КНИТУ-КАИ попросит деньги для музея в сверхзвуковом самолете у Роскосмоса, авиастроительной корпорации и благотворительных фондов
Комиссия КНИТУ-КАИ так и не определилась с победителем конкурса по созданию концепции казанского музея техники внутри самолета Ту-144. Вместо одного претендента в финал прошли целых два. И хотя стоимость заявленных проектов не превышает 60 млн рублей, ректор вуза Альберт Гильмутдинов намерен привлечь под музей-самолет порядка 100 млн. рублей, притом что 20 млн. уже потрачены. О том, кто прошел фильтр комиссии и что жюри не понравилось в претендентах, в репортаже «БИЗНЕС Online».
"Я ДУМАЮ, ЧТО В ИТОГЕ МЫ ПОЛУЧИМ КОНЦЕПЦИЮ ГОРАЗДО БОЛЕЕ СИЛЬНУЮ"
Сегодня КНИТУ-КАИ созвал всех журналистов и неравнодушных жителей города на презентацию проекта – победителя конкурса по созданию концепции интерактивного музея техники внутри самолета Ту-144. Сенсации не получилось: экспертная комиссия в составе семи человек под председательством ректора КАИ Альберта Гильмутдинова выбрала не один, а целых два варианта будущего музея. И пока до сих пор непонятно, чья концепция возьмет верх.
Напомним, что в апреле этого года КАИ перевез от шестого здания университета по улице Дементьева на территорию восьмого здания по улице Четаева сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. В вузе заявили о намерениях привести машину в порядок и сделать на ее базе интерактивный музей техники. КАИ объявил конкурс на лучший проект, было отобрано четыре варианта — воронежской компании Polymedia, московской компании «Зарницы», петербургской фирмы «Викинг» и татарстанского творческого объединения «Самрух». 17 июля вуз объявил старт голосования за проекты четырех компаний, результаты которого должны были учитываться при заседании экспертной комиссии. Пользователи интернета отдали предпочтение проекту «Зарница» - он набрал 187,5 тыс. голосов, еще 100 тысяч голосов оказалось в виртуальной копилке «Самруха». Именно они и стали финалистами конкурса авиационного университета.
«Нам оба проекта очень понравились. Конечно, это очень предварительные наброски. Я думаю, что в итоге мы получим концепцию гораздо более сильную. Они еще сами не знают, насколько масштабен этот проект», — заверил ректор КАИ, открывая презентацию. Кто именно будет выбран окончательным победителем и по каким критериям он будет выбираться, в вузе не пояснили. Однако проректор по хозяйственной работе вуза Алексей Огонев , общаясь с журналистами, заметил, что есть два варианта развития событий. Первый — с учетом всех минусов компании заново презентуют проект, и один из них будет выбран победителем. Второй вариант может представлять собой союз двух компаний. «Мы увидели как плюсы, так и минусы в разных концепциях. Но эти плюсы были разными, и поэтому нельзя было увидеть, какая концепция будет лучше. Минусы тоже были изложены организациям, и было предложено доработать. И тогда мы уже выберем ту, которая лучше», — объяснил проректор.
Например, по словам Огонева, участникам было предложено убрать статичные экспонаты из самолета – их можно поставить и на территории вуза за пределами летательного аппарата. Кроме того, необходимо было продумать для гостей так называемое «место для ожидания», где группа туристов сможет не просто скучать вплоть до предоставления права зайти в музей, но и как-то развлекаться.
Максим Мажоров
АТТРАКЦИОН С АВИАЦИОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, ИНТЕРВЬЮ С ТУПОЛЕВЫМ И СТЮАРДЕССЫ ПРИ ВХОДЕ
Появившись на сцене, представитель ПО «Зарница» Максим Мажоров сразу заявил, что его компания неоднократно занималась подобными проектами. Например, производственное объединение создавало интерактивный музей в КГЭУ, интерактивный музей космонавтики, Центр финансовой грамотности и детский центр «Зарница», который находится в «Казань Арене».
В будущем авиационном комплексе, по проекту «Зарницы», должно быть несколько зон. Помимо основной – музея в самолете, отдельно должен стоять пристрой с кинотеатром и исторической частью музея, где посетители смогут с легкостью собрать и разобрать мощный двигатель самолета, вооружившишь очками виртуальной реальности. «Зарница» предлагает приковать внимание туристов и к ночному виду музея, создать картину, которая будет завораживать проходящих мимо людей, превращая объект в магнит для поклонников «селфи». В самом самолете посетители смогут пройти ряд тестов, которые определят уровень их профпригодности к летному делу и ознакомятся с реальной голограммой Ту-144, а также увидят историю создания самолета от чертежа до превращения в музей. В аэродинамической трубе с помощью специального пульта можно будет поуправлять движениями полета, демонстрационный комплекс поможет увидеть и потрогать все части самолета и понять, как он летает. Самое же интересное должно ждать посетителей в «ретро-зале», где с помощью веселых тестов на знание авиации будет определены два человека, которые смогут попасть в кабину пилота и даже поуправлять им. Оставшиеся пассажиры с помощью тех же очков виртуальной реальности ощутят на себе все прелести полета на сверхзвуковом летательном аппарате.
