Новости города БезФормата.Ru
Казань
Главные новости
 
Задать вопрос?

Альбина Нафигова: «Когда обижают женщину, в мусульманском кино показывают реакцию мужчины»

Программный директор КФМК о разности взглядов на татарстанский кинематограф менеджера и аналитика, миссии «Татаркино» и судьбе кинорибейтов

Сегодня отмечается День российского кино. Хороший повод поговорить с одним из самых главных экспертов в этой области на просторах РТ — продюсером компании «Барс синема», до недавнего времени одним из руководителей «Татаркино» Альбиной Нафиговой. Как называется лучший татарский фильм всех времен, почему якутский сценарий развития невозможен в нашей республике и чего ждать от 13-го фестиваля мусульманского кино — об этом в интервью «БИЗНЕС Online».

Альбина Нафигова (справа): «У татарстанского кино пока не выработался свой киноязык»

«У ТАТАРСТАНСКОГО КИНО ПОКА НЕ ВЫРАБОТАЛСЯ СВОЙ КИНОЯЗЫК»

—  Альбина, сегодня, в День российского кино, хочется начать разговор с главного вопроса: а существует ли такое явление, как татарстанский кинематограф?

—  Вам нужен ответ менеджера или анализ?   Потому что это два абсолютно разных ответа...

—  Наверное, будут интересны оба ответа.

—  Как менеджер отвечу: у татарстанского кино пока не выработался свой киноязык, поэтому нет четко очерченной целевой аудитории. Зритель Казани —  это очень насмотренный зритель.   И так считаю не только я...   Например, работой кинотеатра «Мир», который показывает лучшие образцы современного авторского кино, по большому счету поставлена подножка татарстанскому режиссеру, честно говоря.

—  А какая здесь связь?

—  Объясню. Это только кажется, что архивный «Мир» ближе к нашему кино, чем мультиплекс в центре шопинга. А на самом деле наоборот.

Вот возьмем якутский сценарий развития...У нас он не пройдет. У них нет этого обилия альтернативного контента в залах, только Голливуд и свое национальное. Из-за удаленности они сохранили аутентичность, а мы все-таки имеем более интегрированный вариант, я про языковой зрительский выбор. Конечно, и у нас есть населенные пункты, где люди хотят смотреть на своем языке. Да, именно там хорошо идут малобюджетки на татарском языке. И этим надо пользоваться с точки зрения менеджмента очень активно. Но...

В столичном секторе по-другому. В Якутске всего четыре кинотеатра, с довольно свободной репертуарной политикой, и уже 10 лет показывают это свое кино. Если в их многозальник придут с якутскими фильмами, они возьмут. А вот наш условный «КиноШик» не возьмет. А их условный «Мир» — кинотеатр «Лена» —  давно внедрил свое кино в репертуар, а кино это сегодня хорошего качества и сильно отличается от коммерческого своей вдумчивостью и непохожестью. А у нас в казанском «Мире» эту нишу занимает качественный короткий метр, европейское кино. Зритель такого контента еще более взыскателен, чем массовый зритель пусть и дорогого, но жанрового кино.

И вот балансируя между высокой зрительской планкой и системой жанрового ожидания, надо выбрать второй вариант. Зритель его ждет уже, есть лояльность к своему кино, и некоторые уже этим правильно воспользовались: хочешь страшилки —  на тебе страшилки, хочешь посмеяться —  на комедию. И уже есть результаты, например, предпродажи на «Айсылу» очень порадовали. И это очень правильный ход, я считаю — побольше снимать   простого кино, которое понятно массовому зрителю, которое «отбивалось» бы. И на базе уже большого количества простого жанрового кино —  два-три фестивальных фильма, как источника для дискуссий и фестивальной славы —  этого достаточно, а не наоборот.


«ПРИЗВАЛА БЫ ХОДИТЬ НА СВОЕ КИНО —  ЗАПЛАТИТЬ  200 РУБЛЕЙ И РУГАТЬ В СВОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ»

—  Какой же ответ будет у аналитика на вопрос о существовании татарстанского кино?

—  Татарстанское кино есть. У нас в 2000 году только впервые вообще сняли игровой фильм —  «Куктау» Ильдара Ягафарова. До этого лучший татарский фильм всех времен — «Булат-Батыр». Очень достойно выглядел в своем временном пласте.

—  Между ними практически 7 десятилетий...

—  Давайте смотреть между ними. Итак, мы снимали документалку —  и все, не надо ничего придумывать. И хорошо это делали. Функционал был равен вложениям и результату. Мы снимали документалку, у нас все под это было заточено: все производство, весь показ, весь сбыт, ни у кого голова не болела по поводу того, как пройти к зрителю, все было понятно. Вот сняли игровое —  и, в принципе, у нас с нулевых до десятых оно потихонечку стало развиваться —  очень медленно. В полном метре заметно проявили себя «Бибинур», «Курбан-Роман», можно отрисовать артхаусную короткометражную или документальную ретроспективу. Игровое кино требует больших вложений, конкуренция на рынке бешеная, в одиночку не пробиться. Я думаю, что и на короткий метр всегда надо делать ставку. Короткий метр — это хороший трамплин. Сейчас появилось очень много короткого метра. Вы заметили? Появляется молодое полнометражное, причем очень разное, в том числе фестивальное («Пустота») и жанровое («Неотосланные письма») параллельно.


