Рустам Батыр: «Марджани – великий исламский «еретик», которого мы не знаем»

Отцу татарской нации, чье 200-летие мы отметили на этой неделе, было бы сложно найти общий язык с нынешними «людьми с чалмой»

«Для татарских мулл, не умеющих ничего, кроме разнесения сплетен о том, что их не касалось вовсе, Марджани стал тем, кого можно было обсуждать не переставая», — цитирует известный общественный и мусульманский деятель Рустам Батыр историка, депутата Госдумы Российской империи Хади Атласи. Почему же убеждения и моральный облик Шихабутдина Марджани так будоражили современников? На этот вопрос отвечает автор «БИЗНЕС Online».

В вероубеждении он не был ашаритом, матуридитом,

мутазилитом или шиитом, а был Марджани.

Ахмад-Хади Максуди.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗА КАКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАРДЖАНИ ЕДИНОВЕРЦЫ СЧИТАЛИ БЕЗБОЖНИКОМ? ЭТО САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС»

В Татарстане на этой неделе довольно скромно начались мероприятия , посвященные 200-летнему юбилею Шихабутдина Марджани, отца современной татарской нации. Наши религиозные иерархи наперегонки стали признаваться ему в любви, произносить ритуальные панегирики и устроили между собой почти что конкурс по тематическим репостам и лайкам в соцсетях. Но, кажется, что сам Марджани превратился для многих из них в пустую икону, обрамленную пафосными речами и лозунгами, за которой зачастую не стоит никакого реального содержания. Поэтому, дорогие читатели, давайте мы с вами проявим истинное уважение к великому татарскому мыслителю и вспомним некоторые из его неординарных мыслей и идей. А заодно поймем, почему его сегодня, вероятно, не подпустили бы к преподаванию в Болгарской исламской академии и на пушечный выстрел.

Как справедливо отмечает ректор этой академии Рафик Мухаметшин «почти все алимы Казани были против него». Тому было две основные причины: банальные интриги и взгляды ученого. Первое было, прежде всего, характерно для тех, кто не мог постичь величие его мысли, а второе — для тех, кто понимал  о чем он писал и говорил.

«Окружающие критиковали больше манеру поведения и нравственность Марджани, – писал Шахар Шараф о первой группе недругов ученого, – нежели его знания и взгляды, бранили его за то, что он „порочит ученых, не желает признавать никого кроме себя, не уважает чужое мнение, невнимателен, хочет лишь прославиться“». Из истории мы знаем, что в нечто подобном обвиняли, пожалуй, всех великих исламских мыслителей. Столетия сменяют столетия, вместо гусиных перьев и тростниковых каламов пришли виртуальные клавиатуры и голосовые сообщения, но мы как твердили в отношении своих инакомыслящих современников, так и продолжаем твердить: он горделив и хочет лишь прославиться. Есть воистину неизменные вещи в подлунном мире. «Для татарских мулл, не умеющих ничего, кроме разнесения сплетен о том, что их не касалось вовсе, Марджани стал тем, кого можно было обсуждать не переставая», – писал Хади Атласи.

Впрочем, убеждения Шихабутдина хазрата будоражили современников не меньше, чем его «неподобающий» моральный облик. «[Его противники] старались разбудить в людях ненависть к Марджани, — писал Шахар Шараф – говорили, что он хочет расширить границы религии, а его вероубеждение испорчено. Было написано много статей и книг, отрицающих его взгляды и мысли, и пропагандирующих старый образ жизни. Однажды муллы Казани обратились к муфтиям Бухары с вопросом о вероубеждении Марджани. Некоторые его принимали за шафиита, мутазилита, рафидита или шиита, а некоторые даже называли лицемером и безбожником». «Враги называли его шиитом и мутазилитом, не стыдились причислять его к [христианским] миссионерам или язычникам», — вторил ему Ахмад-Хади Максуди. Живи Шихаб хазрат в наши дни, его непременно отнесли бы к «коранитам» и, конечно же, назвали бы сектантом с той лишь разницей, что коллективную жалобу  написали бы не в Бухару, а в Москву.

Впрочем, все эти обвинения были не беспочвенны. Так, Марджани в ряде вопросов находил аргументацию шафиитов сильнее ханафитской, поэтому некоторые и считали его шафиитом. Марджани высоко отзывался о тафсире мутазилита Замахшари,  соответственно, был обвинен в мутазилизме, следованию  древнейшей школе рационального богословия в исламе. Ну и наконец, Марджани говорил, что нет сомнений в принадлежности шиитов к исламу, а потому в нем и видели скрытого шиита. 