Альберт Шакиров рассказал свое видение музея: при входе в самолет посетители попадают в кинозал, где смогут посмотреть фильм об инженерах и технологиях, которые дали человечеству крылья
Альберт Шакиров из творческого объединения «Самрух» поведал залу свое видение будущего музея в Ту-144. По словам Шакирова, при входе в самолет посетители попадут сразу в темный кинозал, где смогут на вогнутом экране посмотреть фильм он инженерах и технологиях, которые дали человечеству крылья. В пассажирских креслах инженерного зала сидят фигуры – величайшие ученые России и мира, которые расскажут о своих изобретениях. В самолете можно будет пообщаться и с главным конструктором Ту-144 – Андреем Николаевичем Туполевым , который в виде проекции дает реальное интервью (из кинохроники) о том, как он стал авиаконструктором.
Там же можно будет управлять самолетами, модели которых придумал Туполев. Не упустили создатели и современную тенденцию среди молодежи – квест-комната в кабине, где посетители смогут подготовиться ко взлету. По концепции «Самруха», музеефикация должна затрагивать не только сам борт, но и пространство вокруг него. Так, на территории вокруг самолёта расположатся скульптурные фигуры наземных служб гражданской авиации: два механика проверяют шасси самолёта, стюардесса встречает пассажиров у трапа.
Заметим, что стоимость двух проектов значительно отличается: на первый придется потратиться порядка 60 млн рублей, второй значительно дешевле — около 30 млн рублей. Тем не менее, как заявил Гильмутдинов, цена вопроса на принятие решения не влияет.
Оксана Орачева объяснила, что авиационный институт уже получил на музей грант в размере 5 млн рублей. Однако вся загвоздка в том, что использовать эти средства он не сможет
«ИНТУИТИВНО ПОНЯТНО, ЧТО МЫ МОЖЕМ ПОД ПРОЕКТ ТУ-144 ПРИВЛЕЧЬ ПОРЯДКА 100 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»
Гильмутдинов рассказал журналистам, что планирует привлечь в проект Ту-144 порядка 100 млн рублей в течение пяти лет. «Порядка 100 млн рублей – пока стоит такая задача. Самые разные источники – это официальные источники и министерство образования, может быть, министерство промышленности, может быть, ОАК, может быть, Роскосмос поддержит. Это будет точно пул источников, а не один», — поделился намерениями вуза ректор. По его словам, КАИ активно обращается в разные фонды. Например, в благотворительный фонд В. Потанина, руководитель которого прибыл сегодня в Казань. Именно им была брошена первая монетка в копилку КАИ. Директор фонда Оксана Орачева рассказала, что авиационный институт уже получил на музей грант в размере 5 млн рублей. Однако вся загвоздка в том, что использовать эти средства он не сможет: они предназначены для Фонда целевого капитала, откуда авиационный вуз сможет брать деньги в доверительное управление и полученную прибыль тратить на реализацию любого проекта.
По словам Гильмутдинова, несмотря на то, что денег нужно собрать еще предостаточно, часть музея в любом случае откроется до 31 декабря 2018 года. «Интуитивно понятно, что под этот проект мы можем привлечь в среднесрочной перспективе порядка 100 миллионов рублей. И вот все, что на 100 миллионов мы придумали, мы реализуем», — оставался при своем мнении ректор, глядя на недоверчивые взгляды журналистов. По словам Гильмутдинова, на проект Ту-144 уже было потрачено порядка 25-30 млн рублей. В сумме учитываются не только живые деньги, но и участие Казанского авиационного завода, который занимался техническим сопровождением самолета: «Живых денег – перевозка, аренда кранов, техники и так далее, – я думаю, что не менее десяти [миллионов]». Таким образом, согласно словам ректора, в общей сложности проект может потребовать около 130 млн рублей.
Есть ли шансы добиться хотя бы половины суммы? Сказать сложно, учитывая, что аналогичный проект простаивает и ожидает своего спонсора в Жуковском. Напомним, что фонд «Легенды авиации» из Жуковского тоже намерен превратить сохранившийся Ту-144 в монумент. На данный проект требуется порядка 50 млн рублей. «Несмотря на решение правительства России, на соглашения с Объединенной авиастроительной корпорацией, которая взяла на себя обязательства по покраске, сборке и разборке самолета, воз и поныне там, — рассказывал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ председатель совета „Легенд авиации“ Валерий Ваньшин . — Фирма „Туполев“ не идет нам навстречу, денег на строительство музея не хочет выделить, затягивает этот вопрос. Хотя у нас готова площадка, проведены геодезические работы, сам самолет готов, но вопрос по финансам не решен». Смогут ли два похожих проекта раскопать золотое дно для развития интереса к русской авиации?
Елена Галеева Фото: Сергей Елагин Видео: Сергей Елагин Персоны: Гильмутдинов Альберт Харисович