Пока давайте говорить о фильмах как об этапах становления. Вот что бы ни говорили про «Семейные хлопоты» , но этот фильм —  этап. Этап, который продемонстрировал, что можно быть интересными коммерческим залам. Я бы сказала зрителю спасибо и призвала бы ходить на свое кино —  заплатить   200 рублей и ругать в свое удовольствие.

«Вирион», сам факт появления полнометражной картины на краудфандинге, тоже останется в каких-то сборниках... Вот я состарюсь и все равно напишу об их вкладе ( смеется ). Потому что есть кино, где мы показали, что мы красиво снимаем, есть кино, где мы показали, что мы в принципе снимаем, а есть кино, где мы снимаем на собранные средства, очень быстро «отбиваемся» в залах и у нас есть поддержка публики. Пока у нас вызревают модели, и они должны получить свое развитие в залах.

Как и в других сферах культуры в кино у нас есть имена, известные за пределами Татарстана: Хаматова, Хайруллина, есть теперь уже кассовый Риналь Мухаметов . У нас есть лауреаты фестивалей, в том числе класса А, у нас есть Севастьянов и Привин, Разбежкина. У нас у Позднякова в ассистентах Пырьев работал. Тот самый Пырьев, который потом «Мосфильм»  возглавит и нетленочки создаст.

Да и недавно Казань стала частью прокатного российского проекта «Команда мечты» , где снялись 200 казанцев —  непрофессиональные и профессиональные актеры. Просто в кино у нас все разбираются, поэтому ругать его легче. 

«В кино у нас есть имена, известные за пределами Татарстана: Хаматова, Хайруллина, есть теперь уже кассовый Риналь Мухаметов»Кадр из фильма «Притяжение»

«РЕЖИССЕР, ЗАРАБАТЫВАЮЩИЙ В ЗАЛАХ, —  СЧАСТЛИВЫЙ РЕЖИССЕР»

—  Что вообще в России происходит с региональным кинематографом?

—  Сейчас бум регионального кино. В Кабардино-Балкарии, в которой не снимали, снимают, а Кантемир Балагов за «Тесноту» и вовсе получил приз в Каннах. Якуты не сдают своих позиций, молодцы — они будут держать оборону. Они повышают бюджеты, раздают хорошие деньги на питчингах. В Иркутске фильм заработал больше 20 миллионов рублей ( «Похабовск» прим. ред. )! Ярославль снимает... И уж совсем замечательный факт: уфимский парень, живущий в Питере, снимает абсолютно башкирское кино ( «Из Уфы с любовью!» Айнура Аскарова прим. ред. ), на русском языке, и все знают, что оно башкирское. Он вышел в прокат по России. Вот слежу за его успехами, весной он делал в рамках нашего питчинга предпремьеру, очень хочется этой осенью успешным кейсом его разобрать.

—  Как же татарстанскому кино выйти на новый уровень? Нам нужны гении?

—  Время должно было пройти, и оно прошло. И сейчас хорошее время. Процесс уже на самом деле идет: появились жанровые картины, появились попытки самостоятельных картин. Можно выделить в отдельное направление дамское кино, вовсю идет подготовка к съемкам веб-сериала. На сносях большие фильмы — «Байгал» у Ягафарова, «Водяная» у Барыкина. В фильмы начали привлекаться звездные титры (Вдовиченков в «Байгале» , Башаров в «Мулле»). Не скажу, что это радостный факт, кино наоборот должно открывать новые имена, но как маркетинговый ход —  почему нет. Рашитов перерос из шортов в полный метр. В принципе, высокобюджетный (для нас) «Курбан-Роман» Салавата Юзеева тоже свою роль сыграл. Просто таких фильмов надо много снимать. Давайте сравнивать: «Из Уфы с любовью!» и «Курбан-Роман» — оба региональные. Так? Сколько аскаровских картин умещается по бюджету в юзеевском? Как минимум пять. Сборы уфимского посчитать и сборы нашего. И подумать. Хорошо подумать, как именно и кому давать деньги и на какое кино.


Мы должны создавать индустриальное поле, должны поддерживать азарт молодых. Вот сейчас завершились съемки в Казани «Команды мечты», Казань появилась в федеральных статьях о кино. Все классно! Следующий этап — далее Татарстан должен участвовать активнее, а для этого и ради этого мы должны быть интересны чем-то кроме денег, умелы и талантливы. Ведь так? Красивые и доступные локации, техника, павильоны, специалисты, продвижение и кинопоказ — вот что надо развивать обязательно. Удобные и практичные схемы для копродукции создавать надо. Ну и самое главное — надо поддержать продвижение и кинопоказ. Режиссер, зарабатывающий в залах, —  счастливый режиссер, а господдержка наконец станет поддержкой, а не единственным источником финансирования.

—  То есть количество перейдет в качество? Этот закон работает для кино?

—  Обязательно. Цветы растут на удобрении, это удобрение нужно создавать, пусть никто не обижается...

—  А можно пригласить какого-то иностранного режиссера —  этнически и религиозно близкого республике, чтобы тот научил наших снимать крутое кино? Например, Мохсена Махмальбафа или Сиддика Бармака, который был в жюри казанского кинофестиваля в прошлом году.

—  Мохсен Махмальбаф очень помог таджикскому кинематографу. Почему бы нам по тюркоязычному принципу не попробовать что-нибудь такое? Попробовать снимать с Киргизией, они освоили блокбастер, у нас есть общий герой —  Чингиз Айтматов. Я не говорю, что это обязательно будет и это станет формулой успеха, но это тоже вариант. И хороший продюсер с этим справится.