Однако за какие взгляды Марджани единоверцы считали безбожником? Это самый интересный вопрос.

«МАРДЖАНИ ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ОСВОБОЖДАЕТ ПОНЯТИЕ ВЕЧНОСТИ/ИЗНАЧАЛЬНОСТИ ОТ ОГРАНИЧЕНИЙ СУГУБО ВРЕМЕНН О ГО ПОНИМАНИЯ»

Причин тому было на самом деле несколько. Еще  до Мусы Бигиева, но при этом идя по стопам других великих мыслителей ислама, прежде всего Ибн-Араби, Шихабутдин Марджани если не решался отрицать прямо вечность адских мук, то, по крайней мере, подводил читателя к мысли о возможности этого.

«Вечность ( хулуд ) – понятие, используемое в отношении длительного пребывания, которое может как длиться  [бесконечно], так и нет, – писал он в „Зрелой мудрости“. – В противном случае, т.е. в непременном отождествлении вечности с бесконечностью, использование этого слова в арабской речи применительно к вещам, не длящимся бесконечно, было бы пустословием». Далее Марджани приводит несколько примеров, когда   «вечность» и однокоренные слова используются в значении «длительного, но конечного, пребывания» и продолжает: «В отношении обитателей ада и обитателей рая аяты, хадисы и иджма [т.е. консенсус мусульманских богословов] предполагают одновременно и „долгое пребывание“, и „вечное пребывание“, ибо вечное [пребывание в аду] грешных мусульман [о чем говорится в двух аятах Корана], как явствует из общего обещания [Бога в отношении всех верующих, коих Он обещал в конечном итоге вывести из ада], подразумевает, что их наказание не продлится [бесконечно]». «В отношении же неотвратимости исполнения угрозы [Бога] иджмы не существует, – заключает он, – и потому некоторые, в т.ч. Абу-Амр б. аль-Аля аль-Басри, допускали придерживаться того, что было передано со слов Анаса б. Малика: „Божий посланник сказал: „Если Бог обещает кому-либо награду за его деяние, то он непременно получит ее. А если Бог, кому-либо пригрозит наказанием, то Он будет еще решать [исполнять Свою угрозу или нет]“.

Однако больше всего мусульманских современников раздражали рассуждения Марджани, из которых следовало, что Вселенная могла существовать вечно, хотя тезис о начальности бытия был принят за аксиому в позднем исламском богословии.

В своих рассуждениях в данной связи Марджани первым делом освобождает понятие вечности/изначальности от ограничений сугубо временн о го понимания. „Изначальный/вечный ( кадим ) и необходимый ( ваджиб ) – это синонимы“, — говорит он. Из этого следует очень важный вывод. Бог может предшествовать миру как хронологически ( замани ), так и логически ( зати ). Однако позднее мутакаллимы сузили эту возможность только лишь до одного, первого, варианта. Так и родился тезис о временн о м начале мира, как якобы единственно возможном исламском подходе к данной проблеме.

На самом деле это была вынужденная мера, указывает Марджани, поскольку мутакаллимы попали в ловушку проблемы извечности/сотворенности атрибутов Бога. „Мутакаллимы из числа поздних ашаритов, – писал он в „Зрелой мудрости“, – провозгласив множественность, дифферинцированность и нетождественность атрибутов Самости Бога, должны были в таком случае признать их необязательность, из чего неизбежно следовал вывод об их сотворенности. Поэтому они попытались скрыть это от общей массы мусульман, прибегнув к помощи философии, из которой почерпнули идею временного предшествования  Бога миру». Но этим дело не ограничилось. «Временное предшествование Бога миру ашариты хотели выдать за религиозный постулат, в который необходимо верить, и утверждали, что именно это и подразумевали ученые, факихи и муджтахиды, говоря о сотворенности. Но это никак нельзя назвать религиозным постулатом, в который необходимо верить, потому что об этом не был ниспослан ни один аят или хадис».

Марджани прямо не говорит, что Вселенная существовала вечно. Но он настаивает, что обвинение человека в неверии за отказ признавать временное начало мира, абсолютно неправомочно с точки зрения ислама. И в самом деле, по крайней мере у ханафитских авторов, начиная от Абу-Джафара ат-Тахави и заканчивая Абу-Мансуром аль-Матуриди, говорится на полях «Совершенной зрелости»,   никто не постулировал идею начальности мира в качестве обязательного догмата веры. Марджани писал: «О том, как следует верить в сотворенность Вселенной, первые имамы говорили: „Вселенная – творение Бога, она появилась от Его сотворения и нет у нее иного Творца, кроме Него“, — и не добавляли ничего к этим словам». Иначе говоря, вопрос о том, в каком смысле Бог предшествует миру – хронологическом или логическом – Марджани оставляет открытым, ибо данный вопрос «не имел связи с религией ни со стороны утверждения, ни со стороны отрицания».

