Анна Меликян: «Казань выделяется на общем фоне, причем не только ценами, но и натурой»

Автор номинировавшегося на  «Оскар» от  России фильма «Русалка» уверена, что в  столице Татарстана можно и  нужно снимать кино

Режиссер Анна Меликян снимает нечасто, но  каждый ее фильм становится кинособытием. В  2007 году она получила приз в  Берлине за  «Русалку», затем ленту отметили в  Сандэнсе  и  выдвигали на  «Оскар», но  следующая работа Анны  — «Звезда»  — вышла только в  2014-м. Недавно Меликян приезжала в  наш город с  мастер-классом и  заодно рассказала «БИЗНЕС Online», почему ее  кинокомпания снимает в  Казани, чем ей  так нравится Павел Воля и  каково это  — совмещать функции сценариста, режиссера и  продюсера.

Анна Меликян

«КАК ТЫ  МОЖЕШЬ БЫТЬ РЕЖИССЕРОМ, ЕСЛИ НЕ  УМЕЕШЬ ГОВОРИТЬ « НЕТ »

—  Анна, в  2007 году ваш фильм «Русалка» был отмечен премией «Берлинале», а  в  2008-м на американском фестивале «Сандэнс» вам вручили приз за  лучшую режиссуру. Тем не  менее ваша следующая работа «Звезда» вышла только в  прошлом году. Неужели после громкого успеха вами столько лет не  интересовались кинопроизводители?

—  Интерес был огромным, я  получала массу сценариев. Наверное, в  тот момент у  меня просто сместились ориентиры: у  меня появилась семья, я  только что родила ребенка, и  это для меня было важнее, чем кино. Хотя предложений, повторюсь, было предостаточно.

—  Но  вы  умеете говорить «нет»?

—  Конечно. Как ты  можешь быть режиссёром, если не  умеешь говорить «нет»? К  сожалению, в  этой профессии очень часто приходится отказывать огромному количеству людей. Со  временем понимаешь, что это не  так сложно, как кажется.

 

—  Вы  не  только режиссер, но  и  продюсер большинства своих фильмов. В  чем плюсы и  минусы совмещения этих двух функций?

—  Так получилось, что несколько лет назад у  меня открылась своя кинокомпания и все фильмы я  снимаю там. Главный плюс в  том, что я  знаю эту сферу со  всех сторон. Обычно получается так, что режиссер  — весь из  себя творческая личность, он  не  понимает, что такое бюджет, не  представляет всей сложности процесса продакшна. Ему кажется, что все его обманывают, воруют у  него деньги и  не  дают творчески реализовываться. Когда ты  сама продюсер, ты  точно знаешь, какая вокруг картины финансовая ситуация: у  себя самой ничего не  своруешь, тем более что каких-то сказочных денег там просто нет. Такое совмещение ролей помогает как минимум не  тратить энергию на  войну с  продюсерами и  сосредоточиться на  том, чтобы придумать, как сделать фильм, имея в  распоряжении минимальные средства. Соответственно, минус в  том, что все это отвлекает тебя от  творчества  — приходится заниматься массой вопросов, которые мешают сосредоточиться на  главном.

—  Говорят, что продюсер  — это не  женская профессия. Чтобы выбивать средства, лучшие даты премьер в  кинотеатрах, нужна железная воля, хватка...

—  Ничего не  надо выбивать! Это такое  же ошибочное представление, как и  то, что режиссер-женщина  — конь в  юбке, который ходит по  площадке и  на  всех орет матом. У  меня все дружелюбно, мирно, тихо, спокойно. Исключительно на  обаянии ( улыбается ).

Кадр фильма «Русалка»

—  В  вашем случае к  режиссерской и  продюсерской добавляется еще и  функция сценариста. Сложно совмещать?

