Новости города БезФормата.Ru
Казань
Главные новости
 
Задать вопрос?

Рустам Батыр: «Марджани – великий исламский «еретик», которого мы не знаем»

Отцу татарской нации, чье 200-летие мы отметили на этой неделе, было бы сложно найти общий язык с нынешними «людьми с чалмой»

«Для татарских мулл, не умеющих ничего, кроме разнесения сплетен о том, что их не касалось вовсе, Марджани стал тем, кого можно было обсуждать не переставая», — цитирует известный общественный и мусульманский деятель Рустам Батыр историка, депутата Госдумы Российской империи Хади Атласи. Почему же убеждения и моральный облик Шихабутдина Марджани так будоражили современников? На этот вопрос отвечает автор «БИЗНЕС Online».

В вероубеждении он не был ашаритом, матуридитом,

мутазилитом или шиитом, а был Марджани.

Ахмад-Хади Максуди.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗА КАКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАРДЖАНИ ЕДИНОВЕРЦЫ СЧИТАЛИ БЕЗБОЖНИКОМ? ЭТО САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС»

В Татарстане на этой неделе довольно скромно начались мероприятия , посвященные 200-летнему юбилею Шихабутдина Марджани, отца современной татарской нации. Наши религиозные иерархи наперегонки стали признаваться ему в любви, произносить ритуальные панегирики и устроили между собой почти что конкурс по тематическим репостам и лайкам в соцсетях. Но, кажется, что сам Марджани превратился для многих из них в пустую икону, обрамленную пафосными речами и лозунгами, за которой зачастую не стоит никакого реального содержания. Поэтому, дорогие читатели, давайте мы с вами проявим истинное уважение к великому татарскому мыслителю и вспомним некоторые из его неординарных мыслей и идей. А заодно поймем, почему его сегодня, вероятно, не подпустили бы к преподаванию в Болгарской исламской академии и на пушечный выстрел.

Как справедливо отмечает ректор этой академии Рафик Мухаметшин «почти все алимы Казани были против него». Тому было две основные причины: банальные интриги и взгляды ученого. Первое было, прежде всего, характерно для тех, кто не мог постичь величие его мысли, а второе — для тех, кто понимал  о чем он писал и говорил.

«Окружающие критиковали больше манеру поведения и нравственность Марджани, – писал Шахар Шараф о первой группе недругов ученого, – нежели его знания и взгляды, бранили его за то, что он „порочит ученых, не желает признавать никого кроме себя, не уважает чужое мнение, невнимателен, хочет лишь прославиться“». Из истории мы знаем, что в нечто подобном обвиняли, пожалуй, всех великих исламских мыслителей. Столетия сменяют столетия, вместо гусиных перьев и тростниковых каламов пришли виртуальные клавиатуры и голосовые сообщения, но мы как твердили в отношении своих инакомыслящих современников, так и продолжаем твердить: он горделив и хочет лишь прославиться. Есть воистину неизменные вещи в подлунном мире. «Для татарских мулл, не умеющих ничего, кроме разнесения сплетен о том, что их не касалось вовсе, Марджани стал тем, кого можно было обсуждать не переставая», – писал Хади Атласи.

Впрочем, убеждения Шихабутдина хазрата будоражили современников не меньше, чем его «неподобающий» моральный облик. «[Его противники] старались разбудить в людях ненависть к Марджани, — писал Шахар Шараф – говорили, что он хочет расширить границы религии, а его вероубеждение испорчено. Было написано много статей и книг, отрицающих его взгляды и мысли, и пропагандирующих старый образ жизни. Однажды муллы Казани обратились к муфтиям Бухары с вопросом о вероубеждении Марджани. Некоторые его принимали за шафиита, мутазилита, рафидита или шиита, а некоторые даже называли лицемером и безбожником». «Враги называли его шиитом и мутазилитом, не стыдились причислять его к [христианским] миссионерам или язычникам», — вторил ему Ахмад-Хади Максуди. Живи Шихаб хазрат в наши дни, его непременно отнесли бы к «коранитам» и, конечно же, назвали бы сектантом с той лишь разницей, что коллективную жалобу  написали бы не в Бухару, а в Москву.