—  Кстати, союз кинематографистов Татарстана, который Ильдар Ягафаров пытается реанимировать, какую-то роль может сыграть в этом кинопроцессе?

—  Все должны играть свою роль. Обязательно. Без этого нельзя. Когда все перестанут заниматься всем, наступит порядок. Союз —  объединять и снимать, «Татаркино» —  заниматься показом, прокатом, партнерскими схемами, допустим. Одни должны учить, другие должны снимать, третьи —  показывать, еще кто-то должен продвигать —  это вообще отдельное направление. И я с удовольствием этим займусь в ближайшее время. Они должны не топтаться, не мешать друг другу, а помогать и соблюдать некие законы равновесия.

«Мой уход не связан ни с какой конкретной личностью»

«У «ТАТАРКИНО» ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ МИССИЯ —  ЭТО КИНОПОКАЗ, КОТОРЫЙ МАЛО ЗАМЕТЕН, ПОТОМУ ЧТО НЕ В КАЗАНИ»

—  Вы ушли из «Татаркино». Почему? По времени это совпало с приходом сюда Миляушы Айтугановой.

—  Нет, это не связано ни с какой конкретной личностью. На самом деле я просто прошла школу фестивального кинопоказа и продвижения, и мне интересно делать это по-своему. Произошло много интересного, и я поняла для себя, чем могу быть полезной для кино Татарстана. А «Татаркино» — это очень классное место, чтобы погрузиться в конвейер, в историю, получить базис. То есть ни в одной коммерческой структуре я бы не получила такого фундаментального знания.

— Но вообще «Татаркино» принято критиковать...

— Принято кем? У «Татаркино» очень важная миссия —  это кинопоказ, который мало заметен, потому что не в Казани, даже если кричать, трубить, рассылать релизы. Что касается казанской точки — любой релиз кинотеатра «Мир» схватывается... Кстати, сейчас схватывается быстрее, чем года четыре назад. Помню, что в свое время я обиделась на журналиста, который не отреагировал на наш релиз, а был какой-то интересный фильм. И тогда мы себе так сказали: «Хорошо, придете к нам за зрителем». Так и получилось, журналисты к нам пошли за зрителем.

  «Татаркино» — это такой фундаментальный кластер. И, несмотря на все нападки на «Татаркино», именно оно сохранило хоть что-то от советского кино. Если мы вспомним, то казанская киностудия была благополучно убита. Там все без вины виноватые, рухнула вся госсистема. И наши режиссеры оказались беспомощными в какой-то момент, их тоже можно понять. Не все смогли быстро справиться с предлагаемыми обстоятельствами, тем более на региональном уровне. А вот «Татаркино» как кинопрокатная организация по сравнению с соседними регионами смогла сохранить сеть этих залов.

«Когда формировалась политика кинотеатра «Мир», а это было задолго до меня, решили сделать ставку на другое кино»

— Многие до конца не понимают, что же такое «Татаркино». Объясните, как работает эта структура.

— Две основные миссии «Татаркино» — сохранение фонда и кинопоказ. И тот же «Булат Батыр», который многие пытались показывать. Да он оцифрован архивом, отличная работа! Но чьи-то бережные руки в «Татаркино» сохранили его, реставрировали и сделали так, чтобы было что оцифровывать, чтобы фильм 1927 года прошлого века дошел до наших дней —  там же большой пленочный фонд кино. И когда-то была мощная структура по его сохранению, которая работу свою выполняла.

И сеть кинозалов. Да, она абсолютно не может конкурировать с коммерческими кинотеатрами, но именно «Татаркино» может обрабатывать такой контент, который называется социальным.

Когда формировалась политика кинотеатра «Мир», а это было задолго до меня, решили сделать ставку на другое кино. Оно тяжело прокатывалось —  это факт. Когда-то Звягинцева брал в прокат только «Мир», а сейчас —  все кинотеатры. К моменту моего прихода было два прекрасных непаханых поля: работа со зрителем через мероприятия и популяризация альтернативного контента. Пришлось из недостатков сделать достоинства, а также обратить энергию интернета на свою сторону. Интернет везде, хорошего кино там много. Интернет по отношению к «Миру» должен был стать инструментом зрительского выбора. В принципе, мы этого добились. У нас есть зритель, который смотрит-пролистывает в сети какие-то новинки и приходит их смотреть к нам в кинотеатр. Или тот же Future Shorts, Oscar Shorts — их можно найти в интернете. Наши зрители идут за магией кинотеатрального просмотра, за обсуждением, за творческими встречами и за субтитрами приходят, и за восстановленными копиями — за атмосферой. Наша миссия —  рекрутировать что ли, обратить в эту религию кино как можно больше людей. И мы не останавливались ни перед чем, даже перед возрастом. Мы показывали детям «Летят журавли» — и им было интересно. Дети умеют смотреть умное кино, просто им его мало показывают, и они самостоятельно не загуглят «Калатозов», пока не познакомятся с ним. И это тоже деятельность «Татаркино».

Вообще, поддержка кинопоказа всегда выпадает из поля зрения, черт побери. На него не готовят кадры, не дают денег. Все средства отдаются на кинопроизводство. Я не говорю, что это плохо, это не совсем правильно. Возьмем, допустим, грантовые кинотеатры, вы, наверное, слышали, фонд кино дал, по-моему, по 5 миллионов на закупку проекторов, экранов. Прекрасно. Но при этом заплата у сельского библиотекаря больше, чем у киномеханика... А киномеханик должен быть материально ответственным за эти 5 миллионов. А если в здании крыша течет? Как устанавливать дорогое оборудование?