—  Мозг просто взрывается! Если ты  режиссер, ты  всегда можешь сказать сценаристу: «Что ты  понаписал? Иди сокращай, у  нас перехронометраж, это невозможно снять!» А  когда «понаписал» ты  сам, происходит конфликт интересов. Всегда жалко резать свой текст, ты  думаешь: ладно, вот я  сейчас сниму все-все, а  потом уже буду решать, что пойдет в  ленту, а  что  — в  корзину. Но  это очень плохая практика, в  итоге фильм получается в  два раза длиннее, чем задумывался. Первая версия «Звезды» шла четыре часа, и  это во  многом потому, что сценарист, режиссер и  продюсер  — один и  тот  же человек.

«Я  НЕ  ДОВЕРЯЮ НИКОМУ, КРОМЕ СЕБЯ»

—  «Звезда»  — коммерчески успешный фильм?

—  Это не  блокбастер, такому кино в  нашей стране, к  сожалению, трудно быть успешным. Хотя у  него абсолютно волшебный сарафан отзывов, я  даже не  ожидала такого количества положительных мнений и  от  критиков, и  от  обычных людей. Тех, кому совсем не  понравилось, крайне мало. Но  это никак не  отразилось на  прокате: у  нас практически не  было рекламы, и  народ в  кино не  пошел. Все скачали фильм в  интернете, а  до  кассы деньги никто так и  не  донес. Нужно понимать, что снять картину  — это только полпути. Дальше нужно ее  выпустить, продвинуть, и  это тоже очень серьезная работа.

 

—  Эта ситуация сказалась на  вас как на  продюсере?

—  Конечно, ведь в  данном случае получается, что я  ничего не  заработала. С  одной стороны, как режиссеру мне очень приятно, что фильм людям нравится, с  другой  — как продюсер я  переживаю, что мы  ничего не  собираем. В  мой следующий фильм «Про любовь» вложены частные деньги, люди доверили их  мне, у  меня есть огромное желание эти деньги вернуть. Но  там несколько другая история: это будет жанровое кино с  большим количеством звезд, поэтому можно рассчитывать на  какую-то окупаемость.

—  Возвращаясь к  теме сценариев: все ваши фильмы сняты по  вашим  же сюжетам. Вам категорически не  нравится, что делают другие, или вы  просто не  доверяете никому, кроме себя?

—  Это правда  — я  не  доверяю никому, кроме себя. Другое дело, что сценарии  я, как правило, пишу в  соавторстве. Но  всегда получается так, что истории, которые действительно меня вдохновляют и  которым я  готова посвятить несколько лет жизни, рождаются в  недрах меня самой. Как продюсер я  могу просто прочитать текст, оценить его и  предложить кандидатуры режиссеров, но  когда я  понимаю, что этот текст придется снимать мне самой, я  читаю его совершенно по-другому. Это уже не  просто литературный материал, не  какая-то милая любопытная история. Я  знаю, что придут артисты, им  нужно будет про каждую фразу объяснять, почему ее  нужно произносить. Если ты  не  влюблена в  материал, не  веришь в  него, то  просто не  сможешь работать. Конечно, периодически появляются истории, в  которых мне где-то что-то по  чуть-чуть нравится  — диалог, характер, сцена... Но  чтобы меня впечатлил сценарий целиком  — такого еще не  было.

Кадр фильма «Звезда»

—  Вам интересны только современные истории? Нет желания выбрать для фильма исторический сюжет или взять за  основу сценария произведение классической литературы?

—  Мне интересно самое разное. Это вопрос случайности: тебе вдруг попадается материал, ты  понимаешь, что хочешь этим заниматься. Пока ничего такого не  попадалось, но, возможно, я  просто никогда не  озадачивалась целью снять что-то историческое. Вероятно, если я  начну какие-то поиски в  этом направлении, сюжет сам придет. 

 

«МЫ  СНИМАЛИ КАЗАНЬ УЖЕ В  ДВУХ ПРОЕКТАХ»

—  Как и  когда у  вас появилась идея создать свою кинокомпанию?

—  «Магнум» появился случайно как кадровое агентство. Мы  предполагали, что это будет некая организация, которая ищет таланты по  всей России, но  в  тот момент я  как раз должна была снимать «Русалку», мы  решили попробовать сделать на  базе «Магнума» целый фильм. Когда влезаешь в  это и  тебе начинает нравиться процесс, то  быстро привыкаешь. Первый опыт продакшна удался, поэтому мы  решили продолжить.