Впрочем, все эти обвинения были не беспочвенны. Так, Марджани в ряде вопросов находил аргументацию шафиитов сильнее ханафитской, поэтому некоторые и считали его шафиитом. Марджани высоко отзывался о тафсире мутазилита Замахшари,  соответственно, был обвинен в мутазилизме, следованию  древнейшей школе рационального богословия в исламе. Ну и наконец, Марджани говорил, что нет сомнений в принадлежности шиитов к исламу, а потому в нем и видели скрытого шиита. 

Однако за какие взгляды Марджани единоверцы считали безбожником? Это самый интересный вопрос.

«МАРДЖАНИ ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ОСВОБОЖДАЕТ ПОНЯТИЕ ВЕЧНОСТИ/ИЗНАЧАЛЬНОСТИ ОТ ОГРАНИЧЕНИЙ СУГУБО ВРЕМЕНН О ГО ПОНИМАНИЯ»

Причин тому было на самом деле несколько. Еще  до Мусы Бигиева, но при этом идя по стопам других великих мыслителей ислама, прежде всего Ибн-Араби, Шихабутдин Марджани если не решался отрицать прямо вечность адских мук, то, по крайней мере, подводил читателя к мысли о возможности этого.

«Вечность ( хулуд ) – понятие, используемое в отношении длительного пребывания, которое может как длиться  [бесконечно], так и нет, – писал он в „Зрелой мудрости“. – В противном случае, т.е. в непременном отождествлении вечности с бесконечностью, использование этого слова в арабской речи применительно к вещам, не длящимся бесконечно, было бы пустословием». Далее Марджани приводит несколько примеров, когда   «вечность» и однокоренные слова используются в значении «длительного, но конечного, пребывания» и продолжает: «В отношении обитателей ада и обитателей рая аяты, хадисы и иджма [т.е. консенсус мусульманских богословов] предполагают одновременно и „долгое пребывание“, и „вечное пребывание“, ибо вечное [пребывание в аду] грешных мусульман [о чем говорится в двух аятах Корана], как явствует из общего обещания [Бога в отношении всех верующих, коих Он обещал в конечном итоге вывести из ада], подразумевает, что их наказание не продлится [бесконечно]». «В отношении же неотвратимости исполнения угрозы [Бога] иджмы не существует, – заключает он, – и потому некоторые, в т.ч. Абу-Амр б. аль-Аля аль-Басри, допускали придерживаться того, что было передано со слов Анаса б. Малика: „Божий посланник сказал: „Если Бог обещает кому-либо награду за его деяние, то он непременно получит ее. А если Бог, кому-либо пригрозит наказанием, то Он будет еще решать [исполнять Свою угрозу или нет]“.

Однако больше всего мусульманских современников раздражали рассуждения Марджани, из которых следовало, что Вселенная могла существовать вечно, хотя тезис о начальности бытия был принят за аксиому в позднем исламском богословии.

В своих рассуждениях в данной связи Марджани первым делом освобождает понятие вечности/изначальности от ограничений сугубо временн о го понимания. „Изначальный/вечный ( кадим ) и необходимый ( ваджиб ) – это синонимы“, — говорит он. Из этого следует очень важный вывод. Бог может предшествовать миру как хронологически ( замани ), так и логически ( зати ). Однако позднее мутакаллимы сузили эту возможность только лишь до одного, первого, варианта. Так и родился тезис о временн о м начале мира, как якобы единственно возможном исламском подходе к данной проблеме.