Когда в Татарстане работала программа по строительству ДК, конечно, надо было в каждом предусмотреть кинозал сразу, по умолчанию. Кинозал будет зарабатывать больше, чем все кружки вместе взятые. И   сельского зрителя надо возвращать в кинотеатры.

«У «Татаркино» очень важная миссия —  это кинопоказ, который мало заметен, потому что не в Казани» Фото tatarkino.ru

«ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ НАЧАЛИ СМОТРЕТЬ ПОЛНОМЕТРАЖНОЕ КИНО И ХОДИТЬ В КОММЕРЧЕСКИЕ ЗАЛЫ»

— Вы считаете, что за время работы «Татаркино» с кинотеатром «Мир» вы все-таки создали эту аудиторию, которая смотрит авторское кино и готово приходить ради него в кинотеатры?

— Люди всегда есть, их надо собрать, создать повод, выучить правила игры. Люди с удовольствием включаются в процесс. Кстати, даже обязательные плановые мероприятия можно делать интересными и вовлекать зрителя. Так появилось «Кино без попкорна», «Весна российского кино», «Эффект бабушки».

— Что это значит?

—  У нас не было попкорна, и мы объединили зрителя под этим лозунгом. Российское кино сказали показывать. Хорошо. У нас шел Балабанов, Вырыпаев, Быков, якутское кино, короткий метр «Кинотавра». Сеансы благотворительные —  их мы оформили так. На кассах лежал бюллетень, в котором был перечислен список бесплатных  благотворительный мероприятий. И вот молодой зритель приходит на свое модное вечернее кино, а мы ему вручаем этот бюллетень и говорим: позаботься о своей бабушке, пожилой соседке, приятельнице родителей —   не важно. И люди улыбались, забирали, распространяли. И бабушки с удовольствием ходили на утренние сеансы, а мы не просто выполняли план мероприятий, а показывали кино в несмотрибельное время целевой аудитории. Миссионерствовали, как могли.

«Мир» —  самый доступный кинотеатр. Он адаптирован для зрителей со слуховым аппаратом, есть программы с тифлокомментированием. В прошлом году заработала инклюзивная программа, где мы стали показывать аутистам кино. Кстати, очень эффективно стартовала — особенные дети начали смотреть полнометражное кино и ходить в коммерческие залы. При мне один мальчик-аутист высидел двухчасовой фильм на малайском языке. В темном зале.  

Хотелось систематизировать и сделать эту работу максимально понятной зрителю. То есть непросто вот, мы показываем бесплатно, показываем слепым, глухим. Даже эту работу надо было отстроить так, чтобы она была интересна, а главное —  стремилась к инклюзии. То есть «Рай» Кончаловского — ожидаемый   фильм, конечно, на него придут. И почему бы тебе его с тифлокомментариями не показать? Вот тебе инклюзия. Если это кино без барьеров, мы собирали максимально количество здоровых и людей с разными видами ограничений, чтобы они общались друг с другом.


«Я ПРОТИВ БЕЗУМНЫХ РИБЕЙТОВ, НО Я ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО»

Кинорибейты — что это? Это благо для регионального кинематографа или все-таки зло?

— Рибейты нужно делать по-умному. Если не по уму, то лучше, может, и не надо.

— Когда Данила Козловский едет на Дальний Восток, чтобы сниматься там в какой-то мелодраме, которая будет происходить в интерьерах Владивостока или Хабаровска, — это как-то помогает региональному кино? Или помогает позиционировать регион с точки зрения внутреннего туризма?

—  И позиционирование региона тоже имеет свою роль, это тоже нужно. И то, что он туда едет, и с ним еще люди. Появляется киношная метка в городе. Это один момент, допустим. Второй момент —  локация. Да, в Казани и Татарстане столько красивых мест... Категорически за! За то, чтобы здесь была вся инфраструктура, и тогда здесь будут снимать. И если это тоже назовут рибейтом или не назовут, то это будет развивать наш регион.

И не надо бояться комментариев:   вот у нас знаменитый актер снялся всего лишь таксистом. Да и пусть бы он таксистом! Кино —  это не только актеры. Хотя пока у нас, конечно, в основном именно так. Надо создавать условия для постоянного съемочного процесса, который будет развивать техническую армию специалистов на этой площадке, чтобы появилась конкуренция, чтобы люди посмотрели вообще, как снимается.

Я против безумных рибейтов, но я за сотрудничество. Безумный рибейт, когда кто-то приезжает, влезает в наш бюджет, осваивает его или сам, находя тут каких-нибудь местечковых друзей, распределяет, уезжает, оставляя выжженное поле, — это не рибейт. Или когда большой режиссер приходит к региону и говорит: «Дай мне денег, дай», — снимает, и региону вообще ничего не остается —  это тоже не рибейт, хотя его могут так назвать.

— Почему в Татарстане еще не принято политического решения о внедрении этой системы?

— Я думаю, что Татарстану пока не поступило четкого, вменяемого и правильного предложения о рибейтах, потому что, может быть, рибейт и родится в очень скором времени, просто не будет называться рибейтом, например.


«БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ» — ФИЛЬМ ПО ДУХУ, КАРТИНКЕ И СОДЕРЖАНИЮ ИЗ ПРОГРАММЫ НАШЕГО ФЕСТИВАЛЯ»

— Давайте теперь про наш казанский фестиваль мусульманского кино, который стартует совсем скоро, поговорим. Насколько вы довольны его развитием и есть ли какая-то идея с точки зрения его дальнейшего продвижения?