—  Откуда такое название? Оно как-то связано с  крупнейшим мировым фотоагентством Magnum Photos?

—  С  ним  — нет. У  всех разные интерпретации: кто-то говорит, что так  же называется мороженое, кто-то вспоминает пули, а  на  самом деле там зашифрованы мои инициалы. Компания организовывалась очень быстро, под Новый год, надо было срочно подавать документы на  регистрацию. И  когда мы  уже придумали имя, я  стала обращать внимание, что вокруг очень много всего под названием «Магнум». Но  мне, конечно, больше всего нравится версия с  мороженым.

Съемки сериала «Девушка средних лет»

—  Я  знаю, что у  «Магнума» был опыт съемок в  Казани. Почему вы  заинтересовались нашим городом?

—  Это правда, мы  снимали Казань уже в  двух проектах. Если в  фильме «Москва-Питер» здесь делалась только сцена в  аэропорту, то  съемки сериала «Девушка средних лет» полностью проходили в  вашем городе. Нам понравился этот опыт, мы  хотим и  дальше сотрудничать. Больших городов в  стране не  так много, снимать в  Питере и  Москве  — дорого. А  Казань выгодно выделяется на  общем фоне, причем не  только ценами, но  и  натурой. С  одной стороны, здесь великолепный современный город, с  другой  — природа, которую тоже можно использовать. На  съёмках, кстати, работали местные кадры. Это часть образовательного процесса: я  считаю, только так можно оживить региональный кинематограф. Можно сколько угодно читать лекции и  проводить какие-то мастер-классы, но  на  деле кино  — это прежде всего практика. И  обучать на  площадке нужно не  только режиссера и  операторов, но  и  людей, которые обслуживают съемочный процесс, — реквизиторов, осветителей, гримеров, ассистентов...

—  Как вам кажется, регионам нужно свое масштабное полнометражное кино на  национальных языках?

—  Я  уверена, что нужно. И  это никак не  противоречит тому, что люди смотрят российское, американское, французское кино, просто у  зрителя должна быть возможность ассоциировать себя с  героями, с  местами. Очень здорово, когда человек видит, что кино снято в  его городе, люди говорят на  его языке, когда он  узнает улочки и  здания... Правда, думаю, снимать масштабные фильмы в  регионах  — задача сложная, но  реальная.

Сериал «Девушка средних лет»

—  Можете представить, что через 10  лет Россию в  Каннах будет представлять фильм на  татарском языке?

—  Легко! Но  для этого проблемой должно озадачиться руководство региона. Потому что сейчас получается, что кино в  провинции  — либо какая-то подвальная история о  вундеркиндах, которые сделали фильм наперекор всему, потому что у  них горит и  они не  могут по-другому, либо результат работы правительственной программы по  кинообразованию. Нужно организовать процесс, вырастить поколение людей, которые могут снимать кино. И  это займет не  один и  не  два года.

«ЕСЛИ БЫ  МОИ ФИЛЬМЫ НАЗЫВАЛИ МУЖСКИМИ,
ЭТО ОЗНАЧАЛО БЫ, ЧТО СО  МНОЙ ЧТО-ТО НЕ  ТАК»

—  На  последнем «Кинотавре» критики активно заговорили об  очередной «новой волне» русского кинематографа. Как вам кажется, эти разговоры оправданы?

—  Мне сложно об  этом рассуждать, я  не  киновед. Я  вижу, что в  кино появляются очень талантливые свободные красивые люди, но  мне кажется, для «волны» их  пока недостаточно. Я  так понимаю, это определение относится к  ребятам, которые начали снимать в  2010-е. На  фестивале действительно было несколько молодых режиссеров, которые приехали показать чуть  ли не  первые свои фильмы, — Наталья Мещанинова, Нигина Сайфуллаева... Но  их  все  же пока маловато, я  не  чувствую потока, про который можно было  бы сказать «волна».

 

—  Еще в  последнее время много говорят об  отдельном феномене женского российского кино. Когда вы  снимаете фильмы, вы  чувствуете, что делаете это как-то иначе в  сравнении с  коллегами-мужчинами?

