Рустам Батыр: «Марджани – великий исламский «еретик», которого мы не знаем»

Отцу татарской нации, чье 200-летие мы отметили на этой неделе, было бы сложно найти общий язык с нынешними «людьми с чалмой»

«Для татарских мулл, не умеющих ничего, кроме разнесения сплетен о том, что их не касалось вовсе, Марджани стал тем, кого можно было обсуждать не переставая», — цитирует известный общественный и мусульманский деятель Рустам Батыр историка, депутата Госдумы Российской империи Хади Атласи. Почему же убеждения и моральный облик Шихабутдина Марджани так будоражили современников? На этот вопрос отвечает автор «БИЗНЕС Online».

В вероубеждении он не был ашаритом, матуридитом,

мутазилитом или шиитом, а был Марджани.

Ахмад-Хади Максуди.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗА КАКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАРДЖАНИ ЕДИНОВЕРЦЫ СЧИТАЛИ БЕЗБОЖНИКОМ? ЭТО САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС»

В Татарстане на этой неделе довольно скромно начались мероприятия , посвященные 200-летнему юбилею Шихабутдина Марджани, отца современной татарской нации. Наши религиозные иерархи наперегонки стали признаваться ему в любви, произносить ритуальные панегирики и устроили между собой почти что конкурс по тематическим репостам и лайкам в соцсетях. Но, кажется, что сам Марджани превратился для многих из них в пустую икону, обрамленную пафосными речами и лозунгами, за которой зачастую не стоит никакого реального содержания. Поэтому, дорогие читатели, давайте мы с вами проявим истинное уважение к великому татарскому мыслителю и вспомним некоторые из его неординарных мыслей и идей. А заодно поймем, почему его сегодня, вероятно, не подпустили бы к преподаванию в Болгарской исламской академии и на пушечный выстрел.

Как справедливо отмечает ректор этой академии Рафик Мухаметшин «почти все алимы Казани были против него». Тому было две основные причины: банальные интриги и взгляды ученого. Первое было, прежде всего, характерно для тех, кто не мог постичь величие его мысли, а второе — для тех, кто понимал  о чем он писал и говорил.

«Окружающие критиковали больше манеру поведения и нравственность Марджани, – писал Шахар Шараф о первой группе недругов ученого, – нежели его знания и взгляды, бранили его за то, что он „порочит ученых, не желает признавать никого кроме себя, не уважает чужое мнение, невнимателен, хочет лишь прославиться“». Из истории мы знаем, что в нечто подобном обвиняли, пожалуй, всех великих исламских мыслителей. Столетия сменяют столетия, вместо гусиных перьев и тростниковых каламов пришли виртуальные клавиатуры и голосовые сообщения, но мы как твердили в отношении своих инакомыслящих современников, так и продолжаем твердить: он горделив и хочет лишь прославиться. Есть воистину неизменные вещи в подлунном мире. «Для татарских мулл, не умеющих ничего, кроме разнесения сплетен о том, что их не касалось вовсе, Марджани стал тем, кого можно было обсуждать не переставая», – писал Хади Атласи.

Впрочем, убеждения Шихабутдина хазрата будоражили современников не меньше, чем его «неподобающий» моральный облик. «[Его противники] старались разбудить в людях ненависть к Марджани, — писал Шахар Шараф – говорили, что он хочет расширить границы религии, а его вероубеждение испорчено. Было написано много статей и книг, отрицающих его взгляды и мысли, и пропагандирующих старый образ жизни. Однажды муллы Казани обратились к муфтиям Бухары с вопросом о вероубеждении Марджани. Некоторые его принимали за шафиита, мутазилита, рафидита или шиита, а некоторые даже называли лицемером и безбожником». «Враги называли его шиитом и мутазилитом, не стыдились причислять его к [христианским] миссионерам или язычникам», — вторил ему Ахмад-Хади Максуди. Живи Шихаб хазрат в наши дни, его непременно отнесли бы к «коранитам» и, конечно же, назвали бы сектантом с той лишь разницей, что коллективную жалобу  написали бы не в Бухару, а в Москву.

Впрочем, все эти обвинения были не беспочвенны. Так, Марджани в ряде вопросов находил аргументацию шафиитов сильнее ханафитской, поэтому некоторые и считали его шафиитом. Марджани высоко отзывался о тафсире мутазилита Замахшари,  соответственно, был обвинен в мутазилизме, следованию  древнейшей школе рационального богословия в исламе. Ну и наконец, Марджани говорил, что нет сомнений в принадлежности шиитов к исламу, а потому в нем и видели скрытого шиита. 