— У нашего фестиваля очень сложная судьба (смеется). Честно скажу, даже скрывать не буду, что когда я пришла в «Татаркино» и мне сказали, что фестиваль проводится, я сама лично сказала: какой? Мне сказали: международный.

— «Золотой минбар» еще назывался?

— К тому времени уже не было «Минбара». Но к моменту моего прихода именно это и обсуждалось в сети. Писали про что угодно, но не про кино. И фестивальный сайт почетно замыкал это информационное шествие на третьей странице в интернет-поисковиках. А ведь есть классная идея —  про диалог культур! Вот она и должна быть главной!!! Вот   наш казанский феномен!!! «Что будем делать?» — спросил меня тогда руководитель пресс-службы. Я ему тогда сказала: мы будем показывать кино, мы будем о нем говорить, мы будем делать его субтитрированным, как на всех фестивалях, и руководство фестиваля тогда меня поддержало.

И спасибо им за это доверие, на самом деле. Еще киноведы, которые работали тогда на фестивале, очень помогли, пересмотрели фокус, давали ценные советы. Переводчики, консультанты по богословским темам —  остались самые неравнодушные и работоспособные люди. Это хорошая, профессиональная команда, способная работать в очень непростых условиях и не ставить результат в зависимость от бюджетных колебаний. Вы только представьте себе логистику фестиваля с ее географией. Ее, по сути, делает один человек. Найти второго такого в нашем городе я не смогу.

— Все-таки хочу задать сакраментальный вопрос: что такое мусульманское кино? Как вы на него отвечаете?

— Я на него неоднократно отвечала, но я на самом деле больше вижу центровую движущую силу фестиваля, именно его девиз. Религия —  часть многослойного пирога. Даже к одной и той же религии народы приходили по-разному, по-разному формировалась обрядовая часть под влиянием климата, этнических особенностей и так далее. Мусульманин фарси, арабского происхождения или тюрок —  это очень разный кинематограф. Обобщая — это кино, которое снимается либо в мусульманских странах, либо о мусульманских странах, либо режиссером-мусульманином, живущим не в мусульманской стране, либо кино затрагивает вопросы взаимодействия различных религий и культур или наблюдает ее в развитии, либо экранизация. Это может быть снято вообще не мусульманином, но зато по Чингизу Айтматову или Фазилю Искандеру. Или югославский конфликт —  абсолютно наша тема, а режиссер —  хорват, босниец или серб. В их киноповествовании нет желания обвинять, есть желание предотвратить конфликт. Если обратиться за популярным примером,  «Белое солнце пустыни» — фильм по духу, картинке и содержанию  из программы нашего фестиваля.

Конечно же, в диалоге культур, особенно когда приходят очень интересные фильмы, иногда в программу попадают такие картины, как якутские. Они вроде не мусульмане. Спрашивают: что они тут делают? Я говорю: они наши тюркоязычные братья. Тюрки в основном мусульмане. И есть все-таки что-то похожее —  где еще показать их, как не на казанском фестивале? Тем более кино очень хорошее, ничего там противоречащего нет. А разве вы всегда знаете, как живут в Мьянме или в Бирме? Ну так посмотрите. Или в современном Египте... Вот у нас тоже будет фильм в этом году, показывающий современный Египет. Последнее, что я помню о Египте, — это война и туризм. Кто-то давно уже не ездит. У нас на фестивале вы совершаете интереснейшее путешествие по малотуристическим странам.  


— В конце нулевых хотели показать в конкурсной программе «Кус-кус и барабулька» Абделатифа Кешиша, который как раз получил приз в Венеции... Вообще шикарное кино. И его не взяли, потому что главная героиня в какой-то момент исполняет танец живота.

— Смотря как она исполняет этот танец. Часть восточной культуры, почему нет? А вообще, наверное, просто не договорились с дистрибьютором. Причина, скорее всего, банальнее.

Вообще, это не табу, а метки. Действительно, нечего делать некоторым фильмам на нашем фестивале. Понятно, что когда 5 часов кишки наматывают на кулак,   даже если 25 мусульман снялись и еще 25 мусульман в это вложились — зачем? Мое уважение к мусульманскому кинематографу... Иногда зубодробильные темы в силу своей ментальности снимаются более пронзительно — без болевых приемов, но очень визуально мощно. Когда мы видим сцену, допустим, когда обижают женщину, сильно обижают: стандартно в кино это показывают во всех подробностях, а в мусульманском кино показывают реакцию мужчины. И, поверьте, смотреть на это иногда еще тяжелее.

Если мы очень глубоко пойдем в кино, мусульманское кино — это вообще оксюморон. Вот уж где оксюморон! Но раз уже в современном сообществе мусульман предпринята попытка визуализировать свои традиции... А это же язык, это же инструмент общения. Просто можно сидеть в своем мире и вообще никак не развиваться. Но все-таки есть прогрессивная часть сообщества, которая решилась снимать кино. Раз кино уже есть, раз фестивали проводятся в Афганистане, в Египте, в арабском мире, в суннитской среде, в аутентичной мусульманской Африке — давайте просто за точку отсчета возьмем тот момент, когда кто-то из мусульман снял фильм и кто-то из мусульман организовал фестиваль.