—  Конечно, нет  — я  просто снимаю, как есть. Я  же не  анализирую постоянно, женщина я  или мужчина, это было  бы странно. Но  мои фильмы действительно называют очень женскими, я  на  это не  обижаюсь и  считаю, что это совершенно нормально. Когда ты  снимаешь авторское кино, оно очень тесно связано с  тобой, с  твоим подсознанием, с  твоим нутром. Если  бы мои фильмы называли мужскими, это означало  бы, что со  мной что-то не  так.

—  Ваши фильмы нравятся и  фестивальной публике, и  массовому зрителю. Как вы  находите баланс между авторским и  популярным?

—  Специально не  ищу. Но  всегда как-то получается, что я  снимаю именно так. Кто-то уже обозвал этот жанр арт-мейнстримом, и  я  думаю, это очень правильное название. Потому что мои фильмы не  достаточно скучны и  многозначительны для арта, но  и  недостаточно тупы для мейнстрима, который, безусловно, массово присутствует в  русском кино.

 

—  Тем не  менее вы  продюсируете фильмы типа «Невеста любой ценой», которые интеллектуальная публика всерьез не  воспринимает. Это просто работа или вам действительно кажется, что в  них что-то есть?

—  Я  всеядна: мне интересно все, что талантливо, поэтому я  с  удовольствием продюсирую хорошее жанровое кино. Может быть, у  меня самой как у  режиссера не  очень получается их  снимать, зато я  имею возможность поработать над ними как продюсер. И  Павел Воля ( сыграл главную роль в  фильме «Невеста любой ценой»   — прим. ред. ), несомненно, очень талантливый человек.

«БЫВАЕТ, ПРИЕДЕШЬ К  МОРЮ, КРАСИВО СЯДЕШЬ С  БЕЛОЙ БУМАЖКОЙ НА  БЕРЕГУ
И  НИЧЕГО НЕ  НАПИШЕШЬ»

—  Ваша последняя работа —  фильм «Про любовь» —  должна выйти в  прокат в  этом году. Расскажите немного об  этом кино.

—  Для меня это нетипичный фильм, потому что я  сняла его очень быстро: задумала прошлой зимой, а  летом уже вышла на  съемки. Как правило, я  много лет готовлюсь, а  потом еще много лет снимаю и  делаю звук. Вторая нетипичная деталь: обычно я  ищу неизвестных артистов, а  в  этот раз решила поработать со  звездами  — возможно, именно поэтому кастинг был довольно быстрым. Фильм состоит из пяти новелл, в  каждой  — история мужчины и  женщины, а  связующей линией выступает лекция о  любви, которую читает Рената Литвинова.

—  В  одном из  интервью вы  сказали, что в  России, к  вашему сожалению, актрисы либо красивые, либо талантливые. В  фильме «Про любовь» снимаются Равшана Куркова, Юлия Снигирь, наконец, Литвинова  — к  какой категории вы  их  относите?

—  Они все и  красотки, и  большие таланты  — неталантливых я  не  снимаю! Я  не  говорила, что все поголовно такие, просто считаю, что такая проблема существует, в  сравнении с  тем  же Голливудом в  России сложная ситуация. Бывает, что девушка дико талантливая, но  внешность у  нее не  героини. А  бывает наоборот  — листаешь глянец, видишь фото: красота невероятная! А  приходит на  пробы  — просто бревно. Это ведь кино, она не  может просто перемещаться по  площадке, она должна что-то изображать, какие-то эмоции показывать... Девочек на  «Звезду» я  искала полтора года и  за  это время пришла к  выводу, что с  женщинами-актрисами у  нас все  же проще, чем с  мужчинами. В  целом в  стране с  ними дела обстоят хуже, ситуация проецируется на  кино. Бедные Безруков и  Хабенский и  так уже обеспечивают весь кинематограф, но  таких должно быть не  3 - 4  человека, а  40 - 50.

Кадр фильма «Про любовь»

—  Во  всех ваших предыдущих фильмах есть сцена прыжка с  моста. В  картине «Про любовь» снова стоит ждать трюка?