«МАРДЖАНИ МОГ ГОВОРИТЬ О ВЕЛИЧИИ НАШЕЙ РЕЛИГИИ НА ЯЗЫКЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ»

Вообще, как известно, мусульманские богословы кадимистского крыла склонны обвинять в неверии и безбожии за отказ принять существующую в их среде трактовку любого, даже второстепенного, положения догматики мутакаллимов. Потому против такфира, исламского аналога христианской анафемы, ставшего проклятием исламского мира, у Марджани написано предостаточно. В стремлении побудить мусульман исключить практику обвинения в неверии из своей жизни и открыть путь к плюрализму мнений, он многократно ссылается как на самого Пророка, так и на многочисленные исламские авторитеты прошлого.

При этом он, конечно же, знал, что в традиционных школах мусульманского калама/богословия говорится о такфире тех, кто отрицает   в сущности далеко не самые первостепенные вероучительные положения: возможность лицезрения Бога, небошествие Пророка, заступничество, существование ангелов-писцов, или, напротив, утверждает то, что не согласуется с некоторыми теологическими интерпретациями, например, о сотворенности Корана и делегировании живым существам способности творения действий и т.д.. Однако Марджани, прекрасно осознавая, что подобная нетерпимость к инакомыслию фундаментально сковывает развитие мысли у мусульман, тем не менее не идет прямо против существующей традиции такфира, но предлагает весьма изящное решение. В «Зрелой мудрости» он говорит, что существующее в мазхабах предписание выносить такфир надо понимать в том смысле, что само такое вероубеждение есть куфр, но исповедующего его мы не считаем кафиром, если он приложил все усилия в поисках истины.

Здесь у Марджани сформулированы сразу два фундаментальных принципа религиозной толерантности. Во-первых, он таким образом различает общий ( мутлак ) куфр и конкретного ( мутааййин ) кафира. Другими словами, из того, что данное учение, само по себе, квалифицируется как куфр, еще не вытекает, что и его приверженец непременно является кафиром. Во-вторых, нельзя предавать такфиру человека, прилежно ищущего истину, но пока не пришедшего к ней.

Вне всяких сомнений, если эти толерантные, антитакфиритские воззрения  улемы приняли бы взамен своего жестокосердия, то мусульманский мир пришел бы к своему истинному рассвету и тогда человечество смогло бы воочию увидеть нескончаемую красоту ислама.

В 1869 году казанский губернатор попросил Марджани написать брошюру на татарском языке о защите животных и милосердном к ним отношении. Так  появилась «Книга наставлений», которую, как отмечают исследователи, частично перевели на русский язык и публиковали в газетах. Текст Марджани производил на читателей глубокое впечатление и, как утверждают, некоторые православные священнослужители даже зачитывали его в церквях своим прихожанам. Другими словами, Марджани мог говорить о величии нашей религии на языке общечеловеческих ценностей. И потому он безо всякого сомнения является частью наследия не только мусульман, но и всего многонационального российского народа. Поэтому чалмоносцы, как и все мы, хоть и не всегда до конца понимают идейное послание Марджани, тем не менее, в эти дни ставят лайки под его фото вполне справедливо. «Тот факт, что из среды „людей с чалмой“, – подтрунивал Хадис Атласи, – ставших причиной разрушения когда-то потрясшего весь мир своим величием и мощью ислама, появился такой великий человек, должно быть, радует всех, носящих чалму».

Рустам Батров
 
По теме
РЕКТОР РИИ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ ВО ВСТРЕЧЕ С ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМ - Российский исламский институт Накануне вечером состоялась встреча Президента Российской Федерации Владимира Путина с муфтиями Централизованных религиозных организаций России и руководителями Болгарской исламской академии.
25.01.2018
 
 
Более ста мусульман Набережных Челнов получили приглашение от ДУМ РТ на VI республиканский ифтар Во время священного месяца Рамазан местом для массового вечера разговения стала Казанская академия тенниса.
27.05.2018
 