На самом деле это была вынужденная мера, указывает Марджани, поскольку мутакаллимы попали в ловушку проблемы извечности/сотворенности атрибутов Бога. „Мутакаллимы из числа поздних ашаритов, – писал он в „Зрелой мудрости“, – провозгласив множественность, дифферинцированность и нетождественность атрибутов Самости Бога, должны были в таком случае признать их необязательность, из чего неизбежно следовал вывод об их сотворенности. Поэтому они попытались скрыть это от общей массы мусульман, прибегнув к помощи философии, из которой почерпнули идею временного предшествования  Бога миру». Но этим дело не ограничилось. «Временное предшествование Бога миру ашариты хотели выдать за религиозный постулат, в который необходимо верить, и утверждали, что именно это и подразумевали ученые, факихи и муджтахиды, говоря о сотворенности. Но это никак нельзя назвать религиозным постулатом, в который необходимо верить, потому что об этом не был ниспослан ни один аят или хадис».

Марджани прямо не говорит, что Вселенная существовала вечно. Но он настаивает, что обвинение человека в неверии за отказ признавать временное начало мира, абсолютно неправомочно с точки зрения ислама. И в самом деле, по крайней мере у ханафитских авторов, начиная от Абу-Джафара ат-Тахави и заканчивая Абу-Мансуром аль-Матуриди, говорится на полях «Совершенной зрелости»,   никто не постулировал идею начальности мира в качестве обязательного догмата веры. Марджани писал: «О том, как следует верить в сотворенность Вселенной, первые имамы говорили: „Вселенная – творение Бога, она появилась от Его сотворения и нет у нее иного Творца, кроме Него“, — и не добавляли ничего к этим словам». Иначе говоря, вопрос о том, в каком смысле Бог предшествует миру – хронологическом или логическом – Марджани оставляет открытым, ибо данный вопрос «не имел связи с религией ни со стороны утверждения, ни со стороны отрицания».

«МАРДЖАНИ МОГ ГОВОРИТЬ О ВЕЛИЧИИ НАШЕЙ РЕЛИГИИ НА ЯЗЫКЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ»

Вообще, как известно, мусульманские богословы кадимистского крыла склонны обвинять в неверии и безбожии за отказ принять существующую в их среде трактовку любого, даже второстепенного, положения догматики мутакаллимов. Потому против такфира, исламского аналога христианской анафемы, ставшего проклятием исламского мира, у Марджани написано предостаточно. В стремлении побудить мусульман исключить практику обвинения в неверии из своей жизни и открыть путь к плюрализму мнений, он многократно ссылается как на самого Пророка, так и на многочисленные исламские авторитеты прошлого.

При этом он, конечно же, знал, что в традиционных школах мусульманского калама/богословия говорится о такфире тех, кто отрицает   в сущности далеко не самые первостепенные вероучительные положения: возможность лицезрения Бога, небошествие Пророка, заступничество, существование ангелов-писцов, или, напротив, утверждает то, что не согласуется с некоторыми теологическими интерпретациями, например, о сотворенности Корана и делегировании живым существам способности творения действий и т.д.. Однако Марджани, прекрасно осознавая, что подобная нетерпимость к инакомыслию фундаментально сковывает развитие мысли у мусульман, тем не менее не идет прямо против существующей традиции такфира, но предлагает весьма изящное решение. В «Зрелой мудрости» он говорит, что существующее в мазхабах предписание выносить такфир надо понимать в том смысле, что само такое вероубеждение есть куфр, но исповедующего его мы не считаем кафиром, если он приложил все усилия в поисках истины.

Здесь у Марджани сформулированы сразу два фундаментальных принципа религиозной толерантности. Во-первых, он таким образом различает общий ( мутлак ) куфр и конкретного ( мутааййин ) кафира. Другими словами, из того, что данное учение, само по себе, квалифицируется как куфр, еще не вытекает, что и его приверженец непременно является кафиром. Во-вторых, нельзя предавать такфиру человека, прилежно ищущего истину, но пока не пришедшего к ней.