—  В  фильме «Про любовь» никто не  с  моста не  прыгает и  ни  одна женщина не  умирает! К  сожалению, ни  один мужчина тоже ( смеется ). Там все счастливые и  красивые. Любовь, лето, солнце  — вот так, всем назло.

—  А  прыжок с  моста  — это какой-то символ?

—  Не  символ, просто так получалось. Наверное, это какие-то бессознательные процессы, потому что специально такую задачу я  перед собой никогда не  ставила.

—  «Про любовь» будет о  Москве, как и  все ваши предыдущие работы?

—  Да, но  Москва здесь радостная, красивая, со  всеми туристическими местами. Я  рада, что недавно у  меня вышел фильм «Звезда», где Москва мрачная и  гнетущая, а  теперь я  сразу сделала фильм, где город совершенно иной. Это говорит о  том, что дело во  взгляде и  на  одну и  ту  же вещь можно смотреть по-разному.

—  Вы  родом из  Баку, провели детство в  Ереване. А  что для вас значит Москва?

—  Я  очень люблю этот город. Вся моя сознательная жизнь прошла здесь  — может быть, поэтому у  меня и  рождаются одна за  одной московские истории. Я  вообще могу что-то делать в  плане творчества только в  Москве. Это парадокс: бывает, приедешь к  морю, красиво сядешь с  белой бумажкой на  берегу и  ничего не  напишешь. А  приезжаешь в  этот мегаполис, где ужасная экология, пробки, все злые, ни  у  кого ни  на  что нет времени, и  там по  ночам сидишь и  что-то пишешь.

—  Вы  уже знаете, о  чем будет ваш следующий фильм?

—  Ну  какой следующий, я  еще «Про любовь» не  смонтировала! У  меня это так устроено: пока не  выпустишь одного «ребенка», про второго не  думаешь. Знаю, что у  некоторых режиссеров идеи и  сценарии распланированы на  несколько лет вперед, но  у  меня такого нет. Может быть, потому что я  слишком сильно концентрируюсь на  том, что делаю. Но  мне  бы больше не  хотелось, чтобы между фильмами проходил длительный промежуток времени. Жизнь не  такая длинная, мне уже не  20  лет, я  очень хочу снимать.

Елена Чеснокова фото: Любовь Симонова видео: Любовь Симонова

Справка

Анна Меликян  — российский кинорежиссер, сценарист и  продюсер.

Родилась 8  февраля 1976 года в  Баку, выросла в  Ереване, в  возрасте 17  лет переехала в  Москву.

Меликян, выпускница ВГИК и  ученица Сергея Соловьева , получила известность благодаря короткометражным фильмам «До  востребования», «Контрабас», «Andante» и  «Полетели».

В  1999 году в качестве курсовой работы был снят фильм «Полетели» с  Нелли Уваровой в  главной роли. Снятый в  2000 году короткометражный фильм «До  востребования» куплен музеями кино Рима и  Мельбурна.

Первым полнометражным фильмом стал «Марс», премьера которого состоялась в  2004 году на  Берлинском кинофестивале. Второй полнометражный фильм «Русалка» получил приз за  лучшую режиссуру на  фестивале в  Сандэнсе и  в  2008 году был номинантом от  России на  «Оскар».

За  фильм «Звезда» в  2014 году Анна получила приз за  лучшую режиссуру на  фестивале «Кинотавр».

Американский журнал Variety включил Меликян в  десятку самых перспективных режиссеров мира.

Анна создала кинокомпанию «Магнум», которая занимается производством фильмов и  телесериалов, а  также поиском и  продюсированием новых талантов.

 
По теме
Во Дворце культуры имени С. Гассара проведено занятие по вокалу (руководитель Марина Комарова) для участников народного театра имени Ашрафа Ахунова.
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 43506 на рассмотрении 6541 решено 36965 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
гпмгммммммхх- - Централизованная библиотечная система 27 марта в центральной городской библиотеке прошел захватывающий квест «Охота на книги»!
Централизованная библиотечная система