Марина Разбежкина: «По своей сути я просветитель»

razbezskina
Фото: rt-online.ru

 

  На днях в Свияжске завершился II Международный фестиваль дебютного документального кино «Рудник», где, как и год назад на первом фестивале, всем заправляла Марина Разбежкина, которая вряд ли нуждается в представлении. Но для тех, кто далек от мира кино, напомним, что Марина Александровна – автор более 30 фильмов, в том числе двух художественных, член Европейской академии кино­искусства, руководитель авторской школы документального кино, выпускники которой регулярно получают призы на международных кинофестивалях.

 

В один из дней, когда в Свияжске шли конкурсные показы, арт-директор «Рудника» ответила на вопросы нашего корреспондента.

– Марина Александровна, вас многое связывает с Казанью, но «Рудник» стал свияжской историей. Почему?

– Вначале был Свияжск, а потом уже «Рудник». Впервые я приехала сюда в 15 лет и была потрясена, очарована им на всю жизнь. Для меня это та земля, которая отзывается до сих пор. И хотя родилась я в Казани, своей родиной считаю Свияжск.

Когда мы задумали фестиваль дебютного документального кино, а на тот момент такого фестиваля не было нигде в России, я сразу поняла, что он должен быть в Свияжске. Нам это непривычно, а для Европы совершенно нормально, когда хорошие, серьезные фестивали проходят в маленьких городах, куда отовсюду, часто с палатками съезжаются люди, которых объединяет, например, любовь к документальному кино. К тому же по своей сути я просветитель, хотя мне и не очень нравится эта миссия, которую сама себе придумала. По-моему, даже из самых добрых побуждений нельзя навязывать человеку какие-то знания и пытаться перевести его на новый уровень. Человек должен сам сделать какие-то усилия для этого. Но тут мне захотелось и всегда хочется, чтобы как можно больше людей понимали, что такое настоящее документальное кино.

 

– А что это такое – настоящее документальное кино?

– То, что мы снимаем, имеет мало общего с тем кино, которое показывает телевидение, причем в любой стране. И повсюду есть свое независимое документальное кино. Его редко показывают по телевизору не по каким-то политическим мотивам, а потому что это неформатное кино. Телевизионщики требуют некий усредненный формат, который, как им кажется, доступен для народа. Мы считаем, что народ – не единая масса, это очень разные люди с разными потребностями и способностями восприятия. Поэтому мы редко сотрудничаем с телевидением и показываем наши фильмы в основном на фестивалях, которые для того и существуют, чтобы люди увидели неформатное кино. Кроме того, сейчас существует уже целая сеть киноклубов и молодежных объединений (а с молодыми работать и легче, и интереснее, потому что они идут на диалог, готовы спорить), и там мы тоже показываем фильмы наших студентов. Это не только Москва, но и Тюмень, Новосибирск… Мы вообще любим ездить по стране, потому что наши фильмы о России и для тех, кто живет в России. Единственное условие, чтобы вместе с фильмом мог приехать режиссер и поговорить со зрителями. Можно сказать, что за десять лет существования нашей школы (а «Рудник» тоже вышел из нее) мы воспитали своего зрителя практически с нуля и сегодня приобрели такое количество поклонников, что можем круглый год ездить с показами по тем точкам, где нас ждут.

 

Вначале был Свияжск, а потом уже «Рудник». Впервые я приехала сюда в 15 лет и была потрясена, очарована им на всю жизнь. Для меня это та земля, которая отзывается до сих пор. И хотя родилась я в Казани, своей родиной считаю Свияжск

 

– Но организовать фестиваль дебютного кино, наверное, все-таки посложнее?..

– Мне представляется чрезвычайно важным, что наш фестиваль проходит на острове с такой мощной историей и такими прекрасными реками вокруг, как Волга, Свияга, Щука. Ими можно бесконечно любоваться. Хотя была масса обстоятельств, препятствующих этому, и в первую очередь отсутствие технических возможностей, чтобы показывать здесь кино. И мы благодарны руководству Свияжска, директору музея-заповедника Артему Силкину и Министерству культуры Татарстана за то, что смогли привезти из Казани кинооборудование, разместить на острове не только участников и гостей фестиваля, но и две наши школы – документального кино и документальной анимации, которые работали в рамках «Рудника». Все шли навстречу, включая солидные европейские дистрибьюторские компании, у которых обычно довольно трудно выпросить фильмы на маленький кинофестиваль.

 

– Наверное, не последнюю роль в этом сыграл ваш личный авторитет…

– Несомненно, это тоже важно. Понятно, что меня знают, как и то, что я никогда не буду заниматься ерундой. Мне довелось побывать на многих кинофестивалях, и могу с уверенностью сказать, что «Рудник» – это настоящий фестиваль европейского типа. Кроме того, на острове есть что посмотреть. Например, нас пустили в музей археологии, который официально откроется только в сентябре. И мы, и наши гости в полном восторге от него, это абсолютно уникальный музей европейского класса. Думаю, все, кто к нам приехал, потом у себя дома – в Швейцарии, Дании, Голландии – расскажут обо всем, что они увидели в Свияжске.