«На форуме «Время кино» 10 сентября мы увидим День казанских презентаций, это анонсы самых ярких событий в нашем кино»

«ОТ ФЕСТИВАЛЯ ДОЛЖНЫ ПОЯВЛЯТЬСЯ «ДЕТИ» — КОПРОДУКЦИОННЫЕ СХЕМЫ»

— А какое место казанский фестиваль мусульманского кино занимает в иерархии российских фестивалей?

—  Во-первых, у нас для фестиваля небольшой срок — 13 лет. Это вообще младенчество. Известный прессе «Кинотавр» в три раза нас старше. Есть московский фестиваль, который является фестивалем класса А. И такой фестиваль должен быть в стране один по правилам. Ну и не надо забывать, что фестивали —  это борьба бюджетов. Мы сильно отличаемся географией и содержанием, поэтому даже при небольшом бюджете заметны на фестивальном пространстве.

Нормальный хороший фестиваль в своем становлении. Уникальный? Безусловно. Перспективный? С такой-то географией, конечно. Чего не хватает? Денежных призов. Их надо больше. От фестиваля должны появляться «дети» — копродукционные схемы. Надо создавать индустриальную платформу —  она в работе, форум «Время кино» на сегодняшний момент уже получил самостоятельное развитие, он омолаживает фестивальную кровь, создает не только зрительский, но и кинематографический движ.

— Есть что-то на казанском фестивале, чем вы особенно гордитесь?

— Фильмами горжусь и зрителем. Зритель постоянно держит меня в тонусе, я хочу удивлять его программой, особенно внеконкурсной. За конкурсной ведь еще и жюри следит. Но зритель — мое главное мерило. А фильмы — орудие массового поражения красотой.

Если говорить о реформах, которыми я горжусь, — это «Россия молодая», которая позволила привлечь молодежь. Она хорошо смотрится в фестивальном графике, хотя и не международная, но очень колоритная программа получается.


Горжусь, что появился повод приглашать людей с мастер-классами —  я  о форуме «Время кино». Это такая мощная параллельная программа с дискуссиями, презентациями, анализом. Ну как можно было представить сентиментального артхаусного препаратора российской действительности или продюсера совершенно коммерческого продукта, мощного  блокбастера на мусульманском фестивале? Теперь это возможно и интересно обеим сторонам.

Питчинг, который мы провели весной, уже самостоятельной площадкой, —  есть снятое кино, есть прокатные сборы, есть результаты, и мы уже этой же осенью подводим итоги питчинга. Впервые в Казань приехали не просить денег, а дать их. И это произошло на форуме «Время кино».

Горжусь, что диалог культур меня саму научил многому. Горжусь, что фестиваль по-настоящему любят федеральные журналисты и зарубежные режиссеры. Мне приятно приезжать в гости на другие фестивали и слышать положительные отклики.

Горжусь знакомством с директором кинотеатра «Мир» Александром Ишимовым, этот специалист —  один из лучших в кино, он экстремал, способен многое сделать для кино Татарстана.

И особенно горжусь командой фестиваля, которая верит и доверяет. И это взаимно.

— Основная программа уже сформирована или нет?

— Она очень скоро выйдет, просто там несколько технических договорных моментов осталось. Программа будет хорошей, очень интересной —  и внеконкурсная, и конкурсная...

— Вы можете про какие-то сюрпризы рассказать или пока рано?

— Я ведь не могу сейчас предварять работу пресс-службы. Мой любимый набор фильмов в этом году — это Африка, Мьянма, Филиппины, Корея и Таиланд. Вот всегда приходят какие-то такие фильмы, что отдельная программка сама по себе очень вкусненькая складывается. В этом году это «Арт-побережье» — я ее так назвала. Обязательно «Индостан —  на стыке культур» надо посмотреть. «Окно в Европу» — все фильмы просто чудо. В программе «Вне зоны доступа» рекомендую посмотреть фильмы из Ганы, Ирана и Китая.

  «Россия —  исламский мир» —  мы понимаем, что это такая ритуальная вещь, как в свое время ТЮРКСОЙ в диалоге культур, но как и в 2014 году, — это очень интересная подборка, правда. Я, например, была очень приятно удивлена, увидев африканское кино.

На форуме  «Время кино»  10 сентября мы увидим День казанских презентаций —  это анонсы самых ярких событий в нашем кино. Вы, например, знаете про интерактивное кино? У нас оно делается —  и про новый веб-сериал узнаем, и про игровое кино. 5 и 10 сентября надо вписать себе в расписание кинотеатр «Мир», а остальные дни отпроситься и посещать конференц-зал отеля «Ногай». Отдельного внимания заслуживает сценарный блок и продюсерский, а 11 сентября будет блок Generation P — пиар, продвижение и провокация.

Это будет 13-й фестиваль. По-моему, в нумерации уже есть сюрприз.