Однако за какие взгляды Марджани единоверцы считали безбожником? Это самый интересный вопрос.

«МАРДЖАНИ ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ОСВОБОЖДАЕТ ПОНЯТИЕ ВЕЧНОСТИ/ИЗНАЧАЛЬНОСТИ ОТ ОГРАНИЧЕНИЙ СУГУБО ВРЕМЕНН О ГО ПОНИМАНИЯ»

Причин тому было на самом деле несколько. Еще  до Мусы Бигиева, но при этом идя по стопам других великих мыслителей ислама, прежде всего Ибн-Араби, Шихабутдин Марджани если не решался отрицать прямо вечность адских мук, то, по крайней мере, подводил читателя к мысли о возможности этого.

«Вечность ( хулуд ) – понятие, используемое в отношении длительного пребывания, которое может как длиться  [бесконечно], так и нет, – писал он в „Зрелой мудрости“. – В противном случае, т.е. в непременном отождествлении вечности с бесконечностью, использование этого слова в арабской речи применительно к вещам, не длящимся бесконечно, было бы пустословием». Далее Марджани приводит несколько примеров, когда   «вечность» и однокоренные слова используются в значении «длительного, но конечного, пребывания» и продолжает: «В отношении обитателей ада и обитателей рая аяты, хадисы и иджма [т.е. консенсус мусульманских богословов] предполагают одновременно и „долгое пребывание“, и „вечное пребывание“, ибо вечное [пребывание в аду] грешных мусульман [о чем говорится в двух аятах Корана], как явствует из общего обещания [Бога в отношении всех верующих, коих Он обещал в конечном итоге вывести из ада], подразумевает, что их наказание не продлится [бесконечно]». «В отношении же неотвратимости исполнения угрозы [Бога] иджмы не существует, – заключает он, – и потому некоторые, в т.ч. Абу-Амр б. аль-Аля аль-Басри, допускали придерживаться того, что было передано со слов Анаса б. Малика: „Божий посланник сказал: „Если Бог обещает кому-либо награду за его деяние, то он непременно получит ее. А если Бог, кому-либо пригрозит наказанием, то Он будет еще решать [исполнять Свою угрозу или нет]“.

Однако больше всего мусульманских современников раздражали рассуждения Марджани, из которых следовало, что Вселенная могла существовать вечно, хотя тезис о начальности бытия был принят за аксиому в позднем исламском богословии.

В своих рассуждениях в данной связи Марджани первым делом освобождает понятие вечности/изначальности от ограничений сугубо временн о го понимания. „Изначальный/вечный ( кадим ) и необходимый ( ваджиб ) – это синонимы“, — говорит он. Из этого следует очень важный вывод. Бог может предшествовать миру как хронологически ( замани ), так и логически ( зати ). Однако позднее мутакаллимы сузили эту возможность только лишь до одного, первого, варианта. Так и родился тезис о временн о м начале мира, как якобы единственно возможном исламском подходе к данной проблеме.

На самом деле это была вынужденная мера, указывает Марджани, поскольку мутакаллимы попали в ловушку проблемы извечности/сотворенности атрибутов Бога. „Мутакаллимы из числа поздних ашаритов, – писал он в „Зрелой мудрости“, – провозгласив множественность, дифферинцированность и нетождественность атрибутов Самости Бога, должны были в таком случае признать их необязательность, из чего неизбежно следовал вывод об их сотворенности. Поэтому они попытались скрыть это от общей массы мусульман, прибегнув к помощи философии, из которой почерпнули идею временного предшествования  Бога миру». Но этим дело не ограничилось. «Временное предшествование Бога миру ашариты хотели выдать за религиозный постулат, в который необходимо верить, и утверждали, что именно это и подразумевали ученые, факихи и муджтахиды, говоря о сотворенности. Но это никак нельзя назвать религиозным постулатом, в который необходимо верить, потому что об этом не был ниспослан ни один аят или хадис».