Вне всяких сомнений, если эти толерантные, антитакфиритские воззрения  улемы приняли бы взамен своего жестокосердия, то мусульманский мир пришел бы к своему истинному рассвету и тогда человечество смогло бы воочию увидеть нескончаемую красоту ислама.

В 1869 году казанский губернатор попросил Марджани написать брошюру на татарском языке о защите животных и милосердном к ним отношении. Так  появилась «Книга наставлений», которую, как отмечают исследователи, частично перевели на русский язык и публиковали в газетах. Текст Марджани производил на читателей глубокое впечатление и, как утверждают, некоторые православные священнослужители даже зачитывали его в церквях своим прихожанам. Другими словами, Марджани мог говорить о величии нашей религии на языке общечеловеческих ценностей. И потому он безо всякого сомнения является частью наследия не только мусульман, но и всего многонационального российского народа. Поэтому чалмоносцы, как и все мы, хоть и не всегда до конца понимают идейное послание Марджани, тем не менее, в эти дни ставят лайки под его фото вполне справедливо. «Тот факт, что из среды „людей с чалмой“, – подтрунивал Хадис Атласи, – ставших причиной разрушения когда-то потрясшего весь мир своим величием и мощью ислама, появился такой великий человек, должно быть, радует всех, носящих чалму».