Айрат Нигматуллин , Гульназ Бадретдин
  С 14 по 21 сентября в 10 российских городах состоятся показы международного фестиваля короткометражного кино «Kinematic Shorts».
13.09.2017 Республика Татарстан
В Казани состоится II Международный фестиваль короткометражного кино «KINEMATIC SHORTS» - Министерство культуры РТС 14 по 21 сентября в 10 российских городах состоятся показы международного фестиваля короткометражного кино «Kinematic Shorts».
13.09.2017 Министерство культуры РТ
Сегодня в прямом эфире ток-шоу «Таяну ноктасы» подведут итоги главного культурного события года в Татарстане.
13.09.2017 ТРК Татарстан-Новый век
Закрытие XIII Международного фестиваля мусульманского кино состоялось 11 сентября в Казани.
13.09.2017 Казанские ведомости
Владимир Вдовиченков: - Бизнес OnlineЗвезда «Левиафана» и «Бригады» о работе в татарском фильме, любви к лежанию на диване и отказе от съемок в «Матильде» «Мы по-прежнему живем по принципу, что как-нибудь да прокатит», — считает известный актер Владимир Вдовиченков,
13.09.2017 Бизнес Online
Все фильмы демонстрируются на английском языке с русскими субтитрами. (Казань,13 сентября, «Татар-информ»).
13.09.2017 ИА Татар-информ
  Объединенная сеть «Синема Парк» и «Формула кино» не будут демонстрировать фильм режиссера Алексея Учителя «Матильда» в связи с угрозами в адрес кинотеатров,
12.09.2017 Республика Татарстан
Объединенная сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» отказалась от показа фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя из-за угроз безопасности, передает RNS сообщение пресс-службы киносети.
12.09.2017 Бизнес Online
Лидирующие по числу экранов в России «Синема Парк» и «Формула кино» не будут показывать фильм «Матильда» режиссера Алексея Учителя.
12.09.2017 Коммерсантъ
«Холод Каландара» увез приз Казанского международный фестиваля мусульманского кино в Турцию - Казанские ведомостиЗавершился XIII Казанский международный фестиваль мусульманского кино. Он проводится при поддержке Президента Республики Татарстан и в партнерстве с Группой стратегического видения «Россия — Исламский мир».
12.09.2017 Казанские ведомости
«Нормальный европейский кинофестиваль»: что пора поменять Айтугановой? - Бизнес Online13-й КФМК: Мухаметшин и Досталь нашли общий язык, режиссер из Нигера вспоминала Тукая и Джалиля,
12.09.2017 Бизнес Online
В Казани завершился XIII международный фестиваль мусульманского кино - Администрация г. КазаньВ столице Татарстана завершился XIII Казанский международный фестиваль мусульманского кино.
12.09.2017 Администрация г. Казань
  Вечером 11 сентября на XIII Казанском международном фестивале мусульманского кино впервые вручены награды в новой номинации «Национальное кино», сообщает ИА «Татар-информ».
12.09.2017 Республика Татарстан
Имена лауреатов XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино объявят сегодня вечером в Татарском театре оперы и балета им.
11.09.2017 Вечерняя Казань
  11 сентября состоится церемония закрытия XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино.
11.09.2017 Республика Татарстан
11 сентября состоится церемония закрытия XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино.
11.09.2017 TatCenter.ru
«Super Tatar», «НеЗаМи» и композитор Радик Салимов дали концерт «Кино и музыка» - ИА Татар-информКазанский кинофестиваль провел open air-концерт концерт в сквере Аксенова.
11.09.2017 ИА Татар-информ
Продолжается работа XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино.
10.09.2017 Министерство культуры РТ
Подписание двустороннего документа состоялось в пресс-центре XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино.
09.09.2017 ИА Татар-информ
Презентация фильма «Байгал» с Вдовиченковым состоится в Казани - ИА Татар-информТатарстанский игровой полный метр будет представлен на XIII Казанском международном фестивале мусульманского кино.
09.09.2017 ИА Татар-информ
Режиссер Ильшат Рахимбай: Фильм «Представь» я снимал для Канн - ИА Татар-информВ основном конкурсе Казанского кинофестиваля представлен короткометражный фильм казанского режиссера.
09.09.2017 ИА Татар-информ
Режиссер фильма «Наш проповедник» Магди Ахмед Али ответил на многочисленные вопросы зрителей.
09.09.2017 ИА Татар-информ
Казанский международный фестиваль мусульманского кино попал на центральные полосы многих престижных изданий - Министерство культуры РТС начала старта масштабного кинофорума в свет вышло более ста публикаций.
08.09.2017 Министерство культуры РТ
На форуме «Время кино» провели обзор посвященный дистрибьюции иранского кинематографа.
08.09.2017 ИА Татар-информ
Сегодня - четвертый день работы XIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино - Министерство культуры РТВ кинотеатрах "Родина", "Мир", "Киномакс" и "Корстон" с успехом проходят показы фильмов конкурсной, внеконкурсной и параллельных программ.
08.09.2017 Министерство культуры РТ
Фестиваль мусульманского кино: планы на выходные - TatCenter.ruНакануне состоялась пресс-конференция с киноведом и культурологом, доктором искусствоведения Кириллом Разлоговым .
08.09.2017 TatCenter.ru
Кресла сорвались со своих креплений. Фото: МВД по Марий Эл - Комсомольская правда КазаньНовую версию произошедшего огласил глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин [фото] Лика ИСАЕВА Виктор Басаргин прибыл в Йошкар-Олу для встречи с главой Марий Эл Александром Евстифеевым.
