«Бренд, вообще говоря, основной актив»: как Марат Муратов наварился на «Просто молоке»

Купив у «Татагролизинга» Челнинский молкомбинат, Ильшату Фардиеву пришлось доплатить его бывшему арендатору — за торговую марку

Холдинг «Агросила», подконтрольный Ильшату Фардиеву, завершил сделку по приобретению торговой марки «Просто молоко» у ООО «Симпл Милк», принадлежащего лично Марату Муратову. Вместе с основным брендом «Агросила» получила право на выпуск продукции под многочисленными раскрученными продуктовыми субмарками, вокруг некоторых из которых ведутся патентные споры. Эксперты «БИЗНЕС Online» не исключают, что речь идет о сотнях миллионов рублей.

Светлана Барсукова: «Марка пользуется популярностью у жителей Республики Татарстан, Поволжского федерального округа и других регионов, куда поставляется продукция»

«ТЕПЕРЬ МЫ  АКТИВНО ЗАНИМАЕМСЯ ПОГРУЖЕНИЕМ В  ЭТОТ БИЗНЕС»

Информацию о покупке торговой марки «Просто молоко» «БИЗНЕС Online» подтвердила гендиректор «Агросилы» Светлана Барсукова . Напомним, что в июне 2017 года «Агросила» купила Набережночелнинский молочный комбинат (НЧМК), мощности которого позволяют ежесуточно перерабатывать более 230 тонн сырья и производить более 180 тонн готовой продукции. 

Эксперты оценили рыночную стоимость НЧМК примерно в  1  млрд рублей «исходя из  оборота и  средней маржинальности на  той продукции, которая на  НЧМК представлена», но, по  сведениям «БИЗНЕС Online», в  реальности Фардиеву он  достался со  значительной скидкой  — примерно за  500–600  млн. рублей.

Барсукова так пояснила «БИЗНЕС Online» интерес компании к Набережночелнинскому молкомбинату: «Мы  позиционируем себя как холдинг, производящий продукцию от  поля до  прилавка, имеющий возможность контролировать качество. Однако у  нас имелось одно направление, которое не  было закрыто переработкой, — производство молока. Поэтому было принято решение о  приобретении челнинского молочного комбината, что и  было сделано. Теперь мы  активно занимаемся погружением в  этот бизнес».

Начиная с 2013 года принадлежащая Муратову управляющая компания «Просто молоко» арендовала 7 молокозаводов которые выпускали 49 видов продукции под брендом «Просто молоко»

ИТОГИ БОЛЬШОЙ МОЛОЧНОЙ РАСПРОДАЖИ

Сделка по покупке НЧМК стала первой в грандиозной распродаже молочных активов, ранее входивших в мегахолдинг «ВАМИН», а после его банкротства оказавшихся в руках АО «Татагролизинг» (100% принадлежит МЗИО  РТ) после того, как в  2014–2015 годах оно выкупило долги компании на  сумму 8,5  млрд рублей у  «АК  БАРС» Банка, Сбербанка и  Россельхозбанка. Предполагалось, что самые лакомые куски достанутся  Марату Муратову   — начиная с  2013 года принадлежащая ему управляющая компания «Просто молоко» арендовала 7  молокозаводов (Казанский, Набережночелнинский, Мамадышский, Нижнекамский, Бугульминский, Новошешминский и  Муслюмовский), которые выпускали 49 видов продукции (молоко, творог, сметана, йогурты, кисломолочные продукты) под брендом «Просто молоко». В последние годы продукция «Просто молоко» занимала 50% доли рынка Татарстана, 5% –  в ПФО и около 4% по России.

В  октябре 2016 года Муратов  заявил   о  планах купить эти молочные комбинаты себе в  собственность за  бросовые 1,5  млрд рублей, да  еще и  с  рассрочкой на  три года. Однако руководство Татарстана не  устраивала цена, предложенная Муратовым. В связи с этим «Татагролизинг» и устроил «большую распродажу», в результате которой у молочных комбинатов сменились собственники. Так, Нижнекамский комбинат выкупил   Игорь Никулин – владелец самарской дистрибуторской компании «Далимо». Завод уже начал производство продукции под торговой маркой «Село Домашкино». Казанский комбинат купил  ижевский холдинг «КОМОС», экс-глава ВАМИНа Вагиз Мингазов выкупил   два молочных комбината в Балтасях и Арске, а самому Марату Муратову достались Мамадышский маслодельно-сыродельный комбинат и  Кукморский маслодельно-молочный комбинат.