Рустам Батров
РЕКТОР РИИ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ ВО ВСТРЕЧЕ С ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМ - Российский исламский институтНакануне вечером состоялась встреча Президента Российской Федерации Владимира Путина с муфтиями Централизованных религиозных организаций России и руководителями Болгарской исламской академии.
25.01.2018 Российский исламский институт
В Московском исламском институте прошла просветительская лекция, посвященная богослову.
18.01.2018 ИА Татар-информ
Сегодня 200 лет со дня рождения богослова, мусульманского философа Шигабутдина Марджани.
17.01.2018 ГТРК Татарстан
Сегодня 200 лет со дня рождения богослова, мусульманского философа Шигабутдина Марджани.
16.01.2018 ГТРК Татарстан
Cегодня в Татарстане вспоминают  Шигабутдина Марджани-со дня рождения богослова, просветителя, мусульманского философа, историка и востоковеда исполняется 200 лет .
16.01.2018 ГТРК Татарстан
Мусульмане Татарстана почтут память богослова и просветителя Марджани - Челнинские Известия16 января исполняется 200 лет со дня рождения известного татарского богослова, просветителя, мусульманского философа, историка и востоковеда Шигабутдина Марджани.
14.01.2018 Челнинские Известия
16 января исполняется 200 лет со дня рождения великого татарского богослова, просветителя, мусульманского философа, историка и востоковеда.
14.01.2018 ИА Татар-информ
В Лаишевском районе курочка снесла яйцо с надписью «Аллах», до этого хозяйка видела необычный сон (ФОТО) - TatPressa.Ru«Сегодня у нас произошло чудо», - говорит Наиля Зиганшина из села Татарские Саралы Лаишевского района Татарстана.
24.02.2018 TatPressa.Ru
Турнир будет назван в честь выдающегося татарского богослова Шигабутдина Марджани.
24.02.2018 ИА Татар-информ
Равиль Гайнутдин - Бизнес OnlineТри главных кита, на которых построена фетва российских муфтиев против «пренебрежения Сунной», – плагиат,
24.02.2018 Бизнес Online
Помилуй мя, Боже, помилуй мя - Свято-Вознесенское Архиерейское подворьеВ первую неделю Великого поста на приходе Рождества Христова завершилось чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского, чтение канона возглавил настоятель прихода — игумен Василий (Сардаев),
24.02.2018 Свято-Вознесенское Архиерейское подворье
В Башкортостане «Жигули» разорвало надвое от удара об столб - ИА Татар-информДТП произошло сегодня ночью в Стерлитамаке. (Казань, 24 февраля, «Татар-информ»).
24.02.2018 ИА Татар-информ
В спортивном праздники приняли участие сотрудники МЧС и их семьи. (Казань, 24 февраля, «Татар-информ»).
24.02.2018 ИА Татар-информ
Два красных автобуса не поделили остановку в Казани - ИА Татар-информСтолкновение произошло в районе Жилплощадки. (Казань, 24 февраля, «Татар-информ»).
24.02.2018 ИА Татар-информ
Филипов до последней пули отбивался от окруживших его террористов Фото: скриншот видео - Комсомольская правда Казань
Путин вручил Звезду Героя России родственникам летчика Романа Филипова
Пилот Су-25 погиб в неравном бою с боевиками в Сирии, после того как его самолет был подбит Екатерина БЕЛОКОНОВА Президент РФ Владимир Путин лично вручил Звезду Героя России жене и родителям погибшего в Сирии летчика
Комсомольская правда Казань
Это уже не первый случай, задержания предполагаемого террориста в городе на Неве. Фото: Олег ЗОЛОТО - Комсомольская правда Казань
ФСБ предотвратила массовый теракт в Петербурге
Мигрант готовил взрывы в общественном транспорте Ирина ЛИСОВА В Северной столице задержали выходца их Центрально-Азиатского региона по подозрению в подготовке теракта.
Комсомольская правда Казань
kriminal - Республика Татарстан
Выстрелы из прошлого
    «Хотя прошло почти двадцать лет, но по этому делу до сих пор есть вопросы, – признается один из оперативников подразделения по борьбе с оргпреступностью татарстанского МВД.
Республика Татарстан
Равиль Гайнутдин - Бизнес OnlineТри главных кита, на которых построена фетва российских муфтиев против «пренебрежения Сунной», – плагиат,
24.02.2018 Бизнес Online
IMG-20180222-WA0003 - Альметьевская Епархия22 февраля 2018 года, по приглашению руководства вневедомственной охраны ОВД по г. Альметьевск, руководитель отдела по взаимодействию с ВС и МВД протоиерей Игорь Новичков принял участие во встрече с личным составом.
23.02.2018 Альметьевская Епархия
Помилуй мя, Боже, помилуй мя - Свято-Вознесенское Архиерейское подворьеВ первую неделю Великого поста на приходе Рождества Христова завершилось чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского, чтение канона возглавил настоятель прихода — игумен Василий (Сардаев),
24.02.2018 Свято-Вознесенское Архиерейское подворье
Сохранить язык - возродить духовное наследие
Развитие татарского языка Духовное управление мусульман Татарстана объявило своей новой миссией.