17.11.2017 Комсомольская правда Казань
photo - Вечер ЕлабугиВ преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 20 ноября, в Елабуге прошла акция памяти с участием школьников города.
17.11.2017 Вечер Елабуги
В Казани прошел митинг памяти жертв авиакатастрофы Боинг-737 - ИА Татар-информВ траурном митинге принял участие Премьер-министр РТ Алексей Песошин. (Казань, 17 ноября, «Татар-информ», Наталья Рыбакова).
17.11.2017 ИА Татар-информ
Спасатели извлекают пострадавших. - Комсомольская правда Казань
Власти Марий Эл выплатят денежные компенсации родственникам погибших и пострадавшим в крупной аварии
Также в силе и страховые выплаты Юлия РЕВИНА Власти Марий Эл определились с размерами выплат пострадавшим и семьям погибших в результате ДТП с участием пассажирского атвобуса и лесовоза 16 ноября на трассе Йошкар Ола
Комсомольская правда Казань
мать-с-ножом - Вечер Елабуги
В Татарстане женщина подозревается в покушении на убийство матери
Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Татарстан возбуждено уголовное дело в отношении 30-летней жительницы города Набережные Челны.
Вечер Елабуги
Девочка находилась на аппарате искусственной вентиляции легких, поэтому ее перевозку пришлось отложить на несколько часов. Фото: МЧС Татарстана - Комсомольская правда Казань
Девочку, пострадавшую в ДТП с микроавтобусом в Марий Эл, перевезли в Казань
Для этого в воздух был поднят вертолет МЧС России [фото, видео] Лика ИСАЕВА В казанском аэропорту в 17.12 приземлился вертолет санавиации МЧС России, на борту которого для дальнейшего лечения доставлена 14-летняя девочка.
Комсомольская правда Казань
В Челнах состоится показ фильма о народе кряшен - Свято-Вознесенское Архиерейское подворье21 ноября в 18 часов состоится показ второй и третьей частей документального фильма «Божий народ — кряшены».
19.11.2017 Свято-Вознесенское Архиерейское подворье
Последний раз концерт под открытым небом в городе прошел два года назад. (Елабуга, 19 ноября, «Татар-информ», Гульнара Салихова).
19.11.2017 ИА Татар-информ
Программу мероприятия составят мультимедийные композиции с видеоинсталляцией и авторской музыкой оригинальных композиторов России.
18.11.2017 ИА Татар-информ
В премьерном спектакле «Собачье сердце» актер «Мастеровых» вышел на сцену голым - Челнинские Известия
В премьерном спектакле «Собачье сердце» актер «Мастеровых» вышел на сцену голым
В театре «Мастеровые» вчера представили очередную премьеру – спектакль «Собачье сердце» по произведению Михаила Булгакова.
Челнинские Известия
_MG_5703 - Вечер Елабуги
VIII Международные Стахеевские чтения завершили работу в Елабужском институте КФУ
В рамках научной конференции состоялись секционные заседания, открылась Школа молодых ученых, собрала филологов литературная гостиная.
Вечер Елабуги
sashakutsevol - Комсомольская правда Казань
Близкий друг рассказал о судьбе могилы «Иванушки» Олега Яковлева
18 ноября артисту исполнилось бы 48 лет Алина ЧЕРНОВА Недавно СМИ всколыхнула новость - мошенники собирают деньги на памятник покойному исполнителю Олегу Яковлеву.
Комсомольская правда Казань
«Рубин» увез одно очко из Тулы - ИА Татар-информЧетыре матча в чемпионате России осталось в этом году сыграть казанцам, после в турнире наступит зимний перерыв.
18.11.2017 ИА Татар-информ
В 2018 году в Татарстане откроется сразу 8 новых бассейнов, с дорожками на 25 метров - Бизнес OnlineВ 2018 году республика потратит миллиард на новые бассейны Сегодня в Казани начинается чемпионат России по плаванию на короткой воде.
18.11.2017 Бизнес Online
Dja_2881 - ФК РубинГлавный тренер «Рубина» Курбан Бердыев на пресс-конференции подвел итоги матча 17-го тура РОСГОССТРАХ Чемпионата России с «Арсеналом».
18.11.2017 ФК Рубин
«Ак Барс» в Москве уступил ЦСКА - Казанские ведомости
«Ак Барс» в Москве уступил ЦСКА
В очередном матче регулярного чемпионата «Ак Барс» на выезде встречался с ЦСКА, и отсутствие Азеведо, Ткачева, Захарчука и Малыхина помешало казанцам дать отпор хозяевам – 0:3 (0:2, 0:0, 0:1).
Казанские ведомости
На танцевальном паркете разыграли Кубок мэра - Казанские ведомости
На танцевальном паркете разыграли Кубок мэра
Международные соревнования по танцевальному спорту Korston dance cup - 2017 прошли в столице Татарстана 5 ноября.
Казанские ведомости
«Рубин» в Туле не удивил - Казанские ведомости
«Рубин» в Туле не удивил
Весь первый тайм матча чемпионата РФПЛ в Туле и весь второй тайм футболисты демонстрировали унылую игру, никак не связанную с футболом.
Казанские ведомости
Китайские студенты прочли Минниханову стихи Пушкина и Джалиля - ИА Татар-информПрезидент Татарстана посетил уникальный российско-китайский университет в Шэньчжэне.
18.11.2017 ИА Татар-информ
Стали известны подробности аварии с 15 погибшими в Марий Эл - ИА Татар-информПо словам главы республики, водитель пытался совершить обгон, вышел на встречную полосу движения, но не успел завершить обгон.
16.11.2017 ИА Татар-информ
Сегодня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов прибыл с рабочей поездкой в провинцию Шаньдун (КНР).
17.11.2017 Правительство РТ
Сегодня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов прибыл с рабочей поездкой в г.Хошимин (Социалистическая Республика Вьетнам).
18.11.2017 Президент РТ
Сегодня Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов посетил офис компании Huawei, где состоялась презентация центра современных технологий.
18.11.2017 Президент РТ