Марджани прямо не говорит, что Вселенная существовала вечно. Но он настаивает, что обвинение человека в неверии за отказ признавать временное начало мира, абсолютно неправомочно с точки зрения ислама. И в самом деле, по крайней мере у ханафитских авторов, начиная от Абу-Джафара ат-Тахави и заканчивая Абу-Мансуром аль-Матуриди, говорится на полях «Совершенной зрелости»,   никто не постулировал идею начальности мира в качестве обязательного догмата веры. Марджани писал: «О том, как следует верить в сотворенность Вселенной, первые имамы говорили: „Вселенная – творение Бога, она появилась от Его сотворения и нет у нее иного Творца, кроме Него“, — и не добавляли ничего к этим словам». Иначе говоря, вопрос о том, в каком смысле Бог предшествует миру – хронологическом или логическом – Марджани оставляет открытым, ибо данный вопрос «не имел связи с религией ни со стороны утверждения, ни со стороны отрицания».

«МАРДЖАНИ МОГ ГОВОРИТЬ О ВЕЛИЧИИ НАШЕЙ РЕЛИГИИ НА ЯЗЫКЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ»

Вообще, как известно, мусульманские богословы кадимистского крыла склонны обвинять в неверии и безбожии за отказ принять существующую в их среде трактовку любого, даже второстепенного, положения догматики мутакаллимов. Потому против такфира, исламского аналога христианской анафемы, ставшего проклятием исламского мира, у Марджани написано предостаточно. В стремлении побудить мусульман исключить практику обвинения в неверии из своей жизни и открыть путь к плюрализму мнений, он многократно ссылается как на самого Пророка, так и на многочисленные исламские авторитеты прошлого.

При этом он, конечно же, знал, что в традиционных школах мусульманского калама/богословия говорится о такфире тех, кто отрицает   в сущности далеко не самые первостепенные вероучительные положения: возможность лицезрения Бога, небошествие Пророка, заступничество, существование ангелов-писцов, или, напротив, утверждает то, что не согласуется с некоторыми теологическими интерпретациями, например, о сотворенности Корана и делегировании живым существам способности творения действий и т.д.. Однако Марджани, прекрасно осознавая, что подобная нетерпимость к инакомыслию фундаментально сковывает развитие мысли у мусульман, тем не менее не идет прямо против существующей традиции такфира, но предлагает весьма изящное решение. В «Зрелой мудрости» он говорит, что существующее в мазхабах предписание выносить такфир надо понимать в том смысле, что само такое вероубеждение есть куфр, но исповедующего его мы не считаем кафиром, если он приложил все усилия в поисках истины.

Здесь у Марджани сформулированы сразу два фундаментальных принципа религиозной толерантности. Во-первых, он таким образом различает общий ( мутлак ) куфр и конкретного ( мутааййин ) кафира. Другими словами, из того, что данное учение, само по себе, квалифицируется как куфр, еще не вытекает, что и его приверженец непременно является кафиром. Во-вторых, нельзя предавать такфиру человека, прилежно ищущего истину, но пока не пришедшего к ней.

Вне всяких сомнений, если эти толерантные, антитакфиритские воззрения  улемы приняли бы взамен своего жестокосердия, то мусульманский мир пришел бы к своему истинному рассвету и тогда человечество смогло бы воочию увидеть нескончаемую красоту ислама.

В 1869 году казанский губернатор попросил Марджани написать брошюру на татарском языке о защите животных и милосердном к ним отношении. Так  появилась «Книга наставлений», которую, как отмечают исследователи, частично перевели на русский язык и публиковали в газетах. Текст Марджани производил на читателей глубокое впечатление и, как утверждают, некоторые православные священнослужители даже зачитывали его в церквях своим прихожанам. Другими словами, Марджани мог говорить о величии нашей религии на языке общечеловеческих ценностей. И потому он безо всякого сомнения является частью наследия не только мусульман, но и всего многонационального российского народа. Поэтому чалмоносцы, как и все мы, хоть и не всегда до конца понимают идейное послание Марджани, тем не менее, в эти дни ставят лайки под его фото вполне справедливо. «Тот факт, что из среды „людей с чалмой“, – подтрунивал Хадис Атласи, – ставших причиной разрушения когда-то потрясшего весь мир своим величием и мощью ислама, появился такой великий человек, должно быть, радует всех, носящих чалму».