Казанские ведомости
Великий пост - не просто ограничение в еде
В минувший понедельник, 19 февраля, у православных начался Великий пост. Завершится он 7 апреля, а 8 апреля верующие встретят свой главный праздник года - Светлое Христово Воскресение, Пасху.
Казанские ведомости
view_3596247_2753969 - Республика Татарстан
Нужно красиво завершить эту работу
    21 февраля Госсоветник РТ, председатель попечительского совета фонда «Возрождение» Минтимер Шаймиев провел очередное рабочее совещание на месте воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери.
Республика Татарстан
Рашид Калимуллин - Бизнес OnlineПредседатель союза композиторов РТ о своем юбилейном концерте, первом менеджерском опыте и якутской премьере Сегодня на сцене ГБКЗ им.
24.02.2018 Бизнес Online
В Казани открылся фестиваль лучшей анимации Европы - ИА Татар-информПоказы программы Лондонского международного фестиваля LIAF-2018 в Доме актера продлятся до 27 февраля.
24.02.2018 ИА Татар-информ
Посетителям магазина посчастливилось услышать легендарную «Катюшу» и «Прощание славянки» в исполнении Военного оркестра Управления Росгвардии РТ.
24.02.2018 ИА Татар-информ
23 февраля
День защитника Отечества 1675 — в подмосковном селе Преображенском, в «комедийной хоромине» царя Алексея Михайловича показан первый в России хореографический спектакль – «Балет об Орфее».
Республика Татарстан
svuaizsk - Республика Татарстан
«Свияжская» выставка в Лаврушинском переулке
  С культурным наследием Свияжска теперь могут ознакомиться москвичи и гости столицы.
Республика Татарстан
Тюмень и Казань обменялись выставками - Казанские ведомости
Тюмень и Казань обменялись выставками
В Тюмени, в Музейном комплексе им. Ивана Словцова, открылась выставка работ современных художников Татарстана.
Казанские ведомости
Андрей Ларьков вслед за «серебром» в эстафете завоевал «бронзу» в марафоне - Бизнес OnlineАндрей Ларьков после «серебра» в эстафете завоевал «бронзу» в марафоне, оказавшись на пьедестале с героем Пхенчхана Александром Большуновым «Татарстанцы очень рады, что один из героев эстафеты – наш земляк Андрей Ларьков.
24.02.2018 Бизнес Online
В Казани прошел всероссийский турнир по джиу-джитсу, посвященный юбилею Марджани - ИА Татар-информПомимо татарстанских борцов, в соревнованиях участвовали спортсмены из Москвы и регионов Поволжья.
24.02.2018 ИА Татар-информ
Бавлинский тренер: отмечать День защитника Отечества нужно, достигая новых вершин - Бавлинский муниципальный районСегодня в бавлинском спортивном комплексе "Иволга" прошло очень необычное спортивное соревнование: молодые спортсмены состязались на силу, выносливость и скорость в кроссфите.
23.02.2018 Бавлинский муниципальный район
detail_bf2a0e292a55b90cd2101fa18ba11dff - Вечер Елабуги
Ледяное сердце. Что не так с Олимпиадой и почему российские победы настолько драматичны
Ровно две недели понадобилось россиянам, чтобы завоевать первое золото Олимпийских игр 2018 года.
Вечер Елабуги
Трио лучших спортсменов по итогам гонки на 50 километров. Фото: REUTERS - Комсомольская правда Казань
Александр Большунов принес сборной России серебро в лыжном марафоне Олимпиады в Пхенчхане
На последних метрах дистанции в 50 километров его опередил финн Иво Нисканен,
Комсомольская правда Казань
В третьем матче  в Москве «Ак Барс» уступил ЦСКА
Хоккеисты казанского «Ак Барса» без игроков-легионеров, еще не вернувшихся с Олимпиады, в третьем контрольном матче уже во второй раз встретились с ЦСКА.
Казанские ведомости
Андрей Ларьков вслед за «серебром» в эстафете завоевал «бронзу» в марафоне - Бизнес OnlineАндрей Ларьков после «серебра» в эстафете завоевал «бронзу» в марафоне, оказавшись на пьедестале с героем Пхенчхана Александром Большуновым «Татарстанцы очень рады, что один из героев эстафеты – наш земляк Андрей Ларьков.
24.02.2018 Бизнес Online
Независимое жюри немецкой газеты Berliner Morgenpоst на 68-м Берлинале присудило награду российскому фильму Алексея Германа-младшего «Довлатов», сообщает « Интерфакс ». «Мне очень приятно, это очень важно,
24.02.2018 Бизнес Online
В Татарстане на программу капремонта жилых домов выделят более 6 млрд рублей - ИА Татар-информВ республике планируется отремонтировать 995 многоквартирных домов общей площадью 5,3 млн кв.
24.02.2018 ИА Татар-информ
Глава Минсельхозпрода РТ прокомментировал ограничение поставок молока из Беларуси - ИА Татар-информБелорусских производителей, по словам Марата Ахметова, не раз предупреждали о претензиях к качеству поставляемых ими в Россию продуктов.
24.02.2018 ИА Татар-информ
Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, который определяет цели и задачи деятельности Российской академии наук (РАН), а также ее функции и полномочия.
24.02.2018 Бизнес Online