В последние годы продукция «Просто молоко» занимала 50% доли рынка Татарстана, 5% – в ПФО и около 4% по России Фото: prav.tatarstan.ru

НАСТОЯЩЕЕ «ПРОСТО МОЛОКО» БУДЕТ ПРОИЗВОДИТЬСЯ ТОЛЬКО В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ

По сведениям «БИЗНЕС Online», собственником торговой марки «Просто молоко» является ООО «Симпл Милк», учрежденное  в апреле 2013 года (100% собственник – Марат Муратов). 16 августа новым владельцем компании стала АО «Агросила». Решение купить торговую марку «Просто молоко», а не создавать свою собственную, Светлана Барсукова назвала «сугубо прагматичным». «Во-первых, эта марка пользуется популярностью у жителей Республики Татарстан, Поволжского федерального округа и других регионов, куда поставляется продукция. Во-вторых, кроме того, что приобретается марка, по сути, приобретается доля рынка», — рассказала она «БИЗНЕС Online».

Светлана Барсукова не стала комментировать стоимость сделки, отметив, что она предусматривает приобретение полной линейки суббрендов выпускаемой продукции. На вопрос журналиста «БИЗНЕС Online» о том, какова дальнейшая судьба продукции, которая выпускалась под торговой маркой «Просто молоко» на других татарстанских молкомбинатах, Барсукова ответила, что на текущий момент только «Агросила» может производить продукцию под этой маркой. «Если к нам обратятся по вопросу заключения лицензионных договоров, то мы будем их рассматривать в рабочем порядке», — отметила директор ОА «Агросила».

Она не исключила, что в результате этого доля рынка, занимаемая кисломолочной линейкой, выпускаемой под брендом «Просто молоко»,  временно может просесть. «Но я думаю, что это ненадолго, поскольку у нас в планах провести модернизацию оборудования Набережночелнинского молочного комбината. С учетом существующего оборудования мы планируем до конца 2017 года выйти на полную мощность завода – переработку 230 тонн молока-сырья в сутки ( сейчас завод перерабатывает порядка 130 тонн прим. ред. ). А с учетом модернизации оборудования, я полагаю, что к III кварталу следующего года мы еще более увеличим мощности завода. Конкретные параметры программы модернизации завода пока находятся в проработке», — рассказала она, уточнив, что к декабрю у «Агросилы» уже будет четкое понимание объемов увеличения мощности Набережночелнинского молкомбината.

Говоря о ранее обнародованных планах «Агросилы» по строительству собственного большого молокозавода в Заинском районе, она сообщила, что на текущий момент они отложены в связи с покупкой НЧМК. «Сначала мы хотим отточить свое мастерство на действующих мощностях предприятия, которое приобрели. Надо решать проблемы поступательно», — отметила Барсукова.

С покупкой всего портфеля брендов «Просто молоко», «Агросила» приняла на себя и проблемы, связанные брендом «Био йогурт»

«БИО ЙОГУРТ» ПРИДЕТСЯ ПЕРЕРИСОВАТЬ

Отметим, что с покупкой всего портфеля брендов «Просто молоко», «Агросила» приняла на себя и проблемы, связанные брендом «Био йогурт». Напомним, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала актом недобросовестной конкуренции действия ООО  УК «Просто молоко» — при оформлении упаковки молочного продукта «Био йогурт» компания использовала фирменный стиль, схожий с  продукцией Danone. В результате УК «Просто молоко» выдано предписание об  устранении нарушения. Материалы дела переданы для возбуждения дела об  административном правонарушении для назначения штрафа за  недобросовестную конкуренцию. За  подобные правонарушения предусмотрен штраф от  300 до  500 тыс. рублей.