Рустам Батров
 
По теме
РЕКТОР РИИ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ ВО ВСТРЕЧЕ С ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМ - Российский исламский институт Накануне вечером состоялась встреча Президента Российской Федерации Владимира Путина с муфтиями Централизованных религиозных организаций России и руководителями Болгарской исламской академии.
25.01.2018
 
 
 
Макарьевский престол - Свято-Вознесенское Архиерейское подворье 7 августа Святая Церковь чтит память святого угодника Божия Макария Желтоводского, Унженского.
14.08.2018
Заинская городская прокуратура поддержала государственное обвинение по уголовному делу в отношении ранее судимого 30-летнего мужчину.
15.08.2018 Прокуратура РТ
Росгвардейцы обезвредили условных террористов, засевших в Кировском районе Казани - ИА Татар-информ Происшествия Росгвардейцы обезвредили условных террористов, засевших в Кировском районе Казани Фото: пресс-служба Росгвардии по РТ Тактико-строевые учения по выполнению боевых задач прошли в районе поселка Аракчино.
15.08.2018 ИА Татар-информ
Об этом рассказали в полиции В Набережных Челнах с начала 2018 года 20 несовершеннолетних объявлялись в розыск, одна девочка пять раз уходила из дома.
14.08.2018 Челнинские Известия
Следователи возбудили уголовное дело по факту массовой гибели рыбы в реке Танайка в Татарстане после сброса неочищенных канализационных сточных вод, сообщает региональное управление СК.
14.08.2018 Вечерние Челны
Макарьевский престол - Свято-Вознесенское Архиерейское подворье 7 августа Святая Церковь чтит память святого угодника Божия Макария Желтоводского, Унженского.
14.08.2018 Свято-Вознесенское Архиерейское подворье
Учащие и учащиеся регентского отделения приняли участие в престольном празднике с. Аркатово - Духовная семинария В день празднования Смоленской иконы Божией Матери свой престольный праздник отмечает старинный Смоленско-Богородицкий храм села Аркатово Пестречинского района.
15.08.2018 Духовная семинария
Наш корреспондент Евгения Коробкова выяснила, как мальчик из благополучной семьи вдруг стал называть себя "сатаной" и решился на чудовищный поступок [видео] Евгения КОРОБКОВА "С Антоном что-то не так" Есть вещи,
14.08.2018 Комсомольская правда Казань
Чем сегодня живут библиотеки в Набережных Челнах - Челнинские Известия Жители Челнов при слове «библиотека» удивляются, думая, что их не существует Современный житель Набережных Челнов в основном пользуется для чтения книг электронными версиями книг.
15.08.2018 Челнинские Известия
Дети из Актаныша отдыхают в татарском лагере на берегу Средиземного моря в Испании - ИА Татар-информ Культура Дети из Актаныша отдыхают в татарском лагере на берегу Средиземного моря в Испании Фото: газета Внедренный татарами Бельгии проект поддерживает родителей в стремлении передавать родной язык юному поколению.
15.08.2018 ИА Татар-информ
Стала известна причина смерти Эдуарда Успенского - ИА Татар-информ Культура Стала известна причина смерти Эдуарда Успенского Фото: скриншот поста twitter.com/shaposhnikov_av Композитор Григорий Гладков сообщил, что Успенский долго лечился от онкологического заболевания в Баден-Бадене.
15.08.2018 ИА Татар-информ
    На днях в Свияжске завершился II Международный фестиваль дебютного документального кино «Рудник», где, как и год назад на первом фестивале, всем заправляла Марина Разбежкина, которая вряд ли нуждается в представлении.
14.08.2018 Республика Татарстан
16 августа в Объединенной сети кинотеатров СИНЕМА ПАРК и Формула Кино покажут запись драматического шоу #ЗАНОВОРОДИТЬСЯ   Это нестандартная постановка, где режиссером и актером является Саша Петров.
14.08.2018 Челнинские Известия
Команда Татарстана заняла второе место на VI Национальном чемпионате рабочих профессий «Молодые профессионалы» В аэропорту Казани встретили участников от Татарстана VI Национального чемпионата рабочих профессий «Молод
15.08.2018 Челнинские Известия
После углубленного медицинского осмотра команда первоначально будет заниматься в Казани.
15.08.2018 Казанские ведомости
Заинская городская прокуратура поддержала государственное обвинение по уголовному делу в отношении ранее судимого 30-летнего мужчину.
15.08.2018 Прокуратура РТ
Специалистами контрольно-инспекционного отдела Альметьевского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан на прошлой неделе, в ходе проведения мероприятий по контролю на территории г.Альметьевск,
15.08.2018 Госалкогольинспекция