускаем хореографический спектакль, запустили новый сайт, выиграли грант фонда Прохорова...

Думаю, тренинги что-то поменяли. В  неделю было два занятия по  вокалу, два по  хореографии, один по  актёрскому мастерству и  параллельно шли занятия по  сценической речи. Этого не  было никогда в  ТЮЗе. Вернее, было когда-то давно, но  об  этом все благополучно забыли. И  я  ввел это всё в  систему, может, кому-то это не  понравилось, кто-то хотел просто приходить и  играть свои спектакли.

—  Оппоненты считают, что главный режиссер пытается изменить основные задачи, которые стоят перед русским репертуарным театром. А  как вы  сами формулируете главную задачу казанского ТЮЗа под руководством Туфана Имамутдинова?

—  Я  уже говорил об  этом  — выход на  совершенно другой уровень. И  актёрский технический уровень, поэтому у  нас тренинги по  хореографии, вокалу, сценической речи. Выпуск достойных спектаклей на  большой и  малой сцене. Дальше  — это выход на  российский уровень фестивальный и  на  международный. То  есть переходить к  другому взгляду на  театр. Не  обособленно существовать. Хотелось, чтобы зазвучало, зарезонировало всё здесь.

Со  следующего театрального года собираемся организовать оркестр. Мы  хотим, чтобы актёры, которые умеют, играли, а, кто не  умеет, научились под руководством музыкального руководителя театра.

—  Какие-то актёрские звёздочки появились за  эти полгода? Многие отметили Елену Качиашвили в  «Войне глазами детей». Есть молодёжь, которая готова конкурировать с  мэтрами?

—  Раз Качиашвили отметили, значит, может. Когда я  пришел, в  театре было два молодых актёра до  25  лет. В  нашем театре Ивана Дурака 18-летнего играли 40-45-летние актёры. Это не  очень-то прилично, учитывая, что мы  ТЮЗ. Не  только зритель, но  и  актёр должен быть юным. А  так, как их  было только двое, я  добрал из  студентов местного театрального училища, бывших выпускников и  взял одну студентку из  Университета Культуры. Появился хоть какой-то баланс молодёжи, актёров среднего возраста и  актёров старшего поколения.

Но, могу сказать, что открытия происходят только на  самих постановкам. Вот сейчас будет хореографический спектакль «Переплетение». Там не  требуется профессиональное исполнение пластических форм, а  именно актёрское существование. Посмотрим, что и  как получится.

Айрат Нигматуллин

 
По теме
В ДК «КамАЗ» Набережных Челнов состоялся гала-концерт фестиваля. В программе в живом исполнении звучали кавера на знаменитые хиты и авторские произведения молодёжи Республики Татарстан.
Светлана Митрофанова, Татьяна Гагарина На прошлой неделе в Библиотеке Серебряного века Елабужского государственного музея-заповедника прошёл интерактивный вечер «Смелая жизнь»,
Во Дворце культуры имени С. Гассара проведено занятие по вокалу (руководитель Марина Комарова) для участников народного театра имени Ашрафа Ахунова.
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система