«Да, я знаю, что по поводу торговой марки „Био йогурт“ в настоящее время идут судебные слушания по иску „Данон“, но я думаю, что все решится в рамках закона», — кратко прокомментировала эту тему Светлана Барсукова.

«Думаю, „Агросиле“ придется выполнять требования по изменению оформления йогуртов, чтобы отделить их визуально от продукции Danone. Что касается финансовых санкций – то скорее всего, как новый собственник, они избегут их», — прокомментировала «БИЗНЕС Online»  ситуацию с иском Мария Яшенкова , генеральный директор и  владелец консалтинговой компании «Брайт Консалтинг» (специализируется на  повышении эффективности коммерческих служб крупных компаний FMCG-сферы и  ретейла).

Стоимость бренда «Просто молоко» могла составить от 500 млн. до 1 млрд. рублей Фото: prav.tatarstan.ru

«ПОКУПКА БРЕНДА В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГОРАЗДО ДОРОЖЕ И ВАЖНЕЕ, ЧЕМ СТОИМОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА»

Говоря о покупке бренда «Просто молоко», эксперт отметила, что основная характеристика бренда — узнаваемость для потребителя. «Несомненно, этим свойством бренд „Просто молоко“ в Татарстане обладает. Если рассчитывать на массивные продажи именно в этом регионе, покупка бренда — правильное действие, поскольку позволяет как минимум сэкономить время выхода на рынок. А, возможно, и серьезные деньги», — сказала Яшенкова. По ее мнению, раскрутка нового бренда могла занять больше года и потребовала бы 150-200 млн. рублей инвестиции. «Надо при этом понимать, что невозможно заранее   предсказать, каков будет отзыв потребителей на новый бренд в ситуации, когда на привычную полку по брендам будут довольно существенно пересматривать: „Далимо“ уже заявило о новом бренде , и „Комос“ будет как минимум расширять представленность не очень популярного сейчас в Татарстане „Зеленого села“, а, возможно, запустит локальный бренд», — предположила Яшенкова.

По мнению эксперта, исходя из размера продаж, стоимость бренда «Просто молоко» могла составить от 500 млн. до 1 млрд. рублей — вопрос договорной. «В России бренд при покупке предприятия в пищевой промышленности, вообще говоря, основной актив. Его покупка гораздо дороже и важнее, чем стоимость производства. Например, такой известный федеральный бренд, как „Слобода“ может стоить 20 миллиардов  рублей, а завод по изготовлению продукции можно вообще не покупать — иногда проще и дешевле построить аналогичный новый, например, за 1 миллиард максимум. В данном случае бренд локальный и, конечно, не может быть оценен так дорого», — пояснила Мария Яшенкова. Впрочем, сумма сделки могла быть и намного дешевле с учетом обстоятельств и ограниченного круга возможных покупателей. Но при всех случаях остается только восхититься, с каким изяществом Марат Муратов капитализировал для себя период зиц-председательства в молочной империи.

Александр Андреев Персоны: Муратов Марат Яшарович , Фардиев Ильшат Шаехович Предприятия: Управляющая компания "Просто молоко" , Агросила Групп

Последние новости Татарстана по теме:
«Бренд, вообще говоря, основной актив»: как Марат Муратов наварился на «Просто молоке»

