Между эпосом и «якутским Тарантино»

sad
Zinnurov1
Фото: rt-online.ru

 

Сцена из спектакля «Шия» («Вишневый сад» А.Чехова) в постановке якутского режиссера Сергея Потапова (Казахский музыкально-драматический театр, Астана)


В Казани завершился XIII Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз», который уникален уже тем, что только на его подмостках можно увидеть, скажем, чеховский спектакль, поставленный в казахском театре якутским режиссером.

 

Напомним, что тринадцатый по счету «Науруз» собрал в столице Татарстана представителей 17 театров из России, Казахстана и Эстонии. Причем самый многочисленный творческий десант – в составе четырех театров – прибыл из Якутии. В этом году организаторы фестиваля сознательно сделали акцент на театральном искусстве именно этого северного региона. «Фестиваль «Науруз» стал для нас окном в большой театральный мир, – признался журналистам заместитель министра культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Владислав Левочкин.– Мы готовились к этому событию два года, чтобы представить театральные коллективы Якутии масштабно и качественно». Кстати сказать, якутский театр – ровесник татарскому, в прошлом году он тоже отметил свой 110-летний юбилей.

  Самый многочисленный творческий десант – в составе четырех театров – прибыл из Якутии. В этом году организаторы фестиваля сознательно сделали акцент на театральном искусстве именно этого северного региона

 

Пожалуй, самой заметной фигурой на нынешнем «Наурузе» стал 42-летний якутский режиссер Сергей Потапов, на творческом счету которого около 40 спектаклей в разных театрах, в том числе зарубежных, а также девять фильмов, отмеченных наградами многих кинофестивалей. Сам Потапов не отдает предпочтение чему-то одному, называя себя «режиссером – кинотеатром». Феномен этой редкостно одаренной творческой личности даже не хочется разгадывать, достаточно сознавать, что такие люди в современном театре есть. В программу «Науруза» вошли четыре спектакля Сергея Потапова, поставленные в якутском, казахском, хакасском и эстонском театрах. И каждый из них был по-своему ярким и пронзительным. Кроме того, порадовало, что уже нынче осенью «якутский Тарантино», как иногда называют Потапова, планирует выпустить спектакль в Мензелинском татарском драматическом театре, а также ведет переговоры о постановке в театре им. Г.Камала.

Комментируя в целом якутскую программу «Науруза», театральный критик из Перми Татьяна Тихоновец отметила: «Энергия, которая посылается в зал якутским театром, всегда завораживает. Даже московская публика, немного избалованная, иногда высокомерная, ведется на якутскую культуру с первых минут».

 

 Ильдус ЗИННУРОВ,
главный режиссер Татарского театра «Экият»:

Театр кукол ищет себя, свое место в театральном пространстве. Мы продолжаем поиски новой драматургии и новых средств выразительности.

Довольно обширной и разноплановой была и казахская программа форума, которую представили три театра из Астаны – Государственный академический казахский музыкально-драматический театр имени К.Куанышбаева, молодежный театр «Дарига-ай» и Государственный театр кукол. По словам программного директора «Науруза», казанского театроведа Нияза Игламова, в последние годы Казахстан сделал огромный шаг вперед в развитии театрального искусства. «Появилась целая генерация молодых режиссеров, которые создают новый театр, не теряющий казахского начала и соответствующий мировым тенденциям», – отметил он, представляя гостей из Астаны.

Весьма конструктивным на фестивале было общение представителей кукольного театрального искусства. «Для привлечения юных зрителей в театр необходимо создавать инфраструктуру из привлекательных штучек», – призвала директор театра кукол Чувашии Елизавета Абрамова. По ее словам, в чувашском театре этому научились, и основные усилия кукольников сейчас направлены на работу с особенными детьми. «Театр кукол ищет себя, свое место в театральном пространстве, – в свою очередь отметил главный режиссер Татарского театра «Экият» Ильдус Зиннуров. – Мы продолжаем поиски новой драматургии и новых средств выразительности». В рамках «Науруза» казанцы показали спектакль «Волчья ягода» по пьесе Ркаила Зайдуллы.

Татарстан представляли также камаловцы и театр им. К.Тинчурина. Кроме того, Башкирский академический театр драмы им. М.Гафури показал «Антигону» Ж.Ануя в постановке Фарида Бикчантаева. (К слову, следующий фестиваль «Науруз» будет посвящен башкирскому театру.)

Афиша традиционно отличалась разнообразием в жанровом отношении: здесь и эпос, и национальная классика, и современная драматургия. Программа, как всегда, была очень плотной: каждый фестивальный день – это пять – шесть спектаклей, которые нередко шли одновременно на разных площадках. Понятное дело, увидеть все, что хотелось, практически не представлялось возможным. И на сегодняшний день это, пожалуй, единственный уязвимый момент казанского театрального форума.

 

448
 
По теме
Несмотря на то, что за три дня до премьеры Большой театр отменил постановку балета «Нуреев» режиссера Кирилла Серебренникова , в сети все же появилась его пиратская запись из двенадцати фрагментов.
Русский драматический театр «Мастеровые» откроет свой 43-й театральный сезон премьерой спектакля «Старики дураки» по пьесе Алексея Арбузова «Сказки старого Арбата» в постановке Дениса Хусниярова .
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система
Булат Ханов: «Нет рецептов того, как жить и что делать» - Реальное время Гость нового выпуска «Книжной полки» — писатель Булат Ханов Фото: Динар Фатыхов Айтишница Зарема и неназванный рассказчик, студент факультета журналистики Казанского университета, решили автостопом доехать до Карелии,
Реальное время