 

– Я не спрашиваю, почему фестиваль называется «Рудник». Это понятно, учитывая, что речь идет о дебютном кино, то есть о чем-то не до конца оформившемся, можно даже сказать, сыром материале…

– Больше того, и по топонимике это местное название. Напротив Свияжска была станция Рудник – там добывали кварц, насколько я помню. И эта топонимика для нас тоже работает. Мы привозим людей, значимых не просто по именам. Это не звезды, а люди, которые рождают собственную мысль. Есть много тех, кто с той или иной лихостью воспроизводит чужие мысли, а те, кто рождает свои, – это достаточно редкие люди, их немного. Мы и в жюри их зовем. В этом году в его составе работали профессор Санкт-Петербургского университета Светлана Адоньева, режиссер из Голландии Гвидо Хендрикс и главный редактор Ad Marginem Михаил Котомин. Это издательство специализируется на литературе нон-фикшен (документальная проза. – Прим. ред. ), которая сегодня очень раскупается во всем мире. Например, я давно не читаю художественную литературу, а только нон-фикшен, и для меня это очень серьезный «источник питания». А поскольку наш фестиваль посвящен документу, проблеме реальности, мне интересно, о чем Михаил Котомин будет говорить на своем мастер-классе, потому что у нас совершенно одинаковые проблемы, просто мы выражаем их через разные культурные формы.

 

 Марина РАЗБЕЖКИНА,
арт-директор фестиваля дебютного документального кино «Рудник»:
Мне довелось побывать на многих кинофестивалях, и могу с уверенностью сказать, что «Рудник» – это настоящий фестиваль европейского типа. Кроме того, на острове есть что посмотреть.

– Как вы уже сказали, на фестивале работают две киношколы, и попасть туда, как я поняла, было непросто. А местные, татарстанские режиссеры имели какие-то преимущества при отборе?

– Да, мы это оговаривали, но заявок было немного. В прошлом году у нас была внеконкурсная программа, куда мы специально отбирали фильмы только из поволжских республик. Я придумала эту программу, чтобы понять, как там обстоят дела с молодыми режиссерами. Но оказалось, что с этим все настолько плохо, что нынче такой конкурс мы решили не устраивать.

Для меня очень важно, чтобы там, где я родилась, возник интерес к настоящему документальному кино. Но пока я вижу здесь больше людей, которые просто любят кино, а не тех, которые его снимают и преподают в киношколах. Вместе с тем рада, что в Казани появился фонд поддержки современного искусства «Живой город», работают «Смена» и «Угол». Это те институции, которые не дают культурной жизни региона замкнуться на себе самой. В современном мире такая замкнутость невозможна.

 

– Марина Александровна, в свое время в Казани вы организовали клуб любителей кино, о котором многие, и я в том числе, до сих пор вспоминают с ностальгией. А вы вспоминаете то время?

– Я с удовольствием вспоминаю те дни. Как и в случае с «Рудником», тогда я занималась тем, что самой было интересно. Все и всегда я делаю прежде всего для себя. Мне было интересно кино «не для всех», и мы с Робертом Копосовым организовали киноклуб. Мне было интересно, смогу ли я научить молодых людей снимать хорошее документальное кино, и это получилось. У нас абсолютно частная школа, которая никем не субсидируется, и с каждым выпуском все больше и больше ребят остаются в кино.

Если раньше у людей практически не было возможности смотреть «другое» кино, то сегодня любой фильм можно найти в Интернете. Но остается проблема потребности. Кто-то хочет смотреть массовое кино, в котором на самом деле нет ничего плохого, а кто-то – такое кино, которое забирает полностью и требует ответных усилий. Оно элитарное именно по­этому. Большинство же предпочитает все-таки кино как отдых.

 

Для меня очень важно, чтобы там, где я родилась, возник интерес к настоящему документальному кино. Но пока я вижу здесь больше людей, которые просто любят кино, а не тех, которые его снимают и преподают в киношколах

 

– Со своей стороны вы делаете все возможное для того, чтобы «Рудник» укоренился в Свияжске. А какую поддержку фестивалю могла бы оказать республика?

– Мы специально не приглашаем никого из официальных лиц, потому что на фестивалях европейского типа это не принято. Но все равно это татарстанское культурное событие. И было бы неплохо, если бы мы мог­ли получать какие-то гранты от республики. Сейчас на «Руднике» все работают абсолютно бесплатно, это чисто волонтерская работа. Поэтому если у нас появится чуть больше денег, то мы смогли бы приглашать режиссеров издалека – скажем, из Китая, Японии, США, где очень сильное документальное кино.

 

– Какое-то время назад вы довольно категорично отзывались о тех изменениях, которые происходили на острове. Можно ли сказать, что «Рудник» – это в каком-то смысле ваше примирение со Свияжском?

– Да, это примирение. Я понимаю, что какие-то вещи уже нельзя изменить. Но какие-то шаги, безусловно, были правильными. Например, создание того же музея археологии. Уверена, он вольется в мировой контекст.

 

 
По теме
Культура В Казани покажут лучшие короткометражки за последнюю пятилетку фестиваля уличного кино В течение трех дней будет представлено три альманаха, включающих короткий метр, документальное кино и анимацию.
Гостем пресс-клуба портала «Вверх» стала Миляуша Айтуганова – исполнительный директор международного фестиваля мусульманского кино и директор «Татаркино».
Культура Стали известны победители фестиваля документального кино «Рудник» Гран-при за лучший фильм фестиваля получил российский режиссер Руслан Федотов за ленту «Песни для Кита» (2017 год).
Пожелания участникам фестиваля передали ученики Детской татарской театральной студии «Без» творческого объединения «Апуш» и представители первой в Татарстане творческой инклюзивной студии для взрослых «Э-моция».
Лейкоз - Главное управление ветеринарии Лейкоз крупного рогатого скота  – хроническая инфекционная болезнь, характеризующаяся лимфоцитозом или образованием опухолей в кроветворных и других органах и тканях Лейкоз крупного рогатого скота – хроническая инфекц
Главное управление ветеринарии