- Казань
Татарстанский агрохолдинг «Агросила», который в июне купил молкомбинат в Набережных Челнах, принадлежавший до этого УК «Просто молоко», приобрел и бренд «Просто молоко», сообщает РБК .
14:09 23.08.2017 Вечерняя Казань
- Казань
  Холдинг «Агросила» оформил сделку по приобретению торговой марки «Просто молоко», сообщает пресс-служба холдинга.
13:35 23.08.2017 Республика Татарстан
- Казань
Холдинг «Агросила», контролируемый семьей гендиректора АО «Сетевая компания» Ильшата Фардиева, прибрел торговую марку «Просто молоко», которая ранее принадлежала ООО «Управляющая компании "Просто молоко"» Марата Муратова.
11:33 23.08.2017 Коммерсантъ
- Набережные Челны
Фото с сайта s0.rbk.ru. Холдинг АГРОСИЛА завершил сделку по приобретению торговой марки «Просто молоко».
10:42 23.08.2017 Челнинские Известия
- Казань
Представители Агросилы сообщают, что холдинг планирует занять ведущие позиции в Татарстане.
10:34 23.08.2017 ИА Татар-информ
- Казань
Холдинг "Агросила" оформил сделку по приобретению торговой марки "Просто молоко", сообщает пресс-служба холдинга.
10:15 23.08.2017 TatCenter.ru
- Казань
Холдинг «Агросила» завершил сделку по покупке бренда «Просто молоко». «Торговая марка «Просто молоко» по праву является одной из любимых в Татарстане.
10:15 23.08.2017 E-kazan.Ru
Светлана Барсукова: «та марка пользуется популярностью у жителей Республики Татарстан, Поволжского федерального округа и других регионов, куда поставляется продукция» - Бизнес Online
«Бренд, вообще говоря, основной актив»: как Марат Муратов наварился на «Просто молоке» - Казань
Купив у «Татагролизинга» Челнинский молкомбинат, Ильшату Фардиеву пришлось доплатить его бывшему арендатору — за торговую марку Холдинг «Агросила», подконтрольный Ильшату Фардиеву,
08:16 23.08.2017 Бизнес Online
 
По теме
mol - Республика Татарстан     Казанский молочный комбинат – бывший актив обанкротившегося молочного гиганта «Вамин Татарстан» – наконец обрел нового хозяина.
29.08.2017
 
 
 
14 июня 2018 года Зеленодольский городской суд Республики Татарстан рассмотрел уголовное дело в отношении ранее судимого гр-на Л, 1990 г.р., который будучи в состоянии алкогольного опьянения,
19.06.2018 Зеленодольский городской суд
«Блестящие», «Hi-Fi», «Отпетые мошенники»: Что стало с популярными группами 90-х и их солистами - Комсомольская правда Казань Кто-то до сих пор на гребне популярности, а кто-то забыт и никому не нужен Юлия МАЗУР Когда-то мы смотрели их клипы по музыкальным каналам каждый день по тысяче раз.
19.06.2018 Комсомольская правда Казань
19 июня в Казани откроется Цветочный фестиваль - Администрация г. Казань Фото: Город Казань KZN.RU (Город Казань KZN.RU, 18 июня). Завтра, 19 июня, в Казани откроется Цветочный фестиваль – на площадке перед театром кукол «Экият» жителям и гостям города представят уникальные композиции,
18.06.2018 Администрация г. Казань
Как сложились судьбы детей-актеров из зарубежных кинохитов Анна УДОВИДЧЕНКО Эрик из "Игрушки" - веб-дизайнер Фабрис Греко был самым популярным французским ребенком в 1970-х.
18.06.2018 Комсомольская правда Казань
Любители музыки смогут приятно провести время Во время чемпионата мира по футболу в Казани в Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая пройдут музыкальные фестивали «Все флаги в гости к нам» и «Цветущи
19.06.2018 Челнинские Известия
Казань приняла десант австралийцев - Казанские ведомости В минувшую субботу Казань приняла эстафетную палочку ЧМ-2018. Один из фаворитов мундиаля на «Казань-арене» сразился с амбициозными парнями с Зеленого континента.
19.06.2018 Казанские ведомости
Россия высоко подняла планку мундиаля - Казанские ведомости Итак, все приготовления к ЧМ-2018 - уже история. Чемпионат в России стартовал и поехал по городам России - без эксцессов, а с ощущением праздника.
19.06.2018 Казанские ведомости
Семь миллионов цветов высадили к ЧМ-2018 в Казани      «Мы слишком серьезно готовились к этому чемпионату», – считает мэр Казани Ильсур Метшин.
19.06.2018 Республика Татарстан
    В Казани с визитом побывал известный политик, бывший президент Франции Николя Саркози.
19.06.2018 Республика Татарстан
В 2018 году Министерством образования и науки РТ учреждена грантовая поддержка профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан.
19.06.2018 Министерство образования