Глава банка «Ак Барс» Валерий Сорокин удостоен епархиальной награды - Казанская Епархия 25 мая 2018 года в здании Казанского епархиального управления состоялась встреча митрополита Казанского и Татарстанского Феофана с председателем Совета директоров банка ПАО «Ак Барс» Валерием Сорокиным.
27.05.2018
В канун праздника Троицы митрополит Феофан совершил всенощное бдение в Духосошественском храме Казани - Казанская Епархия 26 мая 2018 года, в канун праздника Святой Троицы , митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в храме Сошествия Святого Духа города Казани .
27.05.2018
Челнинец, протаранивший возле мэрии три машины, госпитализирован - Челнинские Известия В Набережных Челнах произошло массовое ДТП Фото "Челнинским известиям" предоставил Арсений Калмыков   Вчера возле мэрии, напротив дома 17/01, водитель автомобиля «Форд» протаранил три машины,
27.05.2018 Челнинские Известия
Он пытался попасть в свою квартиру Вчера, около 16 часов, молодой мужчина упал со 2-го этажа и получил черепно-мозговую травму, ушибы.
27.05.2018 Челнинские Известия
Женщину в итоге увезли в Республиканскую клиническую больницу Казани. - Комсомольская правда Казань Одной из пассажирок на борту авиалайнера стало плохо, потребовалась помощь медиков Олег ЛУГОВОЙ В 4.58 в международном аэропорту «Казань» совершил экстренную посадку самолет летевший из Чебоксар в Анталию.
27.05.2018 Комсомольская правда Казань
Пострадали находившиеся в легковушке молодые люди В Мамадышском районе в кювет перевернулась «Гранта» из Башкирии, сообщили ИА «Татар-информ» в пресс-службе ГУ МЧС России по РТ.
27.05.2018 Челнинские Известия
Троица — День рождения Церкви - Свято-Вознесенское Архиерейское подворье На пятидесятый день после Пасхи Церковь отмечает День Святой Троицы. Как преображается убранство храмов в этот праздник!
26.05.2018 Свято-Вознесенское Архиерейское подворье
Троицкое поминовение усопших - Свято-Вознесенское Архиерейское подворье В Свято-Вознесенском соборе Набережных Челнов состоялись богослужения Троицкой родительской субботы — одного из дней, когда православные христиане особенно усердно,
26.05.2018 Свято-Вознесенское Архиерейское подворье
В канун праздника Троицы митрополит Феофан совершил всенощное бдение в Духосошественском храме Казани - Казанская Епархия 26 мая 2018 года, в канун праздника Святой Троицы , митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в храме Сошествия Святого Духа города Казани .
27.05.2018 Казанская Епархия
Более ста мусульман Набережных Челнов получили приглашение от ДУМ РТ на VI республиканский ифтар Во время священного месяца Рамазан местом для массового вечера разговения стала Казанская академия тенниса.
27.05.2018 Челнинские Известия
Реставраторы считают, что картину можно будет восстановить без потерь [видео] «Ивану Грозному» повезло — считают эксперты.
27.05.2018 Комсомольская правда Казань
Счет в серии сравнялся - БК Уникс Казань Отметим, что сегодня в строй УНИКСа вернулись не доигравший первую встречу из-за аллергии Морис Ндур, и не игравший Джамар Смит, оба сыграли за гостей во втором матче четвертьфинальной серии с «Нижним Новгородом».
26.05.2018 БК Уникс Казань
Продолжение в Нижнем - БК Уникс Казань По воле свежеиспеченного регламента второй и третий матч ¼ финала Единой лиги ВТБ УНИКС проведет в Нижнем Новгороде.
25.05.2018 БК Уникс Казань
Аэроклуб «Мензелинск» готовится поднять в небо самолет с парашютистами, но спортсменов-любителей среди них стало меньше Завтра, в понедельник, аэроклуб «Мензелинск» готовится поднять в небо самолет с парашютистами.
27.05.2018 Челнинские Известия
Президент России рассказал, почему санкции губят мировую экономику, что ждет Иран и кто выиграет чемпионат мира по футболу Дмитрий СМИРНОВ dimsmirnov175 @dimsmirnov175 Гостями главного пленарного заседания ПМЭФ в ныне
25.05.2018 Комсомольская правда Казань
000 - Республика Татарстан     24 мая на очередном заседании Госсовета по степени эмоциональности и социальной значимости между собой спорили два вопроса повестки дня: материальный и духовно-нравственный.
24.05.2018 Республика Татарстан
Внимание! В период с 28 мая 8.00 по 29 мая 18.00 будут отключены телефоны ГАУЗ «РЦПБ СПИД и ИЗ МЗ РТ» в связи с проведением технических работ.
25.05.2018 Центр СПИД